Вохонские «фармазоны» и «хлысты»...
Публикуемые документы о «сектах» («фармазонской», 1843 г. и «хлыстовской», 1853 г.), существование последней не было подтверждено дальнейшими расследованиями), позволяют задуматься о причинах, побуждавших православное население к объединению. Возможно, что пример старообрядцев, сообщества которых носили часто не только конфессиональный, но и экономический характер, побуждал православное население к созданию таких сообществ. Но, если старообрядческие сообщества мало интересовали власть (лишь бы «не совращали в раскол» православных), то любые попытки объединения среди другого населения влекли за собой немедленные репрессивные меры со стороны власти. Возникает также мысль о том, что стремление создать такие общественные структуры на более или менее жестких нравственных условиях, не исключая и области экономических взаимоотношений, возникало постоянно в русском обществе и отразилось, в частности, в отстаиваемой частью церковного люда необходимости реформы приходской жизни Русской Православной Церкви.
Из письма графа Бенкендорфа(*) исполняющему обязанности Московского военного губернатора князю А.Г. Щербатову (17 декабря 1843 г.) (1) .
Милостивый Государь, князь Алексей Григорьевич!
До сведения Государя Императора дошло, что не далеко от Москвы, в деревне Вохне, завелась секта, которую окрестные простолюдины называют фармазонскою. Вступившим в эту секту выдается в награду по 100 рублей ассигнациями. Из Вохны в дер. Кузнецы, находящуюся перед станцией Плотавы, приезжает старик в пуховой старой шляпе, чтобы склонять крестьян ко вступлению в означенную секту, которая состоит в том, что члены оной, при сходках, ссужают друг друга своими женами. Рассказывают, что с каждого вступающего в эту секту снимают портрет и что если кто изменит, то старик выстрелит из пистолета в портрет и изменивший (л. 1об.) умирает, что упомянутый старик достает деньги от какого-то богатого человека, ... (проживающего ?) в Москве, и что в деревне Кузнецах подговоренных находится до пяти человек. Вступивших в эту секту узнать не легко, ибо они ходят в церковь и молятся как православные; замечено, что они на базарах тратят много денег!
Для собрания под рукою сведения об означенной секте я предписывал Г. генерал-майору Перфильеву, который ныне донес мне, что он возлагал поручение по сему предмету на поручика Моск. жандармского дивизиона Карышева, под наблюдением коего производятся разъезды жандарсмкой команды по Владимирскому тракту; что по тщательным, но самым осторожным дознаниям Карышева оказывается, что в Вохне и других окрестных деревнях действительно должна существовать означенная секта, ибо хотя сведения об оной ... основываются на одних слухах и рассказах местных жителей, но слухи и рассказы сии столько однообразны, что кажутся правдоподобными; и что участники упомянутой секты предполагают собраться в наступающее Рождество Христово.
Посему Г. генерал-майор Перфильев испрашивает моего разрешения поручить тому же поручику Карышеву задержать при содействии Земской полиции тех участников секты, которые соберутся на месте сходки, и представить их для формального расследования.
Сообщая о сем Вашему Сиятельству, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, не изволите ли предписать одному из жандармских штаб-офицеров, также чиновнику из Вашей канцелярии, при поручике Карышеве и Земском исправнике, задержать сектаторов и произвести о них формальное следствие, вменить в обязанность означенным чиновникам, чтобы они предварительно имели совещание с Г. генерал-майором Перфильевым на счет того, каким образом удобнее им приступить к возлагаемому на них поручению и исполнить оное; о последующем же удостоить меня Вашим уведомлением.
Примите Ваше Сиятельство уверение в совершенном
Вам почтении и преданности
Граф Бенкендорф.
Из письма Филарета (Дроздова), митрополита Московского, князю А.Г. Щербатову (предположительно май месяц 1843 г. – ред. ) (2) .
Сиятельный князь, Милостивый Государь!
...30 апреля секретно было поручено священникам сел Павлова, Куньи, Карпова, Данилищева, Уполоз и погоста Березовки, при содействии местных благочинных, сделать поименованным в отношении Вашего Сиятельства крестьянам Богородского уезда вразумление к обращению от ложных понятий к истинным, с тем чтобы священник за образом жизни их и действиями имели наблюдение, и в случае каких-либо между ними тайных сборищ донесли мне через три месяца...
