Московские епархиальные ведомости № 5-6/2006
Архимандрит Григорий. Миссионерское обозрение митрополитом Макарием Московской епархии с 5 по 15 августа 1913 года
Предлагая материалы из церковной печати почти столетней давности, редакция стремится познакомить современного православного читателя с обычаями и традициями и образом жизни верующих в Московской епархии в конце XIX – начале ХХ века.
В публикуемом ныне обзоре повествуется о миссионерской поездке, предпринятой свт. Макарием, Митрополитом Московским и Коломенским, вскоре после своего назначения на кафедру в Первопрестольной.
Макарий, митрополит Алтайский, в миру Михаил Андреевич Невский (1 октября 1835 г . – 16 февраля 1926 г .). Сын бедного причетника Владимирской епархии. В 1854 г . окончил Тобольскую Духовную семинарию. 22 февраля 1855 г . поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию. 25 января 1857 г . облечен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане и обучал детей в миссионерских школах Чемала и Улалы. И марта 1861 г . пострижен в монашество. 17 марта того же года рукоположен во иеродиакона, а 19 марта – во иеромонаха к походной церкви Алтайской Миссии. 14 ноября 1864 г . утвержден наместником Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. В 1864 г ., а затем в 1867–1868 гг. находился в Петербурге для напечатания составленного им первого «Алтайского букваря» и богослужебных книг на алтайском языке.
С июня 1868 г . по декабрь 1869 г . в сотрудничестве с профессором Н.И.Ильминским занимался подготовкой к печати составленной алтайскими миссионерами первой грамматики алтайского языка и был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань). За обучение церковному пению воспитанников Казанской учительской семинарии и за труды по переводам на алтайский язык Преосвященным Антонием (Амфитеатровым), архиепископом Казанским и Свияжским, был представлен к игуменству. 29 июля 1871 г . был возведен в сан игумена.
С 1875 г . являлся заведующим Центральным Миссионерским училищем с. Улалы. 13 марта 1875 г . определен помощником начальника Алтайской Духовной Миссии. С 1876 г . – член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. 29 июня 1883 г . возведен в сан архимандрита, а 29 декабря того же года назначен начальником Алтайской Миссии. 12 февраля 1884 г . хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Начальником Миссии был до 1891 г . 26 мая 1891 г . был назначен епископом Томским и Семипалатинским. В 1895 г . избран почетным членом Казанской Духовной Академии. С учреждением Омской епархии (1895г.) стал именоваться епископом Томским и Барнаульским. 6 мая 1906 г . был возведен в сан архиепископа.
С учреждением Барнаульского викариатства (октябрь 1908 г.) стал именоваться архиепископом Томским и Алтайским. С 20 декабря 1912 г . по март 1917 г . – Митрополит Московский и Коломенский, священно-архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, председатель Православного Миссионерского Общества. В 1917 г . Временным правительством был уволен из состава Святейшего Синода, а затем смещен с Московской кафедры. 22 августа 1920 г . Святителю Макарию по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона был присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. Управлял алтайской паствой и делами Миссии из Николо-Угрешского монастыря, где подвизался до своей кончины. Погребен был на приходском кладбище ст. Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 г . по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I святые останки его были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывают в крипте Успенского собора – в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.
В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Алтайский Макарий (Невский) прославлен в лике святых. День его памяти – 16 февраля (1 марта по новому стилю).
Утром 5 августа 1913 г . Высокопреосвященнейший митрополит Макарий предпринял трудную миссионерскую поездку по своей новой, Богом и царской властью врученной ему митрополии. Эту поездку мы называем миссионерской потому, что она носила характер не ревизионный или начальственный в общепринятом смысле слова, а именно миссионерский, апостольский, веропроповеднический.
«Я приехал смотреть не храм ваш и не здания, хотя и это входит в цель моего посещения, но узнать, как устрояете вы свой храм духовный, как живете вы, как спасаете души ваши, как преуспеваете в вере вашей и благочестии. По заповеди апостольской, мы смотрим, како пребывают вернии, как растет нива Божия» так обычно говорит святитель. Ввиду такого характера обозрения церквей Владыкой более подробное ознакомление с поездкой имеет, безусловно, важное значение для всех работников на ниве Божией, для всех строителей Таин Божиих. Для деятеля положительной миссии, каковым является каждый пастырь и каждый член причта, оно важно потому, что изучение приемов и способов пастырского обращения Владыки научит, как строить Церковь Божию, как совершать богослужение в целях наибольшего приближения его к сознанию верующих, как привлекать молящихся к деятельному и сознательному участию в отправлении его. Здесь пастырь Церкви научится наиболее действенным приемам обучения народа истинам веры и жизни, на опыте увидит прекраснейший образец катехизации народной. Здесь на примере умудренного жизнью и пастырским миссионерским навыком руководителя ко спасению душ человеческих, легко и удобно можно научиться, как каждый повод свидания с прихожанами должно обращать в способ назидания, наставления, вразумления.
Деятелю полемической миссии в изучении и наблюдении за пастырской деятельностью Владыки митрополита открывается широкое поле в видах собственного усовершенствования. Местности, посещенные Владыкой, представляют центр, основу, крепость раскола старообрядческого – Гуслицы, Павлово, Богородск с Глуховской.
По благословению Владыки митрополита, всюду предложены были миссионерские беседы. Но главнее всего они предлагались при каждом случае, при каждой беседе самим архипастырем. Выясняя учение о Церкви, о Таинствах, об иерархии, о благодати, Владыка искусно раскрывал предмет беседы.
Наконец, весьма важное значение для каждого пастыря представляет умение в частных делах, в беседах с прихожанами так вести себя и так поступать, чтобы все это было назидательно для них и спасительно. Обычно принято, например, за столом вести незначительные беседы, или «занимать», как говорят, разговорами друг друга. Вместо таких незначительных разговоров Владыка всегда беседует о полезных вещах или назидает присутствующих прекрасно исполняемым его певцами пением духовных кантов, стихов, сказаний. Все это направлено к одной цели – дать пищу душе и показать пример образцового пастырского душепопечения. По сим особенностям описываемую нами поездку Владыки митрополита по епархии мы называем миссионерской. В описании ее мы будем держаться порядка хронологического.
