«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

7 сентября 2009 года

Труды наших земляков Богородск-Ногинск

Русский Сократ

К 180-летию со дня рождения великого русского мыслителя Н.Ф.Федорова

Константин Лихачев

В Ногинском краеведческом музее долгие советские годы в открытой экспозиции демонстрировался живописный портрет Николая Федоровича Федорова (1829-1903 гг.), а рядом с ним на стенде приводились слова Л.Н.Толстого: «Я счастлив, что живу в одно время с Н.Ф.Федоровым».

Это было связано с тем, что с 1858 по 1864 год известный русский философ XIX века работал преподавателем Богородского уездного училища.

Позднее упомянутый портрет был изъят из открытой экспозиции, поскольку не было найдено исторического подтверждения тому, что на нем изображен именно Н.Ф.Федоров, а не какое-нибудь другое лицо.

В начале июня этого года в Москве в Российской государственной библиотеке (бывшей библиотеке им. В.И.Ленина) состоялись XII Международные научные чтения, посвященные 180-летию выдающегося мыслителя Н.Ф.Федорова, идеи которого оказали значительное влияние на русскую литературу, культуру и космическую науку XIX - XX веков. Широк круг организаторов юбилейных чтений: Российская государственная библиотека, Институт мировой литературы им. А.М.Горького, Российская академия наук, Литературный институт им. А.М.Горького, философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Музей-библиотека им. Н.Ф.Федорова, Сасовская центральная библиотека. Чтения продолжались четыре дня – по два в Москве и на родине философа, в Рязанской области.

Этот примечательный факт говорит о том, какое большое количество образовательных, научных, библиотечных, музейных исследователей занимаются изучением жизни и творчества замечательного гуманиста, как богата и разнообразна его философия и как еще мало россиян знакомы с этим уникальным явлением русской истории.

Н.Ф.Федоров – один из самых оригинальных русских и мировых мыслителей, основатель космизма, великий гуманист, мечтавший о достижении бессмертия живущих людей и о воскрешении ушедших с помощью постоянно прогрессирующей науки и совершенствующегося человеческого разума, исполняющих Божественное предначертание о Царствии Небесном. Задача титаническая, но, как ему казалось, выполнимая. Отказываясь от революционного пути в человеческом обществе, приносящем только разрушение и смерть, он призывал к постепенному эволюционному врастанию земного бытия в Божественный порядок вещей, где царит Любовь, путем преображения духовного мира и разума человека, отрицая войны, но осуществляя регуляцию природных и промышленных катастроф…

О начальном периоде жизни этого философа имеются довольно скудные сведения. Известно, что он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина. Прославленный гагаринский род ведет счет своих лет от великого князя Рюрика и крестителя Руси Владимира Красное Солнышко. Последние исследования показывают, что рождение будущего мыслителя произошло в первой половине июня 1829 года, а не в 1828 году, как считалось ранее, а матерью маленького Николая, как нарекли его родные, была дворянская девица Елизавета Ивановна Макарова, а не «черкешенка», «грузинка» или «крепостная девка», как прежде указывали многие издания.

В не оформленном официально браке родителей Н.Ф.Федорова появилось на свет пятеро детей: три девочки и два мальчика. Новорожденный, впрочем, как и его старший брат Александр, свое отчество получил по имени отца-крепостного Федора Карловича Белявского. Между тем, 18 лет спустя далеко не равнодушный к противоположному полу П.И.Гагарин, пребывая в Одессе, влюбился в итальянскую певицу Вервициотти. В результате высокого и пламенного чувства родился 13(1) октября 1847 года еще один замечательный сын России – Александр Павлович Ленский – актер, режиссер, театральный педагог, красавец, знаменитый исполнитель ролей героев-любовников. Выходит, что Николай Федорович Федоров и Александр Павлович Ленский, занесенные во все сколько-нибудь значимые энциклопедические издания, - родные братья по отцу. Воистину говорят: пути Господни неисповедимы!..

Оба брата Федоровых – Александр и Николай воспитывались в имении отца в Тамбовской губернии.

В июле 1842 г . они окончили Шацкое уездное училище, а в 1849 г . Тамбовскую гимназию. Продолжать образование было решено в Решельевском лицее в Одессе, где старший брат был зачислен на физико-математическое отделение, а Николай – в камерное, которое готовило специалистов по естественным и хозяйственным наукам.

Любвеобильный отец в конце сороковых годов XIX века полностью разорился и жил под опекой в своем имении в Сасове в ту пору Тамбовской губернии (ныне Рязанской области). Содержание братьев в лицее обеспечивал дядя – Константин Иванович Гагарин, добрейшей души человек, очень мягкий в отношениях с окружающими. В 1851 году он умирает, и братья Федоровы, лишенные материальной поддержки, вынуждены прервать учебу несмотря на успехи в учебе.

