К истории храмов Павловского Посада
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ СТАРОЙ КНИГИ. Жители Павловского Посада начала века не хуже нас были знакомы с историей Вохонской земли. Так, еще более 130 лет назад первый из известных нам павловских краеведов Иван Быковский, используя «Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной Коллегии иностранных дел», изданное в типографии Н.С. Всеволожского (Москва, 1813 г.), а также другие источники и документы, систематизировал и опубликовал исторические сведения о родном крае в «Русских ведомостях» № 137 за 1864 год.
Сегодня мы по достоинству оцениваем этот патриотический шаг нашего земляка и весьма благодарны ему за доброе дело.
В 1900 году материал И. Быковского был использован в брошюре «Историко-археологическое описание Павловского посада Московской губернии», составленной псаломщиком Воскресенского собора Тихоном Михайловичем Троицким и напечатанный в местной типографии братьев Бутаевых. Брошюра эта, безусловно, сыграла свою просветительскую роль, т.к. публикация Быковского к началу века была основательно подзабыта. К тому же «Описание» было дополнено историей церквей вохонского края с XVI века, взятой Тихоном Михайловичем из книги В. и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах ХVI-ХVIII ст. Вып. 2. «Вохонская десятина», изданной в 1888 году.
Весьма обстоятельно Троицкий рассказал о Воскресенском храме Павловского Посада, в котором служил с 1871 года, об учреждении местного общества хоругвеносцев, а также об открытии женской общины при новой Покровско-Василъевской церкви на городском кладбище.
«Историко-археологическое описание Павловского посада» задумывалось в двух выпусках, но появился только один - «О церквах». Судьба второй части неизвестна. Возможно, в ней отпала необходимость с выходом чуть раньше работы И. Ф. Токмакова «Историко-статистическое и археологическое описание города Богородска», в которой был помещен объемистый очерк о Павловском Посаде.
Обе эти книги до последнего времени были наиболее популярны у местных краеведов как источники для изучения дореволюционного прошлого нашего города. Отдельные экземпляры «Описаний» как реликвии хранятся в старинных павловских семьях, что свидетельствует о не проходящем интересе горожан к своей истории.
В силу редкости и ценности брошюры Т.М. Троицкого ее второе рождение на страницах такого замечательного альманаха, как «Богородский край», станет настоящим подарком всем павловопосадцам и, особенно, краеведам.
В. Ситнов, П.-Посад
ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПАВЛОВСКОГО ПОСАДА МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ1
Т. Троицкий
I.
Павловский Посад, бывшее село Павлове, или Вохна, существует с древнейших времен. О Вохне упоминается в актах начала XIV (14-го) столетия, т. е. с тех пор, когда Государство Русское находилось еще под тяжелым игом татар и Великий князь Иоанн Данилович Калита сам должен был платить дань хану татарскому. У Калиты было много вотчин, в числе которых была и Вохонская волость, но как она была велика, выяснить трудно потому, что местность эта много терпела от междоусобиц и нашествия врагов, которыми истреблены были многие памятники того времени.
Вохною назывался большой округ селений, лежащих по берегам рек — Вохонки и частию Клязьмы, но лишь центром этого округа было село, которое в некоторых актах называлось собственно Вохною, Власьевским и селищем Павлове. В церковно-административном отношении Вохна также имела свое значение, где большая местность с десятками церквей называлась «Вохонскою десятиною».
«Из духовного завещания В.Кн. Иоанна Даниловича Калиты, писанного им при отъезде в татарскую орду в 1328 году, видно, что Вохна была княжеской вотчиной. В этом завещании сказано, что Вохну он завещевал супруге своей княгине Елене, умершей в 1332 году инокиней прежде своего супруга. По смерти Калиты Вохна перешла к внуку его В. Князю Димитрию Иоанновичу Донскому и была его любимым местопребыванием2. К этому времени, нужно полагать, относится построение первой церкви во имя св. Великомученика Димитрия Селунского. «В. Кн. Димитрий Иоаннович завещанием, писанным в 1389 году, передал Вохну вместе с другими Московскими волостями сыну своему Петру Димитриевичу. Когда он умер, его владения вместе с Вохною выпросил у хана В. Кн. Василий Темный для своего дяди князя Юрия (Георгия) Димитриевича Галичского.
Князь Юрий по духовному завещанию, писанному около 1430 года, отдал Вохну сыну своему князю Василию Юрьевичу Косому: «А из волостей из Дмитровских даю сыну своему Василью: Сельну, Гуслицу, Вохну, Загары, Рагож, Куней»3.
