«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

23 июля 2005 года

Богородские староверы

Альманах «Богородский край» №2 (2001). Часть 16

« предыдущая следующая »

Церковь. Журнал. № 20. 1911. С. 481—483.

(Публикуется в сокращении — ред.)

Из публикации в журнале «Церковь» к 10-летию кончины К. Т. Солдатенкова

Уже десять лет прошло с тех пор, как скончался Козьма Терентьевич Солдатенков в своем подмосковном имении Кунцеве.

Кто такой Козьма Терентьевич, - мы уверены, знают почти все старообрядцы, но в виду наступившего десятилетия печального события, хочется еще раз вспомнить об этом поистине гениальном русском человеке, в котором так ясно и отчетливо сказались светлые черты чисто славянской натуры.

Кузьма Терентьевич 
  Солдатенков

Кузьма Терентьевич Солдатенков

Благодаря царившим в то время, и бывшим общими, взглядам купеческого сословия на просвещение, К. Т. не получил не только высшего, но и среднего образования, ограничившись лишь прохождением Псалтыря. Но природа щедро одарила К. Т. своими дарами. Свою коммерческую карьеру К. Т. начал совместной торговлей хлопком со своими родственниками; спустя немного времени К. Т. стал самостоятельно принимать участие в различных торговых предприятиях. Исключительный коммерческий ум, гениальные финансовые способности и неизменно — корректный образ действий доставили К. Т. высокое и почетное место в купеческих кругах Москвы. Плотного, среднего роста, белого, как лунь, старика, от которого, благодаря простому, правильному образу жизни, дышало здоровьем и интересом ко всему окружающему, знала вся торговая Москва, — его можно было встретить каждый день на Ильинке.

Благодаря своим исключительным способностям, К. Т. безошибочно определял устойчивость фирмы, куда его приглашали войти пайщиком, и участие К. Т. в каком-либо коммерческом предприятии значило, что это последнее вполне солидно и устойчиво.

Усиленная коммерческо-финансовая деятельность не мешала К. Т. принимать участие и в общественных делах: городского самоуправления и благотворительности. Так в 1851 году К. Т. был избран уполномоченным московского купеческого общества, состоял членом коммерческого суда, в 1854 году был избран старшиною московского биржевого комитета; во время севастопольской компании состоял членом комитета по приему пожертвований и сам жертвовал большие суммы на нужды войны; во время русскотурецкой войны К. Т. сделал большое пожертвование на пособие семействам убитых и раненых воинов; несколько трехлетий состоял гласным городской думы, членом московского отдела совета торговли и мануфактур, почетным членом коммерческого училища и многих благотворительных обществ.

Широкая благотворительность К. Т. распространялась на всех сирых и убогих. На его средства при жизни на четвертой Мещанской улице была построена богадельня2; в завещании К. Т. отказал городу огромные суммы на дела благотворения. Так, недавно открыта новая Солдатенковская больница3.

Ни одно сколько-нибудь значительное дело в общественной жизни старообрядчества не проходило без участия К.Т. Солдатенкова.

Наиболее достойными удивления и подражания является отношение К.Т. к просвещению. Не получивши в молодости основательного образования, К.Т. в течение своей жизни не переставал учиться. Это врожденное стремление к свету знания накладывало особый отпечаток на его характер Лица, знавшие К.Т., утверждают, что умелым подбором знакомства и неутомимым чтением К.Т. добился того, что все время находился в курсе самых последних и тончайших течений в изящной и научной литературе.

Благодаря значительной материальной поддержке К.Т., были изданы капитальные сочинения по различным вопросам науки, например, известная серия классических политико-экономических сочинений, которыми и теперь пользуются студенты специальных высших учебных заведений как единственным в этом роде изданным до сих пор руководством. Если бы К.Т. не жертвовал громадных сумм на издательскую деятельность, то вряд ли русское общество увидало бы в печати творения некоторых писателей, ставших корифеями русской литературы.

Русское студенчество всегда будет с благоговением хранить память о К.Т., который большие суммы жертвовал в уплату за недостаточных студентов.

Погребение коммерции-советника Козьмы Терентьевича Солдатенкова состоялось 22 мая на Рогожском кладбище, при громадном стечении молящихся и публики. Вынос тела состоялся из имения покойного Кунцево в 10 часов утра. Гроб всю дорогу до Москвы несли представители московского купечества и родные К.Т. Среди провожавших было много крестьян, пришедших отдать последний долг своему благодетелю. На гроб было возложено более 70 венков и, между прочим, князем Голицыным, городским головой, был возложен венок «от города Москвы». Похоронная процессия, пройдя через всю Москву, в 3 часа дня прибыла на Рогожское кладбище. В Покровском храме было совершено отпевание, которое совершали 3 священника и 4 диакона. Разрешительную молитву прочел духовник К.Т. о. Петр Драгунов. За отпеванием присутствовала буквально «вся Москва»: представители купечества, кредитных учреждений, профессора, среди которых, между прочим, был и бывший впоследствии первым председателем первой нашей Государственной Думы С. А. Муромцев. Громадная толпа заполняла площадь между храмами.

Десять лет прошло, как опустили тело Козьмы Терентьевича в могилу, но и после его смерти, согласно его последней воли, продолжают твориться добрые дела, и в печальную, десятую, годовщину многие вспомнят добром покойного Козьму Терентьевича, вспомнят и поблагодарят. (И. К.)

«Не покорился миллионам...»4

Для характеристики личности и общественных позиций Солдатенкова показательна его огромная филантропическая деятельность. Ведь одной из целей его издательской деятельности, а также коллекционирования им картин русской школы было желание помочь остро нуждающимся писателям, ученым, переводчикам, художникам. А. А. Риццони говорил, что если бы не собирательская деятельность Прянишникова, Третьякова и Солдатенкова, то русским художникам некому было и продать свои картины, «хоть в Неву их бросай»...

Громадную личную библиотеку и картинную галерею Солдатенков завещал Румянцевскому музею. Кроме того, начиная с 1862 года — времени основания музея, Солдатенков ежегодно давал 1000 рублей на его нужды, выплатив таким образом 40 тысяч рублей... Миллион рублей был им завещан на постройку городской больницы (теперь носит имя С. П. Боткина), с условием, что лечение будет бесплатным, и в больницу принимались все, кто нуждается в лечении, а не только москвичи (москвичами тогда считались люди, прожившие в Москве не менее трех лет); другой миллион назначался им на организацию ремесленного училища, которое должно было готовить высококвалифицированных рабочих.

Поистине, как говорится в стихотворении, посвященном его памяти: «И миллионы покорив, не покорился миллионам».

2 Солдатенковская богадельня.

3 Ныне московская Боткинская больница.

4 См.: Толстяков А.П. Люди мысли и добра. Русские издатели К.Т. Солдатенков и Н.П. Поляков. М. 1984. С. 28-29.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.