«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

26 апреля 2014 года

Труды наших земляков


К 90-летию киностудии «Мосфильм»

Кто и что связывает «Мосфильм» с Богородским краем…

К. Лихачев

Самая большая киностудия нашей страны возникла из слияния двух национализированных кинофабрик – А.А. Ханжонкова и И.Н. Ермольева. А в конце январе 1924 г. в прокате появился первый художественный фильм «На крыльях ввысь», снятый на этом творческом предприятии. Именно от этого времени ведет свое летоисчисление «Мосфильм».

Кино как вид искусства благодаря своей массовости господствовало большую часть ХХ века, пока телевидение в последней четверти прошедшего столетия не отодвинуло его на второе место. В самый разгар своего владычества над человеческими душами «великий иллюзион» не обошел стороной и наш город, и наших жителей. В 1940 году на одной из только что построенной фабрик Глуховского хлопчато-бумажного комбината известный режиссер, один из создателей музыкальной кинокомедии, впоследствии неоднократно награжденный орденами и отмеченный многочисленными Государственными премиями, народный артист СССР, Герой социалистического труда Г.В. Александров снимал фильм «Светлый путь», в котором главную роль Тани исполнила не менее известная и титулованная актриса Л.П.Орлова, известная миллионам наших соотечественников.

В 1974 году на том же Глуховском комбинате с участием наших земляков был снят фильм «Старые стены». События, отраженные в этом произведении, совпадали с тем, что происходило на самом предприятии. Режиссер В.Трегубович рискнул пригласить на главную роль Л.М. Гурченко. После триумфа в «Карнавальной ночи», где раскрылось ее блестящее дарование в исполнении популярных молодежных песен, артистке предстояло сыграть директора фабрики Анну Георгиевну. Актрисе удалось доказать, что в ее творческой палитре есть не только музыкальные, но и столь необходимые для изображения этой умной и красивой женщины драматические краски. Перед зрителями она предстала как успешный и самостоятельный руководитель крупного предприятия, щедро одаренный умением слушать и понимать людей, находить правильные решения производственных вопросов и одновременно не терять в себе высокую человечность и мягкую женственность…

Ю.В. Никулин широко был известен публике своего времени как артист и директор Цирка на Цветном бульваре, как исполнитель комедийных ролей в фильмах Гайдая, как создатель и прекрасный исполнитель анекдотов. А вот в 1962 году ему выпала доля сыграть драматическую роль нравственно опустившегося человека, готового ради бутылки водки, на все, что угодно - Кузьмы Кузьмича Иорданова в фильме «Когда деревья были большими». Актер успешно справился с поставленной задачей. Съемки этой картины проходили недалеко от Ногинска, в окрестности деревни Мамонтово…

Массовая доступность художественного киноискусства формировало мировоззрение молодых людей и вызывала желание у некоторых из них попробовать себя в актерской профессии. Тем более этому способствовали наличие в Ногинске профессионального театра и хорошо развитой художественной самодеятельности. А главным притягивающим магнитом в реализации самых дерзких мечтаний была рядом расположенная Москва – один из крупнейших центров мировой культуры, сосредоточие театров, музеев, библиотек, кинотеатров, концертных залов, различных выставок и галерей, обилие учебных заведений любых творческих направлений – кино, театра, музыки, балета, живописи и ваяния, литературы и еще многого другого.

Несомненно, что все перечисленные явления волновали воображение нашего земляка Михаила Артемьевича Кузнецова (1918-1986) и в сочетании с родившейся мечтой об актерской карьере призвали его уехать в столицу. Сначала был труд рабочим на одном из московских заводов, а затем и учеба в Государственной оперно-драматической студии имени К.С. Станиславского, которая была закончена в 1941 году. А свою первую роль Ильи Корзуна молодой человек сыграл еще годом ранее в фильме «Притяжение». Создание образа своего молодого современника, красивого, задушенного парня с проникновенным голосом – Алексея Соловьева (картина «Машенька» режиссера Ю.Я. Райзмана, 1942) принесла популярность нашему земляку. А в фильме «Секретарь райкома» (1943) его сверстник – Саша Русов уже не на жизнь, а на смерть сражался с немецкими фашистами, защищая родную землю.

Работа с талантливым режиссером, как правило, превращается в школу актерского мастерства, особенно для молодого артиста. Именно такой порой приобретения исполнительского опыта стала работа у известного классика советского кино, режиссера С.М.Эйзенштейна при создании исторического полотна «Иван Грозный» (1945) в котором наш земляк играл роль Федора Басманова. Конечно, погружение в эпоху XVI века, в исторические особенности людей того периода давались тяжело, но критика отмечала его актерский успех и умение не выпадать из общего исполнительского ансамбля. Напомню, что царь Иван был представлен в замечательном исполнении другого классика отечественного кино – Николая Константиновича Черкасова…

