Альманах"Богородский край" N 1 (2001)
БОГОРОДСКИЕ СТАРОВЕРЫ
«РАСКОЛЬНИЧЕСКИЕ» ЧАСОВНИ И МОЛЕННЫЕ (1898 г.)
Известно (см. альманах «Б. кр.» №3. 2000, с. 20—21), что в 1826 году по официальным данным в уезде существовало 51 старообрядческая моленная, в 1873 году в уезде по сведениям местных полицейских чинов существовало 68 молитвенных домов, Московская консистория давала сведения только о 50-ти1. Согласно данным, представленным в 1898 году уездным исправником Гранским, молитвенных домов (подчеркнем — по официальным данным -ред.) значилось уже 121, из них: 89 — существовали до издания закона от 3 мая 1883 года; 32 — устроены после издания закона2.
Из рапорта Богородского уездного исправника Граненого Московскому губернатору от 30 ноября 1898 года «с представлением сведений о существующих во вверенном мне уезде зданий и помещений, предназначенных для совершения раскольниками общественных молитв и других треб»3.
1) При фабрике Компании Б.-Гл. мануфактуры, существует более 40 лет, разрешения нет (разрешения имело лишь незначительное число моленных, поэтому в тексте будет указываться только наличие разрешения), более 1000 человек молящихся, окружники[1].
2) На фабрике потомственной почетной гражданки Евдокии Вуколовны Шибаевой при сельце Истомкино, существует более 40 лет, до 150 чел., окружники.
3) В г. Богородске на Шоссейной улице в 2-этажном доме богородского мещанина Исая Кирсанова Розанова, существует около 40 лет, до 50 чел., неокружники[2].
4) В Павловском Посаде в доме почетного гражданина Василия Ивановича Чернышева на Царской улице, основан до 1863 г., до 50 чел., окружники.
5) В Павловском Посаде в доме мещанина Ивана Яковлевича Шишова на Нижней улице, основан до 1863 г., до 30 чел., окружники.
6) В с. Зуеве в доме крестьянина Короткова, принадлежащем Компании Б.-Гл. мануфактуры (позади конторы фабрики), установлена неугасимая лампада в память о счастливом избавлении императорской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г., молитвенный дом существует с 1840 г., численность 740 «раскольников» (совместно с № 7).
7) В с. Зуеве на Большой улице в доме, принадлежащем купчихе Елисовой, около 40 лет (численность см. №6).
8) Там же, позади усадьбы Шкотова в деревянном доме, принадлежащем крестьянину Мосину, существует с 21 апреля 1882 г., разрешение имеется, до 800 чел., неокружники.
9) Там же, позади усадьбы Шалухина в деревянном доме, принадлежащем Ермолаю Смирнову, существует с давних пор, до 40 чел.; поморцы, приемлющие брак и молящиеся за царя[3].
10) Там же, по слободке в 2-этажном деревянном доме, принадлежащем крестьянину Игнатию Захряпину, существует с 1880 г., 80 чел., неокружники.
11) Там же, на земле купца Зимина, в каменном доме, принадлежащем обществу раскольников беспоповцев, существует с 1883 г., разрешение имеется, 800 чел.; поморцы, приемлющие брак[4].
12) В д. Прокуниной, существует с 1883 г., 40 чел., беспоповцы[5].
13) В д. Рахмановой в доме братьев Заглодиных, существует с 1883 г., 70 чел.
14) В д. Тимковой, существует с 1883 г., 40 чел., окружники.
15) В д. Барская Дубрава в доме крестьянина Якова Уткина, существует с 1883 г., 30 чел., окружники.
16) Там же, в доме Мартына Нажескина, существует с 1883 г., 40 чел., окружники.
17) В д. Осетровой, существует с 1883 г., 60 чел., неокружники.
18) В д. Алексуниной, существует с 1883 г., 20 чел., неокружники.
19) В д. Степуриной, существует с 1883 г., 30 чел., неокружники.
20) В д. Назарьевой, существует с 1883 г., 50 чел., неокружники.
21) В д. Большой двор, существует с 1883 г., 40 чел., неокружники.
22) В д. Коровиной, существует с 1883 г., 240 чел., неокружники.
23) Там же, существует с 1883 г., 60 чел., неокружники.
24) В д. Андроновой, существует с 1883 г., 150 чел., окружники.
