Сказ про то, как Вохонцы веру делили
К 110-летию царского указа 1905 года о началах веротерпимости
Виктор Ситнов
Динь-дон! Динь-дон!
По-над Вохной льётся звон.
Триста лет тому назад
здесь – село, а не посад.
Под весенними лучами
золотится крест на храме,
бел и чист, как лебедь, сам
новый Воскресенский храм.
Отогрел апрель крылечки,
трескается лёд на речке,
и поднял грачей-ворон
колокольный перезвон.
День сегодня, право, славный –
Главный праздник православный!
Славят души и уста
Воскресение Христа.
Славят города и веси:
Истинно Христос Воскресе!
А на Вохне, словно Сам,
Он в лучах сошёл на храм.
Благодать из стен церковных
на себе и в освящённых
узелках честной народ
чинно по домам несёт…
Отошёл обедни час –
Зазывает всех как раз
рядом праздничный базар,
где гуляет млад и стар.
Кому – ярмарка, качели,
хороводы, карусели,
кому – пряник медовой,
а кому – кулачный бой.
День Пасхальный – не для боя,
ан распетушились двое,
и за каждым из бойцов
прибывает молодцов.
Им христосоваться б надо,
Пасху б славить веселей,
но, увы, Христово стадо
разделилось на селе.
……………………………
Почитай, как сорок лет
во Христе согласья нет –
по селу межой прошёл
церкви никонов раскол.
В Вохне испокон крестьянство
почитало христианство,
со времён Донского нам
был поставлен Божий храм.
В Троицу пешком ходили,
беды «к Сергию» носили,
и все вохонцы окрест
почитали древний крест.
Нынче в моде троеперстье, –
с двоеперстием – раздел,
старовер молиться вместе
с нововером не хотел.
Чтоб от моды не отстать –
надобно обряд менять,
да не всякий и не враз
веру дедову предаст.
…От Владимира Двора
до антихриста-Петра
двоеперстно лоб крестили,
посолонь с крестом ходили,
испокон читала Русь
Имя светлое: «Исус». *
И тиснил Иван-друкарь
книги все, как было встарь.
Никон всё переменил:
имя «Иисус» вменил,
Исказил (попутал бес!)
книги и обряд, и крест,
хоть не завещал Господь
пальцы собирать в щепоть...
Без Собора, самочинно,
Никон ввёл свои новины:
против солнца крестный ход
водят уж который год.
Был потом царём обижен
Никон – сослан и унижен.
От новин отрёкся он,
да уж мир был разделён…
Розно все теперь молились
и посудой разделились,
и чужел свояк-мужик,
потому как – «еретик»!..
…………………………….
Но на ярмарках-базарах
не меняли правил старых:
равно торговать могли
иноверцы всей земли.
Русь была терпимой сроду
к басурманскому народу,
а царёв закон да кнут
больше знал крещёный люд.
Но мерцал в душе Руси
Свет, идущий с Небеси,
и хранил он лет семьсот
православный наш народ.
Ещё сорок лет назад
во Христе и сват был брат:
одинаково крестились,
на кулачках веселились.
Только с некоторых пор
кулаки вступили в спор.
Коли нет ума, – способней
споры разрешать оглоблей.
Кто с мозгами набекрень –
дурень и в Пасхальный день.
В душах и умах разброд
вывел вохонцев на лёд.
………………………………
Бой кулачный в самом деле –
как на масленой неделе,
в том же месте на реке –
от моста невдалеке.
Правый берег – староверы,
левый берег – нововеры.
Справа ряд и слева ряд
крепких вохонских ребят,
И любой из них готов
проучить «еретиков».
Бьются человек до ста
за два иль за три перста.
Нынче все персты – в кулак,
и свояк – уже чужак.
Нынче спора заводилы –
Знаменитые верзилы:
Болдя – вохонский кузнец –
богатырь и удалец.