Итак, утром 5 августа, без всяких особых предписаний и распоряжений, Владыка митрополит выехал по вновь открытой Люберецкой железной дороге до станции Куровская, от коей до Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря две версты. Встретить и проводить Владыку по Богородскому уезду выехал местный исправник князь Н.В.Вадбольский, любезно и предупредительно принявший на себя все заботы по сопровождению высокого гостя.
Гуслицкий монастырь, основанный старцем Парфением в 1858 году на месте четырехсотвекового храма «Спаса на Мошеве», хранит драгоценную святыню – Чудотворную Икону Нерукотворного Образа Христа Спасителя, явленную на мше (мху). Эта икона весьма почитается не только православными, но и старообрядцами. В сей-то обители, славной в Гуслицком районе, Владыка и восхотел помолиться в день ее престольного праздника и побеседовать с народом.
В 2 часа дня прибыл Владыка в соборный храм обители, где встречали его иноки и народ, пришедший на богомолье. После краткого молебствия и приветствия мира и спасения инокам Владыка-миссионер обратился к народу с катехизической беседой. «Как вы веруете о Боге, скажите все? В кого веруете? Что сделал для нас Христос Спаситель? Где благодать? Где Церковь? Какая церковь истинная? Где законное священство?» Владыка требует ответов хором от всего народа, выяснивши наперед правильный ответ на вопрос. Не сразу удается достигнуть желаемого ответа. Один скажет одно, другой другое. Приходится самому Владыке давать правильный желаемый ответ, и тогда уже все его повторяют. И так делается с каждым ответом по порядку Символа веры. Для закрепления в памяти Символа веры тут же и поют его все, следуя голосу самого святителя.
Проведши беседу, Владыка, в сопровождении народа, пошел поклониться другим храмам обители. «А как вы молитесь? Как нужно молиться?» И снова катехизация, и снова пение, теперь уже молитвы Господней. И не раз останавливается Владыка, чтобы обратиться с вопросом или назиданием к кому-либо из детей или взрослых. Ласковость Владыки, его проникновенный взор, его подвижнический вид – все это привлекает к нему сердца людей, а общее пение так скоро роднит его с народом, что последнему тяжело и расстаться с добрым пастырем. Таким образом, с первых же моментов Владыка становится господином мыслей и сердец народных, искусно руководя ими.
Праздничная всенощная была совершена уставно и чинно. В сей обители строго соблюдается демественное пение. Уставность не нарушилась и прибывшим на торжество за 25 верст фабрики Смирнова прекрасным хором певчих в 50 человек. Большинство из певцов – крестьяне, обратившиеся из раскола. Все они держались благоговейно, в храме вели себя чинно и пристойно; одеты они все в русские костюмы, женщины и девочки были с покрытыми головами. Как отрадно было видеть этих певцов, не только поющих, но и молящихся. Лития совершалась в крестном ходу вокруг храма.
Всенощное бдение окончилось в 11 часов ночи, продолжаясь 5 часов. Ни масса народу, ни теснота, ни продолжительность службы не были томительными: в религиозном воодушевлении забывалось время и усталость. А Владыка умеет приподнять настроение и всех привлечь к участию в богослужении.
Сколько, например, беспорядка, толкотни и шума бывает в наших храмах во время елеопомазания на праздничной всенощной? Ни усилия полиции, ни призывы к порядку со стороны священнослужителей не оказываются достаточными. Одни входят, другие выходят; служба как будто прерывается. Совсем не то бывает, когда служит Владыка. Прежде всего, он призывает всех молящихся петь припевы канона и сам начинает: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», или «Слава Господи святому Воскресению Твоему», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», смотря по тому, что положено. А чтец канона помещается около кафедры, на середине храма. Скоро это прославление праздника захватывает всех молящихся и составляется общий собор песнословцев. Все поют, и не видно уходящих из храма. Сему же способствует и практикуемый Владыкой порядок, по которому все сослужащие ему не уходят в алтарь на время елеопомазания, а находятся здесь же. Так чинно и благоукрашенно совершается прославление праздника.
На славословии Владыка с возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет» осеняет народ трикирием и дикирием на все четыре стороны, делая такое же осенение и при пении «Святый Боже» после славословия. Все это держит молящихся в напряженном восторге и умилении.
Молитвенному подъему молящихся много способствует неопустительное проповедание слова Божия, которое происходит за каждым богослужением, иногда и не однажды, а дважды. На этот раз за всенощным бдением сам Владыка беседовал о празднике Преображения и о нашем восхождении от славы в славу.
6 августа, в 8 часов утра началась митрополичьим служением Литургия, на коей было предложено праздничное поучение. Молитвы «Верую» и «Отче наш» пела вся церковь. После молебного крестного хода вокруг храма Владыка вывел весь народ на северное крыльцо его и здесь, со всех сторон видимый и слышимый множеством народа, начал свою пространную катехизическую беседу. Одушевленно и дружно отвечал народ на вопросы архипастыря. Беседа прерывалась пением молитв. Больше часа беседовал Владыка. Потом он благословил одного из сопровождающих его миссионеров прочитать собранию архипастырское воззвание об объединении русских людей вокруг Церкви против врагов Православия и вокруг престола – против врагов русского народа. Это горячо написанное воззвание вызвало общее воодушевление, и все пропели молитву за Царя – «Спаси, Господи», а затем – народный гимн. Но беседа еще не окончена: неутомимый Владыка не может отпустить народ, пока не вразумит его на борьбу против главнейшего внутреннего врага русского – пьянства. Заветы трезвости всюду насаждаются Владыкой, поборником трезвенности при всяком случае. Знает Владыка всю горечь этого всероссийского горя и всемерно борется с ним.
