У церковных стен
Православная церковь в советское время
Былое пролетает… Епископ
Епископ
Когда Троице-Сергиева лавра была в целом благоустроена, Святейший Патриарх Алексий I, учитывая большой административный опыт и выдающиеся духовные качества ее наместника, решил призвать архимандрита Пимена к более высокому и ответственному служению.
Недремлющее око Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР в жалком подражании дореволюционному обер-прокурорству без своего участия не давало Церкви принять решения ни в одном мало-мальски важном вопросе. В свою очередь совет согласовывал свои действия с высшими партийными и государственными органами1.
Желание Патриарха иметь около себя молодого, энергичного, полюбившегося ему за эти годы помощника восторга в совете не вызвало. Были противники этому и среди некоторых постоянных членов Священного Синода.
Чтобы не привлекать особого внимания к столь неординарной личности, нашли компромиссный вариант. В праздник Казанской иконы Божией Матери "Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия, в заседании от 4 ноября 1957 года, определил: Принимая во внимание множество дел по управлению Одесской и - временно - Ворошиловградской епархиями, назначить викарием Одесской епархии в звании епископа Балтского наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Пимена с возведением его в сан епископа, с тем, чтобы наречение и посвящение его в епископский сан произведены были в городе Одессе"2.
Для избранного во епископа архимандрита началась пора беспокойных хлопот подготовки к ответственному дню. В архиве музея Данилова монастыря сохранились интересные документы, напечатанные самим ставленником, с его приписками, регламентирующие проведение хиротонии. Пунктуальность и стремление не перекладывать свои проблемы на чужих Святейший Патриарх Пимен сохранил до последних дней своей жизни. Приведу эти документы - одни частично, а другие полностью.
Прежде всего, нужно было сшить облачение. Составлен список необходимых приобретений:
"Материала (при ширине 100 см.) - 6 м. Подкладки - 6. Галуна широкого - 9, среднего - 24, узкого - 15. Бахромы - 7,34. Кустодий - 3. Крестов больших - 6, средних - 2, малых - 9.
Расчет галуна
I. Саккос. 1. Широкий галун: оплечье - 200 см, рукава 2 - 164, подол - 246. Всего: 754. 2. Узкий галун: кругом - 667, ворот - 83. Всего: 750. 3. Бахромы - 270.
II. Епитрахиль. 1. Средний галун: вокруг - 619. 2. Узкого: горловина - 78. Бахромы - 54.
III. Пояс (длина 120): узкого - 250. Длина лент - 300 (по полтора метра оба конца).
IV. Палица. Широкого галуна - 134. Длина ленты - 172. Бахромы - 130.
V. Поручи. Узкого - 144 (на обе).
VI. Омофор малый. Среднего галуна - 479. Бахромы - 80 см (22 + 22 + 18 + 18).
VII. Омофор большой. Среднего галуна - 861. Бахромы - 80 см (22 + 22 + 18 + 18).
VIII. Сулок. Среднего - 120. Узкого - 200. Бахромы - 120"
Когда облачение было сшито, следовало подумать о размещении и приезде на службу гостей. Появился документ, определяющий порядок обслуживания автомашинами в субботу и воскресенье - 16-17 ноября 1957 года:
"Автомашина "ЗИЛ", шофер Козорезнюк В.Г. Обслуживание Святейшего Патриарха. Суббота - приезд в собор, к подъезду пономарки с Успенского переулка.
Воскресенье - приезд к 10.20. через Успенск. пер. к боковым дверям верхнего собора.
Автомашина "ЗИМ", шофер Куликов И.А. Обслуживание архиепископа Бориса3. Суббота - приезд в собор к 18.00 к главному входу. Воскресенье - приезд в собор к пономарке к 9.30.5
Автомашина "ЗИМ" 36-16, шофер Фаренюк М.А. Обслуживание Преосвященного архиепископа Нектария4, епископа (архимандрита) Пимена, прот. Статова5. Суббота - приезд в собор к 17.45 к пономарке. Воскресенье - приезд в собор к 9.30 к пономарке.
Автомашина "ЗИМ" 36-18, шофер Липский В.А. Обслуживание Преосвященного епископа Нестора6, наместника игумена Александра, послушника Симеона. Суббота - приезд в собор, к пономарке к 17.40. Воскресенье - приезд к пономарке в 9.30.
