«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

13 июня 2017 года

Воспоминания, дневники

Нам пишут

Здравствуйте, уважаемые организаторы и редакторы сайта! Спасибо Вам, что занимаетесь таким важным и интересным, но трудным и кропотливым делом, как история родного края и его жителей. Очень понравилась статья О. А. Мурашовой об истории Савостьяново. Очень хотелось бы узнать об истории д. Горбачиха (д. Горбачиха находится неподалеку от д.Савостьяново и определенный промежуток времени у деревень был общий приход), о погосте Десятая Пятница у речки Березовка (что это за речка была? На картах не нашла). И о конкретных людях из этой деревни.

В части, где говорится про Дрезну и Троицкий храм (Горбачиха как раз там совсем рядом) &ndash могу дополнить, возможно будет интересно.

Местные вообще никогда не называли храм Троицким, я не слышала ни разу. Впервые увидела это название на карте Яндекса недавно. Всегда говорили "Десятая пятница" или «Параскева Пятница" и никак иначе.

Но появился в Дрезне новый деревянный храм в 90-е годы, назвали его в честь старого разрушенного – напротив водонапорной башни как раз.

И, поскольку старый храм решили реставрировать, то дабы избежать путаницы в названиях, стали именовать Троицким.

Лесок к югу от этой части был огорожен колючей проволокой местами, с надписями "Часовой стреляет без предупреждения". Однажды во втором классе (1987–1988) с учителем гуляли по лесу и случайно попали на огороженную территорию… Часовой очень ругался…

Прабабушка и прадед автора на фоне холста

Кладбище у церкви действовало до пятидесятых годов – мой прадед, умерший в 1948 году, похоронен там, а прабабушке в 1956 уже определили место на Кабановском кладбище.

В смутные времена 90-х потаскали и кресты и плиты с кладбища, отыскать, где чья могила более невозможно, к сожалению. А теперь и подавно – все там заросло травой, кустами, деревьями.

Есть интересный снимок немецкой аэрофотосъемки 1942 года г. Дрезна. На нем отлично видно – у кладбища очень ясные границы. Также можно увидеть здание школы (действовала школа до 1988 г), которое находилось в 150 м от пропускного пункта в эту воинскую часть, и даже, я полагаю, здание бывшей церковно-приходской школы.

Могу Вам, как краеведам, также рассказать то, о чем много раз слышала. Может быть, когда-нибудь пригодится. Как правильно называть: ДрЕзна или ДрезнА - задают вопрос. Интересно. Не знаю, как молодое поколение, а в моем детстве-юности, и, соответственно, предыдущие поколения, всегда говорили ДрезнА. Но, когда имелся в виду привокзальный район с казармами - говорили на ДрЕзну. То есть пример, идти за хлебом на Южную (улицу) или на ДрЕзну ( магазин в казарме).

На дальней, можно сказать, окраине Дрезны внимание всякого едущего и идущего привлекают почти живописные развалины. Это Троицкая церковь бывшего Параскевинского погоста. Да, храм в ужасном состоянии, но нижняя часть колокольни краснокирпичной немного отремонтирована, поставлен крест; там, видимо, изредка служат. Скорее всего, церковь была построена (потом узнали – в 1849 году) не из самого качественного кирпича, и уж во всяком случае не рассчитанного на те испытания, которые пришлось выдержать (к сожалению, в данном случае – не выдержать) этим стенам. Не можем удержаться от профессионального замечания. Не первый раз видим такую картину. Колокольни, выложенные темнокоричневым кирпичом, стоят как новые, а сами церковные здания из светложелтого кирпича, в составе которого вкрапления известкового щебня, разрушены и, скорее всего, восстановить их невозможно (еще один пример: храм в Аверкиево Павлово-Посадского района – ред.). Фундаменты использовать, наверное, все же можно…

Прекрасное название – Троица Живоначальная! А были кроме основного еще и приделы Рождества Богородицы и Параскевы Пятницы. Погост называли когда-то Десятой Пятницей в Горбачихе. До станции Дрезна отсюда всего 2,5 км.