Смерть дяди, к которому Николай был привязан всей душой, была воспринята им как огромная трагическая несправедливость, против которой протестовало все его существо. Позднее он писал: «Вопросы о родстве и смерти находятся в теснейшей связи между собой: пока смерть не коснулась существ, с которыми мы сознаем свое родство, свое единство, до тех пор она не обращает на себя нашего внимания, остается для нас безразличною; а с другой стороны, только смерть, лишая нас существ, нам близких, заставляет нас давать наибольшую оценку родству, и чем глубже сознание утрат, тем сильнее стремление к оживлению; смерть, приводящая к сознанию сиротства, одиночества, к скорби об утраченном, есть наказание за равнодушие...» (цитир. по И.А.Мусский. Сто великих мыслителей. - М.: Вече, 2000. - 688 с.)

Уже в свои 22 года Николай Федоров не был равнодушным и решил, что вся его жизнь будет посвящена созданию собственного учения. По идее Федорова, человек, совершенствуя свои разумные начала, должен прийти к выводу о том, чтобы поставить запрет всему, что уничтожает драгоценную человеческую жизнь – войны, природные и промышленные катастрофы. Согласно христианским заветам все люди произошли от одного праотца Адама, стало быть, все они братья и сестры разной степени родства и должны подняться разумом своим до осознания этого факта и навсегда отказаться от войн, как средства разрешения международных споров. За долгие годы существования Человечества в войнах погибло огромное количество людей. Это – преступление, которому должен быть положен конец. С детства обладающий огромной любознательностью и неуемным желанием обогатить свою память знаниями, он осознавал развивающую и прогрессивную поступь науки в овладении и регуляции природными и промышленными катаклизмами в условиях бурно развивающегося капитализма в России XIX века. Философ верил, что через постоянное увеличение продолжительности жизни человека можно постепенно прийти к его бессмертию. Более того, он был уверен в том, что благодаря новейшим научным методам и развитию человеческого разума, одухотворенных Божественным началом возможно и воскрешение всех умерших. А если воскреснут все ушедшие поколения, рассуждал философ, им не хватит места на Земле, и возникнет необходимость отправлять их на ближайшие планеты. Таким образом будто осваиваться околоземное космическое пространство.

Последняя мысль несказанно вдохновила калужского учителя К.Э.Циолковского и привела к разработке проектов летательных аппаратов и возникновению космической науки. Н.Федоров был убежден, что создавать свое учение он мог только на глубоко религиозной основе, придерживаясь аскетического образа жизни, лишая себя комфорта и всяческих удовольствий, которые только отвлекают от мыслительной работы. Высочайшее служение людям – вот главная цель настоящего человека. А свое служение на общее благо он начал с преподавательской работы, неся свое учение молодому поколению, вступающему в жизнь. В аттестате Н.Федорова, хранящемся в архивах РГБ, есть такая запись: «По надлежащем испытании в Тамбовской гимназии, Высочайшим указом определен учителем истории и географии в Липецкое уездное училище 1854 года февраля 23-го». А в октябре 1858 года он преподает те же предметы в Богородском уездном училище. Предметы география и история были тесно связаны с разрабатываемым учением философа. Н.Ф.Федоров представлял географическую науку о земле как жилище всего Человечества, а история говорит о земле, как о кладбище для многих ушедших поколений людей. Впоследствии ученик Н.Ф.Федорова, преподаватель то го же Богородского училища Н.П.Петерсон вспоминал, что у Николая Федоровича была своя методика преподавания: он считал, что географию и историю как образовательные предметы в уездных училищах надобно преподавать не по учебникам, а по специальным программам. Учащиеся должны знакомиться с фактическим материалом, изучая ту местность, где находится школа в географическом и историческом плане, при этом учебный процесс должен представлять собой сотрудничество учителя и учеников по исследованию окружающей действительности. При этом надо обязательно соотносить географическое и историческое положение изучаемой местности и ее значение в делах не только Русской земли, но и в деле всего мира. Учебным пособием должна служить земля с ее растениями, а также с местными памятниками старины.

Николай Федорович, как свидетельствовал Н.П.Петерсон, исполнял свои педагогические обязанности не то что добросовестно, а всегда делал гораздо более того что требовалось от него: сам оставался в классе с учениками, которые не знали заданного урока до тех пор, пока они с его помощью не осваивали материал. Многие занятия он проводил с учениками на открытом воздухе, знакомя их с окружающей средой, изучая звездное небо, расположение Полярной звезды и других светил, раскрывая особенности осеннего и весеннего равноденствия и т.п.

В общении с богородскими жителями Николай Федоров исходил из основ разрабатываемого им учения. Он и здесь не изменил принятому им в 1851 году аскетизму: питался хлебом и водой, спал на голой деревянной лавке не более 3-4 часов, все получаемое жалование в весьма приличной по тем временам сумме (27 рублей с копейками) тратил на бедных учеников, а потому не мог одеваться как подобает преподавателю. Вскоре слух об учителе из московского пригорода дошел до самой златоглавой. Именно на этот слух приехал в Богородск в 1864 году Н.П.Петерсон – приехал как член одного из революционных кружкой, полагая, что все умные и честные люди (а значит, и Н.Ф.Федоров) являются сторонниками революционеров. Он стал преподавателем арифметики и геометрии в том же уездном училище.

