Общая характеристика земледелия в Богородском уезде
(краеведческие заметки)
Среди своих ближайших соседей наш край по количеству пахотной земли всегда был наименее обеспечен. К концу прошлого века (заметки написаны в 1995 году - Примеч. ред.) процентное отношение общей площади пахотной земли к общему количеству удобных земель составляло лишь 14%, средняя губернская цифра составляла 27,8%. По количеству пахотной земли, приходящейся на 1 крестьянский двор - 1,8 десятины, уезд занимал самое последнее место. Для сравнения - в Московском уезде - 2,7, в Можайском — 5,7 десятины. На севере края — в Аксеновской и Ивановской волостях, выходило по 3 десятины на двор, а на юге — в Зуевской, Игнатовской, Теренинской и Новинской волостях — всего по 1 дес. В связи с естественным ростом крестьянского населения количество той же пахотной земли в уезде с годами на душу населения (мужского пола) уменьшалось катастрофически быстро — за 100 лет (1762—1877 гг.) в дер. Б. Буньково, например, с 1,6 десятин уменьшилось до 0,5 десятин; в дер. Давыдовской — с 3,6 до 0,7; в дер. Мисцевой — с 3,6 до 0,4; в с. Трубино — с 3,2 до 0,6 десятин. И так повсеместно.
Самые лучшие почвы в нашем крае — переходночерноземные, расположены по берегам небольших речек на СВ края, легкосуглинистые почвы занимают большее пространство — весь северо-запад, эти почвы почти везде сопровождаются тяжелыми суглинками, которые можно перевести в легкие только удобрениями. На этих почвах засуха всегда переносилась легче, чем на более легких супесчаных почвах.
Супесчаные почвы занимают значительную часть края. Только на юге они сменяются собственно песчаными почвами. В сырые годы эти почвы всегда давали хорошие урожаи ржи, овса, картофеля и особенно гречихи. В сухие годы удавались рожь, греча и картофель, а овес возвращал только семена. Ячмень же здесь возделывался очень редко.
Песчаные грунты, расположенные на юге в пойме рек Нерской и Гуслицы, давали хорошие урожаи ржи и гречи. Только в «мочливые» годы здесь был хорош овес, ячмень же совсем не родился. Чем ближе песчаная почва по своему составу к супесчаным, тем могли быть лучше урожаи овса.
В те времена, когда лошадка была основной тягловой силой на дорогах края, овес был экономически выгодной зерновой культурой. Овес стоил дороже гречки. Хотя гречка составляла в те времена основу питания русского крестьянина.
Рожь и овес появились в наших местах с XI века, гречиха — с XIV века, картофель появился в конце XVIII века. Горох сажали в основном для детей, которые поедали его, как говорится, «на корню».
Не затрагивая переложной системы земледелия, как древней и давно забытой, рассмотрим трехпольную систему, господствовавшую как на полях помещиков, так и у крестьян.
Ежегодно паровое поле приготовлялось под озимь, другое, находившееся под озимью, обрабатывалось для посева яровых растений, и поле, бывшее под яровыми, уходило на «отдых» — становилось «паровым».
Для разрыхления земли, запахивания навоза и часто для заделки семян использовались сохи, плуг был слишком тяжел для наших почв. Соха упоминается с XIV века. Соха повсеместно сменится плугами различных конструкций у нас во второй половине XIX века, это станет основной задачей Земства. Чуть раньше плуги стали применять в помещичьих хозяйствах. Сохи тоже различались по своему устройству: для рыхлых супесчаных, песчаных и легких суглинистых; для средних почв; для тяжелых суглинков. Во время Великой Отечественной войны вернулись к древним орудиям труда и умельцы делали облегченные сохи, в которые запрягались по 6 женщин.
Бороны были и с деревянными, и с металлическими зубьями, последние применялись там, где почвы тяжелее.
В первой половине XIX века стали применять катки для укатывания полей, изготовляемые из еловых пней. Укатывали только яровые поля после закрытия семян, а иногда и после всходов, когда длина их не более 4—5 см. Укатывание облегчает уборку урожая косами. Но в нашем крае укатывание применялось только там, где была особая нужда в этом, т. е. на тяжелых почвах - для размалывания комков.
Без удобрения земледелие в наших местах, за очень редким исключением, не мыслимо. Издревле в качестве удобрений применялись навоз, торф, роговые опилки (отходы от обработки рогов — «терпужина», 1 весовая часть опилок по действию равна 30 частям навоза) и человеческое «золото». Основными удобрениями, как видно, были навоз и торф, и из них главным — навоз. Торф употреблялся, в основном, помещиками, и то — в виде опыта. Урожайность полей в нашем крае, таким образом, находилась в прямой зависимости от количества скота у земледельца, а значит, от обеспеченности владельца скота пастбищами и сенокосами. И того и другого в наших местах было недостаточно, а во владении крестьянина или не было вообще, или было в недостаточном количестве.
