«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

29 января 2010 года

Аннотации

Былое пролетает…. Часть 43

« предыдущая следующая »

У церковных стен

Православная церковь в советское время

Былое пролетает… Ленинград

Митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен

Митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен

Ленинград

       14 ноября 1961 года Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия постановил: митрополитом Ленинградским, постоянным членом Священного Синода, назначить архиепископа Тульского Пимена1.
       В свой новый кафедральный город митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен прибыл в первые дни декабря. С вокзала он направился в Свято-Троицкий собор бывшей Александро-Невской лавры, чтобы испросить благословение святого благоверного князя Александра Невского на предстоящие труды, а оттуда - в кафедральный Николо-Богоявленский собор, где его ожидали протоиерей А. Медведский2, благочинные епархии, настоятели и духовенство епархии. В этот же день митрополит Пимен посетил Спасо-Преображенский и Князь-Владимирский соборы, а также Ленинградские духовные академию и семинарию.
       2 декабря митрополит Пимен совершил свое первое богослужение на новой кафедре - всенощное бдение в Свято-Троицком соборе бывшей Александро-Невской лавры, а на утро, в воскресенье, в том же соборе - Божественную литургию. По окончании литургии был совершен молебен, после которого митрополит Пимен обратился к верующим со своим первым архипастырским словом:

       "С глубоким смирением и послушанием воле Божией и Первосвятителю Церкви нашей Святейшему Патриарху Алексию воспринял я свое новое назначение. С сознанием своего недостоинства и недостаточности духовных сил приступил я к. исполнению возложенного на меня послушания, надеясь на помощь Божию и молитвы своих пасомых.
       Святейший Патриарх Алексий, напутствуя меня на новое место служения, поручил мне передать свое благословение пастырям и пастве той епархии, где он долгие годы провел в тесном единении и горячем общении с духовенством и верующими, где долгие годы призывал всех преданных сынов и дочерей своей Отчизны к миру, к патриотическим подвигам в дни блокады Ленинграда. Он просил напомнить, что и теперь он не оставляет заботы о ленинградской пастве и всегда возносит свои первосвятительские молитвы о ней и шлет ей свое благословение. Святейший Патриарх просил передать, что и в назначении на Ленинградскую кафедру моего недостоинства, в прошлом его помощника, выражена его забота о почетнейшей и дорогой его сердцу Ленинградской епархии.
       С каким же настроением и внутренним состоянием я прибыл к новому месту своего служения Церкви Божией?
       Долгое время проходя служение сначала в Троице-Сергиевой Лавре, а затем в Москве, и постоянно находясь под благодатным предстательством и водительством святителя Московского Алексия и его духоносного сподвижника и современника преподобного Сергия Радонежского, я постоянно питался плодами жизни и наставлений, а также предстательством и молитвами этих великих подвижников благочестия. И представлял я себе, будто нахожусь в земном раю!
       Оглядываясь па недавнее свое служение, я, куда пи посмотрю, везде вижу и ощущаю целительный и благодатный дух подвижников Сергиевой Лавры, или отверстые для моего сердца врата, ведущие к московским святыням. Я всегда вижу мерцание неугасимых лампад перед мощами преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия, постоянно представляю себе смиренно склоненную главу Святейшего Патриарха Алексия, молящегося со слезами перед этими святынями о Русской Церкви и всероссийской пастве. Отрадой и утешением служат для меня и воспоминания о том, как бывало, в дни недоумений и печалей, я сам искал помощи у гробниц этих святых угодников Божиих. Бывая в московских храмах и совершая иногда в них служения, я постоянно получал большое духовное утешение, и сердце мое наполнялось радостью и миром. Там возносил я горячие молитвы о благоденствии и мире всех чад Церкви Православной.
       Прибыв к вам, к своей новой, пастве, я не привез вам злата и сребра, не привез блестящих дарований ума или красоты мысли, не привез вам витийства и красоты проповеди, а привез вам в дар только одно, самое необходимое и самое дорогое для верующего человека, я привез вам мир Божий и благословение от московских святынь и обители преподобного Сергия Радонежского и его сподвижников. 
       Мир и благодать вам от Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, Троицы Единосущной и Нераздельной, которая равно исповедуется и славится на юге и севере, востоке и западе, везде просвещает, всех и все животворит и спасает!
       Мир и благодать вам от Преблагословенной Девы Марии, Матери Божией, чтимые изображения Которой я созерцал и благоговейно лобызал в храмах московских.
       Мир и благословение от святых угодников Радонежских, в Лавре которых я совершал свое последнее богослужение перед отъездом к вам и молился за свою новую паству.
       За молитвы таких предстателей у Престола Благодати я дерзаю надеяться, что мое желание вам мира и благословения не будет только праздным приветствием, но что благодать Божия действительно осенит души и сердца ваши
"3.

       За первые две недели своего пребывания на Ленинградской кафедре Преосвященный митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен совершил следующие богослужения в городских храмах:
       в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (4 декабря) 1961 года, всенощное бдение (накануне) и Божественную литургию - в Николо-Богоявленском кафедральном соборе;
       в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, 23 ноября (6 декабря), всенощное бдение (накануне) и Божественную литургию - в Свято-Троицком соборе Лавры;
       в день памяти святых мучеников Климента и Петра, в пятницу 25 ноября (8 декабря), Божественную литургию - в Спасо-Преображенском соборе;
       в день празднования в честь иконы Божией Матери "Знамение", в воскресенье 27 ноября (10 декабря), всенощное бдение (накануне) и Божественную литургию-в храме Ленинградской духовной академии и семинарии, в котором находится этот почитаемый образ. 
       в день памяти святителя и чудотворца Николая, 6(19) декабря, всенощное бдение (накануне) и Божественную литургию - в Николо-Богоявленском кафедральном соборе;
       в воскресенье 11 (24) декабря Божественную литургию - в Никольском Больше-Охтинском храме;
       в воскресенье 18 (31) декабря всенощное бдение (накануне) и Божественную литургию - в  Князь-Владимирском  соборе;
       в канун Нового года, 18 (31) декабря, после вечерней службы, новогодний молебен - в Николо-Богоявленском кафедральном соборе.
       Кроме того, во вторник 29 ноября (12 декабря) и в четверг 1 (14) декабря митрополит Пимен совершил объезд храмов Ленинграда для ознакомления с членами причтов и исполнительных органов4.
       После Рождественских праздников митрополит Пимен был в Москве и 13-14 января 1962 года принимал участие в наречении и хиротонии архимандрита Леонтия (Гудимова) во епископа Подольского в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры5.
       В феврале, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, митрополит Пимен впервые возглавил архиерейскую хиротонию. В субботу 3 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда состоялось наречение архимандрита Филарета (Денисенко)6 во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии.
       Чин наречения совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископы Казанский и Марийский Михаил7, Тамбовский и Мичуринский Михаил, Новгородский и Старорусский Сергий8, Дмитровский Киприан9, Костромской и Галичский Никодим10
       В воскресенье 4 февраля за Божественной литургией в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда хиротонию архимандрита Филарета во епископа совершили те же Преосвященные. При вручении новопоставленному епископу архиерейского жезла митрополит Пимен обратился к нему со словом: 