Князь Василий Косой после неудачной войны с двоюродным братом своим В.Кн. Василием Темным попался в руки последнего, был им ослаблен и лишился всех своих владений, которые вместе с Вохной отданы были его шурину, князю Василию Ярославичу Боровскому, который вскоре возвратил все Темному. Духовным завещанием, писанным в 1462 году. Темный предоставил Вохну своему сыну князю Юрию Васильевичу; после его смерти она перешла к брату его В. Кн. Иоанну Васильевичу III и причем, по освобождении России от татарского ига, Вохна опять была причислена к Московским волостям великокняжеским. Великий Князь Иоанн Васильевич III завещанием, писанным в 1504 году, Вохну с другими вотчинами передал своему сыну князю Андрею Ивановичу Старицкому, после которого она перешла к сыну его Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Грозного, который и променял Вохну на Звенигород с волостями Иоанну Васильевичу Грозному в 1566 году, а сей последний пожертвовал ее Троице-Сергиеву монастырю, что видно из подтвердительной грамоты, данной монастырю Грозным в 1582 г. 11-го мая4. В точности определить время перехода Вохны во владение Сергиева монастыря за неимением документов невозможно, но раньше подтвердительной грамоты Грозного видно, что по писцовым книгам Московского уезда в Вохонской волости в 1577 и 1578 годах находилась вотчина Троице-Сергиева монастыря, погост Дмитровский на речке Вохне, а на погосте церковь Дмитрия Селунского, да теплая церковь св. Георгия муч. Христова5.
Построение второй церкви во имя Великомученика Георгия должно относить ко времени владения Вохною князей Георгия Димитриевича или Юрия (Георгия) Васильевича.
После перехода Вохны во владение Сергиева монастыря в ней по писцовой книге 1587 г. значилось: сельцо да три погоста, да 114 деревень живущих, да погост пуст, да 37 пустошей. В Вохонской волости в то время жил в особо устроенном доме монастырский приказчик, где он принимал от крестьян денежные сборы, а в сараи и амбары, находившиеся при этом доме, собирал с них рожь, овес и хмель, и даже иногда кур и баранов. Кроме монастырского приказчика здесь проживали на счет крестьян избранные из среды их старосты и целовальники6.
В писцовых книгах 1594 г. говорится: погост Дмитровский на реке Вохонке, а в нем церковь Дмитрия Селунского, да теплая церковь Мученика Христова Георгия, а на погосте: двор поп Киприян, двор поп Иван, двор проскурница, двор пономарь Калина, да пять келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией. А всего в Вохонской волости три погоста живущих, да два погоста пусты, да сельцо живущее, да 119 деревень, да 30 пустошей, а в них двор монастырский, а во дворе живет дворник Федотка, да четыре двора поповы, да три двора Пономаревы, да три двора проскурницы, да двор пуст попов, да 12 келий нищих, да 535 дворов крестьянских, а людей в них 538 человек, да 4 двора бобыльских, а людей в них тож, да 15 дворов пустых крестьянских.
Из упомянутых трех погостов до сего времени существуют только два, носящие те же названия, именно: Никитский на реке Дрезне и Уполоза на реке Клязьме7.
В это время в теплой Георгиевской церкви был устроен придел в честь Препод. Сергия, что видно из писцовых книг за 1623 и 1624 гг.: «церковь Дмитрия Селунского древяна клетцки, да теплая церковь, а в ней два престола:
Страстотерпец Христов Георгий и Чудотворца Сергия, а в них образы и книги, и свечи, и колокола тояж Вохонские волости все мирское строение, да на церковной земле во дворе поп Иван, во дворе поп Антон, во дворе церковный дьячок Федька Карпов, во дв. пономарь Герасимко Ерофеев, во дворе просвирница Ирина, да на церковной земле 5 келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божий; пашни церковные земли 13 чети в поле, а в дву потомуж, сена по речке Вохонке 10 копен, лесу дровяного 6 десятин с полудесятиною; да при том погосте сельцо Павлове, на речке Вохонке: а в нем крестьян и бобылей 26 дворов; да в сельце Торжок, торгуют по воскресеньям, а на том же Торжку 30 лавок рубленых, да 20 скамей, а в тех лавках торгуют тож Вохонские волости крестьяне, оброк с тех лавок платят в монастырскую казну на год по два рубля по пяти алтын с деньгою, и из монастыря ж те лавочные и с того Торжку таможенные деньги с сегодняшнего 131 году (1623) платят на Москве в Государеву казну в Большом приходе в год по 30 рублев»8.
По окладным книгам Патриаршего Приказа с церкви Дмитрия Селунского за 1628 год: «дани 31 алтын, заезда 7 алтын, наместничьих 2 алтына, по наказу гривна».