В первый же день приезда оба учителя встретились. «Он был тогда лет сорока, - вспоминал Петерсон, которому при той встрече не было и двадцати, - красивый брюнет, среднего роста, с прекрасными глазами…» Выслушав революционные претензии молодого коллеги, Николай Федорович сказал: «Не понимаю, о чем вы хлопочете. По вашим убеждениям, все дело в материальном благосостоянии, и вот вы, ради доставления материального благосостояния другим, которых вы не знаете и знать не будете, отказываетесь от собственного материального благосостояния, чтобы пожертвовать даже жизнью. Но если и тем людям, о которых вы хлопочете, материальное достояние так же неважно, как и вам - о чем же вы хлопочете?..» И далее Федоров подверг совершенно обоснованной критике принципы и лозунги Великой французской революции, известного мыслителя Ж.-Ж. Руссо. Короче говоря, одной встречи для Н.П.Петерсона хватило, чтобы из революционера стать последователем идей философа.

В Богородском уездном училище Николай Федорович проработал шесть лет. Жители научились ценить необычного учителя, искренне любили его, всячески ограждали от высшего начальства, которое за бездушными циркулярами и параграфами порой теряет из виду живого человека. Берегли, да не уберегли.

В 1864 году в училище с инспекторской проверкой прибыл директор 1-ой Московской гимназии Малиновский, - начальник, от которого зависело назначение и увольнение учителей уездных училищ Московской губернии. Проверяющего неприятно поразил костюм Н.Ф.Федорова. Как вспоминал другой ученик философа В.А.Кожевников, особая ветхость костюма Федорова была вызвана нем, что накануне он вынужден был продать свой вицмундир, желая выручить семью одного из учащихся, которому не на что было похоронить отца.

Первое неприятное впечатление от бедного костюма учителя переросло у инспектора в придирчивость к ученикам. Николай Федорович хотел было объяснить Малиновскому особенности своей педагогической методики, но директор не стал слушать… А Федоров тут же написал прошение об отставке. Когда преподаватели училища объяснили Малиновскому, кто такой на самом деле преподаватель географии и истории, о его необычных умственных и педагогических способностях у начальника хватило разума не подписывать прошение об отставке, а перевести Николая Федоровича в другое уездное училище. После этого события Николай Федорович преподавал в Угличе, Одоеве, Богородицке, Боровске, Подольске… Педагогический стаж философа – 14 лет. В 1869 году Федоров стал дежурным чиновником при читальном зале в Румянцевском музее . Почти 30 лет от отдал служению книге, называя его «священным дело». Философ многое внес в вопросы библиотечного дела, предлагал книгообмен не только между библиотеками России, но и других стран мира, он совершенствовал книговедение, придавая важное значение карточке-аннотации, которую, по его мнению, должен был составлять автор.

Об эрудиции и колоссальных познаниях Федорова ходили легенды. Считалось, что он прочел все, что было в фонде Румянцевского музея. Его консультациями пользовались многие русские ученые и писатели, в том числе и Лев Николаевич Толстой.

В 1898 году Николай Федорович ушел в отставку. До этого момента он почти не печатался, не желая получать деньги за издание труда. А вот последние годы жизни Федоров провел очень плодотворно, оформив основные свои труды… Умер Николай Федорович 15 декабря (по старому стилю) 1903 года в больнице для бедных.

После смерти мыслителя В.А.Кожевников, которому были переданы федоровские рукописи, и Н.П.Петерсон подготовили к изданию все труды, написанные их учителем. В 1906 году в городе Верном (ныне Алма-Ата) вышел первый том «Философия общего дела». Второй том был издан в 1913 году в Москве. Был подготовлен и третий том, который не был опубликован из-за начавшейся Первой мировой войны…

Имя Н.Ф.Федорова включено в список «100 великих мыслителей мира». Жизнь и творчество замечательного философа волновали умы и сердца многих наших соотечественников: философов В.Соловьева, И.Ильина, С.Булгакова, ученых В.Вернадского, А Чижевского, К.Циолковского, писателей Ф.Достоевского, А.Толстого, А.Горького, В.Брюсова, В.Хлебникова, В.Маяковского, Н.Заболоцкого, А.Платонова и др.

Федоровский проект встречал как положительные (Достоевский, Соловьев, Бердяев), так и критические оценки (прот. Г.Флоренский, А.Лосев). И неоднозначность эта, возможно, объясняется вот чем. Как отмечает исследователь С.В.Казьмина, г лубоко, истово верующему Федорову-человеку, разумеется, не придет в голову отрицать существование Бога; доведение же до логического конца теоретических положений Федорова -мыслителя может привести к выводам, прямо неприемлемым для христианства. Философия Н.Ф.Федорова, продолжает автор, явилась отражением кризисной для России эпохи, эклектически сочетавшей в своих духовных основах традиционное православие, интуиции индивидуалистического мировоззрения буржуазного Запада и абсолютизацию грядущего коллективистского общества. Федоровское учение, отразив противоречия эпохи, дало творческий импульс для развития различных по своим мировоззренческим ориентациям направлениям русской культуры, родственным в своем стремлении изменить социальное и эстетическое бытие.

Поделитесь с друзьями

Ещё по теме

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.