«Велик и могуч русский народ, славен и даровит он, – так говорил святитель. – Но вот одно у него – винцо. Не умеет он бороться с этим врагом, помаленьку подкапывается к богатырю-народу этот лукавый враг и производит страшные опустошения. Вот послушайте об этом стишки». И читаются из «Лепты» соответствующие стихи и канты, которые потом исполняются сопровождающими Владыку певцами. Канты эти: «Золотое сердце у тебя, наш родной русский народ»; «Слышите ль, братья, вы вздохи и стоны»; «Что ты пьешь, мужичок». И слова, и исполнение их производят глубокое впечатление: в народе слышатся вздохи, а там и слезы. Чтобы не дать соблазна неким, назирающим за Владыкой, эти стихотворения обычно исполнялись не у храма, а поодаль – у школы, у квартиры священника или в другом приличном месте.
Уже идет второй час пополудни, а народ не расходится, да и Владыка не хочет оставить его. Наконец с пением «Достойно есть» все проводили Владыку на трапезу и краткий отдых: в 4 часа Владыка назначил служение вечерни в церкви соседнего села Селина (оно же Давидово), поголовно населенного раскольниками разных толков.
По благословению Владыки народу роздано было много брошюр и листков религиозно-нравственного, миссионерского, апологетического и патриотического содержания. Тут были изящно изданные отдельными брошюрками беседы Его Высокопреосвященства: «О спасении души»; «О признаках истинной Церкви»; «Как следует веровать, жить и молиться»; «О воспитании»; «Простые речи о Церкви»; «Наставление о молитве»; «К пастырям и пасомым»; «К сельским жителям – како пребывают верные»; «О промысле Божием»; «О неравенстве состояния»; «О веротерпимости и свободе»; «Держитесь православной веры» и др.
Были здесь все издания «На страже православия», брошюры патриотического содержания, изданные к трехсотлетнему юбилею Дома Романовых, под названием: «Смута на Руси», «Православная вера – основа жизни русского народа», «Верность престолу – залог народного счастья», «Божий избранник – царь Михаил Федорович Романов». Эти брошюры и раздавались народу. Всего роздано было их в течение десятидневной поездки свыше 30 000 экземпляров.
Много благословений и благодарности слышалось в народе, когда провожали Владыку: «Спасибо тебе, родной, что приехал. Храни тебя Бог, кормилец наш!»
Удручающая картина представилась глазам Владыки при посещении села Селина: многие жители были пьяны; раздетые и босые бродили они по селу. Но храм был полон народу. Владыка произнес здесь две беседы: одну в храме перед вечерней о милосердии Божием, нам являемом (толкование псалма 103-го), и на паперти храма после вечерни – о воспитании. Апостольский вид Владыки, его простота обращения, его ласковая речь покорили ему сердца многих. Внимательно выслушали они беседы Владыки, и некоторые приняли даже благословение, причем одни целовали руку, а другие – панагию, икону, образ, чтобы не быть-де виновными в общении с «никонианами».
На церковном погосте, у дома отца настоятеля, была предложена епархиальным миссионером протоиереем отцом Полянским беседа на тему о безосновательности доводов о мнимых погрешностях Греко-Российской Церкви. И здесь розданы были брошюры и листки.
Наутро, 7 августа, в 5 часов утра, Его Высокопреосвященство выехал на лошадях в погост Ильинский, отстоящий от монастыря в 12 верстах. Владыка прибыл к началу Литургии, совершаемой местным причтом. Несмотря на раннее время, храм был полон молящимися. На причастном стихе была предложена беседа Его Высокопреосвященством «О спасении души». После Литургии, по принятому порядку, Владыка пригласил весь народ к зданию школы, и с крыльца его повел катехизическую беседу. Научив истинам веры, Владыка преподал каждому святительское благословение. Истово, полным крестом осеняет он просящего благословения, призывая на него небесную милость. А в это время миссионер беседует о раскольнических заблуждениях.
С общим пением проводили Владыку к дому настоятеля, но пока он вкушал чашку чая, ожидавшему у крыльца народу пропели переложение великопостного кондака «Душе моя, душе моя» – «Пора тебе уж пробудиться, о, бедная душа моя» – стих, в коем напоминается душе беспечной о близком ответе перед Судом и о необходимости отрезвления от грехов. Посетив дома и остальных двух священников и преподав мир и благословение их семьям, Владыка отбыл к церковному старосте, Ивану Герасимовичу Петрашеву, на трапезу. Но предварительно Владыка, по приглашению хозяев, осмотрел ткацкую их фабрику, обошел все отделения, благословил всех рабочих, всем сказал ласковое слово, всем пожелал мирного и счастливого труда. За трапезою певчие пропели: «Слышишь ли горькие слезы, жалобы бедных людей», – кант, обращенный к сердцу жестокого богача и призывающий его к помощи ближним.
Возвращаясь от гостеприимного старосты, Владыка увидел около храма на площади много народа, ожидавшего его проезда. Народолюбец-святитель остановился, вышел из экипажа и пешком проследовал из села. В таких случаях получается незабываемая картина. Трогательно устраивается это шествие Владыки, или эти проводы. Впереди идут дети, с одной стороны – мужчины, с другой – женщины; в середине старец Божий в белом клобуке и с жезлом. Все поют молитвы, все провожают святителя, отца отцов духовных, с коим уже успели сродниться в молитвенном общении, коего уже полюбили за доброе назидательное слово, за ласковое обращение. Вот Владыка выходит за околицу и на прощание оставляет последние свои заветы и преподает последнее общее благословение.
«Ну вот, мы с вами и познакомились немножко, – говорит Владыка. – Прошу вашу любовь не забывать меня, а поминать меня в своих молитвах. Помолитесь обо мне. И я буду молиться о вас. А теперь прошу вас, помните мой последний завет: Бога бойтесь, Царя чтите, властям повинуйтесь, священников почитайте, живите в мире и согласии, друг друга любите… А теперь получите последнее благословение. Преклоните ваши головы. Да благословит вас Господь Бог своею благодатью! Да укрепит вас Господь Бог! Да сохранит вас Господь Бог. Скажите все: Аминь. Ну, а теперь прошу вас отпустить меня с миром…Прощайте». Вот обычная картина расставания Владыки с народом. Нечего и говорить, что такое отеческое посещение и такое родственное обращение не забываются никогда и являются наиболее крепкими узами, связующими пастырей с пасомыми.
