Керамические алтари в храмах Подмосковья
Н. А. Александрович, Е. В. Вараксина.
В конце XIX века в России возник интерес к фабричному производству архитектурной керамики и самым крупным ее производителем становится товарищество М. С. Кузнецова.
В 1899 году в Москве был издан "Каталог майоликовых каминов, печей, печных изразцов, плиток для облицовки стен, иконостасов и киотов товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова" и изразец за № 31 этого каталога, использованный в оформлении домашнего киота, представлен на фото.
В 1900 году в Париже состоялась грандиозная промышленная выставка, подводившая итоги XIX века, на которой была широко представлена русская керамическая промышленность и художественные промыслы, размещенные в нескольких павильонах. Организацией экспозиции кустарного павильона русского отдела выставки занимался Савва Иванович Мамонтов, перед этим только что освобожденный из тюрьмы, так как был признан судом невиновным в предъявленном ему обвинени и о растрате средств акционеров.
Кустарный павильон, представлявший ансамбль отдель н ых деревянных построек в русском стиле, соединенных между собой переходами, был построен по проекту К. Коровина и И. Бондаренко.
Керамические изделия мастерской «Абрамцево» были выполнены с использованием технологии восстановительного обжига, открытой русскими мастерами, когда на готовом изделии металлы образуют причудливую игру сверкающих люстр на перламутрово-дымчатом фоне.
М. А. Врубель, представивший 4 камина, маску льва и скульптурные сюиты на темы русских сказок и былин «Снегурочка» и «Садко», был удостоен золотой медали выставки. Существует легенда, что камины были приобретены для награждения французских академиков, местонахождение их в настоящее время не прослеживается.
С. И. Мамонтов был удостоен золотой медали, как «экспонент» майоликовых изделий.
Для керамических изделий товарищества М. С. Кузнецова был выстроен отдельный павильон. Известно, что архитектором этого пав и льона был Ф. О. Шехтель, и он же, по нашему мнению, является автором дизайна керамического торшера, установленного в интерьере павильона.
Ваза, служившая основанием торшера, в настоящее время экспонируется в музее Конаковского фаянсового завода, на вазе сидел павлин, а плафоны светильников были выполнены в виде граненых главок. В пользу авторства Ф. О. Шехтеля говорит и стилистический анализ: перед этим он оформил керамическими декоративными изделиями особняк М. С. Кузнецова на Мещанской улице в Москве. Фрагменты камина из этого особняка также с изображением павлина сохранились и находятся в Государственном Историческом музее. Техника, использованная в этом изделии, напоминает русские ювелирные перегородчатые эмали. Вернувшись из Парижа в Москву Ф. Шехтель создает свои великолепные мраморные лестницы для типографии Левинсона и особняка Степана Рябушинского, в котором один из светильников выполнен в форме черепахи на волне. Эти выдающиеся образцы применения в архитек т уре природных форм не имеют прототипов в архитектуре, но их созданию способствовал и впечатления навеянные от выставки, на которой в экспонатах изделий из стекла фирмы Галле были применены наплывы, струящиеся и текучие формы.
Среди изделий товарищества М. С. Кузнецова на выставке был представлен керамический алтарь с отделкой высококачественными глазурями и позолотой.
Алтарь был куплен русским генералом Ивайловским и установлен в православном храме чешского курорта Марианска Лазна (Марьин Бад) в память излечения здесь, на источниках минеральных вод жены генерала. Алтарь сохранился и в настоящее время находится в том же храме. За участие в выставке товарищество получило высшую награду, а М. С. Кузнецов - орден Почетного легиона от французского правительства.
Участвовавший в выставке Петербургский императорский фарфоровый завод наград не получил.
В большинстве случаев до настоящего времени керамические алтари фирмы Кузнецова не сохранились. Например в музее города Королева экспонированы осколки золоченого керамического алтаря.
Полностью сохранился керамический алтарь в храме села Саввино (сейчас микрорайон города Железнодорожный).
Преображенская церковь в селе Саввино построена в 1873 году как приходская по проекту архитектора А. Ветлицкого в стиле ампир, колокольня возведена в 1894 году по проекту А. Яковлева.
В 1905 году церковь перестроена арх. Н. Потаповым, который дополнил ее декором в русском стиле.
