«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

29 августа 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» №1 (2001). Часть 3

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 1 (2001)

 

БОГОРОДСКИЕ СТАРОВЕРЫ

«РАСКОЛЬНИЧЕСКИЕ» ЧАСОВНИ И МОЛЕННЫЕ (1898 г.)

 

Известно (см. альманах «Б. кр.» №3. 2000, с. 20—21), что в 1826 году по официальным данным в уезде существовало 51 старообрядческая моленная, в 1873 году в уезде по сведениям местных полицейских чинов существовало 68 молитвенных домов, Московская консистория давала сведения только о 50-ти1. Согласно данным, представленным в 1898 году уездным исправником Гранским, молитвенных домов (подчеркнем — по официальным данным -ред.) значилось уже 121, из них: 89 — существовали до издания закона от 3 мая 1883 года; 32 — устроены после издания закона2.

Из рапорта Богородского уездного исправника Граненого Московскому губернатору от 30 ноября 1898 года «с представлением сведений о существующих во вверенном мне уезде зданий и помещений, предназначенных для совершения раскольниками общественных молитв и других треб»3.

1) При фабрике Компании Б.-Гл. мануфактуры, существует более 40 лет, разрешения нет (разрешения имело лишь незначительное число моленных, поэтому в тексте будет указываться только наличие разрешения), более 1000 человек молящихся, окружники[1].

2) На фабрике потомственной почетной гражданки Евдокии Вуколовны Шибаевой при сельце Истомкино, существует более 40 лет, до 150 чел., окружники.

3) В г. Богородске на Шоссейной улице в 2-этажном доме богородского мещанина Исая Кирсанова Розанова, существует около 40 лет, до 50 чел., неокружники[2].

4) В Павловском Посаде в доме почетного гражданина Василия Ивановича Чернышева на Царской улице, основан до 1863 г., до 50 чел., окружники.

5) В Павловском Посаде в доме мещанина Ивана Яковлевича Шишова на Нижней улице, основан до 1863 г., до 30 чел., окружники.

6) В с. Зуеве в доме крестьянина Короткова, принадлежащем Компании Б.-Гл. мануфактуры (позади конторы фабрики), установлена неугасимая лампада в память о счастливом избавлении императорской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г., молитвенный дом существует с 1840 г., численность 740 «раскольников» (совместно с № 7).

7) В с. Зуеве на Большой улице в доме, принадлежащем купчихе Елисовой, около 40 лет (численность см. №6).

8) Там же, позади усадьбы Шкотова в деревянном доме, принадлежащем крестьянину Мосину, существует с 21 апреля 1882 г., разрешение имеется, до 800 чел., неокружники.

9) Там же, позади усадьбы Шалухина в деревянном доме, принадлежащем Ермолаю Смирнову, существует с давних пор, до 40 чел.; поморцы, приемлющие брак и молящиеся за царя[3].

10) Там же, по слободке в 2-этажном деревянном доме, принадлежащем крестьянину Игнатию Захряпину, существует с 1880 г., 80 чел., неокружники.

11) Там же, на земле купца Зимина, в каменном доме, принадлежащем обществу раскольников беспоповцев, существует с 1883 г., разрешение имеется, 800 чел.; поморцы, приемлющие брак[4].

12) В д. Прокуниной, существует с 1883 г., 40 чел., беспоповцы[5].

13) В д. Рахмановой в доме братьев Заглодиных, существует с 1883 г., 70 чел.

14) В д. Тимковой, существует с 1883 г., 40 чел., окружники.

15) В д. Барская Дубрава в доме крестьянина Якова Уткина, существует с 1883 г., 30 чел., окружники.

16) Там же, в доме Мартына Нажескина, существует с 1883 г., 40 чел., окружники.

17) В д. Осетровой, существует с 1883 г., 60 чел., неокружники.

18) В д. Алексуниной, существует с 1883 г., 20 чел., неокружники.

19) В д. Степуриной, существует с 1883 г., 30 чел., неокружники.

20) В д. Назарьевой, существует с 1883 г., 50 чел., неокружники.

21) В д. Большой двор, существует с 1883 г., 40 чел., неокружники.

22) В д. Коровиной, существует с 1883 г., 240 чел., неокружники.

23) Там же, существует с 1883 г., 60 чел., неокружники.

24) В д. Андроновой, существует с 1883 г., 150 чел., окружники.