Из наблюдений сих видно:
В приходе Воскресенском [Павловского] посада последователи учения Метлина деревни Трубицыной крестьянин Терентий Алексеев, д. Соловьевой крестьяне Иван Семенов с сыном Василием, Василий Ильин, Василий Григорьев, Мефодий Ильин с сыном Яковом и последователи секты, введенной крестьянином помещицы Ивашкиной деревни Жоховой Космою Карповым, деревни Степуриной крестьяне Ульян и Прокопий Сысоевы, хотя на увещания и вразумления отвечают, что они за собою ничего не знают и ни к какой секте не принадлежат, кроме Православной церкви, но имеют они ночные собрания с большой осторожностью, и приметна у них наклонность соблазнять других, если не будет за ними строгого надзора; деревни Фатеевой крестьянин Николай Андреев, д. Быковой кр-н Степан Алексеев у жителей Павловского Посада Сергея и братьев его Рязанкиных собираются; Андреев детей рождает, а Алексеев не вступает в брак; деревни Грибановой Пимен и Кондратий Журавлевы, Пимен и Герасим Афанасьевы образ жизни ведут подозрительный, а жена Пимена Журавлева и детей рождать перестала уже три года, а прежде имели оных, Кондратий Журавлев к браку не приступает, хотя уже имеет лета совершенные, именно 25 лет. Прежние сборища их открылись в доме Пимена и Кондратия Журавлевых с 13 по 14 число прошедшего сентября, в котором были все последователи учения, именно д. Грибановой одного семейства Журавлевых, холостой брат их Иван Журавлев, Павловского Посада жители Мирон, Федор, Сергей и Симон Рязанкины, у которых также собираются некоторые другие.
В приходе погоста у речки Березовки крестьянская девка Пелагея Иларионова, крестьянин Никита Савельев и жена его Наталья Никифорова последователи учения Космы Карпова, как при легком, так и при настоятельном напоминании о Секте ... своей секты ... не осуждают, но похваливают оную, то нельзя о них утвердительно сказать, что они вовсе отстали от Секты.
Милостивый Государь, Вашего Сиятельства покорнейший слуга
Филарет, митрополит Московский
Из письма исправляющего должность Нижегородского военного губернатора Московскому гражданскому губернатору (18 июня 1845 г.) (3) .
На отношение Вашего Превосходительства от 7 июня за №329 имею честь уведомить, что крестьянин Горбатовского уезда с. Богородского Василий Алексеев Метлин, судившийся за неправильное толкование слов Святого писания Горбатовским земским судом о неприсвоении себе права учить других и заводить общества ... обязан наистрожайшею запискою ... для отдачи в жительство под расписку вотчинноначальников села Богородского ... с тем, чтобы сей пристав за образом жизни и действиями крестьянина Метлина имел неослабное наблюдение ... о невыдаче Метлину (документов – ред. ) на отлучку в течение года...
Из показаний крестьян, привлекавшихся к «Делу»...
Крестьянин Андрей Тихонов показал: (4) «...сын Николай перестал три года пить вино, с женою своею Авдотьей ... имеет соитие три раза в год, от этого она перестала родить детей, книги все старые (не разб., видимо, – не читает – ред. ) ... а берет читать ... у крестьянина деревни Меленках Агафона Карпова, хотя я упрекал сына за такую жизнь, но когда он перестал пить вино, то это мне понравилось...».
Крестьянин деревни Кузнецов Леонтий Кондратьев сын Петров , 22-х лет, показал: (5) «...о существовании в нашем уезде секты, называемой фармазонскою, я услышал в недавнем времени... 1) что вступающим в секту платят деньги, сколько не знаю; 2) снимают с вступающих в секту портреты. Когда тот, с которого снят портрет, захочет изменить, то портрет почернеет для предупреждения о той измене, в портрет его выстрелят, после чего он должен умереть...».
Из рапорта начальника 2-го Округа Корпуса жандармов от 26 января 1844 г .: (6) «...недалеко от Москвы в д. Вохна завелась секта, которую окрестные простые люди называют фармазонскою и вступившим в оную дается в награду по 100 рублей ассигнациями ежегодно; из Вохны в дер. Кузнецы, находящуюся пред станцией Плотавой, приезжает старик в пуховой шляпе..., чтобы склонять крестьян к вступлению в оную секту...».
Ответы Давыда Ивановича Широкова на поставленные ему вопросы (7) .
1). ...2-й гильдии купец ... веры православной, на исповеди и св. причастии бываю ежегодно .
2)…. ...из казенных крестьян, женат, имею двух дочерей: Дарью и Пелагею, которые выданы в замужество, имею собственный дом.
3). [Российские законы] знаю.
4). ...[на службе по выборам] был с 1835 по 1840 годы в Богородском городовом магистрате ратманом, отличных заслуг не имею, под судом и в штрафах не находился.
5). ...[из отобранных показаний от лиц, прикосновенных к делу, видно, что вы в 1843 году в Вербное Воскресенье по выходе вашем из церкви в с. Вохне, увидев собравшихся около оной крестьян, приказали дьячку Михаилу Петрову отогнать их прочь и сказали, что они не достойны входить в церковь – если это справедливо, то по какому случаю вы это сделали?] В означенный день праздника, хотя я был у обедни в церкви с. Вохна, но по выходе из оной дьячку Михаилу Петрову не приказывал разгонять крестьян, собравшихся близ церкви, не говорил им того, что они недостойны входить в церковь.
