Нищенство
Е. М.
Нищенство существовало в Богородском уезде в двух своих видах: т. н. бытовое и промышленное. Промышленное нищенство, ставшее для определенной части населения Запонорской волости, в частности, промыслом, рассмотрено в разделе «Промыслы» .
Обыкновенное бытовое нищенство в Богородском уезде существовало, вероятно, всегда, но нищих было не много и уезд всегда занимал по их числу последние места среди других уездов Московской губернии..
Причины для такого нищенства были разные. Особенно сказывались столь частые в центральной России неурожайные годы. Увеличилось количество нищих после реформы 1861 г. До этого различными императорскими Указами помещикам категорически предписывалось не допускать своих крепостных до нищенства и в случае неурожаев и голода помогать крестьянским семьям. Большая часть нищих, ходивших по уезду, были пришлыми людьми и только в отдаленных от промышленных центров деревнях было незначительное число местных вдов, сирот, немощных, которым деревенское население помогало и считало это своей обязанностью – «...число нищих у нас не велико, это больше бедные вдовы и старушки из своего селения, или соседних деревень. Некоторые нищие держат у себя свиней, которых и кормят набранными кусочками, так как у нас подают хорошо и потому прокормиться вполне возможно» . Эта категория нищих держала себя всегда скромно, не воровала, при обходе селений соблюдала очередность. Молодому и здоровому человеку в своем месте просить стыдно и он старался уйти куда-нибудь подальше.
У русских людей особое отношение к нищенству. Во многих селениях, еще издалека замечая нищего, входящего в село или деревню, начинали припасать ему угощение, твердо зная из Священного писания: кто неимущему подает, самому Христу в руки влагает. «Приклони ухо к просящему и обнищавшему в житии сем, исполни своим изобилием оного недостаток и нищету. Возведи очи милостиво на сидящего в наготе, и зимою трясущегося, понудися естество свое (т.е., такого же, как ты, человека) прикрыти одежею, лежащею у тебе, и Господь даст ти паки сторицею, и жизнь вечную. Простри руку скитающемуся по улицам и введи такового во обитель твою. Общий у тебя буди с ним хлеб твой, обща чаша воды, или питие, еже тебе Бог дал...» – так говорится об отношении к бедным в книгах, которые почитали в грамотных православных семьях.
Правда, в Гуслице, если нищий был не одной с хозяевами веры, то ему подавали в отдельной посуде, но в этом не было и тени никакого унижения.
Старались сделать сам факт подачи милостыни тайным – не напоказ людям. Посылали детей ночью подкладывать, например, к дверям дома многодетного семейства пироги. Или устраивали в окнах специальные ящички, чтобы нищий, не стучась и не прося милостыни, мог забрать припасенное хозяевами специально для них.
Одной из причин нищенства часто было пьянство. «Пьянство между нищими очень большое – некоторые всегда пьяны» , «нищенство увеличивается по моему мнению от низкого умственного уровня людей и от все развивающегося пьянства» , «спилась вся молодежь» , «много проходит интеллигентных лиц, хорошо одетых, на вопрос, что заставило их просить милостыню? отвечают, что уволены за забастовку, или за сокращением служащих, а многие чистосердечно признаются, что уволен за водочку» – так писали корреспонденты земской статистики.
А вот, что писал крестьянин Богородского уезда С. Ф. Чернов: «У нас нищие живут человек 10 в одном доме, за ночлег платят по 3 коп. с человека, да за самовар 3 коп. с человека. В деревне они не собирают, потому что им не подают, а гоняют, и все эти нищие молодые от 16 до 45 лет. Зимой они просят на фабрике Морозова хлеб, чай, сахар и продают коп. на 80 в день, а если что плохо лежит, то они и утащат. В летнее время они ходят по грибы и продают их рубля на полтора, а то и по два в день и все эти деньги пропьют или проиграют» .
На какова бы ни была причина, по которой человек сбирает, человек православный, и не только, считает себя обязанным помочь ему и в этом проявляется состояние нравственности в обществе.
Поделитесь с друзьями