Перестройка произведена на пожертвования Елисея Ивановича Полякова, управляющего бумагопрядильной фабрикой «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» в селе Саввино Богородского уезда Московской губернии. Отец Елисея Иван Кондратьевич Поляков стоял во главе правления товарищества Викулы Морозова в Орехово-Зуево. Он осуществлял строительство церкви старообрядцев поморского согласия в Токмаковом переулке в Москве.
Архитектор этой перкви И.Бондаренко в своих воспоминаниях пишет об Елисее Ивановиче: «Я выполнил отделку его дома, интерьеры были решены просто, и лишь кабинет я сделал в типе русского теремка, с искусственным подшивным Коробовым сводом, с окнами в оправе из слюды, израсчатой печью из брамцевской майолики и большим резным панно с раскраской на тему кораблей
Садко в синем море. Я часто посещал этот дом, где стал находить для себя удобный отдых в субботние вечера и по воскресениям. Кругом был лес, пруд, все виды спорта, тогда входил в моду теннис и увлекались игрой в русские городки». Из воспоминаний не ясно, где находился этот загородный дом, вероятно, близь Архангельского, где Поляковы владели красильной мануфактурой.
После Октябрьской революции Е.И.Поляков работал на этой фабрике главным бухгалтером.
«Елисей начал часто бывать у меня увлекательно рассказывал о своей поездке вокруг света, многим интересовался и проявлял любительское тяготение к искусству». Елисей Иванович был спонсором поэтов А. Белого и А. Блока.
Другом Елисея Ивановича был Н. П. Ануфриев, сын П. И. Ануфриева - председателя «Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
Вероятно, это обстоятельство способствовало тому, что в церкви Саввино в 1906 году был установлен керамический алтарь, выполненный на заводе М. С. Кузнецова в Дулево. Низкая алтарная преграда состоит из 3-х частей. В центральной части иконы расположены в 2 яруса: внизу иконы местного ряда, в верхнем ряду изображения церковных праздников. Боковые части алтаря одноярусные.
Венчают алтарь обелиски и кресты на шаровом основании.
Золоченые растительные орнаменты расположены на эмалевых плоскостях холодных сиреневых и голубых тонов. Алтарь украшают лепные детали в виде пальметт и виноградных листьев, гирьки в виде гроздьев плодов. Динамичная фигурка голубя над царскими вратами символизирует сошествие с небес Святого Духа.
Колебл ю щиеся огни пламени лампады свечей вспыхивают бликами на поверхностях алтаря.
Алтарь прекрасно сохранился несмотря на свой почти столетний возраст.
После 1905 года, когда было принято постановление о свободе вероисповедания, с большим размахом развернулось строительство старообрядческих храмов. В селе Кузнецов е Тверской губернии (в настоящее время город Конаково) на границе с Московской губернией, где был расположен фаянсовый завод М. С. Кузнецова, на его средства был построен старообрядческий храм с керамическим алтарем.
Архитектор храма И.Е.Бондаренко, один из наиболее известных мастеров неорусского стиля, перед этим уже построил в Москве храм старообрядцевпо морцев с иконостасом из мореного дуба и утварью темной бронзы, а также храм старообрядческой общины в Гавриковом переулке с бронзовым иконостасом и бронзовой золоченой утварью.
В своих «Записках художника - архитектора» Бондаренко пишет о работе над керамическим алтарем; «Я давал рисунки деталей (шаблоны) следил за лепкой и давал расцветку, но традиции мастеров были так крепко установлены на рутинном, шаблонном производстве, что ввести новые цвета в окраску не было никакой возможности. Робкое неумение (работать) с новыми формами портило все дело, и, как я ни бился с мастерами, сколько не пережигали муфелей, не смогли получить тех мягких красок и того сокровенного матового золота, чем славились абрамцевские майолики у С. И. Мамонтова. Понять наивность старых форм мастера не смогли и давали ненужную правильность в орнаменте» . Эта церковь разрушена в 20-е годы двадцатого века.
На родине М. С. Кузнецова в селе Новохаритоново Московской губернии к столетию победы над Наполеоном на средства предпринимателей Кузнецовых был построен Георгиевский храм с керамическим алтарем. Сохранились архитектурные чертежи храма, выполненные гражданским инженером Б. Великовским и согласованные строительным отделом Московского Губернского правления со следующим текстом: «Проект рассмотрен и одобрен по протоколу от 7 июня 1912 года за № 267 с тем только, чтобы работы производились с соблюдением надлежащих правил и под надзором техника, получившего на то законные права».