8 августа, в четверг, Владыка молился за ранней Литургией в соборном храме Гуслицкого монастыря. Печально и торжественно была совершена последняя в этот приезд Владыки митрополита Литургия. На ней были воспомянуты все знаемые и незнаемые, ближние и дальние, имена коих вписаны в пространный помянник Владыки, по просьбам близких или по желанию самого хозяина помянника. Владыка каждого богомольца оделил кусочком от просфоры. Поклонившись чтимому образу Спаса, он, сопровождаемый всею братией с пением «Достойно есть», вышел из храма и вскоре отбыл из монастыря на станцию Куровскую для следования в Орехово-Зуево, куда и прибыл в 10 ч. 40 мин. утра.
Несмотря на будничный день, Владычнего поезда ожидала здесь целая тьма народа. Нарядные одежды богатых людей перемешаны были с блузами рабочих, прямо от станков прибывших получить благословение от старца митрополита, молва о благочестивой жизни коего давно опередила его приезд. Архипастырь-народолюбец при виде такой обильной нивы со ступени вагона обратился к собравшимся со словом назидания. «По повелению Господню, данному Им Его ученикам и их законным преемникам, обходя веси и грады врученной нам епархии, прибыли и мы к вам, возлюбленные братья, чтобы преподать вам мир и благословение». Долго, понятно и назидательно говорил Владыка о значении и силе архипастырского и пастырского благословения и затем всем оное преподал. «А как вы веруете, скажите? В кого веруете?» И полилась обычная катехизация. Она прерывалась, как и всегда, общим пением молитв: Символ веры, Господней, Достойно, Кресту.
Потом Владыка проехал в Христорождественский храм села Зуева. Один из местных священников, отец Павел Архангельский встретил Владыку приветственною речью, испрашивая своим пасомым архипастырского благословения. После молебна Владыка беседовал о нуждах миссии и о нашем долге помогать ей. Он ознакомил народ с деятельностью Миссионерского общества. Ввиду множества пришедшего народа, не помещавшегося в обширном храме, а также в силу принятого Владыкой порядка беседовать с народом на паперти, все вышли на оную, и здесь, после владычнего назидания, миссионер протоиерей И.В.Полянский предложил беседу о единой истинной Христовой Церкви. Владыка в это время благословлял народ, который по его распоряжению получал брошюры. Затем Владыка отвел народ к крылечку церковной сторожки и повел отсюда речь о губительном пороке, разъедающем русскую душу, – пьянстве. Были прочитаны из «Алтайской Лепты» стихотворения: «Душе моя» и «Что ты пьешь, мужичок». Затем эти стихотворения в переложении на ноты были исполнены сопровождающими Владыку певцами. Сердце трогают эти песнопения. Слышатся вздохи и слезы многих…
Простившись с народом, Владыка посетил квартиры настоятеля, отца Федора Орловского, и церковного старосты И.И.Иосифова и около 3 часов дня отбыл в Павлово-Посад. Там его встретили местные хоругвеносцы, организовавшиеся в память трехсотлетнего юбилея дома Романовых. Они приветствовали Владыку речью, поднесли хлеб-соль и почетный членский знак свой. Здесь же находились учащиеся железнодорожной школы, коих Владыка благословил и назидал беседой.
Владыка проследовал в Воскресенский соборный храм, где преподал свое благословение народу, а затем отбыл в гостеприимный дом Ольги Яковлевны Лабзиной, приютившей Владыку со всею его свитой. Всенощное бдение в этот день было совершено Владыкой в храме Покровской Васильевской женской обители. Громадный храм был переполнен народом, желавшим помолиться с архипастырем, несмотря на то что день был рабочий и у фабричных, и у сельчан. И здесь Владыка обратился к народу с воззванием о помощи миссионерскому делу. Призыв не остался бесплодным: собрано было около 50 руб. На кафизмах одним из миссионеров было предложено поучение Владыки о том, «Как сохранять и возращать семена благодати».
По принятому порядку, запевы на каноне пела вся церковь. Могучим хором возносилась песнь: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Святой апостол Матфей, моли Бога о нас». Каноны читаны были одним из священников на середине, вблизи Владыки. Владыка во время канона помазывал елеем богомольцев, коим раздавались книжечки и листки. Всенощная окончилась в 10 часов, начавшись в 6. Но прекрасное стройное пение монахинь и благолепное святительское служение держали душу в молитвенном восторге, и незаметными становились часы служения.
9 августа, в пятницу, в 9 часов утра, в обширном Воскресенском соборе Павловского Посада началась Владычным служением Литургия. Прекрасный хор, благолепный собор, украшенный церковным старостой Василием Никифоровичем Грязновым, дорогие облачения – все способствовало торжественности богослужения. Один из миссионеров произнес проповедь на тему о нашей виновности пред Господом за разделения церковные. После Литургии весь народ собрался на паперти северного входа в храм. Здесь Владыка предложил общую катехизацию и потом, благословив, каждому дал чрез отца настоятеля книжечку, а отец Полянский вел речь о погрешностях, допущенных старообрядцами. Ни продолжительное богослужение, ни пространная беседа не уменьшили количество народа, окружавшего святителя. Люди сопровождали Владыку, когда все собрание направилось в часовню, устроенную хоругвеносцами в память столетия Отечественной войны, и в квартиру настоятеля собора, протоиерея отца Петра Соколова.
Местный фабрикант, гостеприимный церковный староста Павловского собора Василий Никифорович Грязнов, устроил трапезу в честь прибывшего дорогого гостя. Прежде всего нельзя не помянуть добрым словом славных представителей старого боголюбивого купечества, встречавших архипастыря с особенным благоговением и любовью. Люди глубокой веры, полные благоговения и уважения к высокому святительскому сану, все сделали, чтобы выразить внимание и почтение к святителю.
Имена Ольги Яковлевны Лабзиной и Василия Никифоровича Грязнова в Павлове, Сергия Онисимовича и Василия Ивановича Елагиных с их семействами в Богородске останутся навсегда памятными в сердце Владыки. Такого искреннего радушия, такой любви к пастырям, такой преданности Святой Церкви теперь встретишь не часто. Дай Господи, чтобы не переводились представители такого славного благочестивого и знаменитого русского купечества.
