«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

11 ноября 2005 года

Пимен

Статья архимандрита Дионисия (Шишигина) «Былое пролетает» о поэтическом наследии Патриарха Пимена из газеты "Православная Москва" N 13-14 (343-344) июль 2005 г. (Архимандрит Дионисий в 1970 - 1985 годах был патриаршим книгодержцем).

О поэтическом наследии Патриарха Пимена

Платон Извеков (будущий Патриарх Пимен). Фото 20-х годов

Поэтическое наследие Патриарха Пимена почти неизвестно сегодняшним читателям и исседователям. вводимые ныне в читательский обиход машинописные копии стихотворных произведений Патриарха (в нашей газете они напечатаны курсивом) хранились ранее в личнх собраниях почитателей и в молитвенной памяти тех, кому они посвящались. из этого собрания лишь несколько стихотворений были опубликованы в книге "Памяти Патриарха Московского и всея Руси Пимена" (М., 2002).

В стихотворных строках нашли отражение воспоминания о двлёких годах детства и юности, события церковной жизни, личные переживания. Удивительная конкретность, определённость, точность отражения виденного сейчас и пережитого ранее, присущая стихотворной лирике Патриарха, превращает его поэтическое наследие в бесценные личные свидетельства для его будущих биографов.

С этих дорогих для нас несколько пожелтевших и обветшавших от времени листочков мы и начинаем наше неторопливое повествование.

ДУХОВНАЯ РОДИНА

Вступление

 

Былое пролетает вихрем предо мною,

И чувства светлые рождаются в груди.

События и лица могучею стеною

Растут пред взором впереди!

 

О детство светлое и юность дорогая!

Вы принемли мне счастья глубину.

Не только в радости, но и страдая,

Я ощущаю в сердце тишину!

 

Привет вам, чудные мои воспоминанья!

Привет, родные сердцу уголки!

Горячей юности желанья,

Друзей духовные полки!

 

Вам посвящаю эти строки,

Пусть каждый знает облик ваш

И извлекает сам уроки,

Забыв навеки злую блажь!

 

А облик тот, святой и добрый,

До самой смерти дорог мне,

Несёт с собою дух он бодрый

И греет чувства в глубине.

 

Когда ж настанет час разлуки,

Душа из тела улетит,

То взявши повесть эту в руки,

Пусть каждый автора простит.

 

И воздохнёт душою чистой

О прегрешениях моих,

Чтобы Господь стезёй лучистой

В сияньи дали серебристой

Ввёл в царство праведных Своих!

 

23.VII.49.

 

В нескольких десятках километров к востоку от Москвы находится город Ногинск (до 1930 года - Богородск) - родина Святейшего Патриарха Пимена. некогда здесь была Ямская слобода, где ямщики меняли лошадей. а путники имели возможность немного отдохнуть по дороге из Москвы в Нижний Новгород и Казань. В 1781 году, при учреждении губений, на месте слободы был образован уездный город Богородск.

К 1910 году, времени рождения будущего четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, население города насчитывало 15,5 тысяч человек. Почти на тысячу деревянных домов лишь восемдесят каменных. да сотни три смешанной постройки. В небольшом городке было три больницы. несколько благотворительных учреждений и типография, где печаталась городская газета. город славился торговлей, кустарным и текстильным производством.

 

В ГОРОДЕ

Богородск

 

Близ города Москвы на шоссейной дороге,

Где на "Нижний" идут ходоки,

Растянулся весь в зелени город

Вдоль обрывистой клязьмы реки.

 

В летний день много тени и влаги,

А зимой белый снежный покров,

Много фабрик ("Морозов", "Елагин")

Средь больших и уютных дворов.

 

И огромных два храма на город,

Красотой и величьем пленя,

Бархатистым "малиновым звоном"

Увлекали к молитве меня.

 

24.VII. 49.

 

В центре города Богородска, на берегу реки Клязьмы возвышался величественный Богоявленский собор - главная святыня и достопримечательность города. Построенный в 1767 году, собор с 1873 года стал кафедральным. Особую выразительность архитектурному облику собора придаёт колокольня: высокая стройная, сооружённая в 20-х годах XIX века в классическом стиле.

