«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

15 июля 2010 года

Труды наших земляков

От сердца сказанное слово…

К 100-летию со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского

К.Лихачев

Когда произносится имя Александра Трифоновича Твардовского, то сразу вспоминаются его главные произведения: книга про бойца – поэма «Василий Теркин», его военные стихи – «Я убит подо Ржевом».

Не забыт его вдохновенный, кропотливый и изнурительный труд на посту главного редактора «Новый мир» - труд по открытию новых литературных имен, по преодолению идеологии и практики сталинизма, его нескончаемая борьба за высокую нравственность и человеческую порядочность.

Будущий классик русской литературы родился в светлую сенокосную июньскую пору 1910 года в деревне Загорье Смоленской области на опушке леса под зеленой елью:

И не были эти в обиду мне слухи,

Что я из-под елки и всякие толки, -

Зато, как тогда утверждали старухи,

Таких из-под елки

Не трогают волки.

Так писал поэт, став взрослым. Отец новорожденного Трифон Гордеевич – сельский кузнец, поднакопив деньжат, взяв кредит в банке, купил кусок болотистой земли, обзаведясь таким образом собственным «имением». Мать Мария Митрофановна была родом из обедневшего дворянского рода. Если считать по деревенским меркам, в доме была приличная библиотека художественной литературы, что было прочитано Шуркой (так в юные годы звали Александра Трифоновича родные), едва он овладел грамотой.

До восьми 8 лет будущий поэт жил в деревне, учился в школе, помогал отцу в кузнице и во всех работах в доме и в поле. Еще будучи школьником, он вступил в комсомол и стал секретарем комсомольской ячейки. Первые заметки юного комсомольца о молодежных субботниках, о злоупотреблениях местных властей, о неисправных мостах появились в смоленских газетах еще в 1924 году. А в следующем было опубликована проба поэтического пера – стихотворение «Новая изба»:

Пахнет свежей сосновой смолою,

Желтоватые стены блестят

Хорошо заживем мы весною

Здесь на новый советский лад.

Новая социалистическая жизнь, приходившая в смоленскую деревню, увлекала автора стихов.

В редакции смоленской газеты «Рабочий путь» состоялась творческая встреча юнкора с уже известным в ту пору поэтом М.В.Исаковским. Последний благосклонно и одобрительно отнесся к своему младшему собрату по перу: отобрал часть из принесенных А.Т.Твардовским стихотворений, которые вместе с графическим портретов автора были помещены в газете. Вскоре она стала достоянием жителей родной деревни, что несказанно повысило авторитет писателя в глазах земляков.

В 1929 году Михаил Светлов напечатал несколько стихотворений Твардовского в московском журнале «Октябрь». Автор расценил это событие как сигнал для взятия литературного олимпа и прибыл в столицу, чтобы закрепить свою победу. Но Москва не разделяла радужных надежд поэтического воина из провинциального Загорья. Он ходил по редакциям, предлагал свои стихи, чаще всего получая отказы, в том числе от Осипа Мандельштама – заведующего отделом поэзии в газете «Московский комсомолец». Наступление пришлось прекратить потому, что ему стало ясно: все его литературные мытарства происходят из-за его элементарной необразованности, весьма ограниченного культурного багажа и незнания законов поэтического ремесла.

В 1930 году Александр возвращается в Смоленск и поступает на учебу в местный педагогический институт без приемных экзаменов, но с условием сдать все экзамены за среднюю школу в первый же год.

Возможность приобщения к высотам мировой культуры не могла не увлечь начинающего поэта. Однако не меньший интерес вызывал реальный мир происходивших общественных потрясений, жесточайшей борьбы, резких перемен. Отрываясь от книг и учебы, в качестве корреспондента областных газет ездил он в колхозы, стараясь понять и осмыслить, а затем описать новые процессы в становлении колхозной жизни на Смоленщине. Жизнь российской деревни впоследствии станет одной из основных тем творчества А.Т.Твардовского.

В 1931 году издательство «Молодая гвардия» по рекомендации известного поэта того времени Эдуарда Багрицкого выпустило поэму молодого смолянина «Путь к социализму». Название произведения совпадало с наименованием колхоза, в котором происходили описываемые события.