6). ...[Справедливо ли то, что вы сослали от себя жившего у вас приказчиком крестьянина Алексея Егорова за то, что он принадллежал к фармазонской секте?]. Жившего у меня двоюродного племянника села Вохны крестьянина Алексея Егорова сослал из своего дома не за то, что он принадлежал к какой-либо секте, но за ослушание... В празднование Вербного Воскресенья в бытность мою в церкви села Вохны, увидев его стоявшим спереди,… приказал идти на клирос и там петь, как бывало прежде, но он ответил, что не имеет голоса, остался на своем месте, а по приходе домой не извинился.
Текст обычного «Клятвенного обещания», которое при расследовании данного Дела дали крестьяне селений: деревни Дуброва, Афанасовой, Мишутиной, Рахмановой, Грибановой, Усовой, Карабановой, Гор, Дубровы, Прокуниной, Кузнецы, Насыревой, Филимоновой, Братеевой, Трубицыной, Быковой, Антоновой, села Вохны: «...Аз нижепоименованный обещаюсь и клянусь пред всемогущим Богом и пред Святым Его Евангелием в том, что к которму делу и в свидетельство призван буду и о чем спрашиван буду, должен показать самую сущую правду, не правды же отнюдь, ни для дружбы, родства, корысти, ниже страха ради сильных лиц не показывать, в чем нам Господь Бог да поможет, как душевно, так и телесно, и в я как перед Богом и Судом Его страшным ответ дать должен. В заключение же сей моей клятвы целую Слово и Крест Спасителя нашего. Аминь» (текст отпечатан типографским образом и одинаков для клятвы одного лица и группы лиц, например, крестьян одного селения – ред. ).
Из рапорта надворного советника Потулова начальнику Московской губернии тайному советнику, камергеру и разных орденов кавалеру Ивану Васильевичу Капнисту (10 ноября 1853 года) (8) .
...Во исполнение означенного предписания Вашего Превосходительства я несколько раз был в Богородском уезде, дознал из различных источников следующее: секта, о которой говорится в доносе, не есть чисто Хлыстовская, но должна быть понимаема за отщепление оной; основатель ея живущий в д. Евсеевой Б. у. крестьянин государственных имуществ Василий Иванов, первоначально занимался грабежами и разбоями, но после стал вести по наружности жизнь примерную и наконец сделался настоятелем веры, как называют эту секту приверженцы ея.
Судя по внешней обстановке, в последователях сего раскола не замечается ничего предосудительного: они постоянно ходят в православную церковь, совершенно отказываются от употребления вина и вообще крепких напитков, при виде посторонней, не принадлежащей к их обществу, женщины опускают глаза, никак не дозволяя себе взглянуть на нее, во всех торговых оборотах и других сделках крепко держат слово, дорожат честью и не допускают между собой обмана.
Само собой разумеется, что при таких правилах дела их ... идут хорошо, что самое соблазняет многих вступить в эту секту, тем более что одни из главных членов ея купцы Павловского Посада Яков Лабзин, Федор и Мирон Рязанкины, делают большие вспомоществования единоверцам своим и никому кроме них не дают работы на своих фабриках, чрез что в особенности секта эта значительно распространилась как в самом Павловском Посаде, так и в окружающих селениях.
(*) Бенкенфорф Александр Христофорович, граф (1783–1844) – генерал от кавалерии, сенатор, член Государственного Совета, шеф жандармов и начальник III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (с 1826 г.). Боевой офицер, участвовавший в сражениях на Кавказе, с французами в войнах 1806–1807 и 1812–1814 годов, с турками в 1809 году, он получил за личную храбрость ордена св. Георгия 4-й и 3-й степеней. Император Николай I сказал у постели умирающего Бенкендорфа: «В течение 11 лет он ни с кем меня не поссорил, а помирил со многими» (Русский биографический словарь. Том II. СПб. 1900 Репринт. М. 1992. С. 695–697). Интересно, что старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий заметил в недавнем интервью, что последним высшим должностным лицом России, который «проводил со старообрядцами рабочие встречи», был Александр Бенкендорф (Шевченко М. Древние правила и современность. НГ-религии. 15.11.2000. С. 5). (Прим. ред.)
(1) ЦИАМ, ф. 16, оп. 33, д. 73, л. 1 (публикуется в сокращении).
(2) Там же, лл. 112 – 113 (публикуется в сокращении).
(3) Там же, л. 109.
(4) Там же, лл. 42, 43.
(5) Там же, лл. 28, 29.
(6) Там же, л. 3.
(7) Там же, с. 155–156.
(8) ЦИАМ, ф. 16, по. 110, д. 760, лл. 19 – 10об (публикуется в сокращении).
Поделитесь с друзьями