Во время трапезы, как и во всяких других случаях, Владыка пользуется моментом для назидания присутствующих. В это время он расскажет что-либо из жизни алтайских миссионеров, познакомит с какой-либо замечательной страницей из своей жизни или преподаст совет и наставление. Сопровождающие Владыку певцы исполнят несколько песнопений. Здесь есть песнь об Иосифе Прекрасном, проданном братьями в утешение безвинно гонимых. Или прекрасное переложение на ноты известного стихотворения «Киев». Иногда пропоют стихи, обличающие пьянство. Все ко времени и благопотребно. Так обычно у Владыки украшается обильными духовными яствами иноческая трапеза.
Вечером этого дня Владыка благословил отправить всенощную в доме Ольги Яковлевны Лабзиной. Собрались все сопровождающие Владыку, сошлись все домочадцы, и богато украшенная палата гостеприимной хозяйки приняла вид малой Церкви. Два часа продолжалась служба, а после нее Владыка благословил всех присутствующих.
Так молитвой начинался и оканчивался каждый день трудовой миссионерской поездки Владыки. К достижению главной цели – способствовать спасению пасомыми своей души – направлена вся забота Владыки. И прежде всего Владыка желает восстановить самые живые и близкие родные связи пастыря с пасомыми. Во всем обращении его с народом и пастырями сказывается эта назидательная сторона, и кто не слеп, тот из наблюдения за обращением Владыки с людьми может почерпнуть для себя много уроков. Особенно радуется Владыка, когда при встрече в селах его встречают по древнерусскому обычаю с хлебом-солью. Он тотчас же начинает беседу о хлебе и соли духовной и в заключение благословляет хлеб, раздробляет его и раздает поднесшим в знак взаимного духовного общения.
В субботу, 10 августа, Литургия была совершена сопровождающим Владыку архимандритом и 4 протоиереями и иереями в Вознесенской церкви соседнего села Городок, прихода села Уполозь. К началу Литургии – в 7 часов утра прибыл в храм Владыка митрополит. Боголюбивые строители и благоукрасители храма братья Алексей и Иван Никитовичи Кудиновы приостановили работы на своей фабрике с целью дать народу возможность помолиться с Владыкой и получить благословение. Посему и храм и паперть церковная были полны богомольцев. За Литургией Владыка проповедовал сам, разъясняя своим простым и понятным языком истины веры и жизни. В этот день празднуется память св. архидиак. Лаврентия. У Владыки был брат иерей Лаврентий, об упокоении коего он сам совершил панихиду. Но перед панихидой Владыка разъяснил народу, почему он служит ее, и попросил помолиться о его сродниках, а вместе научил всех молитве «О родителях, братьях, сестрах и о преставльшихся сродниках коегождо от нас». Таким образом, из личного, частного молитвословия образовалась вселенская панихида: вся Церковь молилась о упокоении усопших, и субботнее заупокойное богослужение, собравшее в храме всех прихожан по случаю прибытия Владыки, вылилось во вселенское моление.
И снова урок для пастырей – обращать личное дело каждого в общее дело, или лучше – не жить отдельными от прихода интересами, а сливаться с народом в общем горе и в общей радости, то есть жить по законам любви, этому основному правилу христианской жизни.
После службы Владыка посетил дома строителей храма – братьев Кудиновых. Во время Литургии пролил сильный дождь, почему Владыке подана была карета. Но может ли добрый пастырь оставить своих овец? Народолюбец-святитель дорожит каждой минутой общения с народом. Так было и здесь. Пешком направился Владыка к селу и около версты шел с народом. Впереди – все, дети, народ, общее пение, и старец архипастырь руководит им. Но вот что-то долго не приходит Владыка в дом старосты. Утомились ожидать. А Владыка по дороге зашел на крылечко чьей-то крестьянской избы и повел речь о несчастном пороке, разъедающем русскую душу, о пьянстве и о нашем небрежении ко спасению души. Импровизированный всенародный хор пропел «Верую», «Отче». А певцы исполнили духовные песнопения.
На обратном пути из Городка Владыка заезжал проститься с гостеприимным домом Ольги Яковлевны и поблагодарить любезную хозяйку за прием.
У самой станции находится Николаевская железнодорожная церковь, и Владыка заехал благословить собравшихся здесь членов Общества трезвости и Общества взаимного вспоможения, сорганизовавшихся вокруг своего настоятеля, священника отца Александра Воскресенского. После приветственной речи батюшки, Владыка преподал благословение и краткое назидание. Сопровождаемый народом, с пением гимна и «Спаси Господи» Владыка отбыл в Богородск.
На пути предстояла получасовая остановка на станции Фрязино. Сюда прибыли из Богородска уездный предводитель дворянства камергер двора Его Величества Николай Николаевич Кисель-Загорянский и фабрикант Василий Иванович Елагин, гостеприимный хозяин Владыки по Богородску. Здесь же собрались ученики земской школы, исполнившие под руководством учителя несколько песнопений. Владыка обратил внимание на знание учениками Закона Божия и долго беседовал с ними.
В Богородске ожидали Владыку власти и множество народа. Соборное Сергиевское общество хоругвеносцев встретило Владыку приветственным словом и хлебом-солью. Железнодорожная школа пела молитвы. Обширный собор наполнился встречавшими. В своем обращении Владыка призывал народ к объединению вокруг Церкви и вокруг престола царского для утверждения основ жизни русской, Православия и самодержавия.
Затем Владыка посетил дом предводителя дворянства г-на Кисель-Загорянского и слушал прекрасное пение Ямкинской земской школы, здесь собравшейся. Должно заметить, что заботами такого любящего сына Церкви, каков г-н Кисель-Загорянский, во всех земских начальных школах Богородского уезда церковное пение поставлено на небывалую высоту: всюду организованы церковно-школьные хоры, есть особый инспектор церковного пения, тратится много средств на истинно духовное образование народа. Само собою понятно, что ни о каких недоразумениях или антагонизме между земским и церковным школьными ведомствами здесь и речи не может быть.