Бочки о семи пудах
он таскает на плечах.
И хоть сам он глуп и молод,
да кулак – с пудовый молот,
да сажень в его плечах,
да огонь в его очах.
А его соперник Зяма –
мельник, старовер упрямый.
Бородёнка хоть редка,
зато сила велика:
три мешка муки за раз
он поднимет хоть сейчас!
Перед Болдей кулаками
крутит он, как жерновами.
А кузнец ему в ответ
грудью закрывает свет:
– Ну, Аввакумово племя!
– А ты – Никоново семя!
– Я те ребра сворочу!
– Сам тебя я проучу!
……………………………
Новый Троицкий наместник
вышел к речке с причтом вместе.
(Бывший-то наместник Фрол,
говорят, в «раскол» ушёл.)
Зрит на бой наместник Власий, –
раззадорен, хоть и в рясе.
Каб не ряса да не сан –
побузил бы он и сам!
Когда был в миру он Васей –
будь здоров мордасы квасил!
Озорник и зубоскал –
молодух не пропускал…
Но когда от старой веры
он в селе отрёкся первый,
то, поскольку Вохну знал,
в Троице полезным стал.
Ловок, грамотен, умён,
в братию был принят он –
стал о тридцати годах
Власий-иеромонах.
Вот по этой-то причине
он при власти и при чине.
Вновь, как встарь, крестьяне тут
Власьевским село зовут.
……………………………
Двинул Болдя в харю Зяме,
а тому и ничего:
только нос и рот местами
поменялись у него –
Будто врезался в телегу:
спелой клюквой – кровь по снегу.
Но, тряхнувши головой,
он опять вступает в бой!
Два могучих кулака
супостату мнут бока,
Болде выкрасил лицо –
как пасхальное яйцо!
А вокруг по берегам –
развесёлый шум и гам.
Бабы, девки, ребятня
долго ждали сего дня.
Особливо девки рады:
можно пару приискать,
женихи на льду – парадом –
удаль на виду и стать!
Вот уж не помрёшь со скуки:
кто ловчей, а кто бойчей…
Бейся – проще нет науки!
Правил – два: пустые руки,
да лежачего не бей.
Вдоль по берегу – кладбище,
Здесь хоронят лет полтыщи.
Но сегодня сквозь кусты
вышли к Вохонке кресты:
В стороны раскинув руки,
прадеды – туда, где внуки:
то ли мордобой разнять,
то ль за веру постоять.
Не к добру такая свалка,
Право, тех и этих жалко:
лишь чуток разобрались,
глядь – опять стеной сошлись!
Только с рядом ряд сцепился –
лёд под ними провалился,
и ушли под бабий вой
в чёрный омут с головой…
Враз померк пасхальный день,
и нашла на солнце тень.
И узрел народ окрест,
как погас на храме крест…
…………………………
На неделе на пасхальной –
звон над Вохной погребальный,
а у речки средь кустов
поприбавилось крестов.
На могилках у ребят –
несгоревших свечек ряд,
и для нищих или птиц –
горки крашеных яиц…
Вот такая вышла Пасха –
спора страшная развязка.
Горем по селу прошёл
клятый никонов раскол.
…………………………………
Ах вы, божьи человеки,
грех раскола в нас навеки,
а расколотым на части
нет Пути к любви и счастью.
Вечная беда-вина:
Русь усобицей больна,
а меж братьями война
властью каинов страшна...
Пока главное богатство
не вернём – Любовь и Братство –
Непутёвая Страна
маяться обречена.
Только Божий Путь спасёт
от бесславья наш народ,
и воскреснет, как Исус, *
Новая Святая Русь!
………………………………………
Динь-дон! Динь-дон!
По-над Вохной звон – как стон.
Триста лет тому назад –
выходил на брата брат…
Примечание.
* Написание в соответствии с древнерусской и старообрядческой традицией.
Поделитесь с друзьями