25) В д. Ожерелках, существует около 20 лет, 25 чел., окружники.
26) В д. Никулиной в доме крестьянина Тупицына, около 25 лет, 50 чел., окружники.
27) В д. Козловой, 40 лет, 70 чел., неокружники.
28) В д. Щекутовой, 40 лет, 40 чел., окружники.
29) В д. Корневой, 30 лет, 100 чел., неокружники.
30) В д. Улитиной, 25 лет, 40 чел., поповцы[6].
31) Там же, 30, 80, поповцы.
32) В с-це Назинском, 50 лет, 60 чел., поповцы.
33) В д. Кузнецах, 25 лет, 50 чел., поповцы.
34) В д. Юрятиной, около 70 лет, 275 чел., окружники.
35) В д. Барышевой, около 46 лет, 325 чел., окружники.
36) Там же, около 86 лет, 550 чел. (общее с № 37), окружники.
37) В д. Зевневой, около 46 лет, окружники.
38) В д. Игнатовой, около 46 лет, 150 чел., окружники.
39) В д. Иванищевой, около 45 лет, 450 (общее с № 40), окружники.
40) Там же, около 76 лет, окружники.
41) В д. Гридиной, около 96 лет, 360 чел., окружники.
42) В д. Нареевой, около 40 лет, 600 чел. (с № 43), окружники.
43) Там же, около 41 г.
44) В д. Шувое, с незапамятных времен, 1100 чел., окружники.
45) Там же, в доме крестьянина Терентия Филатова, около 35 лет, 150 чел., неокружники.
46) В д. Панкратовой, около 75 лет, 350 чел., окружники.
47) В д. Горшковой, с незапамятных времен, 240 чел., окружники.
48) В д. Андреевой, 30 лет, 1180 чел. (вместе с № 49), окружники.
49) Там же, около 75 лет.
50) В д. Цаплиной, около 65 лет, 900 чел., окружники.
51) В д. Мальковой, с незапамятных времен, 300 чел., окружники.
52) В д. Заполицах, с незап. времен, 320 чел., окружники.
53) В д. Петрушиной, сущ. с 1892, разрешение имеется, 750 чел. (вместе с № 54), неокружники.
54) Там же, с незап. времен.
55) В д. Титовой, сущ. с 1846 г., 1400 чел. (вместе с № 56 и 57), окружники.
56) Там же, сущ. с 1866 г.
57) Там же, сущ. с 1889 г.
58) В д. Мисцевой, с незап. времен, 1250 чел. (вместе с № 59), неокружники.
59) Там же, сущ. с 1858 г.
60) В д. Равенской, с незап. времен, 440 чел., окружники.
61) В д. Понариной, с незап. времен, 750 чел. (вместе с № 62), окружники.
62) Там же, сущ. с 1891 г., неокружники.
63) В д. Авсюниной, сущ. с 1885 г., 500 чел., окружники.
64) Там же, с незап. времен, 540 чел., неокружники.
65) В слободе Степановке (Нездеево тож), с незап. времен, 1600 чел. (вместе с № 66), неокружники.
66) Там же, с незап. времен.
67) В с-це Богородском, с незап. времен, 630 чел., окружники.
68) В д. Челоховой, около 86 лет, 420 чел., окружники.
69) В д. Мосягиной, около 56 лет, 370 чел., окружники.
70) В д. Пищевой, около 56 лет, 220 чел., окружники.
71) В с-це Слободищи, сущ. с 1881 г., разрешение имеется, 2100 чел., окружники.
72) Там же, сущ. с 1864 г., 170 чел., неокружники.
73) В с. Хотеичи, возобновлен после пожара 1890 г., разрешение имеется, 450 чел., окружники.
74) Там же, возобновлен после пожара 1892 года, разрешение имеется, 2000 чел., неокружники.
75) В д. Алексеевской, около 76 лет, 470 чел., окружники.
76) В д. Максимовской, около 76 лет, 370 чел. (вместе с № 77), неокружники.
77) Там же, около 16 лет.
78) В д. Кругловой, около 86 лет, 350 чел., окружники.
79) Там же, сущ. с 1898 г., 75 чел., неокружники.
80) В д. Стобуновой, около 36 лет, 370 чел. (вместе с № 81), неокружники.
81) Там же, около 80 лет.