Автомашина "ЗИМ", прибывшая из Кировограда. Обслуживает Преосвященного епископа Иннокентия7, с сопровождающими его лицами. Суббота - приезд в собор, к пономарке к 17.40. Воскресенье - приезд к пономарке к 9.30.
Автомашина "Победа" 36-20, шофер Стоянов И.И. Суббота - доставка в собор, к пономарке иеродиакона Платона8, иеродиакона Серапиона9 и игумена Савватия к 17.00. из мужского монастыря на Большом Фонтане. Воскресенье - к пономарке к 9.00.
Автомашина "Победа" 43-50, шофер Деревянко Н. Суббота - доставка в собор, к пономарке о. ректора, о. Трофима и протоиерея Корнийчука к 17.00. Воскресенье - к пономарке к 9.00.
Автомашина "Победа", шофер Микитас А.И. Суббота - доставка в собор, к пономарке прот. Старка, протод. Ирху10 и друг. из Епарх. Управл. к 17.00. Воскресенье - к 9.00".
Далее репертуар исполнения церковных песнопений:
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ 16 НОЯБРЯ 1957 ГОДА.
1. Предначинательный псалом лаврского напева
2. Великая ектения Кастальского
3. "Блажен муж" лаврского напева
4. "Свете тихий" Фатеева
5. Сугубая ектения Смоленского
6. Литийная ектения Фатеева
7. "Ныне отпущаеши" Шмелева
8. "Богородице Дево, радуйся" Чайковского
9. Малое славословие Шмелева № 1
10. Великая ектения Смоленского
11. "Хвалите имя Господне" Никольского (малое)
12. Степенны Орфеева
13. Великое славословие Кольцова
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ 17 НОЯБРЯ 1957 ГОДА.
1. Облачение. Поет семинарский хор
2. Великая ектения Чайковского
3. "Единородный Сыне" Рахманинова
4. "Святый Боже". Обиход
5. Сугубая ектения Чеснокова
6. "Херувимская" Кастальского
7. "Милость мира" Львовского
8. "Достойно есть" лаврского напева
9. Запричастные концерты "В молитвах неусыпающую" Рахманинова, "Хвалите Бога" Лирина, "Господи Боже Израилев" Бортнянского.
10. Конец литургии Чеснокова
Архиерейские хиротонии для Одессы были не столь частыми. Поэтому ради благочиния каждое движение всех участников церковного торжества было расписано подробнейшим образом:
В богослужении Всенощного бдения 16 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе города Одессы принимали участие Преосвященные архиепископы Херсонский и Одесский Борис, Кишиневский и Молдавский Нектарий, епископы Переяслав-Хмельницкий Нестор, Кировоградский и Николаевский Иннокентий.
Начало Всенощному бдению было положено ректором Одесской духовной семинарии протоиереем Василием Кремлевым и протодиаконом Тимофеем Ирха. В диаконский чин вошли протодиакон Феоктист Бутейко, иеродиакон Серапион (Фадеев), диаконы Геннадий Попов и Г. Спельник. На малый вход вместе с протоиереем Кремлевым вышли игумен Александр (Лехно), игумен Савватий (Крутень), протоиерей Василий Борщевский, священник Ф. Абрамов.
На литию вышел епископ Иннокентий. Шестопсалмие читал ключарь собора священник С. Добродеев. Полиелей совершил архиепископ Борис со все сонмом архиереев и духовенства. Канон читали игумен Александр и иеромонах Леонтий (Гудимов)11.
Во время пения воскресного тропаря Патриарх, архиереи и духовенство вышли на середину храма. Начался чин наречения.
Игумен Александр и игумен Свавватий, взявши у Святейшего благословение, пошли в алтарь, приложились к святому престолу и вывели ставленника через царские врата. На амвоне перекрестились единожды и, сделав поясной поклон Святейшему Патриарху и Преосвященным, направились к кафедре, где игумены остановились, а ставленник стал брать благословение у Святейшего Патриарха и у каждого архиерея. Затем снова встал между подводившими его игуменами лицом к архиереям. Протоиерей Василий Кремлев прочитал "Объявление", на которое ставленник со смирением ответствовал.СЛОВО
наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры
архимандрита ПИМЕНА,
сказанное при наречении во епископа Балтского,
викария Одесско-Херсонской епархии,
в Успенском соборе Одессы
16 ноября 1957 годаВаше Святейшество! Преосвященные архипастыри! В этот священный час с великим трепетом предстою я пред вами, призванный волею Божиею и избранием вашим к великому епископскому служению.
