«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

13 января 2018 года

Труды наших земляков

 

Сказ про то, как Вохонцы веру делили

К 110-летию царского указа 1905 года  о началах веротерпимости

Виктор Ситнов

Виктор Ситнов

Динь-дон! Динь-дон!

По-над Вохной льётся звон.

Триста лет тому назад

здесь – село, а не посад.

 

Под весенними лучами

золотится крест на храме,

бел и чист, как лебедь, сам

новый Воскресенский храм.

 

Отогрел апрель крылечки,

трескается лёд на речке,

и поднял грачей-ворон

колокольный перезвон.

 

День сегодня, право, славный –

Главный праздник православный!

Славят души и уста

Воскресение Христа.

 

Славят города и веси:

Истинно Христос Воскресе!

А на Вохне, словно Сам,

Он в лучах сошёл на храм.

 

Благодать из стен церковных

на себе и в освящённых

узелках честной народ

чинно по домам несёт…

 

Отошёл обедни час –

Зазывает всех как раз

рядом праздничный базар,

где гуляет млад и стар.

Кому – ярмарка, качели,

хороводы, карусели,

кому – пряник медовой,

а кому – кулачный бой.

 

День Пасхальный – не для боя,

ан распетушились двое,

и за каждым из бойцов

прибывает молодцов.

 

Им христосоваться б надо,

Пасху б славить веселей,

но, увы, Христово стадо

разделилось на селе.

……………………………

 

Почитай, как сорок лет

во Христе согласья нет –

по селу межой прошёл

церкви никонов раскол.

 

В Вохне испокон крестьянство

почитало христианство,

со времён Донского нам

был поставлен Божий храм.

 

В Троицу пешком ходили,

беды «к Сергию» носили,

и все вохонцы окрест

почитали древний крест.

 

Нынче в моде троеперстье, –

с двоеперстием – раздел,

старовер молиться вместе

с нововером не хотел.

 

Чтоб от моды не отстать –

надобно обряд менять,

да не всякий и не враз

веру дедову предаст.

…От Владимира Двора

до антихриста-Петра

двоеперстно лоб крестили,

посолонь с крестом ходили,

испокон читала Русь

Имя светлое: «Исус». *

И тиснил Иван-друкарь

книги все, как было встарь.

 

Никон всё переменил:

имя «Иисус» вменил,

Исказил (попутал бес!)

книги и обряд, и крест,

хоть не завещал Господь

пальцы собирать в щепоть...

 

Без Собора, самочинно,

Никон ввёл свои новины:

против солнца крестный ход

водят уж который год.

 

Был потом царём обижен

Никон – сослан и унижен.

От новин отрёкся он,

да уж мир был разделён…

 

Розно все теперь молились

и посудой разделились,

и чужел свояк-мужик,

потому как – «еретик»!..

…………………………….

 

Но на ярмарках-базарах

не меняли правил старых:

равно торговать могли

иноверцы всей земли.

 

Русь была терпимой сроду

к басурманскому народу,

а царёв закон да кнут

больше знал крещёный люд.

Но мерцал в душе Руси

Свет, идущий с Небеси,

и хранил он лет семьсот

православный наш народ.

 

Ещё сорок лет назад

во Христе и сват был брат:

одинаково крестились,

на кулачках веселились.

 

Только с некоторых пор

кулаки вступили в спор.

Коли нет ума, – способней

споры разрешать оглоблей.

 

Кто с мозгами набекрень –

дурень и в Пасхальный день.

В душах и умах разброд

вывел вохонцев на лёд.

………………………………

 

Бой кулачный в самом деле –

как на масленой неделе,

в том же месте на реке –

от моста невдалеке.

 

Правый берег – староверы,

левый берег – нововеры.

Справа ряд и слева ряд

крепких вохонских ребят,

И любой из них готов

проучить «еретиков».

 

Бьются человек до ста

за два иль за три перста.

Нынче все персты – в кулак,

и свояк – уже чужак.

 

Нынче спора заводилы –

Знаменитые верзилы:

Болдя – вохонский кузнец –

богатырь и удалец.

