«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

30 апреля 2007 года

Богородский атлас

«Весёлые промыслы» гуслицкого края

Сергей Михайлов. Краевед. Москва

Гуслицы — самобытный старообрядческий край на востоке Подмосковья, ныне почти полностью входящий в состав Орехово-Зуевского района. Своё название местность получила от древней волости Гуслица, существовавшей со времен Ивана Калиты. Прежде эти земли, глухие, с труднопроходимыми лесами и болотами, находились в дальнем юго- восточном углу Богородского уезда. Рядом был стык границ трёх губерний — Московской, Рязанской и Владимирской.

Место было идеальным для укрывавшихся здесь разбойников. Гуслицы и их население быстро приобрели славу «весёлого» края. Здесь были развиты разбой, конокрадство, так называемая збирка (сбор на погорелое), но особенно было известно гуслицкое фальшивомонетничество. В сознании людей XIX - начала XX вв. Гуслицы и населявшие их гусляки неразрывно были связаны с чем-то тёмным и нечестным. Криминальные промыслы прочно вошли в быт жителей, поэтому изготовление фальшивых денег, «збирку» и другие дела всегда считали неотъемлемой частью гуслицкой бытовой культуры и колорита.

Гуслицкие разбойники легко нашли общий язык со староверами, также поставленными по ту сторону закона. Возникает вопрос: каким же образом старообрядцы, которые всегда считались в России эталоном порядочности, трезвости и других добродетелей, смогли освоить криминальные промыслы, как это случилось в Гуслицах? Как же старообрядцы-гусляки в глазах жителей других регионов, в первую очередь соседних, превратились в «людей без совести и чести»? Ответ здесь прежде всего следует искать в политике государство по отношению к староверчеству. Оказавшись по ту сторону закона местные старообрядцы в таком удобном для криминала крае вблизи Москвы, не смогли не найти общий язык с теми, кто так же, как и они, в глазах царского правосудия считался преступником. Следует также учесть и неблагоприятные климатические условия Гуслиц — болота, леса, песчаные почвы. Вот и приходилось гуслякам выкручиваться. Получалось это у них неплохо — гуслицкие деревни поражали своей зажиточностью, опрятностью и, невзирая на скудные почвы, большими размерами. В крае было много фабрикантов, которые, разбогатев, помогали выйти в люди и остальным. Основные центры края — сёла Рудня и Ильинский Погост (бывшие Гуслицы), где регулярно проводились ярмарки и базары, по словам современников, более походили на уездные города, нежели на сельские населённые пункты.

По одной из версий, промыслу фальшивых денег в Гуслицах уже почти шесть с половиной веков. Местный краевед Устинья Григорьевна Андреянова рассказывает, что ещё при Дмитрии Донском в Гуслицкую волость был выслан за подделку серебряной монеты Андрей Жеребцов. От него по преданию по шла деревня Андреево, которая, несколько веков спустя слившись с соседней деревней Чанниково, образовала слободу Абрамовка. По другой же версии, более распространенной, делать фальшивые деньги в Гуслицах стали в самом начале XIX столетия. В 1812 г. Наполеон привёз в Россию станки для печатания фальшивых русских ассигнаций. После его изгнания они попали в надёжные руки гусляков. С этого момента за краем закрепляется слава центра по производству фальшивых денег всероссийского масштаба. О монетном промысле гусляков писали Мельников-Печёрский, Владимир Гиляровский, неоднократно бывавший в крае в качестве корреспондента «Московского листка», А. Перегудов и другие авторы. Много материалов о гуслицких фальшивках есть в прессе того времени.

Поскольку среди гусляков было немало талантливых литейщиков, иконописцев, то изготавливать матрицы и формы им было несложно. Может показаться кощунственным, но часто случалось, что деньги — монеты и купюры — делали те же люди, которые писали иконы и лили образки. По данным газеты «Московский листок», всплески активности фальшивомонетчиков приходились на периоды кризисов, когда ткацкая промышленность в крае, кормившая население гуслицких деревень, останавливалась и надо было как-то выживать. В этой же газете можно встретить упоминание о случаях, когда «народные умельцы» на купонах и купюрах путали местами цифры, но всё равно подделки были настолько хорошего качества, что шли «на ура» у перекупщиков.

До революции монетный промысел здесь, в Гуслицах, входил в общероссийскую систему изготовления и сбыта фальшивок. «Специалист» изготавливал их на месте. Затем к нему приезжал перекупщик, который закупал партию на вес. Он, разумеется, знал, что деньги фальшивые. Партия им перевозилась в Нижний Новгород или какой-либо другой крупный город, где перепродавалась следующему лицу, которое также было в курсе относительно «подлинности» денег. Тот перекупщик вёз деньги дальше. В конце концов они оказывались где-нибудь в Сибири и на них закупалась пушнина либо другой товар. Некоторые гуслицкие монетчики сами старались сбыть произведения трудов своего «промысла» в соседнем городе или Москве, но это было небезопасно, так как и полиция, и простые обыватели были в курсе «специфики» «гусляцких» денег. Такие мастера частенько попадались, о чём постоянно писал «Московский листок». Рассказывают, что в том месте, где на государственных банкнотах указывалось, что подделка казначейских билетов преследуется по закону, бывало, гуслицкие умельцы писали «Наши не хуже ваших» и тому подобное.