       "Возлюбленный о Господе брат, Преосвященный епископ  Филарет! Ныне ты, содействующу Святому Духу, чрез возложение архипастырских рук, восприял епископскую благодать и приобщился к сонму архипастырей Русской Православной Церкви. Для участия в твоей хиротонии собрались сюда с разных мест нашей необъятной земли архиереи, которые в своих епархиях осуществляют свои   архипастырские  труды под покровом и водительством Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и многих подвижников благочестия, святых угодников Божиих, просиявших подвигами в тех краях и весях. Прибыв в наш град, эти архипастыри как бы засвидетельствовали пред тобою, что они не только сами будут отныне твоими молитвенниками, но что и подвижники благочестия их епархий будут ходатаями о тебе пред престолом Бога Живаго!
       Итак, сегодня ты приобрел себе целый сонм молитвенников о тебе - великих подвижников благочестия и праведников, сияющих своими трудами и подвигами, как звезды на тверди небесной.
       Когда наша мысль уносится в молитве к обителям небесным, где в торжестве своей славы ликовствуют наши ходатаи и заступники, то мы представляем себе славные образы святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, списателя житий святителя Димитрия Ростовского, святителя и чудотворца Никиты, своими молитвами и подвигами озарившего земли Новгородские, и других угодников Божиих, просиявших в Новгороде, святителей Христовых Гурия, Варсонофия и Германа Казанских, плодотворно потрудившихся в деле распространения и защиты Святого Православия в землях иноверческих, славного сподвижника Сергиева преподобного Геннадия Любимоградского-Костромского, чудотворца, своими подвигами просиявшего в приволжских лесах и дебрях, великого печальника земли Русской и покровителя града сего, благоверного князя Александра Невского, и покровителя сего собора, святителя Мир Ликийских Николая, и особенно близкого каждому верующему русскому сердцу усердного ходатая и молитвенника о всех нас пред Богом - преподобного аввы Сергия, Радонежского.
       Превыше же всего вселяет в нас пламенное волнение и радость, сознание того, что и Сама Преблагословенная Владычица Богоматерь является постоянной помощницей и ходатаицей за нас, скромных делателей на ниве церковной, сияя во многих градах и весях верным через свои чтимые иконы и озаряя наш жизненный путь благостию и милосердием.       
       Глава нашей Русской Православной Церкви Святейший Патриарх. Алексий через архипастырей, прибывших из Москвы, засвидетельствовал тебе о своих молитвах и первосвятительском благословении на новый твой путь и труды в архипастырском делании.
       Вот сколько утешительных для тебя мыслей привезли с собой наши гости, Преосвященные архипастыри, подъявшие труд прибыть в наш град и участвовать в твоей хиротонии!
       Получив ныне чрез хиротонию архиерейскую благодать, ты должен постоянно памятовать о том, что теперь ты призван вступить на новый и малоизвестный для тебя путь архипастырского служения.
       Теперь ты избран и хиротонисан для того, чтобы принять на себя великое попечительство в деле служения Церкви, чтобы пасти Церковь Христову, которую освятил Пресладчайший наш Спаситель Христос честною и пресвятою Своею Кровию.
       Теперь ты призван неленостно назирать Христово словесное стадо порученной тебе епархии, образцом самого себя во всякой добродетели верно показуя.
       Должен свято блюсти ты свой архиерейский сан, имея неусыпное послушание нашей Церкви и ее Предстоятелю Святейшему Патриарху, как ты и обещался пред всеми в твоем исповедании, да не истязан будеши от Господа Бога за презорство и нерадение о врученной тебе пастве.
       А посему совершенствуй себя молитвой и постом, будь добрым строителем тайн Божиих, имей во всем воздержание, блюди себя от всякого зла и неустанно помни священные слова: "Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех
".

       Не скрою от тебя, что мне было особенно приятно принимать участие в твоей хиротонии. Возлагая руки на твою главу, я живо вспоминал о том, что ты происходишь из славной семьи насельников Лавры Сергиевой, в ее стенах ты прожил много времени, духовно окормляясь подвигами благочестивых и преподобных обитателей тех мест и их молитвами. В стенах Лавры Сергиевой ты окончил духовную академию и, состоя в братстве Лавры, возносил свои молитвы пред святыми мощами Преподобного Сергия Радонежского, одновременно совершенствуя себя на преподавательском поприще в Московской духовной академии и семинарии. Это было в те времена, когда Господь привел мне быть наместником славной обители Сергиевой. Я твердо верю, что и на твоем новом, архипастырском пути преподобный Сергий Радонежский будет твоим ходатаем и молитвенником, незримо оказывая тебе помощь в твоих архипастырских трудах.
       При пострижении в монашество было дано тебе имя в память святого праведного Филарета Милостивого. Жизнь и наименование твоего покровителя говорят о многом, и, в частности, они должны всегда напоминать тебе о том, что и в наших архипастырских трудах и в отношении к врученной нам пастве мы всегда должны оказывать милость, памятуя слова Спасителя: "Блажени милостивии, яко тии помилованы будут", оказывать милость потому, что мы всегда испрашиваем и для себя милости от Бога, взывая Ему усердно на всяк день: "Боже, милостив буди нам, грешным!"
       Когда же на твоем архипастырском пути встретятся трудности и скорби, вспоминай тогда, какой сонм святых ходатаев и покровителей ты обрел ныне пред Богом, и пусть это служит твоим утешением и радостию! Обращайся за помощью к ним! В твоем архипастырском делании опирайся на духовную мудрость твоих небесных покровителей! У них ищи разрешения недоумений, в их жизни ищи пример для подражания!
       А сейчас прими сей жезл, как опору в твоих трудах, взойди на это возвышение и преподай архипастырское благословение верующим, которые всегда с великой любовию относятся к своим архипастырям и жаждут всякий раз архипастырского благословения" 11.
       15 апреля скончался настоятель храма во имя святого пророка Илии, что в Обыденском переулке гор. Москвы протоиерей Александр Васильевич Толгский12. 17 апреля митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен совершил парастас, а на другой день - чин отпевания вместе с архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом и епископом Дмитровским Киприаном13
       29-30 мая в Москве, в Колонном зале Дома союзов проходила Конференция представителей советской общественности за всеобщее разоружение и мир. В состав делегации от Русской Православной Церкви входили: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, епископ Таллиннский и Эстонский Алексий и ректор Московской духовной академии протоиерей Константин Ружицкий. 
       На Конференции выступил митрополит Пимен:

