Трагические дни России. 1915 год.
Свидетельствуют архивы
Публикация Е. Маслова
Из письма директора Правления Компании Богородско-Глуховской мануфактуры А.И. Морозова московскому губернатору. 28 июня 1915 г. [1]
«… имею честь доложить Вашему Сиятельству, что 22 сего июня мною получена почтовая карточка следующего содержания: «Уважаемый Арсений Иванович. Мы, Ваши служащие и рабочие, прихожане Тихвинского храма, просим Вас в нынешний тяжелый год, нельзя ли посвятить 26 июня [2] всеобщей молитве. Мы не работали понедельник, можем его работать, но ведь нас прихожан 5000 человек. Подумайте». Подписи нет.
С Пасхи текущего года фабрика наша, по обстоятельствам, вызванным войною, действительно не дорабатывает 4 дня в месяц. Дни эти падают частью на понедельник, частью на субботы, как крайние; но к этому надо добавить, что за эти нерабочие дни мы платим половинный заработок, народа не рассчитываем и с Пасхи расценки повышены. Мы уже не говорим о том, что семьи лиц, призванных с нашей фабрики в ряды войск, помимо казенного пособия, получают еще пособие от фабрики [3]. Нужды на фабрике никто не терпит. Нерабочие дни в каждом месяце назначаются Правлением Компании и о них, за две недели вперед, вывешивается печатное объявление, утвержденное местным фабричным инспектором; … есть все основания думать, что написана карточка по внушению духовенства Тихвинской города Богородска церкви: оно было материально заинтересовано в том, чтобы рабочие фабрики Компании, живущие в городе, находились 26 июня дома и могли принимать поздравления причта с престольным праздником. Настоятель Тихвинской церкви отец Симеон Соколов, переведенный к этой церкви из Троицкой церкви, что на фабрике Компании Богородско-Глуховской мануфактуры, где он в продолжении многих лет усиленно, но, благодаря неусыпному надзору администрации фабрики, бесплодно, - мутил рабочих своими противостарообрядческими беседами, и на этот раз, несомненно, рассчитывал, что рабочие, будучи свободными от работ, пойдут в церковь, торжество дня которой он не нашел ничем лучшим ознаменовать, как приглашением известного противостарообрядческого миссионера Полянского. И, действительно, миссионер и за всенощною, и за литургиею – опять-таки вслед за прочтением Евангелия произнес две яростные проповеди против старообрядчества.
По милости Божией, до сих пор все стараниия миссионеров, как и попытки крамольников в 1905-1906 годах, побуждать рабочих к нарушению порядка на фабрике, успеха не имели. Но Правлению Компании стала не под силу эта непрестанная борьба с агитаторами. Особенно, она трудна теперь, когда все помыслы устремлены на то, чтобы не приостановить совсем действия фабрики и не лишать хлеба 13 ? рабочих и служащих и их семей, содержание которых духовное ведомство вряд ли возьмет на себя.
Поэтому и в виду изданного Вашим сиятельством обязательного постановления [4], имею честь покорнейше просить, не признаете ли целесообразным принять зависящие меры к прекращению миссионерских выступлений богородского духовенства, как порождающих взаимное озлобление в местном населении».
[1] ЦИАМ, ф. 17, оп. 84, д. 756, лл. 2 – 3.
[2] Престольный праздник Тихвинской церкви – празднование явления Тихвинской иконы Божьей матери.
[3] Во время Первой мировой войны семья ушедшего в ряды войск кормильца ежемесячно получала от казны 50% его заработка и 50% выплачивала фабрика. Не случайно, в эти годы резко (в 2-3 раза) возросли вклады населения в сберегательные кассы.
[4] В июне месяце 1915 года было опубликовано Обязательное Постановление московского губернатора, запрещающее возбуждение ненависти в одной части населения против другой, под опасением штрафа до 300 рублей или ареста до 3-х месяцев.
Поделитесь с друзьями