У церковных стен
Православная церковь в советское время
Былое пролетает… Амнистия
Амнистия
На фронтах исторические победы, земля медленно очищается от фашистской нечисти. Дивизия, в которой воевал старший лейтенант Извеков, в ожесточенных боях с противником с большими потерями стремительно продвигалась к Днепру. На освобожденной территории оставались холмики погибших бойцов, оставались контуженные и раненые. Армия, пополняясь новыми людскими ресурсами, ставила перед собой все новые и новые задачи, продвигаясь на запад. 30 сентября полковой писарь вписал в штатно-должностную книгу офицерского состава полка, что "старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефск. р-н Харьк. обл. № 0198 30.09.43 г. по СД".
Санитары, подбирая раненых и убитых бойцов, нашли под грудой кирпичей разрушенного дома контуженного адъютанта со своими солдатами. Контузия была тяжелая, и из полевой санчасти военфельдшер направил его в госпиталь, который находился в Москве, в Чернышевских казармах.
После госпиталя иеромонах Пимен проживал в небольшом деревянном двухэтажном домике в одном из переулков около Сущевского вала, у двух монахинь. 29 ноября 1944 года он был арестован и препровожден в 9-е отделение милиции города Москвы. Задержание было произведено за нарушение паспортного режима. Его обвинили в том, что он жил по фиктивным документам и "скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа"1.
Если и было, что-то неладное с документами, то осудить за это имеют право только те, кто сами на себе испытали несправедливость и репрессии коммунистического режима. Чувствуя себя изгоями, они все время боялись разоблачения.
Уже победные сполохи салютов рассекали московское небо. Но не ушли лишения, обиды, адский труд, гнет и страх за свою жизнь. Все время рядом - труженики другого фронта. У них работы по горло. Хватали, арестовывали гражданских, военных. Допрашивали с пристрастием, потом куда-то увозили в крытых машинах.
Суд был скорым. 15 января 1945 года военный трибунал Мосгарнизона "не усматривая необходимости применения ВМН", "приговорил Извекова Сергея Михайловича по совокупности совершенных им преступлений на основании ст. 193-7 п "д" УК РСФСР лишить свободы в ИТЛ сроком на десять (10) лет без поражения в правах и без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденного, лишив его в/звания "ст. лейтенант"2.
Про свой этап рассказывает епископ Вениамин (Милов): "Посадили в вагон за две решетки на третий этаж и повезли… вагон следовал суток семь-восемь. Все это время, согласно порядку обращения с арестантами, приходилось лежать на спине, головой повернувшись к конвою. Все тело страшно затекало, мучила жажда. Но приходилось терпеть… пока не подъехали к станции… Здесь нас высадили и повели в лагерное отделение. Последовала приемка этапа, перекличка и разрешено было отдохнуть до утра.
Лагерная жизнь протекала в условиях строгого режима. Утром производились подъем, поверка, развод на работу, поздно вечером заключенные возвращались с работы и после вечерней поверки шли на отдых. Устроен был барак довольно своеобразно. При входе за перилами всегда сидел вооруженный стрелок. На противоположной стороне барака за большим стеклянным окном ходил другой вооруженный часовой, так что перед глазами всегда маячила военная охрана… При выходе из барака на открытом воздухе находился карцер - небольшое дощатое помещение без печки. Здесь отбывали наказание провинившиеся. Зимой в карцере было нестерпимо холодно. Из него доносились душераздирающие крики замерзающих людей. Время от времени их заводили в плохо отопленный барак отогреваться. Затем возвращали. Для усмирения буйных заключенных практиковались побои"4.
Иеромонах Пимен прибыл в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг) 4 марта 1945 года московским этапом5. Воркутлаг был крупнейшей лагерной системой не только Коми АССР, но и всего бывшего СССР. На 40-е годы там было около 100 лагерных подразделений с лимитом наполнения около 100 тысяч заключенных. Время от времени происходило переформирование, менялись названия, границы, но суть оставалась та же. Голод, тяжелая работа. Вокруг тундра, вечная мерзлота и долгая полярная ночь. "На 10-15 человек была одна ложка, а вместо мисок - консервные банки. На многих лагпунтах не было ни бань, ни дезинфекционных камер. Вследствие обморожений и заболеваний множество заключенных умирало. На 26 тысяч заключенных приходилось всего 188 медицинских работников, причем в большинстве своем это были фельдшеры и медицинские сестры"5.