       "Дорогие друзья, защитники мира!
       Патриарх Московский и всея Руси Алексий, совершающий в настоящее время визит мира и дружбы в Сербский, Болгарский и Румынский патриархаты, поручил мне от его имени и от лица Русской Православной Церкви приветствовать Всесоюзную Конференцию представителей советской общественности за всеобщее разоружение и мир и пожелать ее участникам успеха  и плодотворных трудов.
       Всесоюзная Конференция сторонников мира, собравшаяся в эти дни, является событием огромной важности в жизни нашей Великой Родины. Она демонстрирует перед международным общественным мнением нашу волю к миру, твердую позицию всего народа нашей многонациональной социалистической державы добиваться всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем и вытекающего отсюда прекращения испытаний термоядерного оружия, добиваться утверждения на земле прочного и справедливого мира. Мы собрались сюда на дело защиты мира в те дни, когда по нашей необъятной земле победоносно шагает весна и народ нашей страны, всецело поглощенный мирным и созидательным трудом, строит свое счастье, создает мирную, изобильную жизнь.
       Стремлением к миру определяется и внешнеполитический курс Советского государства и его Правительства.
       Мирное сосуществование народов при различии социально-политических и экономических систем, требование всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, требование запрещения испытаний термоядерного оружия под землей, под водой и в космосе и мирного разрешения всех международных вопросов и споров - вот те основные принципы, которыми руководствуются наше Правительство и наши народы, вступая в общение с народами других стран и других континентов.
       И нет никакого сомнения в том, что только на этом пути развития международных отношений человечество сможет достигнуть разрешения всех спорных наболевших проблем.
       Мы знаем, что, несмотря на это искреннее стремление нашего народа и других братских народов к миру, в настоящее время на земле зловеще сгустились темные тучи. Вновь заносится жестокий серп смерти, готовый снять обильную жатву. Враждебные миру силы хотят снова разжечь пожар мировой войны.
       Мы видим, что правящие круги Соединенных Штатов Америки в настоящее время вновь бряцают ядерным оружием и над островом Рождества за короткое время выросли многочисленные зловещие атомные грибы.
       Пресловутая политика "мира на грани войны", политика "холодной войны", политика гонки вооружений возгревают напряженность в международной обстановке, создают серьезную угрозу миру, заставляют настораживаться миролюбивое  человечество.
       Как справедливо заявил глава нашего Правительства Никита Сергеевич Хрущев в своей речи на митинге в городе Софии 19 мая сего года: "Народы земного шара не должны мириться с опасной политикой, которая может привести мир к термоядерной катастрофе. Нужно осознать, что от единства и решимости миллионов простых людей, от их активных действий прежде всего зависит, быть ли миру на земле".
       Настоящая Конференция является живым свидетельством искреннего стремления народов нашей страны вместе со всем миролюбивым человечеством бороться за сохранение и упрочение международного мира.
       Русская Православная Церковь поддерживает добрые побуждения, соединившие в этом собрании представителей нашего народа, и желает того, чтобы наши общие труды увенчались успехом.
       Отстаивать дело мира во всем мире - это священная и благородная задача, и в этом направлении Русская Православная Церковь никогда не имела колебаний.
       На протяжении многих лет наша Церковь не перестает призывать христиан всего мира к тому, чтобы не допустить повторения военных событий, одно воспоминание о которых наполняет наши сердца ужасом и гневом.
       И в своей стране и за ее пределами Русская Православная Церковь служит делу примирения человечества, защищает мирную созидательную жизнь народов. Русская Православная Церковь исходит при этом из буквы и духа Евангелия и видит в этом одну из своих основных  задач.
Русская Православная Церковь всецело приветствует и поддерживает Всемирный Конгресс за всеобщее разоружение и мир, который должен состояться в городе Москве в этом году.
       Наша Церковь гневно осуждает военную истерию на земле, гонку вооружений, засорение атмосферы элементами атомного распада и все то, что мешает мирной жизни народов, в том числе все формы колониализма и неоколониализма.
       Не страдая ни слепым оптимизмом, ни безнадежным пессимизмом, Русская Православная Церковь твердо убеждена в том, что силы добра могущественнее темных сил зла, и со своей стороны не переставала и не перестает призывать и своих собственных чад и христиан всего мира, исповедующих Христа, как Источника мира (Еф. 2, 14), принимать самое активное участие в борьбе за мир, объединяя свои усилия в этом направлении с усилиями всех остальных друзей и поборников мира.
       Для христиан нет задачи более важной, более почетной, а по современным условиям и более неотложной, чем борьба за мир.
       Уклонение от борьбы за мир Русская Православная Церковь считала и считает отступлением от Правды Божией, требующей от христиан насаждения мира и любви в жизни семейной, общественной, государственной, международной.
       С этой высокой трибуны я обращаюсь от имени Русской Православной Церкви ко всем христианским церквам и объединениям всего мира с горячим призывом напрячь свои усилия по утверждению на земле прочного и справедливого мира, помочь человечеству избежать нового всемирного кровопролития и предлагаю, как действенную меру в этом направлении, - поддержать разделяемую народами земли и многими правительствами идею всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем и добиваться заключения государствами соответствующего соглашения.
       Дорогие друзья! Мир - это дело самой великой важности, всеобщая потребность, начало начал, исходная точка самого человеческого существования на земле! Прекрасна, невосполнима, невозвратима человеческая жизнь!  Счастливо все живое!
       Теперь, когда спустя 23 года после перевернутой военной страницы в книге жизни вновь находятся люди, стремящиеся вернуть человечество к ужасу и страданию, мы все должны сказать войне свое решительное НЕТ!
"14

