«Голос Церкви», 1918 г.
Старообрядчество и социализм
Новая жизнь, в которую вступила Россия, дав ряд политических, национальных и религиозных свобод, поставила вместе со страной и нас, старообрядцев, на новый путь развития. Перед старообрядцами открылись новые горизонты, до сих пор совсем или почти неизвестные: нас призвали к строительству гражданской политической жизни. Привыкшая хорошо разбираться в вопросах религиозных, полемических, масса старообрядческая оказалась почти совсем не подготовленной к этой новой работе.
Полученные свободы налагают на каждого из нас известный долг, исполнить который необходимо всякому гражданину. Чтобы полнее использовать это право, люди начинают объединяться в союзы и партии, а так как эти партии стремятся руководить политикой, то есть общим направлением государства, то они и называются поэтому партиями политическими. И вот, когда жизнь столкнула нас с этими организациями. когда мы поняли, что необходимо организоваться, что в единении — сила, перед нами встал вопрос: с кем быть старообрядцам?
Вопрос, поставленный моментом, очень важен и требует от нас серьезного к нему отношения. Партий так много, все они так себя хорошо расхваливают, что прямо не знаешь, кому отдать предпочтение. Попытаемся хоть немного разобраться в этом запутанном вопросе. Прежде всего надо помнить, что все существующие партии делятся на две главные группы — на партии социалистические и партии несоциалистические. Не будем пока входить в обсуждение других существующих партий, а остановимся на партиях социалистических, из которых укажем на более популярные и более известные: это партии социал-демократов (меньшевики и большевики) и социалистов-революционеров.
Отношение к этим партиям со стороны старообрядцев должно быть глубоко продумано. Мы должны очень серьезно, а вместе с тем очень осторожно подойти к учению, положенному в основу всех социалистических партий. Но, как последователи истинного христианства, в основу своих понятий прежде всего должны положить учение Христа и на этом учении как на краеугольном камне будем испытывать всякое другое учение: от Бога ли оно (1 Иоанна, 4.1).
Социалистические партии мы выделяем в одну группу, потому что в основе всех этих партий лежит одно общее учение, называемое социализмом. Но что такое социализм?
Социализм — это такое политико-экономическое учение, которое проповедует уничтожение личных преимуществ и интересов, общность труда и соответственное справедливое распределение продуктов между трудящимися.
Конечной целью этого учения должно осуществиться на земле царство социализма, когда каждый работает и получает из всего продукта свою долю; когда все имущество — земля, как помещиков, так и крестьян, скот и инвентарь, полнос оборудование фабрик с машинами и станками — должно быть общенародным, должно перейти в руки демократического государства. 1
Идеи братства, равенства, свободы, общности имуществ и труда присущи христианству, и с этой стороны, казалось бы, социализм имеет основные нити христианства. Но, к сожалению, современный революционный социализм основой ставит совершенно противоположное.
Творцом экономического социализма является немецкий ученый Карл Маркс; в 40-х годах прошлого столетия совместно с другом своим, Фридрихом Энгельсом, он привел социализм в стройную научную теорию и наметил пути, по которым должно идти социальное движение, то есть практическое осуществление идей социализма. Будучи сам человеком неверующим, отрицая Божество, как о нем говорит его ученик Каутский 2, К. Маркс в основу своего учения положил идеи, почти две тысячи лет известные миру,— идеи христианства: равенство и братство. Но, взяв христианские идеи, основатель этого учения не хочет говорить ничего о Божественной Личности Христа. Оказывается, ни Бог, ни Христос ему не нужен; так же учат и последователи марксизма. «Раз,— говорят они,— средства, предложенные Христом, не уничтожают Вавилона (зла жизни), а уничтожить его необходимо, то нужно уничтожить и Христа» 3. «Социализм сам хочет быть общественной религией. а для этого надо очистить место»,— откровенно заявляет Бебель, вождь немецкой социал-демократии. Мы прежде всего общество атеистическое (безбожное), заявляют социалисты в одном из своих воззваний и начинают поход против христианства, пытаясь «стереть пресветлый Лик Богочеловека, Его нравственную недостижимость. Его чудную и чудотворную красоту». К этому социалисты действительно и стремятся. Посмотрите, как думают, что готовят религии вожди социализма.