В одном из таких лагерных поселений6 с иеромонахом Пименом встретился протоиерей Тихон Стрелецкий, который отбывал свой срок (десять лет) в районе Сольвычегодска по рекам Вычегде и Локчим, недалеко от Котласа, на территории республики Коми. "На 102 квартале в Коми, - рассказывал отец Тихон, - на одном участке иду я с кладбища. Смотрю, на конюшне из трубы дым идет, значит, думаю, кто-то есть внутри. Захожу в конюшню. На постели лежит жеребенок, покрыт одеялом, только голова выглядывает. Я подошел, погладил. Осмотрел я келью, думаю: здесь живет не простой человек. Обогрелся я у печки. Через некоторое время входит молодой человек высокого роста. Я ему говорю: "Почему у тебя жеребенок на постели лежит?". А он отвечает: "Это сиротинка. Его мама сломала ногу на вывозе леса, и ее по лагерному обычаю зарезали и по 10 грамм мяса раздали заключенным. Та же участь ожидала жеребенка. Я пожалел его и взял на воспитание". "Вижу, вы не простой человек, - говорю ему. "Да, я - иеромонах. В лагерях уже во второй раз"7.
18 сентября 1945 года на основании указа Президиума ВС СССР от 7 июня 1945 года иеромонах Пимен был освобожден от принудительных работ в лагере. В справке № 82402 от 13 сентября 1945 года, выдаваемой выходящему на волю, значилось, что работал он санинструктором.
Конечно, освобождение для иеромонаха Пимена по амнистии вызывает больше вопросов, чем ответов. То ли, действительно, как утверждал один отставной генерал, следствие разобралось в невинности осужденного и использовало амнистию для исправления своей ошибки, то ли была другая причина или ее вовсе не было - пока неизвестно.
Документально подтвердить или опровергнуть любое из этих предположений на сегодняшний день невозможно. "В течение лета 1990 года, - писал С. Бычков, - проводился тщательнейший пересмотр всех диссидентских дел 70-80-х годов. Почти все они были уничтожены. В том числе многотомные дела А. Д. Сахарова, 84 тома дела А.И. Солженицына… Формулировки, согласно которым уничтожались дела, были различными. Например, дело академика Сахарова уничтожено согласно инструкции, которая гласит, что если наблюдаемый достиг известных номенклатурных должностей (стал, к примеру, народным депутатом СССР), то его досье следует уничтожить. Документ, на основании которого были уничтожены тома по делу А. И. Солженицына, вообще уникален: "В связи с тем, что документы не имеют культурной и исторической ценности, подлежат уничтожению". Не такая же ли судьба постигла дело будущего Патриарха. В 1988 году Патриарх Пимен стал народным депутатом СССР, и избравшие его, возможно, посчитали, что досье на Извекова С. М. потеряло и культурную и историческую ценность, или…"8.
1 Протоиерей Виктор Шиповальников утверждал, что Патриарх Пимен не совершал никакого преступления - "Это работа СМЕРШа", говорил он. // Журнал Московской Патриархии, 1991, № 9, С. 29.
2 ЦАМО, Опись. 758053. Д.169. Л. 97.
3 Вениамин (Милов), епископ. Дневник инока. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1999. С. 134-137.
4 АУИН МЮ РФ по РК в городе Воркуте. Справка УФСБ РФ по Республике Коми от 04.08.2006 года № 10/2-565.
5 А. Шеренас. Локчимлаг Российский независимый исторический и правозащитный журнал Карта № 22-23. http://www.hro.org/editions/Karta/nr 22-23.
6 Ермаков Василий, протоиерей. С.И. Дмитриева. Воспоминаний горькие страницы. Санкт-Петербург. "Агат". 2000. С. 179-180.
7 Надеющиеся на Тя, да не погибнут. Документальный фильм. Автор сценария В. Демин. М., 1991. Протоиерей Александр Дубровский и Н.Т.Стрелецкий. Воспоминания. Рукопись.
8 С. Бычков. Хроника нераскрытого убийства. М., 1996. С. 30-31.
Поделитесь с друзьями