       В числе других на предстоящий Всемирный Конгресс за всеобщее разоружение и мир были избраны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен.
       Конференция избрала также новый состав Советского комитета защиты мира. Среди избранных - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен.
       7 июля в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялось наречение архимандрита Серафима (Никитина)15 во епископа Курского и Белгородского.
       Чин наречения совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архиепископы Ярославский и Ростовский Никодим, Можайский Леонид, епископы Дмитровский Киприан, Таллинский и Эстонский Алексий. 
       В воскресенье 8 июля за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонию архимандрита Серафима во епископа совершили те же Преосвященные. При вручении новопоставленному епископу архиерейского жезла митрополит Пимен произнес речь16
       25 августа в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялось наречение архимандрита Никона (Фомичева)17 во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.
       Чин наречения совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архиепископ Можайский Леонид, епископ Таллинский и Эстонский Алексий. 
       В воскресенье 26 августа за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонию архимандрита Никона во епископа совершили те же Преосвященные и архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим и епископ Дмитровский Киприан. При вручении новопоставленному епископу архиерейского жезла митрополит Пимен произнес речь18
       28 августа в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялось наречение архимандрита Мефодия (Мензака)19 во епископа Волынского и Ровенского.
Чин наречения совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архиепископы Ярославский и Ростовский Никодим, Алеутский и Североамериканский Иоанн, епископ Выборгский Никон. 
       29 августа за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонию архимандрита Мефодия во епископа совершили те же Преосвященные и архиепископ Можайский Леонид, епископы Дмитровский Киприан и Костромской и Галичский Никодим. При вручении новопоставленному епископу архиерейского жезла митрополит Пимен произнес речь20
       В день памяти преподобного Никона, ученика преподобного Сергия, 30 ноября отмечалось 85-летие со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия. На юбилей прибыли в Лавру многие иерархи как Русской, так и других братских Церквей. В актовом зале МДА состоялся торжественный акт, посвященный юбилею. Приветственный адрес от Священного Синода огласил митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, затем он приветствовал Святейшего Патриарха от духовенства и мирян Ленинградской епархии. В заключение официальной части митрополит Пимен зачитал стихи, посвященные высокому юбиляру21. Ниже фрагмент этого стихотворного обращения:

Сегодня восемьдесят пять
Исполнилось со дня рожденья
Того, кто призван Богом взять
Бразды церковного правленья

В свои искуснейшие руки.
Чтобы вести корабль церковный
Чрез море жизни и под звуки
Молитв и мудрости духовной.

С глубокой юности монах,
Всю жизнь он Церкви посвятил,
Поверг житейское во прах,
Любим для паствы стал и мил.

Горит огнем глубокой веры,
Устраивает Божий дом,
Мы видим мудрости примеры,
Мы восхищаемся трудом.

Не дрогнул в тяжком испытаньи,
С народом вместе горе нес,
И за усердное дерзанье
Благословил твой путь Христос!

Москва встречала вдохновенно
Первосвятителя приход,
С тех пор любовью неизменно
Его питает наш народ.

В часы служенья Патриарха
Молитва паствы горяча
И за здоровье иерарха
Горит народная свеча.

Молитва в лавре ли, в Одессе,
Иль в Переделкинской тиши,
Большая речь, статья ли в прессе
-Прочти с вниманьем, не спеши.

Все скромно, просто и умело,
С огромным тактом, красотой,
Хоть мысль глубока, слово смело,
Он всех пленяет простотой.

Я вижу образ благородный
И красоту большой души
Того, кто кормчий всенародный,
Чья жизнь и дело - хороши.

Господь хранил везде и всюду,
И каждый шаг оберегал,
Кто стал отцом простому люду,
Того, кто веру возгревал.

       В субботу 20 ноября, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, митрополит Пимен совершил наречение архимандрита Иоанна (Иванова)22 во епископа Кировского и Слободского.
       22 ноября за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Ленинграда хиротонию архимандрита Иоанна во епископа совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископы Дмитровский Киприан и Лужский Никон. При вручении новопоставленному епископу архиерейского жезла митрополит Пимен обратился к нему с речью23
       29 декабря митрополит Пимен принимал участие в наречении архимандрита Владимира (Котлярова)24 во епископа Звенигородского в Крестовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры, а 30 декабря -  в хиротонии его в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры25.
       29 ноября митрополит Пимен принимал участие в наречении архимандрита Феодосия (Процюка)26 во епископа Черниговского и Нежинского в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры, а 2 декабря - в хиротонии его в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры27.
       В заседании Священного Синода под председательством Патриарха Алексия 23 января 1963 года слушали: проект службы святой Тавифе, составленный по поручению Священного Синода архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом. Проект службы был просмотрен митрополитом Пименом и по его указанию профессором Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенским. Постановили: службу одобрить и ввести в употребление за богослужениями в Русской Православной Церкви28.  
       11 мая митрополит Пимен был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени.
       3 июня состоялся выпуск студентов и воспитанников Ленинградских духовных школ. Митрополит Пимен в этот день совершал Божественную литургию в Свято-Духовском храме, что на Охте и по окончании богослужения поспешил в академию. 

