«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

23 июля 2005 года

Люди Богородского края Павловский Посад

Альманах «Богородский край» №2 (2001). Часть 17

« предыдущая следующая »

Династия Солдатенковых из д. Прокуниной

В. Ф. Ситнов, Павловский Посад

Известно, что род Солдатенковых происходит из деревни Прокуниной Игнатьевской (изначально - Вохонской) волости Богородского уезда Московской губернии. Сейчас эта деревня стала улицей Гагарина в современном Павловском Посаде, хотя к уважаемому первому космонавту отношения не имеет. В большинстве известных публикаций указывается, что род Солдатенковых происходит не из Богородского, а из Коломенского уезда. Это недоразумение пошло с записи от 28 сентября 1811 года во время 6-й ревизии о родоначальнике рода Солдатенкове Егоре Васильевиче, согласно которой в приходе Сергия Чудотворца в Рогожской части Москвы записан второй гильдии купец Егор Васильев сын Солдатенков 59-ти лет как прибывший в Москву из крестьян Московской губернии. Коломенского уезда, Вохонской волости, деревни Прокуниной 27 октября 1797 года1. Есть, правда, сведения, что записался он в московское купечество еще раньше — в 1795 г.2, что косвенно подтверждается следующим любопытным обстоятельством: как оказалось, дети Егора Васильевича — Терентий и Константин — прибыли в московское купечество в том же 1795 году, и запись гласит об их прибытии из Богородской округи (уезда), деревни Прокуниной, из экономических крестьян3. Загадка перемещения деревни Прокуниной известна с 31 декабря 1796 года по 12 февраля 1802 года Богородского уезда не существовало, «благодаря» административной реформе императора Павла I.

Внук Егора Васильевича Козьма Терентьевич Солдатенков свою родину чтил, о чем свидетельствует один из пунктов его завещания:

«Внести в Богородскую уездную Земскую Управу, или заменяющее ее установление, пятнадцать тысяч рублей с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным и был положен на имя Общества крестьян деревни Прокуниной, близ Павловского Посада... и с процентов с него выдавалось бы: каждой из девиц этой деревни, которая в течение года, считая с первого января, вступит в законный брак, по пятидесяти рублей; и каждому мужчине, взятому в военную службу в том же году, тоже по пятидесяти рублей; выдачу производить единовременно за две недели до Рождества Христова... а при остатке этой суммы, за выдачей полных пятидесяти рублей, остальную употреблять на уплату лежащих на крестьянах деревни Прокуниной земских повинностей4.

Как показывают приходно-расходные книги сельского общества д. Прокуниной, приведенный выше пункт завещания К. Т. в точности выполнялся вплоть до октября 1917 года. Благодарные крестьяне в память о благодетеле не забывали помянуть его. Об этом свидетельствуют сохранившиеся расписки церковного причта за 1913 год: «Октября 16 дня получено деревни Прокуниной от сельского старосты от Василья Петровича 5 рублей на литургию за упокой Казмы» (приложена печать «Священно-иерей Трефилий Лукич Емельянов»}; «С приложением церковной печати священник получил от Василья Петровича Былычова 5 рублей за упокой Казмы».

Егор Васильевич Солдатенков мог служить для своего внука достойным примером. Он и его двоюродный брат Егор Яковлевич первыми из односельчан воспользовались предоставленным в 1769 году правом самостоятельного ткачества на станах. Уже на следующий год у Егора Васильевича в светелке работало три стана5.

Указ от 6 мая 1784 года о поощрении местной промышленности позволил Егору Васильевичу в том же году создать небольшое шелкоткацкое предприятие, где на 13 станах работали 26 человек, в том числе сам хозяин и члены его семьи. Предприимчивые сыновья Егора Васильевича — Терентий и Константин вскоре открыли собственное предприятие в Москве, к 1807году размещавшееся в четырех корпусах. На 49 станах там ткали шелковые ткани, а на 30 — миткаль.

В 1812 году Егор Васильевич пожертвовал на нужды Родины огромную по тем временам сумму — 20 тысяч рублей6. В 1819 году (по другим данным после 1825 года. — Ред.) Егор Васильевич выписался из московского в богородское купечество и доживал свой век в родной деревне в доме двоюродного брата Егора Яковлевича, потомки которого и сейчас живут в Павловском Посаде. Совсем недавно ушел из жизни один из них — известный павловопосадский краевед Сергей Григорьевич Солдатенков (1945-2000).

Известно, что могилы Солдатенковых (в их числе и Козьмы Терентьевича), похороненных на Рогожском кладбище, утеряны. Тем более внимания должно быть уделено чудом сохранившемуся на уже заброшенном старообрядческом кладбище бывшей деревни Прокуниной массивному надгробию из серо-розового гранита, на котором высечено: «Под сим камнем погребено тело раба Божия Георгия Васильевича Солдатенкова. Скончался 1830-го года июня 11 дня в 10.часов пополуночи. Жития его было 86 лет 26 дней. Тезоименитство его мая 6 дня». Теперь уже нет сомнений о принадлежности этого замечательного памятника родоначальнику славной династии — Егору (по святцам — Георгию) Васильевичу Солдатенкову. Дата его смерти в 1830 году подтверждена сведениями 8 ревизии 1834 года7. А в «Книге Богородского магистрата на записку духовных завещаний на 1829 год» мы обнаружили полный текст духовного завещания Е. В. Солдатенкова. Документ публикуется впервые,(орфография сохранена): «Духовное завещание Егора Васильевича Солдатенкова. Я нижеподписавшийся Богородской 2 гильдии Купец Егор Васильев Солдатенков, находясь в здравом разсудке и твердой памяти, на основании Городового Положения 88 статьи при нижеподписавшихся свидетелях, учинил Сие Духовное завещание о всяком ныне имеющемся у меня и впредь быть могущем имении, в том что по кончине моей какое останется после меня имение как недвижимое так и движимое в чем бы оно ни заключалось. В домах ли, лавках ли или в фабричных заведениях, а движимое в образах, вещах, имуществе, Долговых Актах, наличных деньгах, словом всякую принадлежность и под всяким наименованием без всякого исключения предоставляю во всегдатную единственную и неотъемлемую собственность и полное распоряжение одним сыновьям моим Московским купцам Терентию и Константину Егоровым Салдатенковым.

С тем что ни дочерям моим как достаточно от меня ни награжденным и никому из родственников моих от сих сыновей моих никакого моего имения ни под каким предлогом потребовать. Цену же всему имению какое после меня останется имеют объявить по совести сами означенные преемники онаго сыновья мои Терентий и Константин Салдатенковы. Марта дня 1829 года». Другим почерком дописано: «Подлинное завещание получил богородской 2 гильдии купец Егор Васильев Салдатенков а вместо ево за неумением грамоты и писать по ево личному прошению богородский купец Иван Семенов сын Кумов руку приложил».

1 Материалы для истории Московского купечества. Том 5. М. 1887. С. 194,210 (здесь и далее примечания автора).

2 Из истории российского предпринимательства (династия Солдатенковых). Обзор. М. 1992.7.

3 Материалы для истории Московского купечества. Том 4. М. 1878. С. 399.

4 История Московского купеческого общества. 1863 — 1913. Том 5. Вып. 2. М. 1915. Приложения. С. 236, 237.

5 Мешалин И. В. Текстильная промышленность крестьян Московской губернии в XVIII л первой половине XIX в. М.—Л. 1950.

6 Забелин И.Е. Кунцево и древний Сетунский стан. М. 1873. С. 82.

7 ЦИАМ, ф. 203, оп. 759, д. 600, л. 4-7.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.