Воскресное всенощное бдение в этот день было совершено Владыкой в величественной и благоукрашенной Тихвинской церкви. На паперти Владыку встретили Тихвинские хоругвеносцы, а в храме – духовенство речью настоятеля отца Николая Сперанского, просившего молитв и благословения архипастыря для своей паствы. Стечение народа было столь громадно, что полиция едва сдерживала порядок. Во время богослужения Владыка обратился к народу с призывом откликнуться на нужды Православного Миссионерского общества, а отец Полянский провел миссионерскую беседу. Все такого рода беседы имеют в этой местности особливое значение.
Владыка, по обычаю, сам помазывал молящихся и благословил раздавать книги, а народ пел припев канона. Свыше четырех часов продолжалась всенощная служба; множество народа задерживало отбытие Владыки на покой. Этот день, равно как и следующий, 11 августа, были одними из труднейших во всей поездке: Владыке приходилось беседовать до пяти раз в день.
11 августа, в воскресенье, Владыка совершал Литургию на Богоявленском Богородском соборе. Благоукрашенный пространный храм, прекрасное пение громадного хора, дорогие облачения, множество народа – все способствовало величественности и торжественности богослужения. Один из миссионеров после Евангелия разъяснил значение и важность миссионерской деятельности Церкви и необходимость участия в ней каждого путем оказания помощи оной, а на причастном стихе предложил беседу Владыки на апостольское дневное чтение – против разделений в Церкви.
По окончании Литургии все вышли на крыльцо южных дверей собора и здесь при громадном стечении народа Владыка беседовал о покаянии и о возвращении в Церковь отступивших от нее. Протоиерей Полянский вел беседу о Церкви, а Владыка благословлял народ, коему здесь же раздавались книжечки.
Долго продолжалась беседа. Долго благословлял святитель. Истово, полным крестом осенял Владыка всякого – и малого, и большого. Затем, преподавши общее благословение, Владыка отбыл из храма, чтобы посетить богадельню, устроенную и содержимую старейшим представителем фабричного товарищества Анисима Елагина – Сергеем Анисимовичем, потом квартиры благочинного священника отца Василия Былинского, уездного исправника князя Н.В.Вадбольского и церковного старосты А.В.Краснова.
Посещение исправника, князя Николая Владимировича Вадбольского, было не только актом вежливости со стороны Владыки, но и некоторою благодарностью ему за его многочисленные хлопоты, сопряженные с поездкой Владыки. Князь выехал встретить Владыку в Москву еще 5 августа, сопровождал его в Гуслицкий монастырь, жил там два дня. Он приготовил Владыке вагон по железной дороге и экипажи по грунтовому пути, он обеспечил Владыку квартирами в Павлове и Богородске, устраивал торжественные встречи и проводы и сопровождал Владыку все 10 дней; отдельная сотня казаков встречала Владыку в Богородске и Берлюковской пустыне. Всюду дороги были исправлены, не было на пути ни одного недоразумения, и даже пьяных не попадалось по дороге, несмотря на праздничный разгул фабричной молодежи. Всюду и везде все было предусмотрено и приготовлено. Приготовлено не просто по службе, а с любовью к архипастырю, к святительскому сану и к Святой Православной Церкви. Здесь сказалось не только нравственное благородство князя-исправника, но и его любящее и верующее сердце. Князь неопустительно выстаивал все службы церковные, внимательно слушал все беседы Владыки и отцов миссионеров; он сердцем переживал минуты молитвы и назидания вместе с народом, он показывал народу пример благоговейного отношения к святыне и к служителям Церкви. Оценить все значение такого сердечного отношения начальника полиции к святителю Православной Церкви может только тот, кто знает, сколько соблазна вносит в народ наша именуемая интеллигенция своим неуважением к Церкви и церковным властям, расшатывая основы жизни и соблазняя малых сих. Нужно иметь в виду, что Владыка следовал такой местностью, где бывает много самозваных священнослужителей, и где, посему, следовало оказать единому благодатному святителю особое уважение и почтение. И князь сделал это умеючи и с любовью. Воздай, Господи, ему и его семейству Твоею благодатью за любовь к Твоим строителям Таин Божиих!
Владыка благословил всю семью князя и сердечно благодарил его за хлопоты о нем.
Сергий Анисимович Елагин вкупе с Василием Ивановичем устроил в честь Владыки обед, на коем присутствовали все уездные власти и представители именитого купечества. Затрапезная беседа шла об ревностном исполнении крещеными инородцами правил христианской жизни. Владыка поведал несколько поучительных случаев из жизни Алтайской миссии. Певцы исполнили песнопения. После трапезы Владыка милостиво снялся на фотографическую группу с хозяевами и гостями и удалился на краткий покой. Вечером назначено было богослужение в Глухове.
В Глухове считается до 16 000 рабочих. Само собою понятно, какое громадное количество народу встретило здесь Владыку, когда в 6 часов вечера он прибыл на воскресную вечерню. Хоругвеносцы с хоругвями, духовенство в облачении и все население фабрики были здесь.
Владыка совершил здесь миссионерскую вечерню. Облачившись в алтаре, Владыка вышел с сослужащими в западные двери на паперть к народу и начал здесь беседу – объяснение псалма 103. Прекрасный хор, руководимый священником Владимиром Борисовым, расположился в церковных дверях так, что пение его было слышно стоящим в храме и в ограде. Началась вечерня. Псалом 103-й читал по стихам сам Владыка, а весь народ пел припевы: «Благословен еси Господи», «Дивны дела Твои, Господи», «Вся премудростью сотворил еси».
Вход совершен был с паперти в алтарь. Ектении произносились на паперти. Окончание вечерни было там же. Затем Владыка предложил беседу катехизическую и, благословив прот. Полянского повести миссионерскую беседу о Церкви, вошел в храм и собрал в южном приделе всех детей. Отделив мальчиков от девочек, Владыка отдельно испытывал тех и других в знании молитв и преподал несколько руководственных советов о способах более жизненного усвоения детьми молитв.