Роберт Оуэн называет «троицею зла», от которого страдает человечество, религию, собственность и брак 4. Этот английский социалист считает религию просто злом, от которого страдает человечество и от которого надо его избавить. С точки зрения К. Маркса, религия, как и всякая иная идеология, является лишь продуктом данной экономической структуры общества, которая должна исчезнуть в социальном строе. Таким образом, если восторжествует это учение и воцарится царство социализма, то религия, всякая связь с Богом, утратится, а нравственные законы будут заменены законами экономическими. «Поэтому, — как заявил Энрико Ферри на Эрфуртском конгрессе 1891 года,— социализм не чувствует потребности бороться с религиозными верованиями, которые осуждены на исчезновение...»
...Революционный социализм и христианство не могут идти по одному и тому же пути, и это должен знать каждый стоящий перед выбором своего пути. Тут ничего нет общего. «Возьмемте дух христианства и дух современного социализма; они различны во всем — можно сказать, что они почти противоположны. Противоречие обнаруживается уже в языке: христианство говорит главным образом об обязанностях, социализм говорит почти исключительно о правах... Нужно ли доказывать, что если дух христианства есть дух мира, то дух современного социализма вовсе не есть дух мира. Там, где христианство, где религия проповедует любовь, братство, мир, социализм проповедует теперь, наоборот, ненависть, борьбу, войну... Вместо того, чтобы призывать к миру, они призывают к злобе, к мести, к ненависти» 5. Раскрывая дальнейшее противоречие между христианством и социализмом, Анатоль Больс приходит к заключению, что равенство и братство социалистов распространяются лишь на тех, кто доверяется доктринам и обещаниям коллективизма: к тем же, которые твердо держатся христианской веры, социалисты не чувствуют ничего, кроме вражды и ненависти. «Противоречие так велико,— говорит этот американский ученый,— что его совершенно достаточно для объяснения антагонизма между воинствующим социализмом и христианством» 6. «Социализм,— писал великий русский мыслитель Ф. М. Достоевский,— есть не только рабочий вопрос, но по преимуществу есть атеистический вопрос, вопрос современного воплощения атеизма, вопрос Вавилонской башни, строящейся именно без Бога не для достижения небес с земли, но для сведения небес на землю» 7. «Современный социалист иррелигиозен и враждебен церкви до мозга костей. Он говорит: церковь есть полицейское учреждение капитала. Она обманывает пролетариат «векселем на небо» и должна быть уничтожена»" 8.
Путь социализма — путь через разрушение религии. Церкви, путь к строительству новой жизни, к разрешению, может быть, судеб человечества, но уже не по Христу, а вне Бога и вне Христа.
С кем же старообрядцы? Каково должно быть их отношение к социалистическим партиям?
Ответ здесь может быть только отрицательный. Ведь по одному уже тому, что в основе всех этих партий положено одно общее учение — социализм Маркса, который носит безрелигиозный, антихристианский характер, по одному по этому мы, старообрядцы, не можем и не должны примкнуть к этим партиям. Цель и стремление всех социалистических партий одно и то же: царство социализма,— и разница между ними только в средствах достижения этой цели. Социал-демократия, например, думает достичь этого царства, своей победы через диктатуру пролетариата (рабочих), Социал-революционеры — через господство всего трудового народа (рабочее, крестьяне). Разница лишь в сфере деятельности. Но беда в том, что, объявляя господство того или другого класса, тем самым кладут они начало классовой борьбе, борьбе за шкурные вопросы, которая может вылиться в самые уродливые формы. Мы не будем говорить, нужна или не нужна классовая борьба, возможна она или нет для страны, охваченной кровавым кольцом войны: за нас говорят факты. Эти несколько месяцев борьбы, вылившейся наконец в борьбу за власть, сказались на хозяйстве нашей страны. Мы видим: везде и всюду разруха, полный развал; государство расстроено, создались невозможные условия жизни; вместо любви восстала ненависть, вместо объединения, так необходимого стране, — раздор, Родина погибает... Почему? Вспомните, чему учат наши социалисты, что вбивают в головы русскому народу вот уже несколько месяцев. Нас заставляют забыть Родину, заменяя борьбу за Отечество борьбой за углубление революции. По Марксу, для рабочего нет и не должно быть Родины и национальных стремлений; все эти понятия он должен выкинуть из своей головы, для него есть и должен быть только союз рабочего класса всего мира. Имя этого вненационального союза — интернационал. Вот родина, вот бог, которому призывается служить рабочий! Во имя этого «священного интернационала» и ведется борьба, благодаря этому понятию и гибнет Россия. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — заканчивает К. Маркс свой коммунистический манифест 1847 года и этим самым кладет начало классовой борьбе, в судорогах которой бьется сейчас наше Отечество.
