«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

22 марта 2008 года

Богородские староверы

Икона Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь

 

Икона Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь. Гуслицы. Конец XIX в. Из Покровского собора на Рогожском кладбище

Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь. Гуслицы. Конец XIX в. Из Покровского собора на Рогожском кладбище

Дерево, левкас, темпера. 11,3х10,7 см.

Происходит из семьи егорьевских купцов-старообрядцев Кутаковых, затем — в собрании егорьевского коллекционера Г.Г. Юдина. В марте 1971 г. передана собирателем в Покровский собор.

На иконе представлены выдающиеся деятели старообрядческой церкви. В центре, фронтально — протопоп Аввакум, который правой рукой, в жесте благословения, держит крест, а левой — развернутый свиток и книгу. По сторонам от него стоят диакон Феодор с кадилом в правой руке и ладаницей в левой и инок Епифаний, благословляющий правой рукой, с книгой в левой руке, покрытой мантией. По краям, на одном пространственном плане с протопопом Аввакумом, в более сильном повороте к нему — Павел епископ Коломенский и иерей Лазарь, оба с крестом в благословляющей деснице и книгой в левой руке. Вверху, в клубящихся серых облаках — полуфигура благословляющего Христа. Фон и нимбы — золотые. Небеса над Христом очерчены полукругом с цированными лучами. На полях — цированный орнамент. На одеяниях моделировка исполнена твореным золотом. Личное письмо с сильно выбеленным охрением и подрумянками. На обороте иконы, в рамке арочной формы — надпись полууставом: «Даждь намъ / Б(о)же Отче и С(ы)не единородный / Ис(у)се Хр(и)сте и С(вя)тыи Д(у)ше, подвигомъ / добрымъ подвизатися и течение доко/нчати и веру соблюдати и венецъ / oт вседержительныя ти руки прияти. / И по многихъ мученияхъ / изгнании и заточении въ Пустоозерскомъ / остроге и паки второе языки отрезаша / священномученику Лазарю и Епифанию отцу / и с(вя)щеннодиякону Феодору страдальцу и / исповеднику и руки имъ отсекли: Лазарю / по завой, Епифанию и Феодору персты отсекоша. / И паки глаголали и слово Б(о)жие исповедали. / И о истинней вере православной многь на/родъ божественнымъ писаниемъ утвердиша и / проповедаша. Нечестивыхъ же и отступниковъ / и еретиковъ в конецъ обличиша. Последи же / со отцемъ Аввакумомъ протопопомъ постра/даша от нeчестивыхъ еретиковъ никониянъ, / огню предани быша. И тако скончашася о Христе / И(су)се Г(оспо)де нашемъ, ему же слава во веки. Аминь». Ниже приписка скорописью: «См. материялы для истории раскола Субботина». Данную приписку следует, видимо, рассматривать как общую отсылку к известному изданию (Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н.И. Субботина. М., 1875—1895. 9 т.), а не как указание на конкретный источник текста. Рисунок фигур, трактовка условного объема, формы орнамента и краски иконы свидетельствуют о том, что она возникла в конце XIX в.

 

Источник: http://kotlovka.ru/pgalery/thumbnails.php?album=72&page=12

 

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.