82) В д. Вантиной, около 76 лет, 470 чел. (вместе с № 83), неокружники.
83) Там же, около 11 лет.
84) В д. Чичевой, около 26 лет, 220 чел., окружники.
85) В д. Поминовой и д. Пичуриной, около 80 лет, 820 чел., окружники.
86) В д. Сенькиной и д. Старая, около 80 лет, 620 чел., неокружники.
87) Там же, сущ. с 1895 г., 150 чел., неокружники.
88) В д. Анциферовой, с незап. времен, 520 чел., окружники.
89) В д. Барской, с незап. времен, 259 чел., неокружники.
90) В д. Беливой, с незап. времен, 430 чел. (вместе с № 91), окружники.
91) Там же, с незап. времен.
92) В д. Гора, с незап. времен, 379 чел., неокружники.
93) В д. Глебовой, с незап. времен, 235 чел., неокружники.
94) В д. Давыдовой, сущ. с 1818 г., 1100 чел., неокружники.
95) Там же, сущ. с 1858 г., 230 чел., неокружники.
96) В д. Дубровой, с незап. времен, 460 чел., неокружники.
97) В д. Елизаровой, с незап. времен, 510 чел., неокружники.
98) В д. Загряжской, сущ. с 1898 г., 460 чел., окружники.
99) В селе Запонорье, более 60 лет, 410 чел., неокружники.
100) В д. Запруденье, с незап. времен, 325 чел., неокружники.
101) В д. Короткой, с незап. времен, 565 чел. (вместе с № 102), неокружники.
102) Там же, с незап. времен.
103) В д. Костиной, сущ. с 1830 г., 620 чел., неокружники.
104) В д. Куровской, с незап. времен, 920 чел., неокружники.
105) Там же, сущ. с 420 г., неокружники.
106) В д. Ляховой, с незап. времен, 370 чел., неокружники.
107) В д. Нениловой, около 46 лет, 160 чел., неокружники.
108) В д. Радованье, около 56 лет, 320 чел., неокружники.
109) В д. Смолевой, около 56 лет, 620 чел., неокружники.
110) В д. Стенинской, с незап. времен, 270 чел., окружники.
111) В д. Тереньковой, с незап. времен, 420 чел., неокружники.
112) В д. Яковлевской, с незап. времен, 720 чел., неокружники.
113) В д. Заволенье, сущ. с 1881 г., 250 чел., неокружники.
114) В д. Перхуровой, 80 лет, 129 чел., неокружники.
115) В д. Шебановой, с незап. времен, 329 чел., неокружники.
116) В д. Даниловой, около 56 лет, 378 чел., неокружники.
117) В д. Молоковой, около 20 лет, 520 чел., неокружники.
118) В д. Осташковой, около 40 лет, 120 чел., неокружники.
119) В д. Смолевой (Карповской волости), с незап. времен, 560 чел., неокружники.
120) В д. Кузяевой, с незап. времен, 320 чел., неокружники.
121) В д. Фрязиной (Карповской волости), в доме братьев Барминых, более 56 лет, 100 чел., неокружники.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1) Окружники — т. е. принадлежащие к общинам, принявшим Окружное послание, которое было издано в 1862 г. от имени московского Духовного совета при архиепископе старообрядческом Антонии (Шутове) (речь идет о старообрядцах, приемлюших священство, Белокриницкого согласия, с центром на Рогожском кладбище в г. Москва). Для уяснения сути послания необходимо обратиться, как минимум, к словарю «Старообрядчество», М., 1996, с. 203—204. Поставленная авторами послания цель — прекратить «распространение невежественных кривотолков и неправославных мудрствований», оказалась не понятой частью православных старообрядцев, что привело к разделению на «окружников» и «неокружников». Чтобы уменьшить вред от такого раздора, издатели пошли на уничтожение послания, что было подтверждено в 1906 году на мирном соборе старообрядцев Белокриницкого согласия.
2) Неокружники — см. примечание 1.
3) Поморцы, приемлющие брак и молящиеся за царя — православные, относившиеся к т. н. Поморскому согласию (современное название согласия: Древлеправославная Поморская Церковь). Иногда называется брачным согласием. Подробнее см. словарь «Старообрядчество», с. 229—230.
4) См. п. 3 примечаний.