Окончив беседу с детьми, Владыка вышел на северную паперть к народу и повел здесь беседу о путях спасения. «Как человек может спасти свою душу? Чем?» – «Молитвою. Добрыми делами», – послышались ответы. «А что такое добрые дела?» И Владыка начал изъяснять дела благочестия, применительно к житейскому быту слушателей. Стемнело, а беседа еще продолжалась. Но вот окончилась и она. И Владыка, сопровождаемый детьми и народом, при общем пении, шествует в дом настоятеля, священника Соколова.
12 августа, в понедельник, Владыка слушал раннюю Литургию в соборе, куда собрались и многие горожане помолиться с святителем пред его отъездом и получить его благословение.
В гостеприимный дом Елагиных собрались представители властей и города проститься с Владыкой, коего они уже успели полюбить за апостольскую простоту, ласковость, доброту и, главное, за молитвенную подвижническую жизнь. Сердечно простившись с любвеобильной семьей Елагиных и прибывшими на проводы, Владыка перед отбытием из Богородска в Берлюковскую пустынь посетил тюремную церковь. Здесь Владыка назидал заключенных беседой о том, как смотреть на постигшую их кару Божию, как переносить наказание тому, кто безвинно осужден, и как свое тюремное пребывание обратить в ступень к небу, а не аду. Оделив всех книжками, Владыка отбыл в земскую больницу. Здесь он обошел все палаты, благословил больных и пожелал им выздоровления. В 10 часов утра Владыка выехал на лошадях в Берлюковскую пустынь, сопровождаемый молитвами и благопожеланиями благочестивых богородских горожан.
На пути лежало село Воскресенское, и Владыка вошел в храм, поклонился святыням его и преподал наставление собравшемуся народу. Он говорил о значении Церкви и благодати в деле нашего спасения. Во время благословения проповедь «О нравственных болезнях нашего времени» предложил прот. Христофор Максимов, а один из миссионеров в приделе собрал детей и испытывал их в знании молитв и, главное, в исполнении ежедневного молитвенного правила. Из храма Владыка прошел в дом отца настоятеля. И снова трогательная картина: впереди дети, по бокам народ, в середине неутомимый старец-святитель, бодро шагающий с посохом, как добрый пастырь среди своих овец. Общее пение сопровождает шествие. Владыка вошел в дом на чашку чая, а певцы познакомили народ с духовными песнопениями.
В первую часть дня Владыка прибыл в Николаевскую Берлюковскую пустынь, встречаемый иноками, отдельной стеной казаков, прибывших из Богородска, и народом с соседней фабрики братьев Соловьевых, любезно и предупредительно остановивших работы для встречи первосвятителя Московского. Владыка вошел в величественный собор, поклонился святыням храма и после молебствия обратился с назиданием к собравшимся. А так как здесь были иноки, казаки и рабочие, то и из уст Владыки вылилась замечательная импровизация.
«Вот я вижу здесь воинов плотских и духовных. Что я скажу в назидание? Воинам еще св. Иоанн Креститель дал наставление – поступать по закону, не обижать жителей и быть довольными своим содержанием». Далее Владыка говорил о важности воинского звания, коему вверена охрана народа и царства. «Воинское служение есть мученичество: оно требует от носителя его готовности положить свою жизнь, свою душу за других». «А воинам духовным – инокам – совет дал еще апостол Павел: облекитесь во всеоружие Божие… Ваша брань – духовная… Ваш враг – духовный»… Владыка подробно остановился на объяснении оружия воинствования духовного. «А вам, мирянам, какое наставление преподам? То же, что и инокам. Когда апостол писал: «бодрствуйте, мужайтесь», то писал это не инокам, а горожанам. Следовательно, совет относительно воинствования духовного относится и к вам. И вы имеете получить венцы небесные». В заключение Владыка преподал всем благословение подвизаться в подвиге спасения при помощи благодати Божией.
В Берлюковской пустыни находится чтимый образ «Лобзание Иуды»; на Успеньев день после Литургии он выносится из обители для крестного обхождения деревень. Много народа прибывает к этому дню в обитель. Владыка решил эти три дня провести в пустыни для молитвы и отдыха. В течение 12, 13 и 14 августа Владыка пребывал в молитвенном подвиге, посещая богослужения и храмы обители. Случилось в эти дни скончаться иноку Пахомию: Владыка 14 августа после Литургии просил отслужить панихиду о новопреставленном. Впрочем, полного отдыха здесь не пришлось иметь: из Москвы были присланы служебные дела, и Владыка занимался рассмотрением их.
Праздничное всенощное бдение под Успеньев день было отправлено благолепно и чинно. На кафизмах была предложена народу архипастырская Его Высокопреосвященства беседа о памятовании смерти. Канон, по заведенному обычаю, пел весь народ. Соборный храм был переполнен окрестными жителями, любящими обитель. Благолепию службы много способствовал прекрасный хор певцов, прибывший из Глухово, под управлением свящ. Владимира Борисова. Этот хор художественно исполнял песнопения праздника.
15 августа Литургия началась в 8.30 утра. На ней, по благословению Владыки, «Верую» и «Отче наш» пела вся церковь. Поучение было предложено отцом миссионером на тему о подражании Богоматери.
После Литургии Владыка вывел весь народ из храма на паперть и здесь преподал катехизацию: «Как веруете о Боге, скажите все!» Часто такое обращение ко всем приводит многих в некоторое замешательство и смущение. Тогда Владыка начинает разъяснять, какое важное дело – исповедание веры, почему необходимо исповедать Христа и не стыдиться сего. «Вы вот стыдитесь исповедать Христа, а Он Сам говорит: Если кто постыдится исповедать Меня или слов Моих в роде сем прелюбодейном, того и Я постыжусь. Исповедание Христа есть мученичество. Вот какой венец воспримут исповедники Христовы!» После такого наставления все дружно отвечают на вопрос святителя. После беседы Владыка благословил оделить богомольцев книжками.
