«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

21 февраля 2006 года

У церковных стен Черноголовка

Монастыри Богородского края XIV-XX веков. Часть 16

« предыдущая

Приложение № 5. Стромынь

Алексей Симонов

Относительно значения и происхождения топонима «Стромынь» единого мнения не существует, имеется несколько различных версий. Этот топоним взаимосвязывает пять названий: 1) место, где был основан монастырь; 2) монастырь – Стромынский; 4) дорога – Стромынка; 4) село – Стромынь; 5) улица в Москве – Стромынка.

Попробуем выяснить источник и последовательность возникновения этих названий.

Самыми ранними источниками, говорящими нам о Стромыни, являются русские летописи. В частности Никоновская летопись сообщает, что в 1379 г. «преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни…» [ л.1 ] . Ногинский краевед П.П.Копышев (1904-2002) предполагал, что «название Стромыни можно в некоторой степени связать с рьяной, стремительной ездой, или с небольшими возами, или, наконец, с «стремлением» местности, т.е. с укреплением грунта под какое-либо строение. Но возможно и то, что Стромынью называлось какое-то лесное урочище близ села Коровицына, в котором и был основан монастырь. Что имел в виду летописец под словом «Стромынь» - сказать трудно; может это означало «при (или «на») дороге», может «на более твердом грунте» среди имеющихся в этой местности до сих пор сырых лугов и болотин.… Проступает некоторое основание полагать, что впервые не дорога получила свое название от названия села или монастыря, а наоборот – монастырь назван или по дороге, или по самой местности, а уже много позднее (в середине XIX века – А.С.) по названию монастыря было названо, т.е. переименовано село Коровицыно» (ныне село Стромынь – А.С.) [ л.2 ] .

Ученый секретарь Московского отделения Географического общества И.Гольдфарб связывал слово «Стромыня» со многими терминами: струя, стержень, стремина. Такого же мнения придерживался Ногинский краевед Е.А.Адрианов (1922-1998). В «Словаре народных географических терминов» Э.Мурзаева указывается: «Строма, стромина – обрыв, крутой склон» [л.3]. Эта версия подтверждается действительностью [ л.4 ] . Местом бывшего монастыря является возвышенный берег реки Дубенки. Таким образом, название монастыря связывается с уточнением его расположения на крутом берегу реки [л.5].

Выдающийся знаток славянских языков, профессор Афанасий Матвеевич Селищев (1886-1942) связывал слово «Стромынь» с древнерусскими словами: стръмый (стромый) – крутой и стрърьмина (стремнина) – обрыв [л.6]. Подобное толкование находим в словаре В.И.Даля: стромкий – высокий, крутой [л.7]. А также в Полном церковно-славянском словаре: стромина – тоже, что стремнина, крутая гора [л.8].

Существует и другая версия происхождения слова «Стромынь». Так, ногинский краевед А.П.Мельников (1934-2003) связывал его со словом «стромить» – т.е. крепить, огораживать или гатить низменный, заболоченный участок дороги или местности. Равно как и втыкать, ставить торчмя. В 1997 г. он писал: «Это соответствовало условиям местности того времени, когда строился монастырь на берегу реки Дубенки. Дорога из села Коровицыно-Стромынь к монастырю могла быть гатью, а может, и сам монастырь строился на низком месте, которое пришлось «стромить», т.е. несколько возвышать насыпью, укрепляя грунт сваями и гатью. В пользу этого говорят результаты исследований краеведа из г.Щелково, ныне покойного, М.Баева – «… основание Успенского монастыря на реке Дубенке здесь явно насыпано, площадь насыпи – около трех гектаров». Ни в одном источнике невозможно встретить сообщение, что Дубенский монастырь был построен «около Стромыни», «в Стромыне» или «у Стромыни». Обязательно, разными авторами, притом в разное время написано: «на Стромыни». Это согласуется с летописными данными» [ л.9 ] .

В 1978 г. вышла книга Г.М.Прохорова «Повесть о Митяе». В ней автор, рассмотрев на основе привлечения широкого круга источников взаимоотношения преподобного Сергия Радонежского с великокняжеской властью в 1370-1380-е годы, выделил период их наибольшего сближения – с осени 1379 г. по август 1382 г. Летописное сообщение об освящении I -го декабря 1379 г. Успенского храма на Стромыни, по мнению Г.М.Прохорова, фиксирует начало этого периода [ л.10 ] . Отсюда следует, что монастырь создавался в краткие, сжатые сроки. Следовательно, насыпь на берегу Дубенки была создана задолго до этого и, видимо, для другой цели. Возникает вопрос: кто, когда и для какой цели создал эту насыпь?

Известно, что в древности многие храмы были основаны на месте языческих капищ. Отсюда возникает предположение, не был ли монастырь основан на месте древнего языческого капища, устроенного на рукотворном холме или кургане?

Е.М.Поспелов в своем «Топонимическом словаре» пишет: «Вариант Костромыня обусловлен появлением сначала приставного «о», облегчающего произношение стечения согласных в начале названия, и превращением в Остромынь, а в дальнейшем и переосмыслением: ср. кострома, древнерусское мифологическое олицетворение весны и плодородия» [л.11]. Кстати говоря, славяне-язычники перед началом весенних сельских работ проводили обряд: делали чучело из соломы – «Кострому» и потом топили его в реке или озере. Наша «Стромынь» тоже находится на берегу реки. Возникает очередной вопрос: Если чучело Костромы ставили на возвышенности, чтобы затем утопить его в реке, то не являются ли родственными по происхождению слова «Кострома» и «Стромынь»?

Автор известной книги «Из истории московских переулков» и других интереснейших работ С.К.Романюк предполагает свою взаимосвязь с Костромой: «Возможно, что дорога, ведшая на северо-восток, в частности, к Костроме, (здесь к городу – А.С.) называлась Костромынской дорогой, Остромынкой, а отсюда совсем близко до Стромынки» [л.12].

А московская улица Стромынка, идущая на протяжении полутора километров от станции метро «Сокольники» до Матросского моста на Яузе, была в древности частью дороги из Москвы через Черкизово, в село Стромынь. Отсюда дорога, а затем и улица получили свое название. Так указывается в известной книге П.В.Сытина «Из истории московских улиц» [л.13]. Следует отметить, что дорога и улица получили свое название от монастыря, а не от села. Ибо монастырь тот был «государевым богомольем», а название села более позднее – середина XIX века. Так, согласно приходно-расходной книге дел Тайного приказа за 1664-1670 годы крестьянам разрешалось «дрова подбирать на росчистных полях за Строкиным, меж дорог Володимерки и Стромынки…» [л.14].

Таким образом, устанавливается следующая последовательность возникновения названий: 1) местность – Стромынь или Стромыня; 2) монастырь – Стромынский; 3) дорога – Стромынка; 4) улица – Стромынка; 5) село – Стромынь.

Литература к приложению № 5

« предыдущая

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.