Трагические дни России. 1905 год. Эсеровские боевые дружины действуют в Богородском уезде при полном параличе власти
Публикация Л. Рыбиной и Е. Маслова
Из рапорта богородского уездного исправника Московскому губернатору от 30 октября 1905 года [на документе гриф – секретно]*.
…Врач Лев Гронимус принадлежит к боевой организации социал-революционеров. На фабрику Четвериковых он поступил в качестве врача временно.
С первого же появления на фабрике он начал очень успешную пропаганду среди рабочих.
На сходках, собиравшихся в местной чайной, Гронимус разъяснял слушателям необходимость добиваться демократической республики путем вооруженного восстания и убийств администрации и полиции. Например, говоря о земских начальниках, он рекомендовал убивать их при помощи разрывных бомб в съездах, где их собирается несколько человек; урядника можно убить, всадивши нож в спину. На одной из сходок он советовал уничтожить дела и имущество местного волостного правления и земского начальника.
Ярых приверженцев Гронимуса среди рабочих фабрики Четверикова в настоящее время насчитывается до 40 человек, преимущественно из крестьян села Анискина и сельца Городищи. Все они вооружены ножами, сделанными на фабрике, а многие снабжены Гронимусом револьверами системы браунинг.
Остальные рабочие фабрики терроризированы этой партией.
Среди крестьян есть разговор, что крестьяне села Анискина и сельца Городищ прекратят платежи повинностей.
По полученным сведениям, 10 человек рабочих Городищенской фабрики Четвериковых были на митинге в Москве, где просили устроить у них на фабрике более прочную организацию. Вследствие этой их просьбы на фабрику обещался приехать какой-то присяжный поверенный.
Дальнейшая агитаторская деятельность Гронимуса на фабрике Четвериковых, усилив и упрочив организацию боевой социал-революционной партии, грозит повести к серьезным беспорядкам в окрестностях, что особенно опасно ввиду близости большого фабричного Щелковского района (в 6-ти верстах)…
Из представления Московского губернатора управляющему Министерством внутренних дел от 2 ноября 1905 года**. Черновик.
… 31 октября Гронимус выбыл в Москву, причем, по слухам, говорил, что уезжает, будучи призываем к активной деятельности боевой организации социал-революционной партии.
Из сообщения начальника Московского губернского жандармского управления Куроедова Московскому губернатору от 7 ноября 1905 года***.
В конце августа сего года на фабрику Четверикова, что при селе Городищи…, прибыл врач Лев Гронимус для временного замещения должности постоянного фабричного врача…
… На одной из сходок Гронимус позволил себе сказать, что в настоящее время России не нужен царь, в ответ на что один из присутствовавших на сходке крестьян деревни Осеевой Осеевской волости Василий (фамилия неизвестна) ударил Гронимуса кулаком по голове, а толпа выразила сочувствие Василию, после чего Гронимус уже не решался в своих речах [касаться] государственного строя Империи…
Из распоряжения на имя земского начальника 5 участка Богородского уезда от 10 ноября 1905 года**** [гриф документа – секретно].
… Лев Гронимус убедил крестьян Осеевской волости не платить податей и отказываться исполнять требования земского начальника и что крестьяне названной волости уже заявили об отказе платить подати…
Из донесения земского начальника 5 участка Богородского уезда Московскому губернатору от 12 ноября 1905 года*****.
В селениях Анискине и Городищах Осеевской волости вверенного мне участка под влиянием правильно организованной партии на фабрике Товарищества Четвериковых, во главе которой стоят фабричный врач [Гронимус] и регент хора Садовский [Леонтий Осипович Садовский – местный учитель], революционная пропаганда все усиливается, происходят ежедневные собрания крестьян и рабочих в Городищенской чайной и в квартире Садовского в доме Товарищества Четвериковых в селе Анискине; агитаторы призывают крестьян к вооружению (по последним сведениям, им роздано вновь 25 револьверов), всеми мерами проводят резолюции Крестьянского съезда о неповиновении властям, о неплатеже повинностей, призывают в насильственному отбиранию земель: казенных, удельных, церковных и частновладельческих, восстанавливают против церкви и духовенства. Под влиянием этой пропаганды крестьяне села Анискина, работающие на фабрике Четвериковых, под угрозой забастовать потребовали возвращения удержанных с них в оплату повинностей денег, которые заведующим фабрикой и были выданы им и другим крестьянам волости.