Промысел продолжался и после революции. В 1930-х годах очень любили «рисовать» сторублёвые банкноты, которые отличались отменным качеством и их очень трудно было отличить от настоящих. Рассказывают, что еще в 1960-х были живы люди, без особого труда подделывавшие банкноты, билеты на поезд или самолёт и даже билеты в Большой театр. Самое интересное, что по этим билетам проходили без особого труда. В некоторых деревнях ещё и сейчас можно встретить старожилов, которые могут много рассказать о том, как раньше подделывали деньги, поведают немало курьёзных случаев из жизни фальшивомонетчиков.

Умение изготавливать подделки очень пригодилось также и во втором по известности «гусляцком» промысле — так называемой збирке. На погорелое собирали не только в Гуслицах, этим грешили жители многих уездов, расположенных недалеко от Москвы. В свободное от полевых работ время крестьяне шли в Первопрестольную, где, прикинувшись погорельцами, собирали милостыню.

Гусляки, а особенно жители Гуслицкого Захода (местность на северо-западе Гуслиц), также любили с пользой навестить Москву. Но в отличие от других сборщиков гусляки хаживали за подаяниями и в другие губернии, особенно южные. Промысел приносил немалый доход. В одной из деревень старожилы даже вспомнили поговорку: «Кто не збирун — тот не живёт». Некоторые из «збирунов» наживали этим промыслом такое состояние, что становились фабрикантами. Известно, что «на промысел» в южные губернии ходил в юности основатель одной из известнейших гуслицких купеческих династий Гущиных. Для большей наглядности «збируны» брали с собой так называемые викторки и малашки — фальшивые свидетельства «на погорелое» и виды на жительство. Их за определенную мзду в большом количестве выпускали местные умельцы. Помимо свидетельств на погорелое, они «рисовали» и сборные листы на ремонт несуществующих храмов. Не всегда эти документы были написаны грамотно. Газета «Богородская речь» приводила некоторые примеры написания названий храмов, на которые собирали «збируны»; «Христорождественская Рождества Христова Церковь» и «Крестовоздвиженская — Креста Господня». Однако это не мешало возвращаться домой с приличной суммой.

В случае обнаружения подлога и преследования полицией сборщик старался избавиться от документа как от улики. Иногда приходилось «викторку» даже съедать.

Как и многие другие представители отходничества, заходские гусляки имели и свой «тайный» язык. Он именовался «масойским» или «масоцким» (от слова «мас» — «я»). Его также называли «воровским», поскольку нужен он был далеко не для честных дел и общений. «Збирка» практиковалась в некоторых гуслицких селениях ещё в 1950-х годах.

Ну и конечно же Гуслицы славились как край разбойничий. Именно из Гуслиц, а вернее из заходской деревни Барская, был родом известный разбойник второй половины XIX столетия Василий Чуркин, о котором писал Гиляровский, а главный редактор «Московского листка» Н. И. Пастухов даже написал роман в четырёх частях. Несмотря на нападки современников, что это произведение — сплошь выдумка, многие события в нём подтверждаются архивными документами. В Барской и соседних деревнях до сих пор можно услышать немало рассказов о его подвигах. Много помнят и о последователях Чуркина, шайки которых промышляли в крае еще в 1920-30-х годах. Очень часто рассказы о разбойниках напоминают легенды о Робин Гуде — в Гуслицах представителей этой романтической и опасной «профессии» любили. Тем более что грабили они преимущественно проезжавших по большим дорогам. С местных богачей только взимали регулярную дань. А бедных они вообще не трогали и даже могли помочь нуждающимся. Ну как таких не любить?!

К разбойному «промыслу» тесно примыкает конокрадство, боле всего также развитое в Заходе. Вообще Заход в XIX столетии современники называли «положительно разбойничьей стороной», поскольку там как нигде были развиты абсолютно все криминальные промыслы Гуслицкого края. Про местных конокрадов рассказывали, что они шли в церковь молиться и брали с собой уздечку: а вдруг лошадь по дороге попадётся.

Как правило, когда мы говорим о народных промыслах, то речь идет об исконных традициях разных местностей России и других земель, бережном сохранении важных элементов материальной культуры. Сразу представляются чудные изделия из дерева, ткани, глины, других материалов. Почти ни у кого не возникает вопроса: а надо ли это сохранять? Всем понятно, что в этих вроде бы простых свистульках, платках, других поделках кроется душа народа. Но были на Руси и такие промыслы, которые всё же лучше не возрождать. Таковы и лихие промыслы края Гуслицкого, который расположен в пределах ста километров от Москвы, в южной части
Орехово-Зуевского района.

 

Конечно, не все гусляки были разбойниками и фальшивомонетчиками. Нельзя также по Гуслицам судить и обо всём старообрядчестве — Гуслицы здесь исключение. И изготовление фальшивых денег, и збирка, и разбой давно уже ушли в прошлое. О них ныне могут вспомнить только старожилы и поведать свидетельства современников в старых книгах и газетах. Но история и культура нашей страны имеет и такие страницы, такие эпизоды. Чтобы хорошо знать свой край, нельзя отмахиваться от них, делать вид, что всё прошлое — одна сплошная благочестивая сказка. Да, были и «весёлые» промыслы, но пусть они останутся в прошлом.

Обложка романа Н.И. Пастхова

Народное творчество . №6. 2005. Стр. 60-61

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.