Через 7 лет, в 1635 году в тех же окладн. кн.: «дани 3 рубли 15 алтын, наместничьих 2 алтына, по наказу гривна»9.
Спустя 11 лет, именно в 1646 г. произошло следующее изменение по описанию: «в селе Павлове церковь Великомученика Димитрия, да Великомуч. Георгия, да Парасковеи, нарицаемыя Пятницы, у церквей во двор поп Иван, во двор другой поп Иван же, во дв. дьячок Федька Остафьев, во дв. пономарь Данилка Тихонов, во дв. просвирница Ирина; на церковной земле 3 двора бобыльских, да крестьянских бобылей 44 двора»10.
В это смутное для России время церкви часто были разоряемы от набегов врагов и разбойников, а потому многие из них строились в местах, сокровенных от глаз хищников, в низинах и густых лесах11. Нужно полагать, что церкви села Павлова подвергались общей участи и были совершенно уничтожаемы, так например: в 1665 году, т.е. спустя 19 лет после описанного, упоминается: «В Дмитровском погосте существовала одна только деревянная церковь во Имя Воскресения Христова12.
Через 15 лет по дозорным книгам Патр. Приказа 1680 г.: «в селе Павлове, что на речке Вохонке, на погосте церковь Св. Димитрия Селунского деревянная, у церкви во дворе поп Патрикей Шитов, во дворе поп Яков Иванович, во дворе дьячок Алешка Ильин, во дворе пономарь Илюшка Иванов, во дворе просвирница; церковной пашни по 8 чети в поле, а в дву потомуж, сена в полях, да на пустоши Зимнице и в отхожих лугах на 100 копен, да на лужке Барановском по реке Клязьме, пашни паханые 2 чети»13.
Далее после б лет в описании опять является изменение, а именно: «в книге 1686 года отмечено: в селе Павлове церковь Воскресения, да в приделе Св. Димитрия Селунского, дани 3 р. 24 алт. 2 деньги, заезда гривна»14.
1703 г. июня в 12 день выдан антиминс по благословенной грамоте, в новопостроенную церковь во имя Воскресения Христова с приделы в село Павлове тояж церкви попу Игнатию Патрикееву15.
Это было в царствование Императора Петра великого, а храм был уже каменный, что доказывается описанием следующего 1704 года: «в селе Павлове церковь Воскресения Христова каменная»16.
«1710 года, августа в 9 день, по благословенной грамоте, отпущен антиминс для освещения церкви во имя Воскресения Христова в Московский уезд, в село Павлове под расписку попа той же церкви Игнатия»17.
Храм Воскресения Христова
Освящен сей храм 10 октября того же года и существует по настоящее время, но по случаю пристроек в изменившемся виде.
Из описания о церквах с. Павлова нельзя не упомянуть следующего: в 1736 году производилось судебное дело, «где свидетели» Московского уезда, Вохонской десятины18 староста поповской дворцовой Куньевской волости церкви рождества Богородицы поп Антип Григорьев, да Черноголовской волости села Ямкина церкви Рождества Христова поп Никифор Никифоров, той же волости села Воскресенского церкви Покрова Пресв. Богородицы поп Петр Филатов, села Рогож церкви Николая Чудотворца поп Василий Иванов, села Рогож ямщик Борис Алимпиев сын Ананьин, вотчины секретаря Романа Иванова Христофорова, порохового завода крестьянин Андрей Тимофеев сын Возник и деревни Бунковой крестьянин Клим сын Козлов, при произведенном следствии о завладении помещиком Яновым церковною Богословскою землею, объявили: «издавних-де лет до разорения литовского в том Рогожском стану было церквей: только в начале церковь во имя Воскресения Христова с приделы Димитрия Селунского, да великомученика Георгия, что была село Павлове, ныне же именуется Вохна, да другая во имя Иоанна Богослова, что меж рек Шерны и Клязьмы, третья во имя Николая Чудотворца, что ныне Берлюковская пустынь, четвертая Петра и Павла на реках Шалове и Клязьме, на устьях»19.
Это последнее описание относится к до литовскому разорению, т.е. к началу 17-го столетия, следовательно о Воскресенском храме с приделы здесь упоминается в первый раз и много раньше того времени, как о нем упомянуто выше за 1665 год.
Выше сказано, что настоящий храм существует с 1703 г. В начале он был очень небольшой и невысокий; где в настоящее время находится купол с 5-ю главами, была острая четырехскатная крыша с одною малою главкою и одноярусная невысокая колокольня. С западной стороны трапеза храма оканчивалась у того столба, где в настоящее время находится свечной ящик церковного старосты; придельные алтари были на том месте, где в настоящее время начинаются боковые своды трапезы, в первом окне к востоку.
