Публикуется по тексту: Веселовский Лавр, священник. Николаевская, что на мху у пруда, церковь (В Богородском уезде, Московской губернии) // Московские епархиальные ведомости. 1871 год. №28. С. 267-267об.
К истории церкви Святителя Николая Чудотворца
(возле д. Васютино Павлово-Посадского района)
Священник Лавр Веселовский
Николаевская, что на мху у пруда, церковь находится в 75 верстах от Москвы и 24-х от города Богородска на границе Московской и Владимирской губерний. Название «на мху» усвоено ей от самой местности. Церковь со всех сторон окружена болотами, топкими трясинами, заросшими мхом; почему в народе до сих пор слывет Никола за болотом. А название «у пруда» придано ей потому, что при погосте, неподалеку от домов священноцерковнослужителей, находится пруд, заросший в настоящее время травою, вырытый, как уверяет предание, издревле, первыми насельниками Николаевского погоста [1].
До открытия Московской губернии в 1782 году церковь значилась в Московском уезде Радонежской десятины, доказательством чего служат сохранившиеся у нас метрические и исповедные книги того времени; когда же, с открытием губернии., село Рогожи, от чего получила название и Рогожская в Москве, обращено было в город Богородск, она вошла в состав Богородской округи; в 1798 г. перечислена в Дмитровский уезд; в 1802 году снова причислена к Богородску.
Храм святителя Николая «на мху» первоначально был деревянный, доказательством чего служит каменный столб, поставленный на месте престола его; а что он был деревянный, в том уверяют наши старожилы. Когда и кем построен тот храм, какие в нем были перемены, мы ничего сказать не можем по недостатку документов; одно только хранящееся в нашей церковной ризнице св. Евангелие (о котором будет сказано ниже) свидетельствует, что деревянный храм здесь существовал и во времена патриарха Никона. Нынешний каменный храм построен в 1787 году тщанием прихожан. Престолов в нем два: в настоящей церкви во имя Святителя Николая, в трапезной во имя Преподобного Сергия. Иконостас в настоящей церкви шести ярусный, с иконами древнего письма, перенесенными, вероятно, из прежнего деревянного храма. Так думать заставляют и самая иконопись и особенно медная риза на местной иконе св. Иоанна воина, на которой отмечено, что она пожертвована в 1711 году. В храме особенно чтится четвероконечный крест с мощами свв. первомученика архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона и пресвитера Василия Анкирского (2 1/8 вершка, серебряный с такою же цепочкою. Он возлагается на больных и своею благодатною силою привлекает богомольцев из окрестных селений. Когда и кем пожертвован в наш храм - неизвестно; по внешней форме он походит на кресты, носимые архиереями на персях).
Из освященной утвари особенно замечательно: 1) потир серебряный, вызолоченный, верхняя часть которого обложена серебряной сеткою, а изображения сделаны чернью. Потир, вероятно, пожертвован кем-нибудь в новоустроенный и только что освященный каменный храм, так в нем вычеканен 1790-й год, а храм освящен в 1787 году; весу в потире и сосудах, принадлежащих к нему, шесть фунтов и тридцать Злотников.