Когда-то собор славился своим колоколом, который весил 1250 пудов (20 тонн). Это был самый большой из уездных колоколов России.

В 1938 году Богоявленский собор был закрыт, и в его помещениях устроили фабричный цех. В 1989 году собор возвратили Церкви в руинированном состоянии, и в нём возобновилась богослужебная жизнь. Летом 1991 года собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея руси Алексий II во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеевский монастырь.

Богоявленский собор всегда был архитектурной доминантой города. С его четырёхярусной колокольни можно было обозревать окрестности на многие километры вокруг. Виднелся храм Успения Божией Матери в селе Успенское, выстроенный в 1756 году на средства купца Клюева, чуть дальше - храмы Живоначальной Троицы в Глухове и Балабанове, а в хорошую, ясную погоду можно было разглядеть золотые купола Берлюковской Николаевской пустыни.

 

СОБОР

 

Собор Богородский стоял при реке

У моста большого в прямом тупике,

Белел он на солнце, могучий гигант,

Торжественных служб городской адамант.

 

В соборе викарий московский служил,

И так постоянно он в городе жил,

Своим пребываньев вносил торжество,

И чтили его как само божество.

 

Любил я собор при вечерних огнях.

В кипучую юность, при пасмурных днях,

От ладана запах. мерцанье лампад

Вносило спокойствие в дущу и лад.

 

Крещенью Господню центральный алтарь

Был посвящён от строителей встарь.

Правый "Покровский" - богородицы храм

(Чтили особо Владычицу там).

 

Левый придел утешенья носителю

Был посвящён Николаю святителю.

И этот праздник, что дважды был в год,

С радостью чтил православный народ.

 

Утварь прекрасная ярко сияла,

Слева гробница с мощами стояла,

Много там было святыни частиц,

В небо ведущих златых колесниц.

 

А на высоком соборном амвоне,

На золотом иконостасном фоне,

Над царским входом устроена сень,

Вход охраняет могучая тень.

 

Купол могучий, венчающий своды,

Белый как лебедь - красавец природы,

Солнце лучами играет на нём,

Словно большим обжигает огнём.

 

А с колокольни с малиновым звоном

Что ни посмотришь, то с низким поклоном

Видишь прекрасные храмы вокруг,

Только молись и крестись, милый друг.

 

Клюево - церковь там видна Успенская.

Глухово. Храм святой Троицы там.

За лесом видно село Воскресенское.

Вот и Балобаново - каменный храм.

 

Вот Петропавловский малый погост,

Каменный храм там, красив он и прост.

И Иоанн Богослов влалеке.

Слышится звон иногда на реке.

 

На горизонте, лишь в ясное утро,

Чуть-чуть виднеется точечка будто.

То Бирлюковский большой монастырь,

Зелень кругом да заречный пустырь.

 

На той же улице Нижней, что и Богоявленский собор города Богородска, стоял пятиглавый храм, освящённый в 1857 году знаменитым архипастырем святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, в честь Тихвинского образа Божьей Матери.

В 1876 году построена 3-х ярусная каменная колокольня, а в 1886 году к северу и югу от храма были поставлены два придела: святителя николая Чудотворца - справа (южный) и преподобного Cергия - слева (северный).

Первым освящён был придел во имя святителя Николая Чудотворца в 1893 году 28 ноября епископом Можайским Тихоном в сослужении местного духовенства при громадном стечении молящихся. Но ещё торжественнее было проведено освящение придела во имя преподобного сергия Радонежского, чудотворца, состоявшееся 9 июля 1990 года. Освящение совершено святителем (впоследствии новомучеником) Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским, в сослужении приезжего, городского и окрестного духовенства при протодиаконах Сокольском, Быстрове, и Розове; пел хор Чудовских певчих в красных кафтанах с позументами, среди которых находился артист Большого московского театра Р.П. Петров.