С глубоким страхом и сознанием своего недостоинства вспоминаю слова пастырских посланий святого апостола Павла, определяющих нравственное лицо епископа и характер епископского служения: "Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении" (Тит. 1, 7, 9).
Но смогу ли я свое служение Церкви Божией назвать добрым, стяжал ли я дерзновение к Богу, могу ли я почитать себя "Божиим домостроителем", заслуженно ли я снискал себе степень добрую епископского служения? "Служивши добре степень себе добрую снискают и многое дерзновение в вере" (1 Тим. 3, 13).
Когда в ответ на эти вопросы вспомнишь свою жизнь и глубоко задумаешься над ней, то увидишь более телесного, чем духовного: "ввергох злато во огнь, и излияся телец" (Исх. 32, 24).
Смогу ли я похвалиться глубоким знанием "истинного слова", "согласного с учением Христовым", настолько, чтобы это знание даровало силу не только исполнять основы "истинного слова", но и наставлять других в "здравом учении", что является первой обязанностью каждого епископа? Но "...сила в немощи совершается!" Отрадой в моих сомнениях являются слова Христа Спасителя нашего: "Аще кто хощет волю Божию творити, разумеет о учении" (Ин. 7, 17). Я же свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием принимаю, как волю Божию, и твердо верю в то, что вседетельная благодать Святого Духа коснется меня чрез возложение ваших святительских рук и укрепит меня на великое служение Церкви Божией, помогая ходить достойно звания, в которое я призван. Тогда малые крупицы духовного хлеба, преломленные во благословении, смогут напитать через меня тысячи алчущих душ.
Большим утешением для меня является то, что на высоту епископского служения я был призван из дорогой моему сердцу Лавры Преподобного аввы Сергия, с которой тесно связана вся моя жизнь. Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось 8 лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви лавры, а в одном из самых уединенных скитов Лавры, в пустыни Святого Духа Параклита, состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса, "вся вменяющаго во уметы, да Христа приобрящу".
Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника лавры архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу.
И, наконец, в лавре Преподобного судил мне Господь в течение нескольких лет нести высокое и почетное послушание наместника Лавры. За этот прекрасный и содержательный отрезок жизни много получено духовного утешения и неведомой для мира радости - радости, понятной только инокам. "Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе" (Пс. 30, 20).
Особенно дорого для меня и то, что мое избрание состоялось в день праздника Казанской иконы Божией Матери, что является для меня свидетельством покрова "Заступницы усердной" надо мной на трудном архипастырском пути.
Дорого и то, что "хиротония архиерейския благодати" будет совершена в этом величественном соборе, сердцем которого является образ Касперовской иконы Божией Матери, с давних лет любимый и чтимый мною, - тот образ, перед которым я с таким умилением и духовным наслаждением преклонял свои колена в дни пастырского служения в городе Одессе. И это тоже свидетельствует о том, что не отринет от меня своим заступлением Небесная Мати.
Светло верю я и в то, что великий авва Сергий, обещавшийся "посещати чад своих" (тропарь Преподобному), не лишит меня своего предстательства и помощи в предуказанном мне служении. К вам же, святители Божии, я обращаюсь с усердной мольбой: когда Господь удостоит меня чрез возложение рук ваших полноты благодати архиерейской, вознесите ваши усердные молитвы, чтобы "великий Архиерей, прошедый небеса", не лишил меня Своей милости, возгревайте мой слабый ум вашими мудрыми советами и наставлениями, да, добродетельно прошед время жития моего и святительского служения, смогу безбедно достичь вожделенного Отечества Небесного и паству, врученную мне, привести к Пастыреначальнику Христу, славя Всеблагого Бога. Аминь12.
После произнесения протодиаконом Тимофеем Ирха уставных многолетий Патриарх с Преосвященными удалился в алтарь.
Божественную литургию в воскресенье 17 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе Одессы совершил Святейший Патриарх в сослужении архиепископа Одесского и Херсонского Бориса, архиепископа Кишиневского и Молдавского Нектария, епископа Кировоградского и Николаевского Иннокентия, епископа Переяслав-Хмельницкого Нестора, а также протоиерея Василия Кремлева, архимандрита Каллиста, протоиереев Николая Концевича13, Евгения Корнейчука, Павла Статова, Трофима Лютого, игумена Александра, игумена Савватия, протоиерея Василия Борщевского, священника Ф. Абрамова.