2)Св. Евангелие. Оно напечатано, как значится в нем, «1654 года, октября 25 дня, в память св. мучеников и нотарей Маркиана и Мартирия, в девятое лето благочестивыя державы, царства Его государя, Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Русии Самодержца; во второе лето патриаршества отца его и богомольца великого Государя святейшего Никона патриарха Московского и всея Русии». В нашу церковь оно пожертвовано, как видно из надписи по листам, прихожанином сей церкви, деревни Дальней крестьянином, Козмою Андреевым Соколовым, в лето от Рождества Христова 1654 года, при попе Стефане Алексееве [2]. Из метрических и исповедных книг, хранящихся в церковном архиве, видно, что к приходу сей церкви до разделения Российской империи на губернии и уезды, принадлежали селения Суздальской епархии: Головино, Кашино и Бынино, в 1789 году они отчислены в Суздальскую епархию, вместо их приписаны деревни: Ожерельево, Никулино, Тимково; после эти деревни снова отошли, но сельцо Головино в 1864 году, по отдаленности от прихода, к которому было причислено, снова приписано к нашей церкви. Головино с недавнего времени сделалось достопамятным. Оно осчастливлено Высочайшим посещением и пребыванием ныне благополучно царствующего Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (выделено нами – ред.). Осень 1863 года Государь Император провел в Москве. Московское общество предложило Его Величеству охоту на медведя. Облава сделана в дачах сельца Головина. Государь Император соизволил принять охоту. В декабре месяце, вскоре после праздника Святителя Николая, в 11 часов по полуночи, он проехал погостом Никольским. Храм был освещен; путь от врат ограды до храма устлан коврами; священноцерковнослужители в облачении воздали подобающую честь Его Величеству; а народ, с нетерпением ожидавший Его до самой полуночи, возгласил радостное «Ура». Пребывание Его Величества в Головине в доме помещика Горенкина продолжалось около суток. Никогда не изгладится из памяти жителей Головина это счастливое время!
Всех деревень в приходе пять, дворов в них 170, а жителей православного вероисповедания 580 душ мужеска и 686 женскаго пола; раскольников поповщинского толка 20 душ, прихожане православного вероисповедания отличаются теплотою веры и усердием к храму Божьему. Вот доказательство на то. В 1859 году с 4 по 20 августа в нашей местности горели леса и торфяные болота; от смрада и дыма нельзя было различать даже и близких предметов, жители выбирались из домов на усадьбы и поля; никакая сила, никакие снаряды не могли потушить пламени. Оставалась одна надежда на Бога. Молились все и молились усердно; совершили кругом полей крестное хождение, и что же? С того дня пошли дожди, и пламя погасло. Вот другой случай. В 1869 году июля 17 дня две крестьянские дочери деревни Иванькова, Александра 4-х лет и Степанида 2-х лет, идя с поля от родителей домой, заблудились в мелком небольшом лесу; родители искали их вечером, искали ночью с фонарями, утром искали всем миром, но не находили. 18 июля священник, по просьбе родителей, совершил молебствие в поле, обошел с крестным ходом кругом весь лес и благословил на новые поиски. И, благодарение Богу чудодеющему и в наши времена! Малютки найдены в тех самых местах, в которых несколько раз ходили; ни зверь, ни гады, которых много в нашей местности, не коснулись их; они спокойно ночевали под кустом и утром собирали ягоды. Отрадно было после видеть в храме благодарных родителей и чудесно сохраненных малюток! Продолжим речь о прихожанах. Одна половина их занимается в своих домах фабричным изделием, большей частию бумажным, на разных фабрикантов Богородского уезда; а другая плотничною работою, преимущественно в Москве. Зажиточных между ними мало; тем более, что сенокосной луговой земли у них нет, а все покосы производятся в топких болотах, в которых растет одна осока; пахотной земли у них мало, так что на долю хорошего семьянина приходится посева не более двух четвертей, и притом земля песчаная, требующая большого удобрения.
Содержание причта от одних доходов, получаемых за исправление приходских треб, не могло бы быть удовлетворительным, если бы к ним не была присоединена процентная сумма, ежегодно получаемая, по непрерывно доходным билетам (двести двадцать четыре рубля серебром); при этом значительном пособии содержание его удовлетворительно.
В прошедшем столетии церковный причт состоял из священника, дьячка и пономаря; с 1802 года и доныне имеется полный штат; помещается причт в домах собственных деревянных, отопляется церковным лесом.
[1] Погостом называется наше селение потому, что кроме священноцерковнослужителей никого нет из живущих при церкви (примечание автора).
[2] В церковном синодике род иерея Стефана значится первым из числа других иереев, бывших при сей церкви; не при нем ли и построен тот деревянный храм (примечание автора).
Дереву было не меньше 300 лет
Поделитесь с друзьями