Наружный вид этого храма в первый раз изменился в 1838—1839 гг., когда при церковных старостах Аниките Петровиче Нырнове и Андрее Семеновиче Лабзине трапеза храма была удлинена пристройкою к западу и вновь построена настоящая колокольня. Кирпич для этой постройки доставлялся с двух церковных заводов, нарочито для того устроенных и частию приобретался покупкою. Кроме кирпича на постройку употреблено большое количество белого, мячковского камня.
Подрядчиком каменной кладки был крестьянин Владимир Ромзанов, который взял за прикладку трапезы и постройку колокольни 16,400 руб. ассигнациями. За устройство и постановку главы и креста на колокольню и за 12 пудов листовой меди, за золочение червонным, через огонь, золотом неизвестный благотворитель уплатил 1285 руб. 71 коп. на серебро20.
Современники рассказывают, что для бута под колокольню был привезен народом из Ямского леса громадный камень «с хорошую избу» и что при перевозке его был насмерть раздавлен один из участвующих21.
Второе изменение наружного вида храма последовало в 1850 году, когда он был возвышен накладкою стен и купола, на котором устроено 5 глав.
Еще большая перемена в наружном и внутреннем виде храма произошла в 1860 году, когда при церковном старосте Василие Ивановиче Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен настоящий обширный, а придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен храм в южную и северную стороны по 15 аршин.
Такое же изменение произошло и в 1875 г., когда при церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему благоустройству и благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов.
В настоящее время при церковном старосте В.Н. Грязнове, с его определения, церковный капитал значительно увеличился и благодаря этому храм продолжает еще более украшаться. С прошлого 1899 года начались работы по реставрации стенной живописи, которая вероятно должна окончиться, в виду обширности храма, в будущем 1901 году. Живопись вновь заменяется дорогою художественною и исполняется известным художником Я.Е. Епанешниковым. В храме находятся следующие древнейшие иконы: 1 — Сошествия во ад Воскресшего Спасителя, в серебряной ризе, на которой вычеканена надпись, что образ сей поставил Василий Елизаров, сын Дмитриев, из д. Игнатьева, в 1552 году. 2 — Живоначальная Троицы. 3 — Казанской Божией Матери. 4 — Тихвинской Божией Матери. 5 — Святителя Николая Чудотворца. 6 — св. Пророка Ильи. 7 — Покрова Пресв. Богородицы. 8 — Всех скорбящих радосте. 9 — Великомученика Димитрия и 10 — Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Последние девять икон, по преданию, были принесены из Троицкой Лавры в то время, когда село Павлове принадлежало монастырю22. На вышеупомянутую икону Покрова пресв. Богородицы в 1813 году прихожане соорудили серебряную ризу в память избавления Российского Государства от нашествия 1812 г. полчищ Наполеона, на которой сделаны две дощицы с надписью, которая между прочим гласит «за отражение кары Божией должны мы праздновать во все века, служить молебны со акафисты ежегодно в сей день Покрова Пресвятой Богородицы».
Завещание это еще исполняется, но едва ли все прихожане знают о нем. Павловцы исстари отличались своею набожностью, любили церковное благолепие и на это не жалели своих собственных средств. Эта характерная черта прежних Павловцев по наследию перешла ко всем настоящим прихожанам храма, которые еще с большим усердием продолжают дело их предков.
В настоящее время при Воскресенском храме существует Общество хоругвеносцев, устав которого утвержден Святейшим Синодом 21 апреля 1893 года. Общество имело целью установление порядка при изнесении Святыни из Воскресенской церкви Павловского посада, а во время крестных ходов охранение сей Святыни и поддержание благолепия оной, а по мере увеличения средств, и оказание пособия бедным членам сего общества и по возможности другим бедным православного вероисповедания, отличающимся особенным усердием к посещению храма Божия. Общество это образовалось из небольшого кружка любителей, возникшего в 1887 году по инициативе одного из местных жителей Н. Ив. Чеснокова.
В следующем 1888 г. к кружку примкнуло еще несколько человек, сочувствующих, а потому, с целью восстановления большего порядка во время крестных ходов, был избран распорядителем один из первых и ревностных пионеров кружка мещ. Павлов. Пос. Вас. Вас. Болдин, а в помощники ему избраны мещ. Ник. Ив. Чесноков и Я. Еф. Якашин. Это зарождающее общество на свои личные средства, а частью других благотворителей, в 1887 году соорудило для храма 4 хоругви, стоящие 450 руб. Для небольшого кружка сооружение сих, относительно ценных, хоругвей послужило как бы поощрительным толчком вперед.