Навоз вносился, как правило, до Петрова дня (29 июня ст. ст.) и его количество составляло у крестьян не более 1500 пудов (24 тонны) на десятину (1,09 га), а у помещиков раза в два больше.
У крестьян на удобренности земли, так же как и на ее обработке вообще, сказывалась общинная форма владения землей и ее постоянные переделы, которые с разной периодичностью происходили вплоть до создания колхозов. Крестьяне называли эту форму землевладения - «общество», или «мир». Термин «община» — более официальный, публицистический, скорее всего. Крестьянским обществам в Богородском уезде к концу прошлого века принадлежало 74% всей крестьянской земли.
Земством проводились опыты по применению искусственных удобрений. Старковское сельское общество Аксеновской волости впервые применило у себя в качестве удобрения клеверных полей гипс. Урожайность составила 300 пудов (около 5 тонн) с десятины, или в 1,5 раза больше обычного. Внедрялись также томасфосфатная мука и каинит.
Опять же с помощью земства в сельский обиход вошли окучники, сортировки семян «Триумф» Ребера, веялка-сортировка Ауля, веялка-сортировка Фельзера, дисковая борона Рандаля, плуги Липкарта и многое другое. Как мы видим, отечественная промышленность изготовлением сельскохозяйственных орудий еще не занималась.
В дер. Старки Аксеновской волости жил крестьянин Самсонов, который всегда был главным экспериментатором края в земледелии, устраивал на своем наделе показательные участки, добивался высоких результатов. Для односельчан, избравших Самсонова старостой деревни, его опыт был доказательством нужности или бесполезности того или иного начинания Земства. Здесь сказывалась консервативность крестьян, которые редко верили словам, а больше — наглядным примерам.
Для снятия хлеба с поля уже в глубокой древности употреблялся серп. В соседнем с нами Бронницком крае в одном из курганов, отнесенном к языческому периоду Руси, был найден женский остов с серпом в правой руке. Коса с XIV века упоминается наравне с сохою и топором.
Главная культура, занимающая первое место по значению ее в жизни каждой крестьянской семьи, - это, безусловно, рожь. Ее сеют всегда после удобренного чистого пара. Исстари в наших местах было два сорта: «Ваза» и «Кустовая». Через 2-3 года они вырождались и тогда семена покупались вновь со стороны. Сортировкой семян занимались дети. Сеяли вручную, в разброс, к середине прошлого века только в нескольких богатых имениях имелись сеялки. Посев начинался, как правило, в Преображение Господня (6 августа ст. ст.) и оканчивался в Успенье Пресвятой Богородицы (15 августа). Для посева выбирались сухие дни (иначе много будет сорняков), в отличие от посева овса, о котором говорили: «Бросишь в грязь, будешь князь».
Крестьянам оставалось немного времени для обработки собственных полей, в связи с чем они высевали больше семян, чем помещики, дабы заглушить сорняки. В первой декаде июля будущего года рожь зацветает. Урожаи лучше в дождливое лето. Уборку начинали обычно после Ильина дня. В сухие годы убирали ранее, чем в дождливые. Урожайность ржи в наших краях «сам 5,7», или 60 четвериков с десятин (четверик — мера ржи весом 43,8 кг, таким образом урожай составлял 2630 кг с десятины). Жатвенные машины были очень редки, первыми они появлялись в богатых помещичьих имениях и только в самом конце XIX—начале XX века появились крупные землевладельцы недворянских сословий (кулаки-крестьяне, купцы, фабриканты), а также товарищества мелких землевладельцев-крестьян, которые могли приобрести жатвенные машины, в целом же крестьянство убирало урожай старым, «дедовским способом» — с помощью серпа и косы. Помещики сушили зерно в ригах, крестьяне же в нашем крае мололи, как правило, «сыромолотом». Молотили цепами, кое-где в середине века уже работали молотилками шотландской или американской конструкции. Крестьяне сушили сыромолотый хлеб в печах, после того, как вынут угли. Но после такой сушки зерно использовать для посева уже нельзя.
Речь шла об озимой ржи, яровая же рожь в наших местах почти не сеялась, да и урожай ее никогда не был более «сам 2,5». Только там, где почва совсем сыпучая и на ней не родится ни греча, ни ядрица, высевали яровую рожь.