По заросшему как бы полю разбросаны старые, разрушающиеся памятники. Сколько их? Наверное, с десяток, все-таки не все увезли на фундаменты… Есть и свежая могила с высоким крестом, возможно, здесь кладбище и возродится, вместе с церковью… А может, вместе с крестом, с погостом, как ни парадоксально это звучит, и вернется сюда жизнь? А то угрюмо как-то здесь и пустынно…

Да, у храма давняя интересная история, хорошо, что о нем интересно написал известный Пэнежко. Правда, к сожалению, практически нигде не описаны подробные причины появления рядом воинской части. А это тоже интересная страница истории района. После войны вопрос безопасности Москвы был важнее отдельно взятого храма, как бы это было ни прискорбно, и Воинская часть должна было появиться на кольце в радиусе 80 км от центра, и на определенном удалении от соседних населенных пунктов. Видимо, более удачного места в округе не нашлось.

Собственно, это система ПВО обороны Москвы, согласно которой на определенной удалении от Москвы и друг от друга должны располагаться системы, оснащенные ракетами. Точное расположение всех частей просто так в интернете вряд ли можно найти.

Может, кто-нибудь когда-нибудь напишет про это кольцо и у нас. Может и про два, ведь в районе Ногинска проходило ещё одно, малое кольцо.

Поскольку старое Дрезненское кладбище располагалось буквально на выходе из воинской части - понятно, что массовые хождения людей мимо воинской части были крайне нежелательны. И, насколько я знакома с информацией из открытого доступа, приказов с самого верха уничтожать церковь не было. Было необходимо закрыть церковь и предоставить иное место для прихожан. Поэтому разрушение Параскеевского храма без предоставления другого больше походит на местное самоуправство.

К чести же военных и людей, занимающихся проектированием расположения объектов, надо сказать, что они кладбище не затронули, все памятники, могилы, кресты были, может быть и в подзапущенном состоянии, но всё находилось на своих местах и вандализма в те годы не наблюдалось.

Но это так, к слову. А, по сути, моя просьба носила немного другой характер. Мне хотелось узнать что-либо о своих предках…

У меня были родственники прямые, проживавшие на Горбачихе ( и другая ветвь в Киняево). В моем детстве старшее поколение что-то рассказывало о прошлом, но уже никто ничего не помнит среди тех, с кем я общаюсь, даже тёти уже не помнят отчества своих дедушек. Не говоря уже о том, что большинство пожилых родственников, которые что-то да знали - уже ушли в мир иной.

Я посмотрела выпуски передач с Е. Голодновым по Дрезне, очень интересно. 20 лет уже, как я не живу в Дрезне, но видно, что всё меняется в лучшую сторону. За исключением массовой застройки дачами рекреационных мест. Но Дрезна, сама по себе, появилась лишь в конце 19 века. А Рудино, Киняево, Бяльково, Малиново, Горбачиха - упоминаются даже у Калачова в Писцовых книгах за 16 век. (Почему-то совсем не обнаружила там ни Зуево, ни Покрова, ни вообще никаких населенных пунктов до р. Киржач (уже в разделе Владимирского уезда), ни поселений из современного Егорьевского района, ни Гуслиц, ни Куньей волости.

По деревням близ Дрезны - интересно кому принадлежали земли и как переходили, если, конечно, вообще такого рода информацию есть… У Калачова в Писцовых книгах (16 век) - тут находится Вохонская волость, у Холмогорских в книге "Вохонская десятина" - 17 век, Параскеевский храм - это Кунья волость, в 18 веке у него же - это уже Доблинский стан.

Также интересует меня про Первую Мировую войну - можно ли где то узнать кто из наших был призван, куда, в каком звании-есть ли такие источники по нашим деревням.

По фамилиям если говорить конкретно - это Аникины с Горбачихи и Буровы из Киняево. Кто были отцы отцов, давно ли приехали, когда получили фамилии, чем занимались, всё как обычно.

Родственников Аникиных, дальних, как я понимаю, хватает по Горбачихе, и поэтому, полагаю, они появились в этих местах относительно давно. Одних погибших в ВОВ - 6 мужчин с Горбачихи и по г. Дрезна ещё почти десять с такой фамилией. В общем, должно что-то найтись.

И статья О. А. Мурашовой по Севостьяново, со ссылками на источники в ЦГАМО по Паракеевской церкви, только укрепила во мне желание изыскать возможность поднять метрические книги и может быть исповедальные, и какие там ещё могут быть, для получения такого рода информации.

Сами мои деды-прадеды вряд ли представляют интерес для краеведения. И особенно теперь, когда были письма с фронта, вырезки из местной газеты (дед Виктор Никифорович Аникин, 1911 года рождения, работал мастером на Дрезненской фабрике), фотографии, документы, но все оказалось утраченным. Лишь по каплям насобирала копии с имеющихся фото у родственников. И память человеческая тоже короткая.

А.М.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.