Когда в 1888 году к кружку примкнуло еще несколько состоятельных лиц, им сооружены были 2 хоругви в память 900-летия крещения Руси, а в 1890 г. еще 2 очень ценных хор. в память Чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора и Его Августейшей семьи в день 17 октября 1888 года.
В сентябре месяце 1892 г., когда вся православная Россия торжественно праздновала день 500-летия блаженной кончины великого Угодника Божия Сергия Радонежского Чудотворца, этим кружком любителей изготовлены были две ценных хоругви, из которых одна была отправлена при представителях от прихожан, с общим крестным ходом из Москвы в дар Троице-Сергиевой Лавре. Вместе с тем представители вручили Священно-Архимандриту Лавры Митрополиту Московскому и Коломенскому Леонтию печатную записку, из которой видно, что ими, «кроме усердия верующих, руководило еще то обстоятельство, что прихожане Воскресенского храма некогда были вотчинниками Троице-Сергиевой Лавры. Поэтому, следуя примеру предков, вверявших себя покровительству угодника, они и явились в качестве представителей, со своею хоругвью, чтоб засвидетельствовать свою горячую веру и поклонение св. Сергию, одному из великих заступников Русской земли».
В ответ на записку и пожертвование Его Высоко-Преосвященством 11-го ноября 1892 г. дана грамота следующего содержания: «Христолюбивым гражданам Павловского Посада Московской губернии. К знаменательнейшему торжеству по случаю исполнившегося пятисотлетия со времени блаженной кончины Преподобного Сергия, собравшему в основанную им обитель несметное множество усердных богомольцев, и вы, христолюбивые граждане, вместе с другими отнеслись с искренним религиозным сочувствием, которое подвигнуло вас, в выражение благоговейных чувств, принести знаменательнейшей обители бронзовую вызолоченную хоругвь. Во внимание к усердному пожертвованию вашему считаем своим долгом сим выразить вам, с призыванием благословления Божия, нашу Архипастырскую признательность». При участии церковного старосты В.Н. Грязнова и местного духовенства, наконец удалось исходатайствовать об утверждении кружка в общество хоругвеносцев. С этого времени общество возросло в количестве членов и материальные средства его увеличились, что видно из последующего: 1893 года, в память утверждения общества и одного умершего благотворителя Якова Ив. Лабзина, устроены две хоругви в серебряных ризах, ценою в 1200 рублей. В следующем 1894 году общество имело уже небольшой запасный капитал и соорудило еще одну дорогую с серебряными ризами хоругвь в память кончины Государя Императора Александра III с надписью «Царю Миротворцу и Правдолюбцу».
В 1896 году, когда неприкосновенный капитал достиг 1700 руб., общество постановило в память Священного Коронования Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны проценты с означенного капитала выдавать в помощь престарелым, больным и неспособным к труду членам общества. В 1897 году обществом сооружена икона Новоявленного святителя Феодосия Черниговского Чудотворца, в дорогой серебряно-вызолоченной ризе. Икона освящена при мощах святителя в г. Чернигове при представителях от общества; при освящении иконы была получена от местного Архипастыря пелена с гробницы Святителя, которая в настоящее время находится в особом ларце у иконы. В настоящее время число членов достигло более чем 300 лиц, а капитал возрос до солидной суммы, и цель общества в действительности осуществляется. Старостою хоругвеносцев с основания состоит по выбору В.В. Болдин, а помощниками его: Як. Ефим. Якашин, Тим. Евдок. Чаусов, Ив. Никол. Соколов и Ив. Ив. Чесноков.
Хоругвеносцы являются во время положенных крестных ходов в кафтанах, сходных по форме с хоругвеносцами Московских соборов.
Павловцы также издавна в церковном благолепии любили и хорошее Богослужебное пение. Старожилы рассказывают, что бывало в праздничные дни на клиросах с дьячками певали по обиходу местные купцы богатей. Последние, часто бывая по торговым делам в Москве — центре церковного благолепия, и других городах России, научились любить хорошее партесное пение.