25) В д. Ожерелках, существует около 20 лет, 25 чел., окружники.

26) В д. Никулиной в доме крестьянина Тупицына, около 25 лет, 50 чел., окружники.

27) В д. Козловой, 40 лет, 70 чел., неокружники.

28) В д. Щекутовой, 40 лет, 40 чел., окружники.

29) В д. Корневой, 30 лет, 100 чел., неокружники.

30) В д. Улитиной, 25 лет, 40 чел., поповцы[6].

31) Там же, 30, 80, поповцы.

32) В с-це Назинском, 50 лет, 60 чел., поповцы.

33) В д. Кузнецах, 25 лет, 50 чел., поповцы.

34) В д. Юрятиной, около 70 лет, 275 чел., окружники.

35) В д. Барышевой, около 46 лет, 325 чел., окружники.

36) Там же, около 86 лет, 550 чел. (общее с № 37), окружники.

37) В д. Зевневой, около 46 лет, окружники.

38) В д. Игнатовой, около 46 лет, 150 чел., окружники.

39) В д. Иванищевой, около 45 лет, 450 (общее с № 40), окружники.

40) Там же, около 76 лет, окружники.

41) В д. Гридиной, около 96 лет, 360 чел., окружники.

42) В д. Нареевой, около 40 лет, 600 чел. (с № 43), окружники.

43) Там же, около 41 г.

44) В д. Шувое, с незапамятных времен, 1100 чел., окружники.

45) Там же, в доме крестьянина Терентия Филатова, около 35 лет, 150 чел., неокружники.

46) В д. Панкратовой, около 75 лет, 350 чел., окружники.

47) В д. Горшковой, с незапамятных времен, 240 чел., окружники.

48) В д. Андреевой, 30 лет, 1180 чел. (вместе с № 49), окружники.

49) Там же, около 75 лет.

50) В д. Цаплиной, около 65 лет, 900 чел., окружники.

51) В д. Мальковой, с незапамятных времен, 300 чел., окружники.

52) В д. Заполицах, с незап. времен, 320 чел., окружники.

53) В д. Петрушиной, сущ. с 1892, разрешение имеется, 750 чел. (вместе с № 54), неокружники.

54) Там же, с незап. времен.

55) В д. Титовой, сущ. с 1846 г., 1400 чел. (вместе с № 56 и 57), окружники.

56) Там же, сущ. с 1866 г.

57) Там же, сущ. с 1889 г.

58) В д. Мисцевой, с незап. времен, 1250 чел. (вместе с № 59), неокружники.

59) Там же, сущ. с 1858 г.

60) В д. Равенской, с незап. времен, 440 чел., окружники.

61) В д. Понариной, с незап. времен, 750 чел. (вместе с № 62), окружники.

62) Там же, сущ. с 1891 г., неокружники.

63) В д. Авсюниной, сущ. с 1885 г., 500 чел., окружники.

64) Там же, с незап. времен, 540 чел., неокружники.

65) В слободе Степановке (Нездеево тож), с незап. времен, 1600 чел. (вместе с № 66), неокружники.

66) Там же, с незап. времен.

67) В с-це Богородском, с незап. времен, 630 чел., окружники.

68) В д. Челоховой, около 86 лет, 420 чел., окружники.

69) В д. Мосягиной, около 56 лет, 370 чел., окружники.

70) В д. Пищевой, около 56 лет, 220 чел., окружники.

71) В с-це Слободищи, сущ. с 1881 г., разрешение имеется, 2100 чел., окружники.

72) Там же, сущ. с 1864 г., 170 чел., неокружники.

73) В с. Хотеичи, возобновлен после пожара 1890 г., разрешение имеется, 450 чел., окружники.

74) Там же, возобновлен после пожара 1892 года, разрешение имеется, 2000 чел., неокружники.

75) В д. Алексеевской, около 76 лет, 470 чел., окружники.

76) В д. Максимовской, около 76 лет, 370 чел. (вместе с № 77), неокружники.

77) Там же, около 16 лет.

78) В д. Кругловой, около 86 лет, 350 чел., окружники.

79) Там же, сущ. с 1898 г., 75 чел., неокружники.

80) В д. Стобуновой, около 36 лет, 370 чел. (вместе с № 81), неокружники.

81) Там же, около 80 лет.

82) В д. Вантиной, около 76 лет, 470 чел. (вместе с № 83), неокружники.