Хотя эта работа получила положительную оценку в печати, автор не мог не почувствовать, что страдает многими недостатками – это «как езда со спущенными вожжами, утрата ритмической дисциплины стиха, проще говоря не поэзия», - так напишет он сам много лет спустя в «Автобиографии». К ошибкам молодости относил требовательный к своему творчеству поэт и вторую поэму, «Вступление», изданную в Смоленске в 1932 году.

Недостатки и недочеты первых поэм Твардовскому удалось во многом преодолеть в третьей – «Стране Муравии», опубликованной в 1936 году.

В этом произведении чувствуется влияние поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: по сюжету – те же поиски счастья героем, та же традиционность, народность и ясность формы, юмор – в творческой манере. Герой поэмы Никита ищет и не находит на земле место, где бы не проводилась коллективизация. Он возвращается в родную деревню и решает вступить в колхоз. За «Страну Муравию» А.Твардовский был награжден в 1939 году орденом Ленина, а в 1940 – стал лауреатом Государственной премии 2-й степени.

В настоящее время хорошо известно, как проводилась коллективизация, как уничтожался слой крепкого, хозяйственного крестьянства – так называемых кулаков. Не избежали жестокой участи жертв классовой борьбы и родные нового певца социалистической деревни во главе с отцом Трифоном Гордеевичем: из-за нескольких десятин болотистой земли и дома-пятистенка были признаны кулаками и в течение суток были отправлены в суровые безлюдные места Северного Урала.

Поэт пережил эту трагедию как огромное душевное потрясение. Он знал, что подобную несправедливость и гонение пережили множество других сельских тружеников. Вот как об этом было написано в «Стране Муравии»:

Дома гниют, дворы гниют,

По трубам галки гнезда вьют,

Зарос хозяйский след,

Кто сам сбежал, кого свезли,

Как говорят, на край земли,

Где и земли-то нет.

Конечно, эти строки не могли быть опубликованы в 1936 году, а просто остались в черновом варианте и только после XX съезда КПСС увидели свет.

Недоброжелатели неоднократно предпринимали попытки очернить поэта, выслать его вслед за родными. Но судьба уберегла Твардовского для русской литературы…

В 1936 году поэт переезжает на жительство в Москву и переводится из Смоленского педагогического института в Московский институт философии, литературы и искусства (МИФЛИ). Интересный эпизод произошел во время учебы в этом институте. Однажды, сдавая экзамен по литературе, автор «Страны Муравии» вытянул вопрос именно об этом произведении. Пришлось сменить билет.

В 1939 году А.Т.Твардовский закончил МИФЛИ и вскоре был призван в армию. Ему пришлось участвовать в предвоенной дислокации советских войск в Западной Белоруссии, а затем и в финской кампании. Армейская тема – стала второй после сельской, которой было посвящено творчество поэта.

На той «войне незнаменитой» (советско-финской) А.Т.Твардовский работал в военной печати. В окружной газете «На страже Родины» впервые появился фельетонный персонаж Василий Теркин, который постепенно из лубочного героя превратился в истинного представителя народа, деревенского мужика, одевшего по зову Родины военную форму и вступившему в смертельный бой с самым сильным врагом в мире. Постепенно из фельетонных заметок стала складываться настоящая народная поэма «Василий Теркин» - самое задушевное дитя, рожденное Твардовским.

Герой произведения – бывалый, храбрый, неунывающий русский солдат – типическая фигура советского воина. Поэма вобрала в себя самые разные стороны народной жизни: горе и радость, смерть и скорбь, юмор и огромную любовь к жизни, во имя которой и идет война.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле.

- вот главная идея поэмы.

Произведение это создавалась на протяжении всей Великой Отечественной войны, по частям приходя к читателям, которые восторженно ее принимали. В «Автобиографии» А.Т.Твардовский писал: «Теркин» был для меня… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Каждая составляющая широчайшего многообразия творческой палитры поэта выполнена на высочайшем уровне. Этот талант заметил лауреат Нобелевской премии, великий русский писатель И.Бунин. В письме Н.Телешову (10 сентября 1947 года) он писал: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, т.е. литературно-пошлого слова».