 

Митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен

Митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен

       После молебна митрополит Пимен обратился к выпускникам со словом назидания. Он сказал им о правилах жизни иерея по святому апостолу Павлу. Краткие по форме и необычайно выразительные по содержанию, эти правила во всегдашнее напоминание выгравированы на обратной стороне наперсного иерейского креста: "Образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою" (1 Тим. 4, 12). "В священнической деятельности, - сказал митрополит Пимен, - надо возможно чаще прочитывать эти слова и руководствоваться ими". Далее архипастырь обратил внимание на долг хранения в себе и воспитания в пасомых горячего патриотизма по отношению к своей великой Родине и непреклонного стремления к миру. Назидательное слово митрополита Пимена было выслушано с глубоким вниманием29.
       День пятидесятилетия своего епископства 11 мая Святейший Патриарх Алексий пожелал скромно провести в Троице-Сергиевой Лавре. В голубой гостиной Патриарших покоев Лавры он принимал поздравления. Приветствие от Священного Синода зачитал митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен. В ознаменование 50-летия служения Святейшего Патриарха в епископском сане, митрополит Пимен был награжден орденом святого князя Владимира I степени. Церковных наград были удостоены и другие иерархи. Митрополит Пимен от лица всех награжденных принес Патриарху глубокую благодарность  и пожелал ему многих лет жизни и дальнейших плодотворных трудов на благо Русской Православной Церкви30
       Юбилейные торжества начались 17 июля, накануне дня памяти преподобного Сергия и продолжались до 21 июля. 17 июля в Покровском храме Московской духовной академии состоялся торжественный акт, который открыл председатель юбилейной комиссии при Священном Синоде митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. После доклада о жизни и деятельности Предстоятеля Церкви митрополит Пимен прочитал приветственный адрес Святейшему Патриарху от Священного Синода Русской Православной Церкви и преподнес высокому юбиляру икону с изображением святых, с которыми была связана жизнь Святейшего Патриарха31.
       21 июля Священный Синод Русской Православной Церкви устроил прием в честь Глав и представителей автокефальных православных Церквей, других христианских и инославных объединений, прибывших на юбилейные торжества. В конце приема митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, обратившись к присутствующим, сказал:

       "Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие наши гости, дамы и господа!
       Сегодня Священный Синод Русской Православной Церкви устроил этот прием по поводу юбилея Первосвятителя и Главы Русской Церкви Святейшего Патриарха Алексия. Не каждому иерарху Господь приводит праздновать 50-летие архиерейской хиротонии, и, несомненно, такой юбилей, связанный обычно и с долголетием жизни, является признаком милосердия Божия к юбиляру, а в данном случае и ко всей Церкви Русской.
       Еще звучит в ушах моих колокольный звон древней обители Сергиевой и других храмов. Еще слышится стройное и умилительное пение церковных хоров, и еще ощущается духовный трепет и жар молитв о здравии высокого юбиляра, которые возносились в дни юбилейных торжеств за богослужениями в храмах, - молитв сердечных, разноязычных, но свидетельствующих о христианском единении. Уже приближаются к концу юбилейные торжества, но мне хочется верить, что с торжествами не закончится союз христианской любви, не уменьшится взаимопонимание, окрепнут чувство единения среди христиан и дружба. Еще крепче станет всеобщая молитва о благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех. Не умолкнет голос, взывающий о здравии нашего юбиляра и о продлении его жизни на многие годы.
       Мы все  - и члены Священного Синода, и епископат, и клир - молимся о том, чтобы еще дольше и дольше во главе Русской Православной Церкви стоял наш мудрый и добрый кормчий - Святейший Патриарх Алексий, - кормчий, который умеет вести церковный корабль по направлению, заданному Основателем Церкви.
       Все мы восхищаемся нашим Первосвятителем, видим в его жизни и многогранной деятельности пример для себя и бесконечно черпаем нектар мудрости, патриотизма и духовных даров, которыми обладает Глава   нашей   Церкви…"
32.

       26 июля престольный праздник храма Антиохийского подворья, освященного во имя архангела Гавриила, совпал с 15-летием передачи подворью этого храма и 115-летием основания в России подворья. Богослужения в храме возглавил Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Феодосий VI. В тот же день был устроен прием, на котором Святейшего Патриарха Алексия представлял митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен. В своей речи на приеме он сказал, что архангел Гавриил - вестник добра и мира на земле. Все доброе и святое, что существует в отношениях между нашими Церквами, находится под его охраной. В жизни Церкви не бывает ничего случайного и подворье Антиохийской Церкви в Москве служит укреплению связей не только земных, но и небесных33.
       10 августа скончался митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим. 11 августа в Успенском храме бывшего Новодевичьего монастыря парастас совершил митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен. 12 августа соборным архиерейским служением, которое возглавил митрополит Пимен, было совершено отпевание. В конце отпевания митрополит Пимен прочитал телеграмму от Святейшего Патриарха Алексия с выражением соболезнования пасомым и родственникам почившего. В надгробном слове об усопшем иерархе митрополит Пимен отметил простоту и непосредственность, любовь и сердечную теплоту, которыми озарялась вся жизнь святителя Божия, и призвал всех присутствовавших помолиться о том, чтобы Господь упокоил душу верного раба - новопреставленного митрополита Питирима в селениях праведных34.
       19 августа в Ленинграде скончался профессор Московской  духовной академии, магистр богословия, протоиерей Петр Гнедич35. 21 августа парастас и отпевание на следующий день совершил митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен36.  
       В заседании Священного Синода под председательством Патриарха Алексия 9 октября имели суждение о замещении вдовствующей за смертью митрополита Питирима Крутицкой кафедры. Постановили: митрополитом Крутицким и Коломенским назначить митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена37.    
       20 октября митрополит Пимен, назначенный на кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского, прощался с ленинградской паствой. Свою последнюю литургию он совершил в Троицком соборе бывшей Александро-Невской лавры со своими ближайшими помощниками по управлению епархией и благочинными храмов гор. Ленинграда.
       Перед отъездом из Ленинграда митрополит Пимен в сопровождении протоиерея С. Румянцева посетил ленинградские соборы - Никольский, Владимирский, Преображенский и Троицкий, а также Никольское кладбище бывшей Александро-Невской лавры и поклонился здесь останкам бывших митрополитов С.-Петербургских - Антония38, Палладия39, Исидора40 и ближайших предшественников по кафедре - митрополитов Григория и Елевферия, погребенных в склепе Троицкого собора41.  
       23 октября власть почтила отбывавшего на новую кафедру митрополита Пимена своим вниманием. В Ленинградском областном Комитете защиты мира ему вручили Почетную Грамоту Советского Комитета защиты мира за активную деятельность по укреплению мира между народами. При вручении Грамоты присутствовал уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по гор. Ленинграду и Ленинградской области Г. С. Жаринов42.  
       Так завершился краткий период пребывания митрополита Пимена на Ленинградской кафедре, но эти несколько лет были такими же тяжелыми для него и для всей Церкви, как и предыдущие. 
       Борьба с Церковью приняла новые беспощадные формы. Сильным ударом по приходам стало введение летом 1962 года регистрационных книг, в которых на основе паспортных данных указывалось, кто заказывал совершение треб - крещений, венчаний, отпеваний. Приходы обязаны были предоставлять информацию о требах контролирующим государственным органам. На основании этих данных власти еще более усилили контроль над верующими.
       По новым правилам только отец мог просить о крещении своего ребенка и для этого должен обратиться к старосте, указав свое имя, адрес, место работы. Подобная процедура совершалась при венчании и отпевании. В апреле 1963 года духовенству и старостам было предписано не допускать детей школьного возраста к Причастию, а иногда силой удалять детей из храма.
       Ленинградское духовенство сократилось на 40%. Духовенству запрещено было совершать требы на дому, кроме смертельной болезни. Вне храма запрещено совершать панихиды и отпевания. За малейшее нарушение правил священнику грозило лишение регистрации и, соответственно, возможности совершать богослужения даже в храме.
       В Ленинграде, в это время власти избегали закрывать храмы, но притеснения духовенства и верующих усилились еще более. В течение долгого времени уполномоченный Жаринов был "верховным распорядителем" в епархии, единолично верша суд и расправу над любым клириком, над любым приходом. Правящий архиерей был бессилен. Митрополит Пимен не имел права проповедовать без предварительного просмотра уполномоченным текста проповедей, должен был согласовывать с ним все свои решения, в том числе и назначения священников на приходы.
       Стремясь дискредитировать духовенство, власти всячески поощряли вероотступничество, наушничество, доносительство. Архиереи должны были "докладывать" в Совете о своих собратьях-епископах, о своих клириках, священнослужители - о своих правящих архиереях, о сослужителях, об активных мирянах. 
       Впрочем, развалить Церковь изнутри натравливанием друг на друга, насаждением взаимной подозрительности и вражды Совету по делам Русской Православной Церкви не удалось, не помог и всеобъемлющий кадровый контроль. Когда сейчас знакомишься в архиве с "докладами" и "рапортами" архиереев, их секретарей, настоятелей в Совет - диву даешься. Неужели работники Совета всерьез воспринимали, часто до крайности утрированные оценки тех или иных церковных деятелей или слащаво-приторные заверения в верности и любви партии и правительству. 