83) Там же, около 11 лет.

84) В д. Чичевой, около 26 лет, 220 чел., окружники.

85) В д. Поминовой и д. Пичуриной, около 80 лет, 820 чел., окружники.

86) В д. Сенькиной и д. Старая, около 80 лет, 620 чел., неокружники.

87) Там же, сущ. с 1895 г., 150 чел., неокружники.

88) В д. Анциферовой, с незап. времен, 520 чел., окружники.

89) В д. Барской, с незап. времен, 259 чел., неокружники.

90) В д. Беливой, с незап. времен, 430 чел. (вместе с № 91), окружники.

91) Там же, с незап. времен.

92) В д. Гора, с незап. времен, 379 чел., неокружники.

93) В д. Глебовой, с незап. времен, 235 чел., неокружники.

94) В д. Давыдовой, сущ. с 1818 г., 1100 чел., неокружники.

95) Там же, сущ. с 1858 г., 230 чел., неокружники.

96) В д. Дубровой, с незап. времен, 460 чел., неокружники.

97) В д. Елизаровой, с незап. времен, 510 чел., неокружники.

98) В д. Загряжской, сущ. с 1898 г., 460 чел., окружники.

99) В селе Запонорье, более 60 лет, 410 чел., неокружники.

100) В д. Запруденье, с незап. времен, 325 чел., неокружники.

101) В д. Короткой, с незап. времен, 565 чел. (вместе с № 102), неокружники.

102) Там же, с незап. времен.

103) В д. Костиной, сущ. с 1830 г., 620 чел., неокружники.

104) В д. Куровской, с незап. времен, 920 чел., неокружники.

105) Там же, сущ. с 420 г., неокружники.

106) В д. Ляховой, с незап. времен, 370 чел., неокружники.

107) В д. Нениловой, около 46 лет, 160 чел., неокружники.

108) В д. Радованье, около 56 лет, 320 чел., неокружники.

109) В д. Смолевой, около 56 лет, 620 чел., неокружники.

110) В д. Стенинской, с незап. времен, 270 чел., окружники.

111) В д. Тереньковой, с незап. времен, 420 чел., неокружники.

112) В д. Яковлевской, с незап. времен, 720 чел., неокружники.

113) В д. Заволенье, сущ. с 1881 г., 250 чел., неокружники.

114) В д. Перхуровой, 80 лет, 129 чел., неокружники.

115) В д. Шебановой, с незап. времен, 329 чел., неокружники.

116) В д. Даниловой, около 56 лет, 378 чел., неокружники.

117) В д. Молоковой, около 20 лет, 520 чел., неокружники.

118) В д. Осташковой, около 40 лет, 120 чел., неокружники.

119) В д. Смолевой (Карповской волости), с незап. времен, 560 чел., неокружники.

120) В д. Кузяевой, с незап. времен, 320 чел., неокружники.

121) В д. Фрязиной (Карповской волости), в доме братьев Барминых, более 56 лет, 100 чел., неокружники.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1) Окружники — т. е. принадлежащие к общинам, принявшим Окружное послание, которое было издано в 1862 г. от имени московского Духовного совета при архиепископе старообрядческом Антонии (Шутове) (речь идет о старообрядцах, приемлюших священство, Белокриницкого согласия, с центром на Рогожском кладбище в г. Москва). Для уяснения сути послания необходимо обратиться, как минимум, к словарю «Старообрядчество», М., 1996, с. 203—204. Поставленная авторами послания цель — прекратить «распространение невежественных кривотолков и неправославных мудрствований», оказалась не понятой частью православных старообрядцев, что привело к разделению на «окружников» и «неокружников». Чтобы уменьшить вред от такого раздора, издатели пошли на уничтожение послания, что было подтверждено в 1906 году на мирном соборе старообрядцев Белокриницкого согласия.

2) Неокружники — см. примечание 1.

3) Поморцы, приемлющие брак и молящиеся за царя — православные, относившиеся к т. н. Поморскому согласию (современное название согласия: Древлеправославная Поморская Церковь). Иногда называется брачным согласием. Подробнее см. словарь «Старообрядчество», с. 229—230.

4) См. п. 3 примечаний.