Однако народ не расходился. Тогда Владыка с паперти другого храма (Всехсвятского) повел беседу о нашей духовной беспечности, о нашей греховной лености. По почину Владыки пропели «Душе моя», а потом то же самое в переложении: «Пора тебе уж пробудиться».
В 3 часа дня Владыка выехал на лошадях на станцию Щелково. На пути лежало село Гребнево с благолепным храмом. Множество народа собралось встретить Владыку. Здесь собраны были учащиеся двухклассной церковноприходской школы и земской. Сюда прибыл уездный предводитель дворянства г-н Кисель-Загорянский.
После молитвословия в храме, Владыка вышел на паперть и здесь начал свою беседу с обращения к учащимся. «Вот вы все грамотны, учитесь. А знаете ли вы молитвы, как вы молитесь?» Владыка обращает особенное внимание на сознательное и жизненное усвоение учащимися молитв, и в этом направлении сделал несколько руководящих указаний. «А вам, взрослые, урок: заставляйте детей молиться дома, чтобы не забывали молитв. И сами с ними молитесь…Отцы и матери должны учить детей и воспитывать их. Должно приучить детей ходить в храм, должно чаще причащать их; пусть дети полюбят все церковное. Воспитывайте их в благонравии: воспитаешь – и тебе, отец или мать, – будет полезно и приятно». Долго беседовал Владыка на тему воспитания детей.
Затем члены Гребневского братства трезвости, насчитывающие в своем составе 650 человек, приветствовали Владыку хлебом-солью и речью руководителя их священника Т.М.Смирнова.
«Вот вы подносите мне хлеб-соль! Спасибо вам за хлеб. Я молю Бога, чтобы Он умножил и ваш хлеб и на полях, и в домах ваших, чтобы хлебом вы не оскудевали, но чтобы имели его в изобилии и могли подать нуждающемуся и принять странника. А за соль вашу желаю вам Евангельской соли мира. Как без соли пища безвкусна, так и без мира жизнь человеческая несчастлива и даже невозможна», так отвечал Владыка на поднесение. Сопровождаемый народом, Владыка зашел на чашку чая к отцу настоятелю, откуда вынес несколько штук яблок и раздал детям.
На станции Щелково пришлось ожидать отхода поезда 20 минут. И эти минуты Архипастырь использовал для того, чтобы преподать собравшимся назидание. Из окна вагона Владыка повел речь о дарах Божих, явленных людям, об искуплении, о спасении, о грехе. «Вот я расскажу вам притчу. Было два брата, и оба они пошли наниматься в услужение. Старшему предложили сопровождать господина на увеселения и больше ничего не делать. Подумал он и отказался. «Я пойду», – вызвался младший, и пошел. А другой брат поступил на тяжелую работу. В условленное время, через неделю, братья сошлись поделиться впечатлениями. Младший хвалился: «хорошо мне жить; работы никакой, знай сопровождать господина по развлечениям, бываем в театрах, на вечерах, так весело… А тебе каково?» – «У нас работы очень много, мне приходится тяжело; иногда готов бы и работу бросить, да хозяин у нас хороший, справедливый, добрый. Послужу еще».
Еще через неделю сошлись братья, и младший начал жаловаться на беспорядочную, бестолковую жизнь. «Совсем измучился: выспаться некогда. Да и хозяин мой беспокойный и требовательный». «А я, слава Богу, втянулся в работу и ни за что не оставлю хозяина: буду служить ему». На третью неделю младший брат не явился на свидание. Обеспокоенный брат разыскал его и нашел больным и забытым.
«Пока я был здоров, – жаловался он, – хозяин держал меня; а как только я заболел, он немилосердно прогнал меня и забыл».
Понимаете ли вы смысл этой притчи: два различных хозяина – это Бог и мир. Кто работает Богу, тому хоть и тяжело жить, но радостно. А кто работает миру и греху, тому хоть вначале и весело живется, зато в конце бывает скорбно. Работайте же Господеви со страхом и будете жить в радости».
«Пропоем “Отче наш”», – и Владыка сам начинает пение. Потом певцы пропели переложение «Душе моя»… «Пора тебе уж пробудиться». Пробил 1-й звонок, а Владыка объясняет народу путь ко спасению, показывая неосновательность отговорок людских:
«Трудно спасаться? Трудно, но нужно привыкать идти путем спасения, подобно тому, как и пахать трудно? и всякое дело трудно делается, а попривыкнешь? – и полюбишь спасение. Посмотрите, как постепенно человек привыкает к пороку, например, к вину, так и ко греху… Нужно укреплять волю… Чем? Молитвою, чтением Слова Божия, исполнением заповедей».
Владыка беседовал с таким знанием всех изгибов человеческой души, что захватил всю обширную импровизированную аудиторию. Послышались вздохи, показались слезы умиления… Пробил 2-й звонок. Пропоем все «Верую»… И вся станция слилась в одном голосе. Верующее железнодорожное начальство не посмело прервать этих минут религиозного восторга: поезд ожидал окончания пения.
«Ну вот, теперь вы все певчие. Храни вас Бог… Наклоните головы… Господь да благословит вас… Да сохранит… Да утвердит». «Аминь» – послышалось. «Прощайте! Живите в мире и согласии».
«Родной, дорогой, спасибо тебе, приезжай еще к нам». Весь народ тронулся за вагоном…
«Храните мои заветы»…
Какое неизгладимосильное впечатление производят на душу человеческую такие беседы Владыки, видно из следующего. Едва тронулся вагон, как уездный предводитель дворянства Н. Н. Кисель-Загорянский склонил до земли свою почтенную голову и со слезами проговорил: «За весь уезд мой земно благодарю вас, Владыко святой! Побольше бы таких архипастырей…
В вас мы увидели истинного святителя Божия!»
Г-н исправник князь Н.В. Вадбольский все время отирал слезы. «Не могу я без душевного волнения слушать беседы ваши, Владыка», – говорил он.
Оба эти достойные представители уезда проводили Владыку до самой Москвы.
Так закончилась это большое миссионерское путешествие Владыки по своей епархии. Оно останется надолго памятным народу, укрепив связи его с Церковью Божией.
Поделитесь с друзьями