«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

7 июля 2005 года

Аннотации Богородские староверы

К выходу книги Е. М. Юхименко «Старообрядческий центр за Рогожскою Застовою»

Е. Маслов. Богородск-Ногинск

Е. М. Юхименко «Старообрядческий центр за Рогожскою Застовою» (М. 2005. – 240 с., ил.)

 

Над историей старообрядчества и историей, собственно, старообрядческого центра на Рогожке в настоящее время работают многие профессиональные историки и краеведы-исследователи. Наш краевед Михаил Сергеевич Дроздов, например, по-праву признается одним из открывателей морозовской темы, исследователей рогожских архивов. С тем большим интересом и благодарностью был воспринят опубликованный труд Елены Михайловны Юхименко. Можно, конечно, говорить о том, что многое из истории центра осталось как бы «за бортом». Хотелось бы - и уже сейчас, разобраться, например, в перипетиях рогожского некрополя с его многочисленными утерями. Но, надо отдать должное автору - эта книга, чуть ли не единственная за многие годы советской и постсоветской истории Рогожского кладбища, раскрывает многие, доселе неизвестные, страницы старообрядческой жизни.

В книге отдана дань памяти Виктору Евсеевичу Макарову – автору едва ли не первой «Истории Рогожского кладбища». Макаров преподавал в фабричном училище при Глуховской мануфактуре, являлся соредактором журнала «Русская мысль».

В книге подробно освещена обширная деятельность Арсения Ивановича Морозова в Рогожской общине. Подчеркнута знакомая нам, богородским исследователям, его главная черта характера – «смотреть на все пристальным хозяйским взглядом». За что особая благодарность автору.

Автор в примечаниях дает довольно подробные биографические данные многих деятелей общины. В частности, нас всегда интересовала судьба П. Н. Никифорова. В Богородск два брата – Петр и Елезвой Никифоровы переехали из г. Горбатова, скорее всего, в 1903 году. Петр Николаевич, прослужив священником в моленных, а затем в храмах фабрики Богородско-Глуховской мануфактуры с 1903 по 1910 годы, был переведен на Рогожское кладбище, где в полной мере проявилась его другая сторона духовной жизни – забота о сохранения исторического наследия, коллекционирование, собирательство старых книг и икон. Его брат – Елезвой Николаевич был избран в священники Богородской старообрядческой общины уже после 1906 года. Его потомки живут в Ногинске. Рассказывали, что в его деревянном доме на Нижегородской улице в мансарде была моленная с бетонным полом, благодаря которому на улице не было ничего слышно во время многочисленных молений.

Благодаря автору у нас расширились знания о старообрядческих священниках, выходцах из Богородского уезда – Иване Ефимовиче Хрусталеве, крестьянине д. Устьяново; Елисее Григорьевиче Григорьеве, крестьянине д. Авсюнино; Прокопии Георгиевиче Сорокине, крестьянине д. Нареевой; Елисее Тимофеевиче Мелехине, крестьянине д. Яковлевской; Варфоломее Филипповиче Шиголине, крестьянине д. Беливо.

В новом свете предстает в книге миссионер иеромонах Парфений, в 1850-е годы строитель Николо-Берлюковского монастыря, позже строитель миссионерского Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. Мы его мало, надо сказать, знали как строителя монастырей, но нам импонировала его писательская слава. Особенно учитывалась увлеченность Парфением Федора Михайловича Достоевского. И вот в книге Парфений предстает доносчиком, чья «прямая клевета» с призывом к «благочестивейшему государю императору» «скоро выбить ядовитые их зубы» послужила для власти, несмотря на последующий отказ Парфения от своей клеветы, основанием для опечатания алтарей Рогожской общины на 50 лет – духовной трагедии для тысяч верующих.

Остается пожелать Елене Михайловне дальнейшей плодотворной работы и новых книг, которые мы будет ждать с неослабным интересом.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.