5) Беспоповцы — одно из двух основных направлений в старообрядчестве (поповцы и беспоповцы). Цитируем словарь «Старообрядчество», М., 1996, с. 47—48: «Когда священники дораскольного поставления за древностью лет все умерли, произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленных священников, получили название беспоповцев». К беспоповцам относятся и упомянутые выше поморцы.

6) Поповцы — «самое раннее и многочисленное направление в старообрядчестве», «собирательное название старообрядцев, приемлющих священство». См. подробнее словарь «Старообрядчество», с. 230—231.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Из текста узаконения от 3 мая 1883 года «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб»[1]

...В изменение и дополнение действующих в отношении последователей раскола узаконений, постановил следующие правила:

1) Паспорты на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект, за исключением скопцов4, на общих основаниях. Действующие правила о паспортах скопцов оставить без изменений.

2) Всем вообще раскольникам дозволяется производить торговлю и промыслы, с соблюдением общедействующих по сему предмету постановлений.

3) Раскольники допускаются к вступлению в иконописные цехи, с разрешения Министра Внутренних Дел.

4) Раскольникам дозволяется занимать общественные должности, с утверждения, в указанных законом случаях, подлежащих правительственных властей. В том случае, когда в волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины утвержден будет раскольник, помощник его должен быть из православных. Принадлежащие к расколу волостные старшины и их помощники не допускаются к участию в делах приходских попечительств5.

5) Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка. Независимо от сего, относительно часовен и других молитвенных зданий, соблюдаются правила, постановленные в статьях 6-8 настоящего узаконения.

 

Старообрядческий священник и диакон 
  в праздничном облачении.

Старообрядческий священник и диакон в праздничном облачении.

 

6) Раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащие им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость, с тем, чтобы общий наружный вид исправляемого или возобновляемого строения не был изменяем. На производство упомянутых работ, предварительно приступа к оным, испрашивается каждый раз разрешение губернатора или начальника области.

7) Распечатание[2] молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения Министра Внутренних Дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества. Распечатание раскольнических монастырей и скитов не допускается.

8) В тех местностях, где значительное число раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Министра Внутренних Дел, обращать для общественного богослужения существующие строения. При этом наблюдается, чтобы обращаемому для сего строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы в нем не имелось наружных колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется,

9) При погребении умерших раскольников дозволяются: а) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику и б) творение на кладбище молитвы по принятым у раскольников обрядам, с пением, но без употребления церковного облачения.

10) Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовного сана или звания, при чем они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят.

11) Последователям раскола воспрещается публичное оказательство онаго, которым признаются: а) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях; б) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотренного в пункте а ст. 9 настоящего узаконения; в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяний и г) раскольническое пение на улицах и площадях...

Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общественном Собрании Государственного Совета, о даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб, Высочайше Утвердить соизволил и повелел исполнить.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1) Полное собрание Законов Российской империи. Собрание третье. Том III. 1883. СПб., 1886. С. 219-221, №1545 (публикуется в незначительном сокращении - ред.).

2) Алтари старообрядческих молитвенных зданий были опечатаны в 1856 году и с тех пор, вплоть до 1883 года, туда никто не имел права войти. Для ознакомления со большей частью правительственных мер в отношении старообрядцев рекомендуется обратиться к опубликованной в альманахе (№№ 1-4 за 1996 г., №1 за 1997 г. и № 1 за 2000 г.) «Хронологии важнейших событий в старообрядчестве».

 

 

1 ЦИАМ, ф. 17, оп. 98, дело 675, л. 119.

2 Там же, л. 121.

3 Там же, лл. 63-118.

4 Скопцы — люди, «лишающие себя возможности полового сожительства на основании ложно толкуемых слов Иисуса Христа о девственниках». Идея скопчества основывается на «еретическом гнушении браком и суровых началах восточного аскетизма». Преследование скопчества начинается с «перехода его в секту, которая отделяется от общецерковного учения. По своему характеру скопчество принадлежит к числу сект, т. е. изуверских» (Из Полного православного богословского энциклопедического словаря (далее в тексте ППБЭС —ред.). Том II. Репринтное издание. М. 1992. С. 2073-2074).

5 Приходские попечительства — образованы по "Высочайше утвержденному в 1864 году Положению о них, имеют целью заботиться о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, об устройстве первоначального обучения детей и о благотворительности в приходе" (Подробнее см. в ППБЭС. Том II. Репринтное издание. М. 1992. С. 1847).

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.