Постройка приделов финансировалась фабрикантами П.Ф. Елагиным и Т.П. Шалаевым. Причём, Елагин украшал Никольский придел, а Шалаев - Сергиевский.

Тихвинский храсм стал представлять собой обширное сооружение, состоящее из объёмов, сильно отличающихся друг от друга в стилевом отношении. Архитектурные детали храма 19 века сочетались с элементами зодчества русской старины 14-17 веков.

Особое внимание в храме сразу привлекали красивые и необычные паникадила. В центральной части главного алтаря висело серебрянное паникадило со свечами, похожее на то, что было в Успенском соборе Кремля.

В Никольском и Сергиевском приделах паникадила были шаробразные, из десятков разноцветных лампад.

Но самым интересным и необычным паникадилом был "крест". В центре храма, в в одну линию с придельными паникадилами, с могучих сводов, покоившихся на четырёх столпах, спускалось величественное паникадило в виде большого четырёхгранного креста.

Составлено паникадило было из квадратных ферм сантиметров в 70-80 и длинной верхних концов по 3 метра, а нижнего - метром пять с половиной. в стороны ферм были вставлены иконы, нарисованные на стекле, и они подсвечивались изнутри, а в стыках икон на ферме со всех сторон были приделаны бра, по четыре лампочки в каждом. всего паникадило несло 272 разноцветных лампадки. Когда в тёмном храме зажигалось это паникадило. то получалось что-то величественное, волшебное.

Это паникадило было изготовлено под руководством михаила карповича Извекова - родителя святейшего Патриарха Пимена.

Храм во имя Тихвинской иконы Божией матери принимал много чудотворных и чтимых икон: Спасителя из Бирлюковской Николаевской пустыни, Иерусалимской Божией Матери из города Бронниц, Кипрской Божией Матери из села Стромоты [так в тексте], преподобных Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры и Саввы Сторожевского из Звенигородского Саввина монастыря.

В храме побывали митрополиты Москвские Филарет, Иоанникий и Владимир, Святейший Патриарх Тихон, викарии московские Игнатий, Алексий, Тихон, Парфений, Сергий и многие другие.

В 1891 году 29 мая храм посетили генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной.

За храмом на восток старое городское кладбище (ныне совршенно разорённое). На кладбишепод тяжёлым мрамором и гранитом, под простыми крестами и камнями нашли вечный покой тысячи именитых и рядовых граждан города Богородска. Здесь и настоятели местных богородских храмов, здесь невдалеке друг от друга старообрядцы, крупнейшие российские абриканты Морозовы и Шибаевы, православные - Елагины, Шалаевы, Куприяновы и другие, здесь же, у сохранившегося до сего дня, выросшего из одного корня многоствольного дерева, покоится прах родительницы Святейшего Патриарха Пимена - Пелагеи Афанасьевны Извековой.

 

В Тихвинской

 

Церковь Божией Матери "Тихвинской"

От личалась богатством внутри.

Васнецовская живопись, стильная

Алтари украшала, все три.

 

С позолотой резные киоты,

Да иконы огромные в них.

Нет кричащего там ни йоты,

В алтаре правом множество книг.

 

Царских врат устроенье особое,

Они сделаны в виде креста.

Привлекает внимание образ

В центре врат "Терноносца Христа".

 

Скорбный лик! Капли пота кровавые

По ланитам Страдальца текут,

И венчают Его они славою.

Всех к подножью Креста нас влекут.

 

Там красивая паникадила

Тоже в форме креста создана,

Её щедрость людей сотворила,

Взор приковывает сразу она.

 

Много сот разноцветных лампадок,

Да орнамент сквозной на стекле

Украшает пространство сквозь складок,

Укреплённый лозой на ребре.

 

Мой отец там живое участие

Принимал в обработке креста.

Для него это было лишь счастье,

Делал он для лампадок места.

 

Белый храм средь кирпичных пртворов,

Украшая собою, стоял,

А вокруг городское кладбище.

Всё красивый забор окаймлял.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.