В начале 60-х годов текущего столетия явились любители из числа прихожан, которые завели триольное пение, но оно существовало недолго. В 1855 году случайно на фабрику Я. И. Лабзина поступил из Москвы один служащий, некто Ив. Ив. Иванов, который был любителем партесного пения и знал, как устроить хор. Ему было поручено составить для храма хор певчих, что он конечно и выполнил, согласно с своими познаниями и управлял этим хором до 1870 года. Пение с годами удавалось совершенствовать и в настоящее время главный церковный хор может считаться одним из лучших в провинции. Регентами хора после Иванова были: Игорь Васильев. Троицкий с 1870 г. по 1872 г., Ераст Степ. Виноградов с половины 1872 по 1880 г. В начале 1872 г. до поступления Виноградова временно исполнял обязанности регента Алексей Семен. Заседателев, с 1880 г. до настоящего времени — Александр Григор. Золотов. Кроме главного хора существуют еще любительские, лучшим из которых считается так называемый ранний под управлением Ив. Лавр. Болдина. Достойна замечания ризница храма, в которой находится много очень дорогих облачений из старинных и новейших парчей. Есть довольно хорошая библиотека, из которой выдаются прихожанам книги для чтения. Издавна в приходе Воскресенской церкви Павловского Посада, кроме посада и четырех его слобод, значилась еще 21 деревня, но в 1863 году от прихода отчислено 8 деревень ко вновь образовавшемуся приходу в деревне Мере (ныне село Казанское).
О церковном причте: в начале 18-го столетия, в 1704 г. было четыре священника и следующий состав проч. член. причта: св. Игнатий Патрикеев, Семен Игнатьев, Алексей, Петр Яковлев. Дьяк Григорий Игнатьев. Дьячки: Степан Ильин, Иван Степанов, пономарь Нестер Андреев23.
В конце столетия, 1768 г. видно из генерального плана на церковную землю, было тоже 4 свящ.: Петр Нестеров, Петр Иванов, Егор Иванов и Никита Васильев.
Далее, в 1796 году было уже 3 свящ.: Димитрий Иоаннович (в 1824 г. — протоиерей), 2-й Петр Иванов и 3-й Петр Нестеров24. В 1803 г. свящ. Димитрий Иоаннов (Куняев, умерший протоиереем в 1835 г. 11 фев. в 66 лет). Яков Петров, Петр Гаврилов. Диаконы: Антип Гаврилов, Павел Яковлев Дьячки: Антон Алексеев, Петр Павлов, Матвей Логинов. Пономари: Дмитрий Егоров, Козьма Абрамов и Парфен Петров.
Такой состав причта существовал без изменения до 1888 г. Состав лиц свящ.-ц. служ. 50 лет тому назад и до сего времени: в 1850 году были свящ. Матвей Александров, Никанор Соколов, Антоний Лебеданцев (+1871 г.) Диаконы: Михаил Розанов, Иоанн Алексеевич Смирнов. Дьячки: Михаил Петров Батурлинский (умер в заштате 1872 г. в 98 лет); Иаков Кедров (+ 1852 г.). Александр Ив. Смирнов (+ 1866 г.). Пономари: Иван Никит. Дмитриевский Иоанн Козмин Воскресенский (+ 1867 г.), Димитрий Егоров Отрадинский. (опред. в 1848 году, + в 1898 году). Протоиерей Сергий Стефанович Цветков (Благочинный и кавалер) с 1858 г. (+ 1878 г.). Протоиерей и кавалер орд. св. Владимира 4-й ст. Павел Петрович Доброклонский с 1853 г., диакон Михаил Иванович Беляев с 1861 г., определен во священ, в 1871 г. (+ 1887). Диакон Николай Леонтиевич Цветков с 1853г. (+ 1897 г.). Дьячок Иоанн Иаков. Кедров с 1852 г. (+1899). Диакон Иоанн Петров. Смирнов с 1871 г. (+1898 г.). Псаломщ. диак. Георгий Иоанн. Воскресенский с 1867 г. (+ 1898 г.). Дьяч. Мих. Мих. Троицкий с 1855 г. (+1871 г.). Псаломщик Василий Федорович Любимов с 1861 г., псаломщик Алексей Иван. Щеглов с 1865 г. Свящ. Петр Петрович Соколов с 1878 г. Свящ. Николай Михайлович Ансеров с 1886 г. В 1888 году открыта 4-я штатная священ, вакансия, на каковую переведен из с. Трахонеева Моск. уез. Священ., бывший благочинный, Иоанн Иоаннович Кротков. Псаломщик Тихон Михайлович Троицкий с 1871 г. Псаломщ. Василий Васильевич Смирнов с 1897 г. (+ 1898). Диакон Николай Иоаннович Русинов с 1893 г. Диакон Николай Димитриевич Сокольский с 1898 г. Псаломщ. Василий Стефан. Холин с 1898 г. Псаломщ. Василий Егорович Воскресенский с 1898 г. Церковные старосты: с 1832 г. Аникита Петр. Нырнов по 1851 г. Андрей Семенов Лабзин с 1832—45 гг. Корнилий Иванов Быковский с 1851—60 гг. Еремей Семенович Лабзин с 1845-47 гг. Василий Иоаннов. Грязнов с 1860—69 гг. Иаков Ив. Лабзин с 1869—92гг. и Василий Никифорович Грязнов с декабря 1891 г. Краткие сведения: В 1842 г. неизвестным жертвователем отлит большой колокол, весу в котором 973 пуда 20 фун. В 1848—49 гг. построены настоящая ограда и св. ворота. 1860 г. устроены в первый раз духовые печи в подвалах хр. 1887 г. устроен новый иконостас в главном храме. 1891 г. устроены башенные часы на колокольне. 10-го апреля 1892 г. устр. новые иконостасы для двух местных икон: Великомуч. Димитрия и преп. Сергия. В этом же году сооружены иконы с иконостасом, в память чудесного спасения Царской семьи 1888 г. 17 октября. В 1896 г. выписана с св. горы Афона Икона Великомуч. Пантелеймона. 1898 г. к празднику Пасхи устроена дорогая, из кованного серебра, одежда на главный престол, весом 200 фун. или 5 п. В этом же году вызолочены 2 главы на куполах храма. Все это устроено на доброхотные пожертвования от прихожан, как отдельных лиц, так и по подписке.
