Перед погружением во тьму
Православная Русь устремилась к своим святыням, чтобы получить духовную силу в предстоящих испытаниях. Августейшая семья и царственные сановники, простые мужики и барыни, епископы и монахи, студенты и профессора, крестьянки и фабричные работницы оказались простыми паломниками.
"Православная Русь, - пишет в своих воспоминаниях А. П. Арцыбушев, - погружалась в антихристову бездну… Темницы уже готовились всем, и нам, и им - всей России. А пока звонили колокола и в Сарове, и в Дивееве, и по всей России. Ходили крестные ходы по Канавке, сонмы епископов, мирян и духовенства; словно предчувствуя беду, нескончаемым потоком шли, ехали убогие, хромые и слепые, глухие и гугнивые, с котомками за плечами, неся больных на руках и носилках, шел русский народ… Словно прощаясь, словно последний раз, да так оно и было. Близилось время, близилась генеральная антихристова репетиция… Реки богомольцев, среди которых масса духовенства… Все они или большая часть из них, кто не успел умереть своей смертью, погибли в сталинских лагерях: кто расстрелян, кто замучен, кто утоплен в канализационных ямах…" [1].
Родительница Сережи Извекова Пелагия Афанасьевна была духовной дочерью известного старца Смоленской Зосимовой пустыни преподобного Алексия. Старец Алексий, в миру Феодор Алексеевич Соловьев, родился 17 января 1846 года в Москве, в приходе преподобного Симеона Столпника, где настоятельствовал его отец протоиерей Алексей Петрович Соловьев. Будущего старца Алексия при крещении нарекли в честь великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля). Крестным отцом был его дядя, протоиерей Николо-Покровской церкви Матфей Дмитриевич Глаголев [2].
Пустынь была недалеко от Троице-Сергиевой лавры у станции Арсаки Северной железной дороги в живописном месте на берегу речки Молохчи. Сюда, к старцу, как к свету, стремились отовсюду люди. Среди духовных детей старца были преподобномученица Великая княгиня Елисавета Федоровна и матушка Фамарь (Марджанова) [3].
Отец Алексий привлекал всех этих людей как праведник, молитвенник, нежный целитель душ, прозорливец и замечательный духовник.
Посещая духоносного старца, мать часто брала с собой и сына. В 1916 году старец Алексий ушел в затвор, и духовное руководство многих батюшкиных чад перешло к иеромонаху Иннокентию (Орешкину, + 1949 г.).
"Отец Иннокентий, многие годы ведавший гостиницей, прошел школу послушания у своих старцев - отца Алексия и игумена Германа, мог быть продолжателем дела своих учителей. Батюшке еще при этих известных старцах Зосимовой пустыни было дано послушание помогать отцу Алексию" [4]оказывать в обители духовную помощь всем запутавшимся в трудных житейских обстоятельствах.
Когда Сережа Извеков впервые попал на исповедь к старцу Иннокентию, тот узрел в подростке будущего Первоиерарха. С тех пор каждый раз, когда отрок приезжал в пустынь батюшка часами беседовал с ним [5].
Сначала вместе с матерью, а потом уже вместе с подросшими сверстниками Сережа посещал Троице-Сергиеву лавру, Киево-Печерскую лавру, Зосимову пустынь, Саровскую пустынь, Дивеевский монастырь, Николо-Угрешский монастырь, Серпуховский Владычный монастырь, Берлюковскую пустынь, другие святыни России.
Уже первые посещения монастырей произвели на Сережу глубочайшее впечатление, и он при первой возможности стремился вновь посетить их. Собирались по 20-25 человек. В монастырях и в храмах на пути к ним, юные паломники принимали участие в богослужениях. Из них получился приличный хор, которым обычно управлял Сергей, получивший к тому времени первые навыки регентского искусства. Частые отлучки не всегда совпадали с планами родителей, и Сергею приходилось иногда делать это скрытно. "Однажды, - вспоминала всегдашняя участница таких паломничеств Александра Александровна Белякова, - мы собрались на богомолье. "Я домой не пойду", - говорит Сережа. "Да разве так можно, говорю ему, - ты что"? - "А то меня не пустят". Многим участникам запомнились встречи со старцами, с насельниками обителей, носителями подлинной русской святости.
Рассказывали, что когда Сергей подходил под благословение к митрополиту Макарию (Невскому) [6], пребывавшему на покое в Николо-Угрешском монастыре, маститый старец вдруг попросил юношу: "Помолись за меня, у тебя великий, но тяжелый путь". А блаженная старица Мария Ивановна Дивеевская, отличавшаяся своей прозорливостью, и вовсе встретила Сергея, как архиерея. При входе Сергея в комнату блаженная вскочила и запричитала: "Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел".
Любили ездить на святое озеро в Косино. Однажды после службы старец-священник похлопал Сергея по плечу, приговаривая: "Быть тебе архиереем". Позднее, уже, когда он стал патриархом, в его кабинете всегда стояли засушенные ветки и травы с берега Святого озера. Каждый год 3 июля, в день празднования Моденской (Косинской) иконы Божией Матери, когда Никольский храм на берегу озера был еще закрыт, известный пианист и благоговейный почитатель Святейшего Адриан Александрович Егоров привозил патриарху трехлитровую банку с мутноватой водой из Святого озера.
Эти посещения святых обителей и святых мест во многом определили дальнейший жизненный путь будущего Патриарха.
[1] Арцыбушев А.П. Милосердия двери. М., 2001. С. 9,12.
[2] ГЛАГОЛЕВ Матфей Дмитриевич (1817-1900), протоиерей. 1843 окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 1847 рукоположен во пресвитера. С 1952 настоятель московского храма святителя Николая в Покровском. 1878 возведен в сан протоиерея.
[3] ФАМАРЬ (Марджанова Тамара Александровна; 01.04.1868-23.06.1936), схиигумения. 1896 пострижена в мантию с именем Ювеналия. 1902 настоятельница, игумения Бодбийского, в честь святой равноапостольной Нины, монастыря в Грузии. 1910-1920 настоятельница Московской Покровской общин сестер милосердия. 1931 арестована, сослана в Сибирь. С 1934 жила в пригороде Москвы.
[4] Четверухин Илья, прот., Четверухина Е. Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 16, 58, 87-90; Старец Алексий и Зосимова пустынь. К свету. № 14; Пыльнева Г.А. Воспоминания о старце Зосимовой пустыни иеросхимонахе Иннокентии. М., 1998, с. 28.
[5] По воспоминаниям монахини Мигдонии. Записала Валентина Андреевна Кондратьева. Рукопись.
[6] МАКАРИЙ (Парвицкий Михаил Андреевич, "Невский"; 01.10.1835-16.02.1926), митрополит. 1884 хиротонисан во епископа. 1912-17 митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода. 1917 уволен на покой с поселением в Николо-Угрешском монастыре. Скончался в п. Котельничи Московской области Люберецкого района. 1956 останки перенесены в Троице-Сергиеву лавру и захоронены под Успенским собором. Причислен к лику святых.
Поделитесь с друзьями