«...Полный, цельный и окончательный социализм — невозможен, он есть лишь ложная и порабощенная мечта»,— говорит Бердяев, а с точки зрения самого Маркса, он возможен в стране промышленной, культурной, с высоким уровнем развития. Таким образом, даже с точки зрения Маркса, у нас невозможен социализм, как в стране с не подходящими для него условиями. И, каким бы путем ни шли социалисты, социализм вечно будет их мечтой, потому что они не знают о живом Боге и живом народе. Вместо Бога они ставят развитие техники, вместо народа — пролетариат: два понятия вместо двух сил жизни. Вместе с Ф. М. Достоевским скажем им: «Нормальное устроение людей здесь — на земле невозможно вне христианства, — невозможно без веры в Бога, бессмертие души и загробную жизнь; (невозможно) без веры в Христа, как необходимого условия нравственного единения между людьми... Не общественные неустройства, не грубость среды, а наши собственные недостатки — вот главная язва общественной жизни. Жизнь наша плоха потому, что сами мы плохи. Сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем ее лучшею» 9. К этому выводу пришел Достоевский через эшафот, через каторгу. И Достоевский не ошибся, чутье не изменило ему: его слова как нельзя лучше иллюстрируются текущими событиями. Пора понять, что недостаточно человека-зверя выпустить на свободу, напичкав его крикливыми лозунгами, общими местами «социалистической справедливости». Надо вытравить, уничтожить в нем зверя, ибо «без духовного изменения человека, без нравственного перерождения, побеждающего исключительную власть эгоизма и корыстных интересов и устанавливающего между людьми возможность единения и братства, ни о каком социализме, ни о каком социальном возрождении не может быть и речи» 10. Совершить эту работу может только одна сила, способная оградить нас от недовольства, вложить в наши уста тихую жалобу и полную веры молитву: эта сила — религия.
Поэтому мы решительно против социалистов типа Маркса!
Вообще должно сказать: по существу своему, духу и укладу нашей жизни не может удовлетворить нас ни одна из существующих партий. Старообрядцы всех согласий должны образовать свою партию, основываясь в духовной, внутренней жизни на учении Христа, во внешней же, политической жизни — на своей политической программе. И в этом отношении кое-что уже сделано. Старообрядческая Русь покрылась сетью организованных ячеек, которые помогли во многих губерниях выступить со своими списками кандидатов в Учредительное собрание. Но сделано все-таки мало, и трудно надеяться на успех. Однако нас это не должно смущать. С удвоенной энергией должны мы продолжать работу по организации старообрядчества.
1 Определений социализма дано очень много. Одним из более точных определений является определение А. Амона: «Социализм есть система о-ва, в которой средства производства социализированны. Под средствами производства понимаются: земля, ее недра, воды, недвижимость, машинное производство и вообще все хозяйственные орудия.
2 «Карл Маркс» Каутского, стр. 2, в прим.
3 «Христос в век машин» арх. Михаила, стр. 157:
4 Брокгауз и Ефрон. Социализм.
5 «Христианство и социализм» А. Л. Болье, стр. 34—38.
6 Там же, стр. 42.
7 12 т., стр. 31.
8 А. Шеффле «Квинтэссенция социализма», стр. 58.
9 Н. Отлинк «Достоевский и соц. вопрос». стр. 61 и 86.
10 Н. Бердяев «Возможна ли соц. революция?», стр. 8—9.
Поделитесь с друзьями