В 10 часов 20 минут Преосвященные и весь сонм духовенства у западных врат собора встретили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Святейшему был поднесен напрестольный крест, которым он преподал благословение Преосвященным и новонареченному.
Во время пения архиерейского хора "От восток солнца", "Достойно есть", "Тон Деспотин", "На гору Сион" Святейший Патриарх посередине храма читал входные молитвы.
По восхождении на кафедру начинается величественное облачение Патриарха. Патриарх снимает куколь, панагии, мантию и рясу, которые уносят в алтарь иподиаконы. А в это время через Царские врата игумен Савватий (Крутень) выносит параман и подризник. За ним игумен Александр (Лехно), протоиереи Трофим Лютый, Евгений Корнейчук и Николай Концевич выносят последовательно епитрахиль, поручи, палицу, саккос, омофор. Панагии и крест вынес архимандрит Каллист, митру - протоиерей Василий Кремлев.
Во время облачения на солее лицом к Патриарху стояли протодиаконы Тимофей Ирха и Феоктист Бутейко, рядом с ними с трикирием и дикирием - диакона Геннадий Попов и Г. Спельник.
При пении литургийного Трисвятого и возглашения Патриархом "Призри с небесе Боже" протоиерей Василий Кремлев и протодиакон Тимофей Ирха вывели хиротонисуемого через северные двери на солею к Царским вратам. Здесь его приняли два старейших архиерея, и началась хиротония.
По окончании литургии Патриарх и архиереи в мантиях вышли на середину храма и Святейший Патриарх Алексий произнес речь при вручении жезла епископу Балтскому Пимену:
"Преосвященный епископ Пимен, возлюбленный о Христе брат и сослужитель! Пришло время, когда и тебя угодно было Господу призвать к новому, высшему служению Церкви Божией в сане епископа.
Мы знаем, что все устрояется здесь, па земле, по всеблагой о каждом из нас воле Божией. А посему и твое избрание является не рук наших и нашего произволения делом, а благим изволением Господним чрез наше недостоинство.
Священным призванием и таинственным рукоположением соепископов ты приобщился к сонму епископов Православной Церкви, и на тебе почила сугубая благодать Божия; нов для тебя и нелегок подвиг, к которому ты призываешься, но тебе даны Церковью и новые силы.
До сего времени ты нес различные послушания церковные, и последнее послушание твое в обители Преподобного Сергия напитало тебя духом молитвы, навыком к иноческим подвигам, к истовому совершению службы Божией, к точному выполнению правил и уставов церковных.
Мы верим, что и теперь, когда ты будешь вдали от святой обители, Преподобный Сергий продолжит к тебе свое благоволение и благословит твое новое служение.
Сохраняй же в своем сердце все приобретенное тобою под кровом Преподобного, не оставляй подвига, ибо только постоянное совершенствование может приближать нас к Богу и делать нас достойными его благодатных даров.
Люби народ Божий, с такой верой и любовью наполняющий наши храмы, и нас, служителей Церкви Божией, чтущий превыше всякой меры нашей.
Паси стадо твое с кротостью и любовью, дабы видели в тебе твои пасомые благодатные черты истинного пастыря, носящего образ кроткого и смиренного сердцем Пастыреначальника нашего, Господа Иисуса Христа.
Еще не широкое поле деятельности открывается тебе, ибо ты призываешься пока быть помощником твоего архипастыря; в духе любви и кротости неси свое послушание, и да благословит Господь ваше совместное служение Святой Церкви.
В знамение твоего нового служения тебе вручается этот жезл, который да будет тебе опорой в препобеждении трудностей возложенного на тебя архипастырского подвига"14.ВОЗВРАЩЕНИЕ
Прошли года, в Одессе снова я,
Осенний ветерок ласкает тихо даль.
