«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

23 июля 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» № 1 (2000). Часть 7

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 1 (2000)

 

О "НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ СТРАНЫ" 1917 ГОД

"Записка" С. И. Четверикова

 

Сергей Иванович Четвериков (1850-1929). автор публикуемой "Записки" богородский предприниматель, видный общественный деятель России. Четвериковы — хозяева Городищенской суконной фабрики, одними из первых в России ввели у себя участие рабочих в прибылях предприятия. В короткий период функционирования Временного правительства он был назначен уездным комиссаром. Мы надеемся вернуться на страницах альманаха к его воспоминаниям1.

Записка Временному правительству председателя комиссии по изучению вопроса об выяснении условий, необходимых для восстановления производительных сил страны С. И. Четверикова от 22 августа 1917 года2.

«...Главные причины наблюдаемой ныне разрухи фабричной жизни заключаются не столько в расстройстве транспорта и недостатке сырья, как в полном падении фабричной дисциплины. В этом отношении положение на фабриках аналогично положению на фронте.

Промышленники не только не ставят себе целью возврат к старым порядкам на фабриках — но в правильно организованных рабочих массах видят один из главных устоев будущей промышленной жизни страны. Для достижения означенной цели однако совершенно необходимо соблюдение следующих условий:

1. Члены Фабричных Рабочий Комитетов (ФРК) должны быть фактическими избранниками большинства рабочих данной фабрики, избранными при условии закрытой баллотировки шарами, в которой участвуют все рабочие достигшие 18-тилетнего возраста без различия пола, но прослужившие на фабрике не менее 6-ти месяцев. На таких же точно основаниях могут быть утверждаемы отдельные от Рабочих Комитетов "Комитеты служащих" данного предприятия. Выборы производятся под наблюдением избирательных комиссий, в состав которых в равном числе входили бы представители рабочих с одной стороны и служащих и администрации с другой. Примечание:

желательно введение в состав комиссии по одному представителю от Профессиональных Союзов и Фабрично-заводских организаций.

2. Круг деятельности и прав Исполнительных Комитетов Рабочих должны быть вполне точно определены соответствующим законом. Предметами ведения Комитетов являются: а) представительство рабочих перед Администрацией заведения по вопросам, касающимся взаимоотношений между предпринимателями и рабочими, как-то: о заработной плате, рабочем времени, правилах внутреннего распорядка, наблюдение за исполнением всех правил внутреннего распорядка рабочими и требований, предъявленных к ним условиями производства; б) разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между рабочими заведения; в) представительство рабочих в их сношениях с правительственными и общественными организациями; г) забота о культурно-просветительской деятельности среди рабочих...

3. Право найма и увольнения служащих предприятия, так равно и рабочих, принадлежит администрации фабрик, причем поводом к их увольнению не может служить принадлежность к той или иной политической партии, а исключительно поступки дисциплинарного характера, доказанная небрежность к исполнению порученной работы, а равно сокращение производства. В последнем случае выбор увольняемых и порядок увольнения устанавливается по согласованию администрации предприятия с Фабричным Рабочим Комитетом, причем преимущество по оставлению на работе должно быть оказано рабочим технически лучше подготовленным, а затем в порядке долголетия службы. О всяком увольнении рабочих администрация фабрики доводит до сведения Исполнительный Комитет фабрики с объяснением причин увольнения. Если Исполнительный Комитет признает выявленные причины спорными, то вопрос переносится на обсуждение Областного Комитета на предмет постановки окончательного решения.

4. Для решения всех возникающих споров между работодателями и рабочими должен быть учрежден правительственный "арбитр", облеченный в сфере своей деятельности полнотой власти. В состав такого арбитра, именуемого "Областной Фабричный Комитет" (ОФК), входят три комиссара, назначенные правительством, а именно: один от Министерства финансов (председатель) и по одному от Министерства Торговли и Труда и по три члена от промышленных и рабочих организаций. Означенный Областной Фабричный Комитет заменяет собою ныне функционирующие Центральные Примирительные Камеры (ЦПК). Отличие ОФК от ЦПК должно заключаться в том, что решения такого Комитета должны быть обязательными для обеих сторон. Неисполнение решения Комитета со стороны работодателя — узаконивает стачку рабочих, если таковые найдут нужным прибегнуть к этому средству экономической борьбы. Неисполнение постановлений Комитета рабочими устанавливает для работодателя право расчета рабочих. Стачка, осуществленная рабочими до решения по спорным вопросам ОК, считается выступлением противозаконным. ОФК могут быть или территориальными или профессиональными в зависимости от обширности и характера данного промышленного района. Примечание: обжалованию решения ОФК подлежат лишь в кассационном порядке Министерствам Торговли и Труда.

5. Правительственным распоряжением должны быть отменены постановления ФРК об изгнании лиц администрации фабрики или ее технического персонала и таковые возвращены обратно. Если за означенными лицами значились какие-либо проступки, порочащие их честь, или явно враждебные рабочему населению действия — то им должно быть предъявлено обвинение в порядке общего судопроизводства.

6. Как связывающее звено Фабричных Комитетов однородных предприятий остаются Профессиональные Союзы, состоящие из ограниченного числа лиц, составляющих его распорядительный орган — "совет" и периодически не менее 2-х раз к год созываемых Общих собраний делегатов от РК однородных предприятий одной территории. Права и обязанности означенных Профессиональных Союзов и Общих Собраний — определяются соответственными Инструкциями, издаваемыми совместно Министерствами Торговли и Труда. Постановления означенных органов, касающиеся взаимоотношений работодателей и рабочих как мер общих получают обязательную силу лишь по утверждению таковых соответствующими Областными Комитетами.

7. Налоговые тяготы, возлагаемые на промышленность критическим положением финансов страны, должны несомненно получить некоторый корректив — т. к. систематическое ослабление и уменьшение оборотных средств предприятий своим последствием неминуемо должно иметь захудалость, а не расцвет производительных сил страны. Таким коррективом могла бы явиться пониженная ставка налогов на ту часть прибыли предприятия, которая оставлялась бы акционерами в предприятии на предмет его расширения и в виде ли отчислений сверхуставных в запасные и резервные капиталы или в капитал расширения предприятия, с тем, однако, непременным условием, чтобы всякое их изъятие из дела облагалось налогом в размере недовзятой в свое время разницы. 22 августа 1917 года».

1 «История возникновения и развития Городищенской суконной фабрики (из воспоминаний С. И. Четверикова)» была опуликована в № 3, 1996 г.

2 ЦИАМ, ф. 143, опись 1, дело 633, лл. 1—4 (публикуется с незначительными сокращениями).

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.