… Выстрелы в селе Анискине раздаются ежедневно с целью терроризировать должностных лиц и крестьян, не примыкающих к организации . Массами опять распространяются революционные брошюры и прокламации. Волостному писарю за добросовестное исполнение обязанностей грозят убийством.
Ничем не сдерживаемая революционная деятельность начинает охватывать все больший район, распространяясь на соседнюю Гребневскую волость. Здесь в деревне новой действуют агенты, которых население называет социал-демократами – местный крестьянин – фабрикант Лиханов и студент Спасский, они исполняют все поручения Московской организации. 8-го сего ноября ими было собрано, по словам очевидцев, до 1500 крестьян всех окрестных селений, почти исключительно молодежь от 17 до 25 лет. Явился профессиональный оратор из Москвы, который было потребовал открытия земской школы, и только благодаря твердому и категорическому отказу учителя и по удостоверению, что школа выстроена не на крестьянские средства, открыл собрание на улице, и призывал к неисполнению закона, неподчинению властям и насильственному захвату земли.
Начавшаяся забастовка на фабриках Щелковского района, вызванная теми же ораторами из Москвы, в случае уступок со стороны фабрикантов страшно поднимет авторитет агитаторов среди крестьян, почти сплошь работающих на местных фабриках.
… Полагаю, что немедленное воспрещение революционных собраний и арест агитаторов, призывающих к восстанию, может предупредить готовящиеся погромы частной собственности…
Об изложенном считаю долгом довести до сведения Вашего Превосходительства и просить указаний, какие меры должны быть приняты для взыскания недобора повинностей с крестьян села Анискина, так как до описи имущества они не допустят, и всякие принудительные меры взыскания вызовут насилие с их стороны против должностных лиц.
Из Отношения Московского губернатора в Департамент полиции. Ноябрь 1905 года. Черновик*****.
… Арест врача Льва Гронимуса подействовал на окрестное население крайне возбуждающим образом. Как только распространилась весть об аресте, был собран митинг, на котором решено потребовать освобождения Гронимуса, не останавливаясь ни перед какими решительными мерами.
… Не обнаружено никаких улик, на основании которых к Гронимусу и Садовскому было бы возможно предъявить обвинение в государственном преступлении.
… Дабы не дать повода истолковать освобождение Гронимуса давлением со стороны участников митинга, я, не ожидая прибытия депутации, распорядился немедленно освободить арестованного, что и было исполнено 19 ноября.
Что касается Садовского, то он по освобождении из-под стражи будет подвергнут мною аресту при полиции на 3 месяца за нарушение обязательного постановлении о пользовании оружием , ибо при задержании у него был найден револьвер, хранимый без разрешения…******
Примечания:
* ЦИАМ, ф. 17, оп. 103, д. 223, л. 344.
** Там же, л. 345.
*** Там же, л. 394.
**** Там же, лл. 447 – 448.
***** Там же, л. 490.
****** Прошло всего несколько лет и многие, многие либералы, социалисты осознали свою истинную роль в истории России. Петр Струве, будучи в эмиграции, на одном из собраний заявил о том, что Император был слишком мягок с революционерами, которых ему следовало бы «безжалостно уничтожать» (Якобий И. П. Император Николай II и революция. СПб. 2005. с. 810). Наш кадет Николай Суходрев – он и его газета «Богородская речь» неоднократно штрафовалась за откровенно антиправительственные выступления - протрезвев к 1922 году, жаловался – «мало меня тогда драли, надо бы посильнее» (Джунковский В. Ф. Воспоминания. Том II . М. 1996. С. ).
Поделитесь с друзьями