5) Беспоповцы — одно из двух основных направлений в старообрядчестве (поповцы и беспоповцы). Цитируем словарь «Старообрядчество», М., 1996, с. 47—48: «Когда священники дораскольного поставления за древностью лет все умерли, произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленных священников, получили название беспоповцев». К беспоповцам относятся и упомянутые выше поморцы.
6) Поповцы — «самое раннее и многочисленное направление в старообрядчестве», «собирательное название старообрядцев, приемлющих священство». См. подробнее словарь «Старообрядчество», с. 230—231.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Из текста узаконения от 3 мая 1883 года «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб»[1]
...В изменение и дополнение действующих в отношении последователей раскола узаконений, постановил следующие правила:
1) Паспорты на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект, за исключением скопцов4, на общих основаниях. Действующие правила о паспортах скопцов оставить без изменений.
2) Всем вообще раскольникам дозволяется производить торговлю и промыслы, с соблюдением общедействующих по сему предмету постановлений.
3) Раскольники допускаются к вступлению в иконописные цехи, с разрешения Министра Внутренних Дел.
4) Раскольникам дозволяется занимать общественные должности, с утверждения, в указанных законом случаях, подлежащих правительственных властей. В том случае, когда в волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины утвержден будет раскольник, помощник его должен быть из православных. Принадлежащие к расколу волостные старшины и их помощники не допускаются к участию в делах приходских попечительств5.
5) Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка. Независимо от сего, относительно часовен и других молитвенных зданий, соблюдаются правила, постановленные в статьях 6-8 настоящего узаконения.
Старообрядческий священник и диакон в праздничном облачении.
6) Раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащие им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость, с тем, чтобы общий наружный вид исправляемого или возобновляемого строения не был изменяем. На производство упомянутых работ, предварительно приступа к оным, испрашивается каждый раз разрешение губернатора или начальника области.
7) Распечатание[2] молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения Министра Внутренних Дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества. Распечатание раскольнических монастырей и скитов не допускается.
8) В тех местностях, где значительное число раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Министра Внутренних Дел, обращать для общественного богослужения существующие строения. При этом наблюдается, чтобы обращаемому для сего строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы в нем не имелось наружных колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется,
9) При погребении умерших раскольников дозволяются: а) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику и б) творение на кладбище молитвы по принятым у раскольников обрядам, с пением, но без употребления церковного облачения.
10) Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовного сана или звания, при чем они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят.
11) Последователям раскола воспрещается публичное оказательство онаго, которым признаются: а) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях; б) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотренного в пункте а ст. 9 настоящего узаконения; в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяний и г) раскольническое пение на улицах и площадях...
Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общественном Собрании Государственного Совета, о даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб, Высочайше Утвердить соизволил и повелел исполнить.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1) Полное собрание Законов Российской империи. Собрание третье. Том III. 1883. СПб., 1886. С. 219-221, №1545 (публикуется в незначительном сокращении - ред.).
2) Алтари старообрядческих молитвенных зданий были опечатаны в 1856 году и с тех пор, вплоть до 1883 года, туда никто не имел права войти. Для ознакомления со большей частью правительственных мер в отношении старообрядцев рекомендуется обратиться к опубликованной в альманахе (№№ 1-4 за 1996 г., №1 за 1997 г. и № 1 за 2000 г.) «Хронологии важнейших событий в старообрядчестве».
1 ЦИАМ, ф. 17, оп. 98, дело 675, л. 119.
4 Скопцы — люди, «лишающие себя возможности полового сожительства на основании ложно толкуемых слов Иисуса Христа о девственниках». Идея скопчества основывается на «еретическом гнушении браком и суровых началах восточного аскетизма». Преследование скопчества начинается с «перехода его в секту, которая отделяется от общецерковного учения. По своему характеру скопчество принадлежит к числу сект, т. е. изуверских» (Из Полного православного богословского энциклопедического словаря (далее в тексте ППБЭС —ред.). Том II. Репринтное издание. М. 1992. С. 2073-2074).
5 Приходские попечительства — образованы по "Высочайше утвержденному в 1864 году Положению о них, имеют целью заботиться о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, об устройстве первоначального обучения детей и о благотворительности в приходе" (Подробнее см. в ППБЭС. Том II. Репринтное издание. М. 1992. С. 1847).
Поделитесь с друзьями