Из доклада протоиерея А. И. Медведского
Ленинградскому Уполномоченному Совета по делам РПЦ Г. С. Жаринову

Конфиденциально
19 ноября 1963


       "Представляя настоящий доклад о положении Церкви в Ленинграде, согласно Вашему предложению, считаю долгом оговориться, что настоящий труд является плодом личных наблюдений и размышлений… Как бывший наш митрополит Пимен, так, по-видимому, и настоящий митрополит Никодим являются любителями обстановочного богослужения и за отсутствием иной церковной деятельности придают ему чрезвычайное значение, то есть его внешней торжественностью.
       В остальное время богослужение в соборе значительно упрощено: прекращены соборные служения акафистов и сокращено их количество. Литургия по воскресным дням служится не соборно, а одним священником… Церковный звон ограничен самыми необходимыми моментами и производится не более 10-15 минут (это много - здесь и далее примеч. Жаринова)…
       Проповедание в соборе значительно сократилось, даже в воскресные и праздничные дни оно не всегда имеет место. Объясняется это тем, что проповеди необходимо представлять в письменном виде для проверки… Со вступлением митрополита Никодима… проповеди в письменном виде будут представляться ежемесячно митрополиту. 
       По существу при новом порядке ничего не изменится, разве что священники будут писать свои проповеди еще с более осторожностью, так как духовенство уверено, что всякий документ, печатающийся и передаваемый в канцелярию митрополита, незамедлительно отправляется Уполномоченному. Кроме того… отпечатанные будут иметь несколько копий, каковые будут направлены для чтения в народ для внебогослужебного чтения (виновные в этом будут наказываться)… Впрочем, большая часть настоятелей проповеди не представляли, но их произносили…
       Количество посетителей определяется на глаз весьма субъективно и в зависимости от религиозного настроения тех, кто предлагает показатели: человек, расположенный к Церкви, обычно преувеличивает цифры, а равнодушный преуменьшает. Так при определении количества присутствующих в ограде Никол. собора в пасхальную ночь указывают цифры и 10 тыс. и 20 и 30 тысяч, где правда? Более вероятные показатели исходят из вместимости храмов, но и тут, возьмем, например, Никол. собор, оба его храма вмещают от 8 до 10 тысяч, но полными до отказа эти храмы бывают лишь 5-6 раз в год, а в остальное время подсчет посетителей опять будет на глаз.
       С уверенностью можно засвидетельствовать, что подавляющее большинство наших прихожан престарелые женщины в возрасте от 45 и более лет, что мужчины составляют в общей массе не более 10%, а молодежь, в особенности мужская, это единицы…
       Падение доходности не всегда связано в Церкви с падением религиозности. В 1963 году на снижение доходности, несомненно, повлияло прекращение продажи потребительских просфор, требование адреса при служении молебнов и панихид, а также строгое оформление крещений, весьма возможна и утечка налево.
       Требование адресов при служении молебнов верующие рассматривают не как меру контроля над получаемыми за них суммами, а как психологическое устрашение для желающих помолиться. Поэтому многие перестали заказывать отдельные молебны и панихиды, удовлетворяясь общими, при которых адресов не требуется, но эти люди не выбыли из Церкви (из церкви не выбыли, но доход церкви все же уменьшился! Это тоже положительный фактор). Вообще же верующая масса весьма осуждает требование адресов при совершении треб, но обвиняют теперь не духовенство, а хозяйственников, которых считает агентами гражданской власти…
       Группа прихожан - это приезжие из провинции и не только из пригородов, но часто и из далеких мест, даже из Сибири. В Ленинград они прибывают по своим делам и во время такового пребывания являются постоянными посетителями храма, так как в местности, где они на постоянном жительстве, церкви нет.
       Есть группа верующих, которую можно определить словом "путешественники"… Именно из этого источника поступили сведения о гонениях на Церковь в Почаеве, где богомольцев высаживают из автобусов, запретили коренным жителям принимать их на постой, а монахам не продают хлеба в магазинах и выселяют из монастыря и в других местах не прописывают…
       Что касается Исп. Органов, то в большинстве это скрытые атеисты, привлеченные в Церковь соблазном легкого заработка и отсутствием ответственности по работе, которые в храме появляются на несколько часов раза три в неделю и которые абсолютно не уважаются народом…
       В пасхальную ночь стало обычаем у некоторой части молодежи развлекаться тем, чтобы всяким способами мешать крестному ходу…
       Глубоко верующие люди, оставшиеся в Церкви мыслят ея будущее так: Церковь в Божьих руках, если она переживает тяжелые годы, то это не впервые. О будущем Церкви не надо заботиться, о ней позаботится Сам Бог, страдать же верующим полезно и терпеть нужно…
"43.

