«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

21 февраля 2006 года

У церковных стен Щёлково

Монастыри Богородского края XIV-XX веков. Часть 6

« предыдущая следующая »

Ильинский мужской монастырь на реке Воре

Алексей Симонов

В истории русской церкви митрополита Макария упоминается Ильинский монастырь на реке Воре, существовавший в 1465 году. Предполагают, что этот монастырь находился рядом с нынешним селом Каблуково Щелковского района (в прошлом Клобуково), которое в XV-XVI веке называлось Клементьевым. Сельцом владел боярский род Топорковых, служилых людей при великих московских князьях. Одна из версий основания монастыря следующая. Один из представителей рода Топорковых – Федор – любил молитвенную, уединенную жизнь и был инициатором создания монастыря в честь пророка Илии на реке Воре, почему и прозвали его «клобуком» (клобук – монашеский головной убор). Впоследствии это прозвище закрепилось и за его сельцом.

Монастырь этот был не простой, а управлявшийся лично митрополитом, митрополиты же, до поставления Патриарха в 1589 году, были главными церковными предстоятелями на Руси. Всего таких монастырей было пять.

В 1481 году в грамоте Великого князя Ивана Васильевича (1440-1505) о назначении Ф.Петрищева приставом для охраны сел Троице-Сергиева монастыря от постоя, подвод и кормов служилых придорожных людей указывалось: «Что есте в трех селах Сергиева монастыря: в Ворских, в Петровском, и в Муромцеве и у Ильи святого на Воре…».

Храм Спаса Нерукотворного в селе Каблуково

Храм Спаса Нерукотворного в селе Каблуково.

Однако, по сведениям писцовых книг XVI века, можно предположить другое место расположения этого монастыря. Так, в стане Воря и Корзенев указывается: «село Путилово на реке Воре, а в нем церковь Илии Пророка, деревян, клецкий*, а в церкви образы, свечи и книги и все церковное строение мирское, да в селе ж двор монастырский…». Село Путилово на реке Воре в настоящее время находится выше по течению реки от села Каблуково, рядом с границей бывшего Богородского уезда, в Пушкинском районе, недалеко от города Красноармейска. Из сообщений писцовой книги 1573-1574 годов следует, что храм Илии Пророка тогда уже являлся приходским, т.е. монастырь к тому времени был уже упразднен. Но взаимосвязь с монастырем прослеживается в наличии монастырского двора.

 

Литература:

1. Н.В.Калачев. Писцовые книги XVI века. С-Пб., 1872, с.72.

2. В.В.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. С-Пб., 1897, т.3, с.70.

3. С.Б.Веселовский. Памятники социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв. М., 1929, с.148.

4. Митрополит Макарий (Булгаков). История русской церкви. М., 1996, кн.4, т.6, ч.1, с.210.

5. Священник Сергей Дубинин. Храм Спаса Нерукотворного. Журнал «Щелково». 1999, № 6, с.35.

 

* Клецкий – в основе своей имеющий клетку, т.е. квадрат (прим. – А.С.).

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.