И далее пошли чредой картины, в которых М.А.Кузнецов играл главных героев. Талантливого актера отличало умение проникать во внутренний мир изображаемых людей, находить и показывать психологические причины человеческих действий и поступков. Все созданные им образы отличаются непохожестью друг на друга, индивидуальными чертами, а также достоверностью той эпохе, в которой они жили. Человеческую искренность, лиризм, мягкий и добрый юмор, правду жизни нес зрителям этот замечательный актер. Всего за свою творческую жизнь наш земляк сыграл в более 30 фильмах, из которых его современникам наиболее памятны: «Наше сердце» (1947), «Тарас Шевченко» (1951), «Александр Матросов» (1954), «Командир корабля» (1954), «Матрос Чижик» (1956), «Без вести пропавший» (1959), « ЧП -чрезвычайное происшествие» (1954), «Юлька» (1973), «Тайное голосование» (1980) и др. В последние годы жизни он стал сниматься в телефильмах, в том числе в 1982 году в «России молодой».

Когда картины стали цветными и обрели краски, почитатели актера стали называть его «обладателем самых синих глаз в СССР».

В 1952 году М.А.Кузнецов получил Государственную премию СССР за исполнение роли солдата Скобелева в фильме «Тарас Шевченко», а в 1956– почетное звание Народного артиста РСФСР…

Народная артиста СССР Евгения Никандровна Ханаева (1921-1987) родилась в нашем городе, правда, тогда он назывался Богородском. Ее отцом был наш земляк Никандр Сергеевич Ханаев, солист Большого театра, талантливый певец, владевший незаурядным драматическим тенором, Народный артист СССР (1951), Лауреат государственных премий (1943, 1949, 1950).

После окончания школы-студии МХАТ, начиная с 1947 года богородчанка служила в этом знаменитом храме искусства до конца жизни, исполняя ведущие роли. Поэтому у нее оставалась совсем немного свободного времени, чтобы участвовать в киносъемках, играя в основном небольшие роли. Но благодаря своему таланту, созданные ею образы стали незабываемыми. Среди них: Эльза Ивановна («Монолог», 1973), Зинаида Петровна («…и другие официальные лица»,1976), Девятова(«Розыгрыш», 1976), Людмила Ивановна(«Собственное мнение, 1977), мать Рачкова(«Москва слезам не верит»,1980), Бабушка («Последний побег», 1981), мадам Ланже («Мать Мария», 1982), мать научного работника («Блондинка за углом», 1984) и другие. Евгения Никандровна снималась и на телевидении: Августа Николаевна («Странный возраст», 1974), Изольда Тихоновна («По семейным обстоятельствам»,1977), Анна Романовна («Старый Новый год» (1980), недавно показанный по одному из телеканалов), Теща («Безумный день инженера Баркасова», 1982) и многие другие.

Работы актрисы во МХАТе заслуживают отдельного разговора. В середине 80-х годов Евгения Никандровна попала в очень тяжелое ДТП, последствия которого врачи пытались решить с помощью рискованной операции, закончившейся неудачно.

За роль Девятовой в фильме «Розыгрыш» в 1978 году Е.Н.Ханаева была удостоена двух премий: Всесоюзного кинофестиваля и Государственной РСФСР. Годом ранее ей было присвоено почетное звание – Народная артистка РСФСР, а в 1987 – Народная артистка СССР... О последнем звании его обладательница уже не успела узнать…

Случилось так, что на съемках кинокартины «Москва слезам не верит» режиссер В.Меньшов в 1980 году заставил встретиться двух выходцев из нашего города – актрису Е.Н.Ханаеву и художника-постановщика С.Д.Меняльщикова. Как известно, этот фильм был отмечен Государственной премией СССР и «Оскаром» в США.

Саид Джиганович Меняльщиков (1936-2000) – представитель поколения «детей войны» - родился в нашем городе. Наши семьи жили недалеко друг от друга, и детские игры, особенно катания с горки, по улице К.Либкнехта (ныне Соборная) на санках, коньках и других приспособлениях часто проходили совместно… Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война сразу же сломала устоявшийся быт: наши отцы ушли на фронт и вскоре погибли; не хватало продуктов питания, введена была карточная система, а помощь со стороны государства детям ограничивалась, в основном, 300 граммами хлеба в сутки; к этому добавлялся холод, так как подавляющее большинство городских домов были деревянными с печным отоплением, а топливо в первую очередь выделяли предприятиям, которые обеспечивали нужды фронта; по той же причине в жилых домах было отключено электричество. Главный смысл жизни гражданского населения переместился туда, где велись смертельные бои с врагом. Даже мы, дети, понимали, что от исхода этой битвы зависит все наше будущее. Поэтому и лозунг «Все для фронта, все для Победы!» был вполне понятен. Вся страна напряглась, выполняя его. В нашем городе, на площади Ленина есть замечательный памятник этому тяжелейшему периоду в жизни народа и Родины, который называется «Фронт и Тыл». И взрослые, и дети старались не пропустить передаваемые по радио сводки с полей сражения с фашистами…