       А вот какую депешу в Москву послал Жаринов вслед митрополиту Пимену, отбывающему на Крутицкую кафедру:

Характеристика на митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена
(Извекова Сергея Михайловича, 1910 года рождения, русского, гражданина СССР)

15 октября  1963 г.

       "За время своего нахождения в качестве правящего архиерея Ленинградской епархии с конца 1961 года, митрополит Пимен зарекомендовал себя опытным администратором, сумевшим добиться уважения и авторитета среди подчиненного ему духовенства. Многие из местных Ленинградских священников неоднократно высказывали мнение, что после митрополита Григория (умер в 1956 году), Пимен первый из Ленинградских архиереев, кого они безоговорочно признают за своего архиерея и подчиняются ему.
       По прибытии в Ленинград, Пимен установил контакт с Уполномоченным Совета и все вопросы своей административной деятельности согласовывал с ним. Нужно сказать, что в этой части Пимен проявлял полное понимание, и не было таких случаев, чтобы с его стороны высказывалось несогласие рекомендациям Уполномоченного по всем принципиального характера вопросам, которые подлежат согласованию.
       Так, по прибытию в Ленинград, Пимену сразу же пришлось занять определенную позицию в вопросе перевода духовенства на твердые оклады. Не принимая сам деятельного участия в осуществлении этого мероприятия, Пимен советовал духовенству положительно к нему отнестись. Правильно разъяснялись духовенству и вопросы, связанные с передачей исполнительным органам религиозных обществ административно-хозяйственных функций, вопросы организации в церквах учета треб и соблюдения прав родителей при совершении обряда крещения. Достаточно легко с Пименом решать вопросы целесообразных перемещений духовенства, воздержания от назначений священников в экономически слабые церковные приходы. Правильное поведение и реакция самого Пимена способствовала тому, что при закрытии ряда церквей, в том числе часовни Ксении Блаженной, не было нежелательных проявлений со стороны духовенства и верующих. При содействии Пимена в Ленинградских церквах сократилось количество акафистов и так называемых ранних обеден. Усилился контроль за проповеднической деятельностью духовенства, что в конечном счете привело к сокращению произносимых проповедей. Проповеди и выступления самого Пимена носят в основном патриотический характер…
       По отзывам близко знающих Пимена лиц и из личных наблюдений, человек он весьма замкнутый и скрытный. В свои намерения, даже если они относятся к вопросам деятельности церкви, он из своего окружения никого не посвящает, бывали случаи, когда он уезжал в дальние приходы или Москву, не ставя об этом в известность даже епархиального секретаря…
       Пимен любил служить в церквах и во время своего пребывания в Ленинграде воскресил давно уже забытые Ленинградским духовенством обряды. В частности, им были восстановлены так называемый чин "торжества православия" (первая неделя великого поста) и церемония "омовения ног" в "великий четверг" на "страстной неделе". Когда Уполномоченный порекомендовал Пимену воздержаться от совершения этих обрядов, он сослался на то, что эти обряды совершаются в церквах Москвы и если в Патриархии узнают, что он их не совершает, то он будет иметь неприятности…
       Несмотря на наличие перечисленных недостатков, в целом личность митрополита Пимена с нашей точки зрения выглядит положительно.

Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по г. Ленинграду и Лен(инградской) области 
Г. Жаринов
" 44.

       Рвение ленинградского уполномоченного высоко ценили его московские руководители. В докладе председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных совета прозвучало:

       "Уполномоченный Совета должен обрасти активом. Мне нравится работа в этом плане Уполномоченного Совета по Ленинградской области тов. Жаринова, который, имея проверенных людей во всех звеньях церковного хозяйства, своевременно получает ценную информацию и благодаря этому предотвращает многие нежелательные явления"45

                  ***
Прошла тяжелая пора,
Встречаю новый год с молитвой,
Уйди же горе со двора,
Разрушенное долгой битвой!

Пусть в град Великого Петра,
Придет лишь радость и надежда,
Не тронет моего одра,
Не клеветник, ни злой невежда.

Митр. Пимен 1962 г.

 

                  ***
Серебром покрылась борода,
Юность не вернется никогда,
Невелик остался жизни путь,
Помни ты об этом, не забудь!

Потуши огонь твоих страстей,
Чистым к ложу смерти подоспей.
Подвигом остаток жизни скрась,
Выбросив греховную всю грязь.

Помолиться ближних попроси,
Слез потоком ложе ороси,
Это труд тяжелый облегчит,
Сердце заликует, застучит.

В жизнь придет покой души и мир,
Не смутит тебя ни недруг, ни вампир,
На твоем пути с тобою будет Бог,
Он тебе не раз в беде помог.

В новом наступающем году,
С духом обновленным я приду,
Сердце положу к Твоим ногам,
Сердце мое станет Божий храм.

Старый год пронесся быстро вскачь,
Не горюй о нем и горестно не плачь,
Дней дождливых ряд не стоит слез,
А другого мне он не принес.

Для меня он был и ласков и жесток,
Часто вынимал я носовой платок,
Чтобы слезы отереть с очей,
От обидных, горестных речей.

От неправды злой, от клеветы,
Иногда народной темноты,
Но всегда Господь мне помогал,
От наветов злых оберегал.

Пусть поспешен стрелки смелый бег,
Пусть не длинен жизни нашей век,
Я стремлюсь, замедлив жизни путь,
Жизнь навстречу солнцу повернуть.

1963 г. Митр. Ленинградский и Ладожский Пимен.

