НГ-религии (приложение к «Независимой газете»). 16.03.16
Статья не о микрорайоне в Ногинске, который так и называется, и о котором знает всякий прохожий, а о старообрядчестве... Если Вы зададите о старообрядцах вопрос жителю – коренному, конечно же, то он, возможно, вспомнит, что такое было когда-то и укажет, скорее всего, на Арсения Ивановича Морозова. Но это на самом дне памяти и далеко не у каждого. Хотя старообрядцы в городе есть, их мало и становится всё меньше. Есть старообрядческая община, но без храма, без священника, она, как стадо без пастуха – разбрелась по подмосковным храмам. Уж много лет община периодически напоминает власти – отдайте нам хоть остатки старообрядческого храма на Нижегородской площади. Но власть в свое время подвергла его скоротечной приватизации, у здания бывшего храма есть хозяин. И хозяина можно понять – у него на первом плане прибыль, дивиденды в наследство внукам и правнукам. А для власти старообрядцы ни к чему. Православным священникам тоже делиться требами не особенно хочется…
Вот в июне намечается, как указывается в публикуемой заметке, всероссийская конференция, в заголовке которой есть слова «Власть и общество»… Страшно больная тема и не подумайте, что она стала столь больной только в наше время. Почитайте на нашем сайте в рубрике «Власть и общество» о взаимоотношениях старообрядчества, власти и, соответственно, «правящей церкви», во времена царские – на эти времена приходится, как ни странно, время расцвета и полнокровной жизни староверов… Их взаимные отношения сегодня не лучше, но это, опять же странно, не укрепляет староверие, не сплачивает его адептов, не расширяет его ряды, как это было все годы настоящих и, подчас, кровавых гонений… Что-то не так… Может быть конференция поможет нам разобраться в этой коллизии, если только она не утонет в засушенном наукообразии и фольклористике…
Е.М.
Живые и мертвые
Д. Урушев
Услышит ли современное общество голос староверов?
Об авторе: Дмитрий Александрович Урушев – историк, член Союза журналистов России.
Без преувеличения можно сказать, что 3 марта с.г. в Москве произошло историческое событие – в Доме национальностей состоялся круглый стол «Актуальные проблемы старообрядчества». Почему историческое?
В конце XVII столетия, спустя полвека после начала раскола Русской церкви, произошел раскол и в самом старообрядчестве. Оно разделилось на два течения – поповство и беспоповство. В XVIII столетии эти течения разделились на более мелкие направления – согласия и толки. Одни согласия в конце концов далеко отошли от православия и превратились в настоящие секты. Другие же остались верны духу Византии и Московии, сохранив все лучшее, что было в Русской церкви до раскола.
Но не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев.
Другие согласия прискорбно умалились. Впрочем, умаление коснулось всего старообрядчества. Если в начале ХХ века чуть ли не треть великорусов была староверами, то сейчас по самым оптимистическим оценкам в республиках бывшего Советского Союза проживает 1,5–2 млн старообрядцев.
Староверы разных согласий всегда с подозрением относились не только к никонианам – членам господствующей Церкви, но и друг к другу. Во всяком инаковерующем видели еретика. Поэтому, конечно, не существовало никаких деятельных сношений не только между старообрядцами и никонианами, но и между староверами из разных общин.
Положение несколько изменилось в начале ХХ века. К этому времени относятся немногочисленные примеры взаимопомощи согласий. Но все это было прекращено в 1917 году Октябрьской революцией. И вот впервые за 300 лет старообрядцы собрались в Москве для обсуждения возможного сотрудничества.
Собрались не от хорошей жизни. Староверов мало, они разделены, им сложно находить общий язык с государством и Русской православной церковью (РПЦ), которая снова заняла господствующее положение в России. Между тем старообрядцы часто страдают от несправедливости или равнодушия современного общества.
Например, церкви, отобранные при советской власти, не возвращаются верующим. Иконы, украденные из староверческих храмов и обнаруженные полицией, передаются в храмы РПЦ или в музеи. Все это беспокоит старообрядцев. Для обсуждения этих вопросов они и собрались.
За круглым столом можно было увидеть представителей трех крупнейших согласий – Русской православной старообрядческой церкви, Русской древлеправославной церкви и Древлеправославной поморской церкви. Представительство было самое высокое – московский митрополит Корнилий (Титов), древлеправославный патриарх Александр (Калинин) и поморский духовный наставник Олег Розанов.
Пока неясно, каковы будут плоды этого совещания и будут ли они вообще. Участники круглого стола приняли благонамеренную резолюцию и договорились о проведении в июне с.г. международной конференции «Старообрядчество, власть и общество в современном мире». Итоги скромные, но все равно – событие произошло поистине историческое. Никогда еще главы староверческих согласий не собирались вместе для обсуждения насущных вопросов.
К сожалению, за круглым столом нередко звучали слова «музей», «иконы», «одежда». Похоже, некоторые старообрядцы воспринимают сами себя не как «живую Древнюю Русь», а как ветхий памятник истории и культуры, нуждающийся в постоянной заботе музейных работников.
Но если ты сам так думаешь о себе, то не обижайся, если и другие видят в тебе только памятник старины, занятный, но, в общем-то, пыльный и ненужный.
Наше общество имеет такое же представление о старообрядчестве, какое обыватель имеет об американских индейцах. Краснокожие живут в вигвамах, ходят в орлиных перьях, охотятся с томагавками на бизонов и снимают скальпы с бледнолицых. Но этому представлению 200–300 лет!
Так и со староверами. В лучшем случае их знают только как хранителей наследия Древней Руси. Они любопытны современному обществу лишь в качестве музейных диковинок – старинные иконы, знаменное пение, народная одежда и прочая прадедовская древность, если не сказать грубее, антиквариат.
Никому не интересны старообрядческие беды и горести. Нынешнее общество не обращает на них внимания или предпочитает делать вид, что не знает о них. Поэтому современный интерес к старообрядчеству справедливо можно назвать мертвым, неживым.
Отсутствием живого интереса объясняется немногочисленность обращений СМИ к старообрядческой теме и своеобразие этих обращений. Какие материалы о староверах привлекают газеты и телевидение? Яркие и красочные, одним словом, праздничные.
Поэтому репортеры и корреспонденты с фотоаппаратами и телекамерами охотно приезжают на московское Рогожское кладбище на праздник Жен-мироносиц. Это и понятно! Под звон колоколов и пение пасхального канона вокруг Покровского собора движется крестный ход: по-старинному выводят певчие в кафтанах и сарафанах, казаки поднимают хоругви, благообразные прихожане несут древние иконы, чинно выступает духовенство в парчовом облачении. Где сегодня еще увидишь такое? Нигде!
Это чудесная находка для газет и телевидения. Может получиться беспроигрышный репортаж с впечатляющими фотографиями и кадрами.
Между тем в головах обывателей варится совершенно несъедобная каша. Старообрядцы представляются какими-то гостями из прошлого, прозябающими на задворках истории. Если учесть, что в последние годы наименование «староверы» приняли современные язычники, каша будет даже ядовитой – Перун, лапти и гусли.
Помню, как в университете меня удивил вопрос однокурсника:
– А это правда, что вы, староверы, не моетесь?
Вот, собственно, и все, что вы хотели узнать о старообрядчестве, но боялись спросить…
Поделитесь с друзьями