Главный престол храма посвящен Георгию Победоносцу, а престол , расположенный в боковой апсиде Параскеве Пятнице. Шатровый храм выстроен из кирпича с двойной бетонной оболочкой над центральным объемом.
Тип шатрового храма сформировался в России в XVI, XV II веках в результате перевода в камень архитектуры народных деревянных храмов. Корни этой конструкции уходят вглубь веков, еще в дохристианскую эпоху, когда в виде восьмериков, перекрытых шатром со смотровой площадкой на вершине, возводились крепостные башни и маяки, располагавшиеся вдоль сухопутных торговых путей. Этот тип храма особенно хорошо подходил для храмов-памятников в честь знаменательных исторических событий: церковь Вознесения в Коломенском возведена в честь рождения у Василия III Ивана, а девятистолпный храм Покрова на Рву (святого Василия Блаженного) на Красной площади в Москве возведена псковскими зодчими Бармой и Постником как памятник победы Ивана Грозного над Казанским ханством.
Во времена церковных реформ патриарха Никона шатровые храмы были признаны несоответствующими «церковному чину» и их сооружение запрещено с 1653 года, за исключением строительства шатровых колоколен. В Северных окраинах России, где влияние центральной власти было слабее, шатровые храмы продолжали возводить. Вновь интерес к шатровым храмам возник в эпоху историзма, а в период модерна в начале 20 - го века началось переосмысление опыта русской народной архитектуры.
Георгиевскую церковь отличает выразительный силуэт, господствующий над окружающей малоэтажной застройкой, разнообразие и богатство ритмов. На крещатом основании с 2-х частной алтарной частью расположен восьмерик, перекрытый шатром.
Изящная колокольня, вписанная между ветвями креста ассиметрично относи тельно главного входа в храм, отт няет мощь центрального столпа. Два ряда кокошников у основания шатра, очерченные текучей линией модерна, вторят его устремленность ввысь. В тимпане главного входа помещен точечный орнамент, напоминающий первобытный, высеченный на камне. На окнах параболической формы северного фасада установлены решетки с церковной символикой. см. фото.
Сдержанное применение орнамента, черно-белая цветовая гамма выявляют суровость облика постройки.
Интересно решен конструктивно сложный переход от креста в плане к восьмерику: между арками, опирающимися на колонны, расположены ступенчатые вставки из сегментов колец.
Керамический алтарь храма в настоящее время утрачен, но представить, как он выглядел возможно: согласно устному преданию он был повторением алтаря экспонированного на Парижской выставке 1900 года.
В создании алтаря принимали участие гжельские гончары Дунашевы и Алексеевы.
В краеведческом музее Гжели сохранилось благодарственное письмо прихожан Георгиевской церкви Ивану Емельяновичу (двоюродному брату Матвея Сидоровича Кузнецова) и его жене Татьяне Михайловне Кузнецовым за их вклад и труды по случаю освяшения храма и приюта - богодельни для престарелых и неимущих.
В конце 20-х годов храм был закрыт. Сначала в нем размешалась керосиновая лавка, затем склад.
В 1990 году старообрядческий храм вновь стал действующим, производится его реставрация на средства прихожан и благотворителей.
Россия несколько запоздала с развитием капиталистической промышленности и одной из причин этого было то, что дворянство из своей среды не смогло выдвинуть эффективных руководителей промышленности, лишь частичный успех приносили попытки правительства опираться в развитии промышленности на предпринимателей - иностранцев.
И все же русское общество дало достойный ответ на вызов времени, выдвинув из среды купцов, преимущественно старообрядцев, талантливых предпринимателей. Они находили верное соотношение между материальным и духовным, успешно сочетали производство, конкурентно способное на мировом рынке, несмотря на суровые природные условия России, с заботой о здравоохранении и образовании народа, способствовали созданию выдающихся произведений искусства и архитектуры, жертвовали на церковь.
Информация не публиковавшаяся ранее, изложенная в данной статье.
1. На основании стилистического анализа и сопоставления исторических фактов высказываем гипотезу об авторстве Ф. Шехтеля дизайна торшера «Павлин».
2. Рассказываем о генерале Ивайловском, установившим керамический алтарь в православном храме Чешского курорта Марианска Лазна.
3. Приводим воспоминания об Елисее Ивановиче Полякове, на пожертвования которого сооружен керамический алтарь в Саввино.
4. Впервые в печати называем имя архитектора старообрядческого храма Св. Георгия в Новохаритоново.
Фото авторов
Поделитесь с друзьями