Богородск. Год 1920-й
Е. Андрианов
11 января 1920 года богородская уездная газета «Красное знамя» напечатала следующую заметку:
«В первый день Рождества был устроен коммунистический рождественник по погрузке дров. Было погружено 15 вагонов силами коммунистов города и глуховской партийной организации. На второй день работу продолжали милиционеры и красноармейцы».
В этих коротких строках - горячее дыхание того незабываемого времени, когда наша страна, разоренная двумя кровопролитными войнами, с большими трудностями переходила к мирному социалистическому строительству. Промышленность Богородского уезда была в тяжелом положении. Стояла часть фабрик Глуховской мануфактуры, не дымили трубы Истомкинской и Старо-Богородской фабрик, купавинские текстильщики перестали выпускать шинельное сукно, которое еще требовалось для Красной Армии, готовящейся к штурму врангелевских укреплений в Крыму. На предприятиях не хватало рабочих: часть их была еще в рядах армии, многие погибли на фронтах гражданской войны, иные, спасаясь от голода, бежали в свои деревни. Так, если в 1917 году в городе насчитывалась 41 тыс. жителей, то в 1920 году их стало 38 тыс., а к 1923 году - всего 11.790 человек. Голод, нужда терзали рабочие семьи, тяжело было с топливом. Коммунисты и комсомольцы, рабочие уезда прилагали героические усилия, чтобы возродить к жизни заводы и фабрики.
Вот еще несколько заметок из газеты «Красное знамя», ярко рисующих напряженное и сложное положение, сложившееся в уезде в 1920 году:
«Отдел военных заготовок Богородского совнархоза доводит до сведения граждан г. Богородска и уезда, что им открывается с понедельника, 6 октября, раздаточный пункт по шитью белья и прочего обмундирования на Красную Армию. Не стесняйтесь, что у вас мало времени: если вы сделаете по одной рубахе в день, то в общем итоге получится большое количество, и вы принесете пользу Красной Армии.
Председатель СНХ Я. Новожилов.
Председатель Коллегии воензаг И. Смирнов».
«Красное знамя»,
8 октября 1920 г.
«В данное время функционирует в уезде 5 яслей для приходящих, в коих имеют приют, питание и уход до 300 детей и свыше 150 детей получают только питание. В 8 детдомах имеют полный интернат до 400 детей и 9 детских столовых питают до 5500 детей. Дело с яслями обстоит остро - нет помещений. Глуховская мануфактура не имеет их. Отдел в ближайшем будущем предполагает открыть ясли на фабриках бывших Тюляева и Елагиных» (ныне Обуховский к-т и Ново-Ногинская ф-ка)
29 сентября 1920 г.
«10 сентября в фабзавком Саввинской мануфактуры поступило заявление: «Мы. мастеровые и рабочие механического отдела, постановили единогласно - завтрашний день не выходить на службу, желая почтить великий праздник нашего пророка Иоанна, в чем и подписуемся».
Довольно стыдно мастеровым механического цеха в такое тяжелое время считаться с Иванами да с Петрами, а дело бросать, когда каждый час дорог».
28 сентября.
«На фабрике остановилась паровая машина, занесло пути на 1/8 версты и нельзя подвезти торф. Рабочим предложили за полуторную оплату очистить пути, а они отказались, запросили 15 тысяч рублей.
Они не только не пришли на помощь, но вздумали еще торговаться, как будто страдает от этого Елагин, как бывший владелец, а не они сами».
4 января 1920 г.
«На граждан Игнатьевской и Буньковской волостей в количестве 30 человек по постановлению Уисполкома наложена контрибуция в размере 113 тысяч рублей за укрывательство дезертиров».
25 мая 1920 г.
10-11 марта 1920 года состоялся VII съезд Советов Богородского уезда. 203 делегата, съехавшихся со всех концов уезда, представляли 230 тысяч организованных рабочих и крестьян. Съезд открылся мощным пением пролетарского гимна «Интернационал». В президиум вошли члены фракции коммунистов-большевиков в составе испытанных партийных бойцов - подпольщиков Новожилова (председатель фракции), Шавкина, Барышева, Кудрявцева и других. В обстановке большого революционного подъема делегаты послали приветствие III Коммунистическому Интернационалу. Затем слово было дано представителю Московского губернского комитета РКП (б) А.П. Смирнову, который в Октябрьские дни 1917 года возглавлял в нашем городе военно-революционный комитет. Он говорил о сложности текущего момента, указал на необходимость железной дисциплины везде и всюду, повышения производительности труда.
Съезд принял резолюцию, в которой, в частности, говорилось:
«Учитывая катастрофическое положение транспорта, промышленности, продовольствия и сельского хозяйства Республики, 7-й съезд Советов призывает всех товарищей рабочих и крестьян Богородского уезда напрячь все силы, всю энергию к восстановлению транспорта, промышленности и сельского хозяйства, к возрождению экономического состояния Республики».
С большим вниманием делегаты съезда слушали отчет о работе уездного исполнительного комитета, который состоял тогда из 18 членов под руководством президиума из трех товарищей - председателя Алексеева, ег заместителя Малькова и секретаря Барышева, все - члены большевистской фракции (на съезде были также меньшевики, представители межпартийной группы, Бунда и других оппозиционных группировок).
Борьба с голодом, холодом, эпидемией, организация помощи фронту, борьба со спекуляцией и преступностью в уезде - эти и множество других проблем были в центре деятельности исполкома Совета в то бурное время. Исполком создал Чрезвычайную комиссию по заготовке и вывозке топлива (дров и торфа), назначил особо уполномоченного по очистке железной дороги и издал инструкцию о принудительном привлечении населения к этой необходимой работе. Тогда же для заготовки и транспортировки дров в город было начато строительство узкоколейной дороги от Глухова до Тимкова.
Широкое распространение получили субботники, когда сотни людей выходили с пилами и топорами в близлежащие леса и на торфяные залежи. Для организации субботников райком партии создал специальное бюро во главе с секретарем райкома и редактором газеты «Красное знамя» Л. Лещиной.
Самые строжайшие меры принимались к спекулянтам, самогонщикам, расхитителям. Дел у милиции и народного суда было много. Председатель исполкома т. Алексеев жаловался делегатам съезда на «переполнение арестантского дома, на нехватку судей и перегрузку их работой». Боевое и политическое обучение милицейских кадров, деятельность комиссии по Чрезвычайному налогу, борьба с дезертирами, устройство пленных и беженцев, привлечение женщин к культурной работе, забота о школах - все эти и многочисленные другие вопросы требовали от молодой Советской власти Богородска безотлагательного и правильного решения. Постепенно налаживалась жизнь в Богородском уезде, задымились фабрики и заводы, из месяца в месяц увеличивалось на них количество рабочих, а их быт постепенно улучшался. Отходили в прошлое тяжелые военные годы, голод. В начале 20-х годов богородский пролетариат прошел большую трудовую и политическую школу, которая потом помогла ему с честью выстоять и во времена сталинского давления и произвола, и в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны.
Поделитесь с друзьями