После переворота
Тяжким, сложным, но жертвенным был весь исторический путь Русской Православной Церкви. Величайшие духовные достижения, старчество, монашеские подвиги подготовили Русскую Церковь к десятилетиям жестоких гонений, продолжавшихся почти весь ХХ век. За короткий период после революции 17-го года прошлого столетия храмы и монастыри были разграблены и разрушены, святыни поруганы, осквернены и распроданы. Искупительный подвиг сотен тысяч мучеников свидетельствовал перед Богом и миром о подлинной вере и жизни Церкви.
Скорбная летопись гонений на Церковь в родном для Сергея Извекова Богородске начинается почти сразу после переворота, и все полнее и все мрачнее становятся ее страницы.
Осенью 1918 года был арестован известный в городе, да и во всем Богородском уезде протоиерей Константин Голубев. Двадцать три года он был бессменным настоятелем Богоявленского собора, заботился о духовном просвещении народа, преподавал, боролся с пьянством, вел активную общественную деятельность.
Его арест, возможно, вызвало знаменательное событие для всего православного населения и ненавистное для новой власти.
Еще в начале 1918 года, как только стали приходить известия об арестах и расстрелах священнослужителей, на имя Святейшего Патриарха Тихона, председателя Поместного Священного Собора 1917-1918 годов было направлено письмо от духовенства и граждан Богородска и окрестных сел о готовности встать на защиту гонимой Церкви:
"Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону.
Верные чада Церкви Христовой славословят имя Бога Всевышнего, пославшего нам иерарха, смиренного Тихона, Божией милостью Патриарха Московского и всея Руси.
Всемилостивейший Владыко! Граждане г. Богородска и окрестных сел, по воле Божией движимые желанием и чувством сыновней любви к Церкви Христовой и Родине, раздираемым нашествием внешнего врага и внутренним нестроением, с Вашего благословения, помолившись Господу Богу в Богоявленском соборе г. Богородска крестным ходом из девяти храмов при громадном стечении молящихся, с участием Высокопреосвященнейшего Владыки, архиепископа Американского и Алеутского Евдокима1, представители духовенства и мирян, участвующих в торжестве приходов, свидетельствуем любовь народа к Богу и Его Церкви и тот подъем великого духа Православной Христовой веры, объединившие всех, во Христе сущих, в сей день народного моления.
Святый Владыко, поборник за веру и Церковь Христову, мужайся и поборай, и мы с Вами, с Вами и тот архипастырь, который Вашим благословением воссоединил с народом молитву к Богу о даровании мира всему миру, умиротворении страстей, междоусобныя брани и укреплении любви христианской.
Мы все за Христа и Церковь, за Вас и всю паству Вашу, да укрепит Вас Бог и собравшихся с Вами в Поместном Священном Соборе Православной Российской Церкви продлит жизнь Вашу и жизнь всех членов Собора, на пользу Церкви Христовой и утешение православным христианам.
Вознесенная вместе с архиепископом Евдокимом всенародная молитва укрепила нас в любви к Богу и Его Святой Церкви, и ничто не оторвет от нас нашего упования и надежды в жизни временной и вечной, и еще единое наше душевное желание и надежда видеть Ваше Святейшество у себя, получить от Вас благословение, слово утешения и с Вами Иерархом Церкви, помолиться. Изболелись наши души, угнетено тело, мы жаждем мира духовного, укрепления любви христианской и ждем к себе Вас, верховного вождя Церкви христианской".2
Святейший Патриарх Тихон откликнулся на приглашение своей богородской паствы и вскоре прибыл в Богородск.
"Вечером 12 числа, - писали "Московские церковные ведомости" (1918, № 11), - из Москвы прибыли в Богородск: Святейший Патриарх Тихон, митрополит Владимирский Сергий3, архиепископы Кишиневский Анастасий4, Коломенский и Можайский Иоасаф5, Американский Евдоким, епископы Уральский Тихон6, Серпуховский Арсений7 и Верейский Сильвестр8 с многочисленным столичным духовенством… В храмах городских и подгородных сел Успенского и Глухова всенощное бдение 12 числа и литургия на следующий день совершались архиерейским служением… Стечение молящихся, главным образом, рабочих местных фабрик, всюду было чрезвычайное. В Богоявленском соборе служили Святейший Патриарх, митрополит Сергий и архиепископ Анастасий. За литургией было сказано слово Святейшим Патриархом. Разъяснялось спасительное значение веры Христовой, как в прошлом, так в особенности по отношению к настоящему бедственному времени.
К собору в конце литургии 13 числа прибыли крестные ходы из окрестных сел. Потом грандиозный крестный ход во главе со Святейшим Патриархом, семью архипастырями, многочисленным столичным и местным духовенством двинулся вокруг города. Когда шествие достигло плаца, здесь на заранее сооруженном возвышении было совершено торжественное молебствие в присутствии не менее 100 000 богомольцев…
Все торжество… сопровождалось религиозным подъемом, не оставляющим сомнения в начавшемся духовном обновлении народа".
Местные комиссары восприняли приезд новоизбранного Патриарха как задуманное восстание, о чем поминутно звонили в Москву. В действительности за признаки восстания был принят протест богородских обывателей против самоуправства большевистских активистов, начавших издевательски выбрасывать иконы из "национализированных" заводов и школ. Этот протест и поддержал тогда Патриарх Тихон. "Бдительные" власти воспользовались этим поводом для своих черных кровавых дел.