Приветом и теплом Одесса встретила меня,
Забыто многое, и прошлых лет не жаль.Воскресли в памяти воспоминания все вновь,
Молитвы жаркие и добрые сердца,
Любезных одесситов чистая любовь
И почитание духовного отца.Как все чудесно и светло,
Душа полна воспоминаний,
Печаль и горе отлегло,
Я полн надежды и желаний.Пусть и теперь огонь горит
Святой молитвы, жаркой дружбы,
Пусть каждый сердце подарит
Святому храму, Божьей службе.В молитве вспомнит пусть меня
На новом поприще великом,
Чтоб шел я твердо средь огня
И средь печали с светлым ликом.Чтоб был средь нас священный мир,
Душа б спокойно ликовала,
Чтоб не прельщал ее кумир
И только Бога бы искала.Прошли года, Одесса вновь
И вновь морская даль синеет,
И вновь священная любовь
К родному граду пламенеет.
1 Одинцов М.И. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2002, с. 161.
2 Определение Священного Синода. // Журнал Московской Патриархии, 1957, № 12, с. 6.
3 БОРИС (Вик Борис Иванович, 27.08.1906-16.04.1965), архиепископ. 1944 хиротонисан во епископа Нежинского, викария Черниговской епархии, затем на Черниговской, Саратовской, Чкаловской, Берлинской, Ярославской и Одесской епархиях. Дважды назначался экзархом Северной и Южной Америки. 1951 архиепископ. 1959 митрополит.
4 НЕКТАРИЙ (Григорьев Николай Константинович, 1903-12.03.1969), архиепископ. 1947 хиротонисан во епископа Петрозаводского и Олонецкого, 1948 Тираспольский, затем на Кишиневской кафедре. 1956 архиепископ. 1963 митрополит.
5 СТАТОВ Павел Константинович (1906-1982), протоиерей. 1933-1947 служил на приходе в Одесской епархии. 1954-1957 настоятель Вознесенского собора в Западном Берлине, затем секретарь Кишиневского епархиального управления. 1960 настоятель Патриаршего подворья в Бейруте. 1967 секретарь Кишиневского епархиального управления. 1978 на покое.
6 НЕСТОР (Тугай Никита Арсеньевич, 1899-17.02.1969), епископ. 1953 хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, затем на Харьковской и Черниговской кафедрах.
7 ИННОКЕНТИЙ (Леоферов Иван Михайлович, 28.08.1890-06.09.1971), епископ. 1953 хиротонисан во епископа Кировоградского и Николаевского, затем на Алма-Атинской и Калининской кафедрах. 1961 архиепископ
8 ПЛАТОН (Лобанков Петр Егорович, 05.11.1927-27.10.1975), иеродиакон. 1953 послушник Псково-Печерского монастыря. 1954 перешел в Троице-Сергиеву Лавру. 1964 наместник Троице-Сергиевой Лавры. 1970 хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского 1971 епископ Самаркандский, викарий Ташкентской епархии. 1972 Воронежский и Липецкий.
9 СЕРАПИОН (Фадеев Николай Сергеевич, 27.05.1933-19.11.1999), иеродиакон. 1957 архимандритом Пименом (Извековым) пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. 1972 хиротонисан во епископа Подольского. С 1975 последовательно на Иркутской, Владимирской, Кишиневской и Тульской кафедрах. 1979 архиепископ. 1987 митрополит.
10 ИРХА Тимофей Васильевич (1888-1962), протодиакон Успенского кафедрального собора Одессы, прослужил в священном сане 42 года.
11 ЛЕОНТИЙ (Гудимов Иван Афанасьевич, 1928-16.03.1992), иеромонах. 1957 помощник инспектора и преподаватель Одесской духовной семинарии. 1962 хиротонисан во епископа Подольского. С 1964 последовательно на Волынской, Симферопольской и Харьковской кафедрах. 1970 Патриарший Экзарх в Средней Европе. С 1973 вновь на Симферопольской, затем на Одесской, Херсонской и Донецкой кафедрах. 1968 архиепископ. 1989 митрополит.
12 Пимен Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. М., Московская Патриархия. 1977, с. 51.
13 КОНЦЕВИЧ Николай Васильевич (1885-1959), протоиерей. 1909 окончил Московскую духовную академию. 1917-1918 участвовал в работе Священного Собора Российской Церкви. 1932 арестован и сослан в Среднюю Азию по одному делу с иеромонахом Пименом (Извековым). 1945 участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. 1954 ректор Киевской духовной семинарии, затем ректор Одесской духовной семинарии.
14 Журнал Московской Патриархии, 1957, № 12, с. 20.
Поделитесь с друзьями