С 1873 года и до сего времени приносится ежегодно из г. Бронниц Чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери. В 1860 г. открыто новое кладбище, на котором в 1870 г. на средства местного фабриканта Якова Ив. Лабзина была начата постройка нового каменного в 2 этажа храма, постройка которого вчерне окончена в 1872 г. В 1874 г. июня 16-го Преосвященным Игнатием Епископом Можайским был освящен, в нижнем этаже, престол в честь Преподобного Василия, память коего празд. 28 февраля.
При храме не было еще своего притча, а потому священники до опред. причта были наемные: о. Андрей Минервин, после смерти коего до 1894 г. был св. о. Василий Смирнов. Диаконы и псаломщики в это время отправляли богослужения от местной Воскресенской церкви.
В 1894 г. был определен отдельный причт, состоящий из священника и псаломщика: свящ. Павел Михайлович Нехотенов; псаломщ. Василий Михайл. Соколов до 1895 г., с коего — диакон Николай Алексеевич Смирнов.
Храмоздатель пожелал здесь устроить женскую общину. В 1894 г. июля было совершено открытие Покрово-Васильевской общины. Попечительницами общины утверждены дочери умершего храмоздателя Ольга и Наталия Лабзины.
В 1895 г. в августе месяце в верхнем этаже означенного храма были освящены 3 престола.
В настоящее время в общине живет более 100 сестер, начальницею которых состоит мать Алевтина.
При общине открыт приют на 12 человек бедных детей и сирот.
ПРИМЕЧАНИЯ ПУБЛИКАТОРА:
Быковские - происходят из экономических крестьян дер. Быковой Вохонской волости. Отец И. Быковского - Корней Иванович (по святцам Корнилий, род. в 1790 г.) женился на богородской купеческой дочери Пелагее Спиридоновой и записался в богородское купечество в 1830 г. По выбору богородского общества был купеческим старостой. В 1845 г. перечисл. в Павлово-посадское купечество по 3 гильдии (позднее по 2 и 1 в 1858 г.), где имел каменный и деревянный дома, красильню, шелковую и бумажную ф-ки с общ. колич. рабочих 830 чел. (1857 г.). В честь именитых граждан их улица в посаде до середины 80-х годов называется Быковской. Корней Иванович 10 лет был старостой местного Воскресенского собора. Сын Ивана Корнеевича Анатолий в 1889 г. получил степень лекаря и долго был известным уездным врачом. Сестра И.К. Быковского Екатерина (в замужестве Ермакова) пожертвовала средства на постройку в память о себе и своим родителям трехпрестольной церкви в с. Рахманове во имя св. влмц. Екатерины, св. свщмч. Корнилия и св. мц. Пелагии. Храм был возведен в 1905 г. Кроме того, оставлен капитал на ежегодное пожертвование бедным невестам.
Т.М. Троицкий. Из клировой ведомости Воскресенской церкви П. посада за 1903 год: «Псаломщик Тихон Михайлович Троицкий 46 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын дьячка. По увольнении из 2-го класса «Донского» духовного училища определен на настоящее место... 1871 июля 28... в стихарь посвящен 1872 мая 2. ...С 1897 г. состоит учителем пения в женской церковно-приходской школе. По представлению Московского Совета Детских приютов и определению Епархиального начальства утвержден в должности безвозмездного учителя при Павловском Детском приюте».
По преданию, Дмитрий Донской построил здесь первый храм после победы в куликовской битве 1380 г. в благодарность своему небесному покровителю.