Автор подчеркивал очень интересную художественную деталь – в слиянии поэта и своего героя. Обращаясь к читателю, он пишет:

Я скажу тебе, не скрою, -

В этой книге, там ли, сям

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Поэма эта стала поистине народным произведением, сродни сказкам А.С.Пушкина. Она неоднократно переиздавалась, в лучших театрах страны по ней ставились спектакли, причем всегда с очень большим успехом. В 1946 году поэма была удостоена Государственной премии 1-й степени.

Твардовский был признанным мастером жанра поэмы. Неудивительно, что они появлялись из-под его пера и в послевоенные годы. В 1946 году увидела свет поэма «Дом у дороги», задуманный автором «как плач по родине, как песнь ее судьбы суровой». Это произведение было также отмечено Государственной премией (1947). Драматизм происходящих событий, незащищенность человеческого бытия органически сочетаются в поэме с высокой человечностью, самоотверженностью, с утверждением драгоценности самого малого ростка жизни.

Счастье не в забвенье, а в людской памяти обо всем, что было с тобой, твоими близкими, твоей Родиной, твоим народом – вот главная мысль, к которой автор подводит читателя.

А.Т.Твардовский, конечно, писал не только поэмы, но и лирические стихи, вошедшие во многие его сборники. Большинство его лирики посвящено Великой Отечественной войне. Например, стихотворение «Я убит подо Ржевом» - поэтическое осмысление одной из самых трагических страниц минувшей войны. Оно написано от лица убитого бойца, лежащего в общей братской могиле.

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме.

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь по земле,

Я – где крик петушиный

На заре, по росе…

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Какие пронзительные слова находит поэт в другом своем стихотворений – «Всему свой ряд, и лад, и срок…», посвященного памяти павшим в боях с жестоким и сильным врагом.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Эти строки взяты эпиграфом в Книге Памяти павшим в Великой Отечественной войне жителям Московской области.

Твардовский писал и прозу (книга «Родину и чужбина»), и литературоведческие работы: о Маршаке, Бунине, Исаковском и других мастерах слова, но главный его талант принадлежал поэзии. Подтверждением тому является его выдающаяся работа – поэма «За далью – даль» удостоенная Ленинской премии (1961). Казалось бы, что это только путевые зарисовки путешествующего по городам и весям Родины, но это и размышления лирического героя об исторической судьбе нашего народа, о трудностях, ошибках, которые он прошел, и свершениях, которые достиг.

Да, все, что с нами было, -

Было!

А то, что есть, -

То с нами здесь, –

восклицает автор.

Последняя поэма Твардовского «По праву памяти» (написана в конце 60-х, издана в 1987 г .) анализирует актуальную и для нашего времени проблему сталинизма.

Давно отцами стали дети

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий

И не видать ему конца.

С 1950 по 1970 гг. Александр Трифонович Твардовский – главный редактор журнала «Новый мир» – в эпоху, когда это издание стало сосредоточием выдающихся литературных талантов, настойчиво ищущих выхода из того социально-экономического болота, в которое все более и более погружался Советский Союз.

В журнале публиковалась остро социальная и литературно высокохудожественная проза таких авторов, как Ф.Абрамов, Ч.Айтматов, Г.Бакланов, В.Белов, В.Быков, В.Войнович, К.Воробьев, Е.Дорош, Ю.Домбровский, С.Залыгин, Ф.Искандер, Б.Можаев, В.Овечкин, Ю.Трифонов, В.Шукшин, А.Яшин и многих других. Огромной заслугой А.Т.Твардовского стала публикация повести будущего классика русской литературы А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В поэме «За далью – даль» автор предугадывал тот суд, который учинят ему потомки и отвечал на это:

Я не страшусь суда такого

И, может, жду его давно,

Пуская не мне еще то слово,

Что емче всех, сказать дано.

Моё – от сердца – не на ветер,

Оно в готовности любой:

Я жил и был – за все на свете

Я отвечаю головой.

А.Т.Твардовский выдержал суровую проверку последующими за ним поколениями и могучим временем и как человеческая личность – честная, порядочная, не запятнавшая себя безнравственными поступками, как личность исполненная благородной любви к народу и Отечеству, и как классик русской литературы – автор от сердца сказанного слова, живущего и поныне и востребованного нашими современниками.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.