Как сверстники, в 1944 году Саид и я пошли учиться в начальную школу №12 (сейчас в этом здании по Рабочей, 28 расположена вечерняя школа). Нас распределили в параллельные классы. Занятия проходили в три смены потому, что во многих школах находились госпитали, где лечились раненые на фронтах бойцы. В школьном здании было печное отопление, и очень часто ученики сидели в классах в верхней зимней одежде, а писать приходилось карандашами,

поскольку чернила замерзали от холода… Один учебник «Родная речь» приходился на шесть человек… Но эти маленькие невзгоды не могли покоробить нашей радости, которую нам приносили известия со всех фронтов: хотя фашисты повсюду ожесточенно сопротивлялись, они вынуждены были отступать под напором советских войск. В конце апреля и начале мая 1945 г. после занятий мы направлялись на площадь Бугрова, где на здании почты был установлен громкоговоритель, сообщавший последние военные известия. 2 мая наши доблестные воины овладели столицей Германии – Берлином. Вскоре немцы капитулировали, и 9 мая был объявлен Днем Победы. Это был незабываемый праздник всеобщего ликования, радости, счастья и нескрываемой надежды на прекрасное будущее…

Потом была учеба в мужской средней школе №14. В то время там преподавал рисование замечательный педагог Александр Александрович Цинцевич, который увидел в своем ученике Саиде Меняльщикове драгоценные блестки художественного дарования и посоветовал ему посвятить себя живописи. Ученик последовал совету своего замечательного учителя и закончил сначала театрально-декорационное отделение Московского областного художественного училища имени 1905 года (1956), а затем художественный факультет ВГИК (1962). Сразу же после окончания вуза он был принят на киностудию «Мосфильм» в качестве художника-постановщика. За долгую работу на этом творческом поприще С.Д. Меняльщиков принял участие в создании более 30 художественных фильмов (их перечень можно найти в Интернете на сайте Богородского краеведения Bogorodsk-noginsk.ru). Разумеется, из-за занятости наши встречи стали очень редкими, но, если они случались, то мой школьный товарищ всегда рассказывал о своих встречах и совместном творчестве со многими режиссерами и актерами. Наиболее памятным для него оказалось многолетнее создание эпопеи «Война и мир» под руководством Народного артиста СССР, Героя социалистического труда, лауреата различных премий Сергея Федоровича Бондарчука. Этот режиссер отличался большим творческим потенциалом и требовал такого же энергичного отношения к порученному делу от всех участников съемок. Он был непревзойденным организатором съемочного процесса, в котором были заняты многие тысячи людей. Особой удачей режиссера были батальные сцены, ярко передающие атмосферу настоящих военных действий. В итоге было выстроено колоссальное по своей художественной выразительности и мировой значимости классическое произведение, достойное романа великого русского гения Льва Николаевича Толстого. Огромная киноэпопея «Война и мир», состоящая из четырех фильмов - «Андрей Балконский» (1965), «Наташа Ростова» (1965), «1812 год» (1966), «Пьер Безухов» (1967), была отмечена премией Американская киноакадемии кинематографических искусств и наук «Оскар» в 1968 году.

Естественным продолжением «Войны и мира» стало сотрудничество «Мосфильма» с итальянскими кинематографистами в съемках фильма «Ватерлоо». Конечно, дело не обошлось без С.Ф. Бондарчука и С.Д. Меняльщикова…

Интересным оказался 1967 год, когда наш земляк стал художником-постановщиком замечательной экранизации романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» в постановке режиссер А.Г.Зархи. Алексея Вронского исполнял Василий Лановой а Анну Каренину - Татьяна Самойлова. Эти выдающиеся актеры еще ранее создали семью, а к моменту начала съемок уже были в разводе, но в силу сложившихся обстоятельств вынуждены были повторно переживать любовные сцены молодости…

Поскольку В. Меньшов расположен ближе к нашему времени, то для него характерны более демократические приемы режиссуры, нежели для его предшественников. Поэтому он не

диктатурствует в кадре, а доверяет интуиции актера, лишь слегка подсказывая те или иные движения роли. Но этот метод дал прекрасные результаты: Государственную премию СССР и «Оскар». Среди награжденных Госпремией 1981 года и наш земляк…

Многие артисты Московского областного театра драмы и комедии участвуют ныне и в кино- и телефильмах. Конечно, наибольший вклад принадлежит Народному артисту России Юрию Викторовичу Стоскову, недавно ушедшему от нас. Родившийся в 1931 году в столице выпускник факультета актерского мастерства Театрального училища имени Щепкина более полувека был актером нашего театра. Помимо блистательно исполненных театральных работ, в биографии Юрия Викторовича - более 90 фильмов.

Традиционное присутствие Богородского края в кинематографе продолжает заслуженный артист России Владимир Ташлыков, выпускник ГИТИСа и на протяжении многих лет актер нашего театра, известный российскому зрителю по десяткам ролей.

Сегодня в отечественной киноиндустрии работает множество производителей, однако крупнейшим по-прежнему остается «Мосфильм», на котором и было снято большинство перечисленных картин. В течение своей истории киностудия была непосредственно связана с нашим краем, и это содружество продолжается.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.