Целовальник, должностное лицо в рус. гос-ве 15-18 вв. Избирался из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финанс. или суд. обязанностей. Клялся честно выполнять их (целовал крест). (СЭС).
Алтын (от тат. алтын - золото) - старинная русская монета и счетно-ден. единица с 15 в. 1 А = 6 моек. деньгам. ДЕНЬГА (тюрк.) - рус. серебр. монета 14-18 вв. 200 моек. Д. составляли моск. рубль. В 17-19 вв. чеканилась также медная Д. (СЭС). ГРИВНА с 16в.-денежно-счетная единица = 10 копеек (отсюда гривенник). (СЭС).
Вохонская волость принадлежала Троице-Сергиевой лавре до выхода в 1764 г. указа Екатерины II о секуляризации (конфискации) церковных земель и переходе их в управление государственной Коллегии экономии.
Постановлением Президиума Мособлисполкома Совета Р.К. и К.Д. от 17.09.1935г. № 2140 (по ходатайству Павлово-Посадского РИКа) Воскресенский собор был закрыт. Все названные древние иконы утрачены.
Колокол был отлит на средства известного богородского (в последствии павлово-посадского) купца второй гильдии почетного гражданина Давыда Ивановича Широкова (17901849). Он же субсидировал устройство, установку золоченой главы и креста на новую колокольню в 1839 г. (см. «Московские губернские ведомости» № 22 за 1845 г.). За многогранную благотворительную деятельность «в пользу государственных крестьян Богородского уезда» Д.И. Широков был награжден 2 золотыми медалями «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее. Видимо, Т.М. Троицкий намеренно не называет фамилию благотворителя, не поощряя его наклонности к староверию. Еще в 1825 г. Широков в числе прочих прихожан Воскресенской церкви подписал прошение к церковным и гражданским властям о переводе церкви по образцу Единоверческой на службу по старому обряду, а позднее выдал замуж своих дочерей Дарью и Пелагею за весьма известных старообрядцев-предпринимателей - Абрама Саввича Морозова и Герасима Ивановича Хлудова. По свидетельству старожилов-очевидцев колокол Широкова был сброшен с колокольни летом 1936 г., и обломки увезены на переплавку.
Из отчета Богородской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей за май 1922 г. видно, что из Воскресенской церкви Павловского Посада изъято серебряных изделий общим весом 15 пудов 14 фунтов и 72 золотника. Для сравнения: из Богоявленского богородского собора изъято всего 9 пудов 39 фунтов 80 золот.
В. Ситнов
1. Троицкий Т. Историко-арх. описание П.-П. М. губ. В 2-х вып. Вып. 1. П.-П. 1900 год.
2. «Русские Ведомости» 1864 г. № 137. (Подчеркнуто внуку потому, что В.К. Димитрий Донской был внуком Калиты, а не сыном, как сказано ошибочно в означенном № «Русск. Ведом.», тоже и в церковной летописи Воскресенской ц. - Здесь и далее примечания автора.)
3. Из «Русских Ведомостей» 1864 г. № 137.
4. Из № 137 «Русских Ведомостей» за 1864 г.
5. Вохонская десятина, историч. материалы о церквах и селах Московского уезда, 1888 года, стр. 50. В. и Г. Холмогоровых.
6. «Русские Ведомости» 1864 г. № 137.
7. Русские Ведомости» 1864 г. № 137.
8. Истор. материалы о церк., Вохонская десятина, стр. 50 и 51.
11. В церковной ограде при настоящем Воскресенском храме в низине есть отгороженное место на подобие часовни; по преданию здесь находился престол одного из древних храмов, но которого не известно (примеч. автора).
12. Из Русских Ведомостей 1864 г. № 137.
13. Историч. материалы о церкв. Холмогоров, стр. 51.
18. Вохонская десятина занимала часть Московского уезда. К ней были причислены села, расположенные от Рогожской заставы города Москвы по обе стороны Владимирской дороги, ныне находящейся в уездах Московском, Богородском и Бронницком.
19. Вохонская десятина. Истор. материалы о церквах Московского уезда. Холмогоровы, стр. 128.
20. Церковно-приходо-расходные книги за 1837-1838 гг.
21. Это обстоятельство подтверждается записью в метрические книги Воскр. цер. о смерти от задавления камнем за 1838 г. мая 25 дня, № 41, крестьянина д. Афонасова, Хрисанфа Антипова, 35 лет.
22. Из церковной летописи Воскресенского храма.
23. Вохонская десятина, стр. 51.
24. Из метрических книг Воскресенской церкви.
Поделитесь с друзьями