Бочки о семи пудах

он таскает на плечах.

 

И хоть сам он глуп и молод,

да кулак – с пудовый молот,

да сажень в его плечах,

да огонь в его очах.

 

А его соперник Зяма –

мельник, старовер упрямый.

Бородёнка хоть редка,

зато сила велика:

три мешка муки за раз

он поднимет хоть сейчас!

 

Перед Болдей кулаками

крутит он, как жерновами.

А кузнец ему в ответ

грудью закрывает свет:

 

– Ну, Аввакумово племя!

– А ты – Никоново семя!

– Я те ребра сворочу!

– Сам тебя я проучу!

……………………………

 

Новый Троицкий наместник

вышел к речке с причтом вместе.

(Бывший-то наместник Фрол,

говорят, в «раскол» ушёл.)

 

Зрит на бой наместник Власий, –

раззадорен, хоть и в рясе.

Каб не ряса да не сан –

побузил бы он и сам!

 

Когда был в миру он Васей –

будь здоров мордасы квасил!

Озорник и зубоскал –

молодух не пропускал…

 

Но когда от старой веры

он в селе отрёкся первый,

то, поскольку Вохну знал,

в Троице полезным стал.

 

Ловок, грамотен, умён,

в братию был принят он –

стал о тридцати годах

Власий-иеромонах.

 

Вот по этой-то причине

он при власти и при чине.

Вновь, как встарь, крестьяне тут

Власьевским село зовут.

 

……………………………

 

Двинул Болдя в харю Зяме,

а тому и ничего:

только нос и рот местами

поменялись у него –

 

Будто врезался в телегу:

спелой клюквой – кровь по снегу.

Но, тряхнувши головой,

он опять вступает в бой!

 

Два могучих кулака

супостату мнут бока,

Болде выкрасил лицо –

как пасхальное яйцо!

 

А вокруг по берегам –

развесёлый шум и гам.

Бабы, девки, ребятня

долго ждали сего дня.

 

Особливо девки рады:

можно пару приискать,

женихи на льду – парадом –

удаль на виду и стать!

 

Вот уж не помрёшь со скуки:

кто ловчей, а кто бойчей…

Бейся – проще нет науки!

Правил – два: пустые руки,

да лежачего не бей.

 

Вдоль по берегу – кладбище,

Здесь хоронят лет полтыщи.

Но сегодня сквозь кусты

вышли к Вохонке кресты:

 

В стороны раскинув руки,

прадеды – туда, где внуки:

то ли мордобой разнять,

то ль за веру постоять.

 

Не к добру такая свалка,

Право, тех и этих жалко:

лишь чуток разобрались,

глядь – опять стеной сошлись!

 

Только с рядом ряд сцепился –

лёд под ними провалился,

и ушли под бабий вой

в чёрный омут с головой…

 

Враз померк пасхальный день,

и нашла на солнце тень.

И узрел народ окрест,

как погас на храме крест…

…………………………

 

На неделе на пасхальной –

звон над Вохной погребальный,

а у речки средь кустов

поприбавилось крестов.

На могилках у ребят –

несгоревших свечек ряд,

и для нищих или птиц –

горки крашеных яиц…

 

Вот такая вышла Пасха –

спора страшная развязка.

Горем по селу прошёл

клятый никонов раскол.

…………………………………

 

Ах вы, божьи человеки,

грех раскола в нас навеки,

а расколотым на части

нет Пути к любви и счастью.

 

Вечная беда-вина:

Русь усобицей больна,

а меж братьями война

властью каинов страшна...

 

Пока главное богатство

не вернём – Любовь и Братство –

Непутёвая Страна

маяться обречена.

 

Только Божий Путь спасёт

от бесславья наш народ,

и воскреснет, как Исус, *

Новая Святая Русь!

………………………………………

 

Динь-дон! Динь-дон!

По-над Вохной звон – как стон.

Триста лет тому назад –

выходил на брата брат


Примечание. 

* Написание в соответствии с древнерусской и старообрядческой традицией.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.