Не зря говорили: «Хлеб жрал, пока жал». Хлеба в наших местах не хватало всегда — с Рождества Христова почти все крестьянское население уже жило на покупном хлебе. Были годы, когда неурожай ставил крестьянина прямо в бедственное положение. Так в 1906 г. рожь дала «сам 2,2» (в предыдущем 1905 г. было «сам 5,9»). Хлеба в том году в уезде не хватило и на месяц.
Поэтому о покупке ржи надо рассказать особо. Крестьяне, привозящие в столицу дрова, уголья, сено и др. продукты, покупали в купеческих лабазах или прямо с возов, прибывших из степных губерний, южный хлеб для себя и для продажи по мелочам односельчанам. В Богородске не покупали, так как хлеб привозился в город из Москвы и стоил потому дороже. Да и ездить многим крестьянам в свой уездный город было незачем, они продукцию своего хозяйства и промышленности сбывали туда, где подороже платили, - в столицу. Однако, так делали не везде. Жители южных районов имели рядом крупные хлебные рынки: Ильинский погост и с. Павлове (Вохна) или, по-крайности, с. Гжель Бронницкого уезда, куда рожь привозилась из тех же степных губерний, минуя Москву.
Крестьяне с. Ново-сергиево убирают урожай.
Чрезвычайно большой спрос, учитывая близость Москвы и дорожных трактов, был на овес, соответственно и цены на него были высоки. Но почва позволяла более или менее успешно сеять овес только на севере нашего края. Часто для посева овса поднимались приречные сырые луга, 2—4 года они давали отменный урожай, а потом эти участки «запускались». Основной сорт - обыкновенный кустовой овес, только некоторые помещики завозили «Английский» («Потато»), «Картофельный» или «Камчатский». Сев начинали с Вешнего Николы (9 мая) и заканчивали на первой неделе июня. При теплой весне, если нет морозных утренников, ранний сев особенно хорош. Высевали много семян, так как при малом количестве посева «вылезает» множество разных сорняков. Средний урожай в наших местах около 100 четвериков, или «сам 5,2» (76 пуд. или 1246 кг с десятины). Излишки овса продавались тут же на постоялых дворах Владимирского тракта в деревнях Новая, Новая Купавна, Плотава (Платава), в самом Богородске, при хорошем урожае везли и в Москву.
Там, где почвы песчаные и супесчаные, ячменя не сеяли, в других же местах он давал неплохие урожаи — «сам 3,75», или до 77 четвериков (около 2 тонн) с десятины. Помещики же убирали еще больше — «сам 7—8», так как высевали вдвое меньше семян. Разводились у нас «Шестистрочный» или «Четырехгранный» сорта.
Гречиха разводилась повсеместно, а иногда занимала все яровое поле, обычно же около 15%. В трехпольном севообороте гречиху сеяли после озими, для семян употребляли зерно прошлогоднего, в крайнем случае, позапрошлогоднего урожая. Время посева - Акулинины гречишники (13 июня), иногда, по погоде, и ранее. На 3-4 день появляются всходы. В начале сентября (около 10 числа по новому стилю) греча созревает, урожаи в благоприятные годы «сам 5—8», в отдельные годы урожай доходил до «сам 10», но в неурожайные годы случалось и «сам 2 1/2». Для гречихи более вредны «утренники» во время цветения и созревания, чем сухая погода. Гречишная солома ценится низко, на корм скоту не годится. Лузга (шелуха) шла на корм скоту, для чего ее посыпали отрубями и обваривали кипятком.
Не меньше гречихи на юге края сеяли просо, на десятину высевали 5060 кг семян, урожай собирали «сам 10». Зерно просо, или как его еще называют - пшено, основа питания крестьянина.
Горох сеяли, по-преимуществу, на юге края и только для домашнего обихода.
Яровая пшеница очень редка была у нас, и только Ботовские «казенные» крестьяне сеяли ее немного на своих усадьбах.
Развитие фабрично-заводской промышленности и рост пролетарского населения способствовали увеличению посевов картофеля на продажу, благо рынки сбыта рядом. Сажали картофель в яровом клине после удобренной озими (при трехпольной системе), при многопольной — после картофеля или после озимой ржи. Здесь картофель более высокого качества и по вкусу и по «лежкости», на усадьбе же он крупнее, чем но яровом поле, но зато водянист. Сажали картофель на расстоянии 15-22 см «шишка от шишки». Сажали до 12 июня, а как только всходы достигали 5—10 см, их боронили и окучивали сохой или мотыгой, раза 2—3 пропалывали. Убирали после Рождества Богородицы (8 сентября ст. ст.). Средний урожай «сам 5» (1058 пуд., или 17 330 кг с десятины).
