К истории Николо-Берлюковской пустыни
( по материалам изданий XIX века)
Берлюковская Николаевская мужская пустынь находится в Богородском уезде, на возвышенном берегу реки Вори, в 40 верстах от Москвы. Обитель эта основана около 1777 г. Митрополитом Московским Платоном на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища, или погоста, состоявшего из ветхих деревянных строений. В смутное время самозванцев, в начале XVII века, здесь был только дремучий лес и в нем кладбище окружных деревень. При нашествии Поляков, разорявших иноческие обители, иноки, спасаясь от врагов, искали более уединенных, глухих мест. Один из таких иноков, схииеромонах Варлаам, маститый старец, скрылся в этом диком лесу. Тут же водворились две престарелые монахини, Евдокия и Иулиания, бежавшие из Пречистинского Успенского монастыря и взявшие с собою икону Чудотворца Николая. Варлаам построил для этой иконы сперва деревянную часовню, а потом, с помощью окрестных жителей, и небольшую каменную церковь во имя Святителя Мирликийского. Неизвестно, когда умер и где погребен старец Варлаам. Лес, окружающий эту церковь, получил с того времени название Чернского (здесь и далее выделено автором – ред.). Тут у церкви поселились мало-по-малу, под видом отшельников крестьяне со своим начальным человеком, прозванном в народе Бирюком , или Берлюком , отчего это место и стало слыть под именем Берлюковского монастырища . Потом церковь Св. Николая оставалась долгое время в запустении. В начале XVIII века, вскоре по учреждении Святейшего Синода, Берлюковское монастырище было причислено к угодьям Московского Чудова монастыря. Около 1777 года Митрополит Платон, ревностный возобновитель святых обителей, решил устроить здесь иноческую обитель и для первоначального образования ее прислал игумена Луку, который, однако, по неимении келии, принужден был жить в близлежащей деревне. В следующем году поступил сюда из Перервинского монастыря строителем иеромонах Иоасаф, который, вместе с родным братом своим Николаем, устроил Берлюковскую пустынь; причем ему оказал большую помощь некто Сергей Иванович Смирнов, уволенный из Семеновского полка сержантом: он употребил на постройку церквей и келий большую часть своего достояния.
С тех пор, в продолжение более 50-ти лет, пустынь Берлюковская находилась не в блестящем положении и состояла более из деревянных строений. Но в 1829 году, между древними иконами, чудесно найден здесь образ Спасителя, предаваемого и лобзаемого Иудою Искариотским. Происшедшие от него исцеления привлекли усердствующих богомольцев, которые и ныне стекаются сюда во множестве. С этого времени обитель начала процветать.
При входе в обитель святыми вратами, над которыми устроена церковь во имя Святителя Василия Великого, глазам представляется небольшой одноглавый каменный соборный во имя Св. Троицы с двумя приделами в трапезе – во имя святителя и Чудотворца Николая и Великомученика Мины, воздвигнутый строителем Иоасафом и освященный в 1786 году Митрополитом Платоном. Здесь находится чудотворный образ Христа Спасителя «Лобзание Иуды».
Над гробом строителя Иоасафа, погребенного против северной стены Троицкого собора, им построенного, начертана следующая эпитафия, сочиненная, по преданию, Митрополитом Платоном:
Здесь погребен Иоасаф строитель:
Он первый обновил обитель,
Иль мало то сказать, что он ее возобновил, -
А всю из мертвых воскресил;
Ограды не было, строенья никакого;-
Он все то сделал сам;
Лишь церковь ветхая одна была,
И та репейником с крапивой заросла;
Но он устроил все и иноков собрал.
И их духовным с Богом браком сочетал.
Итак хоть умер он, но память есть нетленна,
Душа ж в обители небесны преселенна.
О Боже! Там его Ты душу упокой,
А нас благослови, чтоб был другой такой.
Скончался 1794 года, месяца Априлия 6 дня.
Влево от святых ворот возвышается обширный и великолепный храм, каменный, о 5-ти главах, во имя Христа Спасителя, чудотворного образа Его «Лобзание Иуды», однопрестольный, построенный в виде четвероконечного креста. Он освящен в 1847 году Митрополитов Филаретом. В храме Спасителя богослужение совершается в продолжение весны, лета и половины осени: зимой же служат в теплом соборе Святой Троицы.
В корпусе настоятельском устроена больничная церковь во имя Всех Святых – небольшая, но весьма изящная, с хорами для престарелой и больной братии, помещающейся в келиях подле церкви. В ней замечателен иконостас, весь резной и вызолоченный по тюлю.
За каменной монастырской оградой в сосновой роще воздвигнута небольшая церковь с колокольней, деревянная, снаружи и внутри оштукатуренная, во имя Божией матери Казанской иконы Ее. Церковь эта перенесена сюда, по желанию митрополита Платона, из села Топоркова, за 7 верст от обители. Она замечательна тем, что в ней был крещен блаженной памяти митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил. Против западной стены Казанской церкви покоится прах схимонаха Макария, отличавшегося святою, подвижническою жизнию и необыкновенным трудолюбием. Его руками выкопаны пещеры несколько вправо от Казанской церкви в косогоре. В память старца Макария над пещерою, в которой он жил и подвизался, сооружена каменная часовня.
Примечание:
* Русский паломник. Святые места, чтимые православным русским народом. Составил Тихомиров. 1886. С. 770 – 774 (Московская областная научная библиотека им. Н. К. Крупской).
Поделитесь с друзьями