Протоиерей Константин Голубев отличался смелостью и бескомпромиссностью суждений, свои взгляды по отношению к богоборцам он не скрывал. Несколько дней его содержали в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия зверски убили. "По словам очевидцев, - докладывал на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 годов его секретарь В.П. Шеин (впоследствии священномученик архимандрит Сергий. † 1922 г.), - убийцы нанесли ему только рану и еще живым бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал голову и молил прикончить его, находившаяся при этом дочь его на коленях умоляла, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодейство было доведено до конца - его закопали живым"9. Вместе с священномучеником были убиты женщина, бесстрашно его защищавшая и молодой красноармеец, отказавшийся участвовать в убийстве священника. В 2000 году протоиерей Константин был прославлен в лике новомучеников Российских.
Началась не прекращавшаяся цепь арестов и расстрелов. Святейший Патриарх Пимен рассказывал, что некоторые новоназначенные пресвитеры не успевали прослужить в городских храмах и несколько недель. Зная об этом, Патриарх Тихон, прежде чем вручить указ о назначении, предупреждал будущего страстотерпца о предстоявшем ему испытании. Склоним голову перед мужеством этих простых русских пастырей. Ни один не отказался от предложенного ему крестного пути!
Духовник
Вторым был в приходе Былинский Василий,
Старец почтенный, для всех духовник.
Он обладал чистотой белых лилий,
Мудрости вечной - духовной родник.
Старый годами, но юный душою,
Каждому он помогал и жалел.
Малые дети бежали гурьбой,
Он их ласкал, и молиться велел.
1 ЕВДОКИМ (Мещерский Василий Иванович) (01.04.1869 - 10.05.1935) - архиепископ. 1904 хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. 1909 епископ Каширский, викарий Тульской епархии. 1914-1917 архиепископ. Алеутский и Североамериканский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. 1918 архиепископ Нижегородский. 16.06.1922 перешел в обновленческий раскол, один из идеологов обновленчества, член обновленческого ВЦУ (с 1923 ВЦС).
2 Священный Собор Православной Российской Церкви. Протокол восемьдесят девятый. 20 февраля (5 марта) 1918 года. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Том 7, М., 1999. С. 148.
3 СЕРГИЙ (Страгородский Иоанн Николаевич, 11.01.1867-15.05.1944), митрополит. 1901 епископ Ямбургский, викарий Петербургской епархии, затем последовательно на Финляндской, Владимирской и Нижегородской кафедрах. 1925 возглавил Русскую Церковь с титулом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, с 1934 с титулом "Блаженнейший" митрополит Московский и Коломенский. 1943 Патриарх Московский и всея Руси. "Митрополит Сергий был кормчим большого корабля, он был "ума палата", он был иерарх выдающийся, а не посредственный. Имя Сергия было именем мудрого водителя, человека, обладавшего глубоким историческим познанием, корифея богословской науки, могикана церковного опыта, человека глубокого анализа, обладателя острого ума и феноменальной памяти - короче говоря, человека великого и исключительного, знаменитого в истории нашей Церкви". См. Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея. Руси Сергий Страгородский. М., 2003; Святители земли Нижегородской. Нижний Новгород, 2003; Митрополит Мануил. Патриарх Сергий и обновленческий раскол. / Журнал Московской Патриархии. 1994. № 5. С.105.
4 АНАСТАСИЙ (Грибановский) (06.08.1873-22.05.1965), архиепископ. 1906 хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 1914 епископ Каширский и Люблинский. 1915 Кишиневский и Хотинский. 1916 архиепископ. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918, избран членом Св. Синода и Высшего Церковного Совета. 1919 в эмиграции. перешел в карловацкий раскол; 1935 митрополитом Антонием (Храповицким) возведен в сан митрополита. 1938-1964 первоиерарх Русской Православной Церкви за границей.
5 ИОАСАФ (Калистов) (1851(1853?)-17(?).02.1920 (1919?)), архиепископ. 1912 хиротонисан во епископа Новогеоргиевского, викария Варшавской епархии. 1917 епископ Серпуховского, викарий Московской епархии. 1918 архиепископ Можайский, викарий Московской епархии.
6 ТИХОН (Оболенский) (25.05.1856-05.1926), епископ. 1901 хиротонисан во епископа Николаевского, викария Самарской епархии. 1908 епископ Уральский, викарий Самарской епархии. 1918 архиепископ Уральский и Николаевский. 1924 митрополит.
7 АРСЕНИЙ (Жадановский) (06.04.1874-27.09.1937), епископ. 1914 хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 1923 уволен от управления викариатством. 1926 выслан в Нижегородскую губернию. 1931-33 в заключении, затем проживал у духовных чад. 1937 арестован, заключен в тюрьму и расстрелян.
8 СИЛЬВЕРСТ (Братановский) (21.08.1871-29.09.1931(1932?)), епископ. 1910 хиротонисан во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. 1915 епископ Севастопольский, викарий Таврической епархии. 1917 епископ Верейский, викарий Московской епархии, далее на Пермской, Вологодской и Калужской кафедрах. 1925 архиепископ.
9 Священный Собор Православной Российской Церкви. Протокол сто семидесятый. 7(20) сентября 1918 года. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Том 11, М., 2000. С.233; Житие священномученика Константина (Голубева). Тверь, 2002.
Поделитесь с друзьями