 


1 Журнал  Московской Патриархии, 1961, № 12, С. 3.
2 МЕДВЕДСКИЙ Александр Васильевич (1890-1973), протоиерей. 1911 иерей. 1953 настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора. .1954-1970 председатель епархиального совета Ленинградской епархии. 1959-1968 благочинный  храмов  Ленинграда.
3 Журнал  Московской Патриархии, 1962, № 1, С. 23. 
4 Журнал  Московской Патриархии, 1962, № 2, С. 20. 
5 Журнал  Московской Патриархии, 1962, № 2, С. 17. 
6 ФИЛАРЕТ (Денисенко Михаил Антонович, 28.01.1929), епископ. 1962 хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, затем викарий Среднеевропейского Экзархата, затем епископ Венский, 1964 епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с 1966 архиепископ Киевский и Галицкий, экзарх Украины. 1968 митрополит. 1991 лишен сана за раскольническую деятельность, 1997 отлучен от Церкви.
7 МИХАИЛ (Воскресенский Михаил Дмитриевич, 27.12.1896-21.10.1976), епископ. 1953 хиротонисан во епископа Чкаловского и Бузулукского, затем последовательно на Оренбургской, Челябинской и Казанской кафедрах. 1963 архиепископ. 1975 на покое.
8 СЕРГИЙ (Голубцов Павел Александрович, 29.04.1906-16.06.1982), епископ. 1955 во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии, затем на Новгородской кафедре. 1963 архиепископ. 1967 на покое.
9 КИПРИАН (Зернов Михаил Викентьевич, 07.02.1911-05.04.1987), епископ. 1961 хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, затем епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, управляющий делами Московской Патриархии, 1964 Патриарший Экзарх в Средней Европе,  1963 архиепископ, 1966 на покое.
10 НИКОДИМ (Руснак Николай Степанович, 04.04.1921), епископ. 1961 хиротонисан во епископа Костромского и Галичского, затем епископ Аргентинский и Южноамериканский, 1970 архиепископ, Экзарх в Центральной и Южной Америке, затем последовательно на Харьковской, Львовской  и Харьковской епархиях, 1985 митрополит.
11 Журнал  Московской Патриархии, 1962, № 3, С. 14. 
12 ТОЛГСКИЙ Александр Васильевич (1880-1962), протоиерей. 1924 рукоположен во пресвитера, с 1936 настоятель храма во имя святого пророка Илии, что в Обыденском переулке гор. Москвы.
13 Журнал  Московской Патриархии, 1962, № 6, С. 21. 
14 Журнал  Московской Патриархии, 1962, № 6, С. 49. 
15 СЕРАФИМ (Никитин Владимир Миронович, 02.07.1905-22.04.1979), епископ. 1962 хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. 1968 архиепископ. 1971 митрополит Крутицкий и Коломенский. 1977 на покое.
16 Журнал  Московской Патриархии, 1962, № 8, С. 5. 
17 НИКОН (Фомичев Николай Васильевич, 22.05.1910-13.04.1995), епископ. 1962 хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии, затем последовательно на Рижской, Архангельской, Калужской и Пермской кафедрах. 1977 архиепископ. 1984 на покое.
18 Журнал  Московской Патриархии, 1962, № 10, С. 3. 
19 МЕФОДИЙ (Мензак Михаил Николаевич, 28.10.1914-13.04.1995), епископ. 1962 хиротонисан во епископа Волынского и Ровенского, затем последовательно на Черновицкой, Вологодской и Омской кафедрах. 1972 архиепископ.
20 Журнал  Московской Патриархии, 1962, № 11, С. 16. 
21 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 1, С. 5. 
22 ИОАНН (Иванов Иван Спиридонович, 06.02.1912-17.11.1966), епископ. 1962 хиротонисан во епископа Кировского и Слободского.
23 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 1, С. 22. 
24 ВЛАДИМИР (Котляров Владимир Саввич, 27.05.1929), епископ. 1962 хиротонисан во епископа Звенигородского затем на Воронежской кафедре. 1965 Подольский, викарий Московской епархии, затем на Кировской кафедре. 1967 Патриарший Экзарх в Средней Европе,   затем последовательно на Ростовской, Иркутской, Владимирской, Краснодарской, Псковской, Ростовской и Санкт-Петербургской кафедрах. 1967 архиепископ, 1992 митрополит.
25 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 2, С. 18. 
26 ФЕОДОСИЙ (Процюк Игорь Иванович, 07.01.1927), епископ. 1962 хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского, затем последовательно на Полтавской, Черновицкой, Смоленской кафедрах. 1984 Патриарший Экзарх в Средней Европе,   1986 на Омской кафедре. 1972 архиепископ, 1997 митрополит.
27 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 1, С. 19. 
28 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 2, С. 14. 
29 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 8, С. 13. 
30 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 6, С. 11. 
31 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 8, С. 3. 
32 Журнал  Московской Патриархии, 1963, юбил. выпуск, С. 57. 
33 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 9, С. 9. 
34 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 9, С. 21. 
35 ГНЕДИЧ Петр Викторович (1906-1962), протоиерей. 1949 рукоположен во пресвитера. 1950-1955 преподаватель Ленинградской духовной академии, 1962 магистр богословия, приглашен в  Московскую  духовную академию читать патрологию и византологию.
36 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 10, С. 21. 
37 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 11, С. 3. 
38 АНТОНИЙ (Вадковский, 1846-1912), митрополит. 1887 хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем на Финляндской кафедре. 1898 митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
39 ПАЛЛАДИЙ (Раев, † 5.12.1898), митрополит. 1887 хиротонисан во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем последовательно на Вологодской, Тамбовской, Рязанской и Казанской кафедрах. 1887 Экзарх Грузии, 1892 митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
40 ИСИДОР (Никольский, † 7.09.1892), митрополит. 1834 хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, затем последовательно на Полоцкой и Могилевской кафедрах. 1844 Экзарх Грузии, 1858 митрополит Киевский. 1860 на Санкт-Петербургской кафедре.
41 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 12, С. 14. 
42 Журнал  Московской Патриархии, 1963, № 12, С. 8. 
43 ЦГА  Спб. Ф. 2017. Оп. 1. Д. 5. Л. 8-17.  
44 ЦГА  Спб. Ф. 9324. Оп. 2. Д. 93. Л. 37-39. Копия.  
45 О  современном состоянии и деятельности религиозных организаций и  задачах по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах. 21 июня 1966 года. Для служебного пользования. Экз. № 255. С. 37.

Источник фотографий:

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.