В старые годы только помещики высаживали на своих полях клевер, часто вместе с «тимофеевкой», а также новую для наших мест траву — «могар». Земство постоянно заботилось о том, чтобы крестьянство, обычно довольно консервативное в каких-либо сельскохозяйственных новациях, внедряло в своих хозяйствах и клевер, и другие подобные травы. Земством создавались опытные показательные участки, семенные фонды, выдавались кредиты, т. е. его работа в отношении правильного травосеяния носила разносторонний и постоянный характер. Сеяли клевер сразу после оттаивания земли, после яровых же - около 9 (22) мая и позже. В сухую погоду семена прикатывались или приглаживались затылком бороны. Удобрения под клевер не клали. Укос составлял от 100 до 300 пудов (1600-3200 кг) с десятины. Семена получали со специально выделенных участков с двухлетним клевером, которому давали вызреть.
Могар давал урожайность сена до 2,5 пудов от 1 фунта семян. Могар легче переносил засуху, чем виковые смеси. Гаврила Сергеевич Ламакин, который более 20 лет был председателем Богородской земской управы, завел на своей земле около Купавны показательный участок, где высевал могар.
Наивысших урожаев добивались крестьянин Николаев из Анискина (2 пуда сена от 1 ф. семян), крестьянин Савельев из д. Старой (2,5 пуда от 1 ф.).
Земством в селениях Шалове, Вострякове, Анискине, Новинках, Старках, Молзине, а также в Гуслице в деревнях Старой, Сенькиной, Беззубове, Круглове ставились опыты с посевом кормовой свеклы: «Эккендорфской» и «Оберндорфской», а также моркови большой зеленоголовой, для чего крестьянам этих селений семена выдавались бесплатно. Опыты показали хорошую приживаемость корнеплодов, и при малой стоимости семян давали значительный объем кормовой массы для скота. Впрочем, крестьяне заявляли, что их можно есть и людям.
О порядке возделывания и засевания участков (клиньев) при трехпольной системе земледелия дает представление таблица:
1 клин | 2 клин | 3 клин | |
1-й год | пар | озимь | ярь |
2-й год | озимь | ярь | пар |
3-й год | ярь | пар | озимь |
В озимом клине сеялась одна рожь, в яровом: овес, гречиха, ячмень, лен, горох, картофель, репа, пшеница. Наибольшие пространства занимал овес, за исключением ЮВ, где преобладала гречиха.
В некоторых помещичьих хозяйствах применялась и четырехпольная система:
1 клин | 2 клин | 3 клин | 4 клин | |
1-й год | озимь | ярь | пар | пар |
2-й год | ярь | пар | озимь | пар |
3-й год | пар | пар | ярь | озимь |
4-й год | пар | озимь | пар | ярь |
При такой системе истощение земли происходило, безусловно, медленнее. На юге края, где из-за песчаных почв травополье не привилось (трава в почве «не удерживается»), четырехпольная система применялась и при колхозах.
Редко, но в крестьянских хозяйствах было и однопольное ведение хозяйства, когда 2—4 года на поле высевался картофель, а затем года два — яровые.
Как ни странно это звучит, но крестьяне, за очень редким исключением, огородничеством сами не занимались. Главной причиной этому служила, скорее всего, большая трудоемкость огородничества, а крестьяне большую часть своего времени отдавали все-таки кустарным промыслам. Овощи крестьяне покупали у «промышленных» огородников и только с 1918 года (период особо болезненного продовольственного кризиса) огороды постепенно стали появляться на приусадебных участках деревень, городов, фабричных поселков. Разводили на таких огородах всего по-немногу, но в основном капусту, редьку, репу и другие корнеплоды. Первые «промышленные» огородники пришли в наш край в конце прошлого века из соседнего Бронницкого уезда, после чего этот промысел был подхвачен и местным населением.
Капусту обыкновенно сажали сообща на «капустниках» где-нибудь в низком месте на окраине поселка. Занимались огородами чаще всего только женщины, но слава опытных и удачливых огородников осталась за крестьянами-огородниками: Д.Н. Грачевым из Ельни, И.Г. Моченикиным изд. Ст. Псарьки, братьями Кирьяновыми из д. Б. Буньково, П.И. Ефремовым из с. Ямкино, Додецковым из д. Пашуково, В. Б. Морозовым из с. Здехова, А.В. Савельевым из д. Мищневой, НА Соничевым из с. Ивановского и И.П. Адриановым из д. Протасове.
Необходимо отметить и такую область деятельности крестьянина, как пчеловодство. В Богородском уезде в начале XX века было около 20 пчеловодов с общим количеством ульев — 261. Большая часть ульев к 1910-м годам — рамочные. Колодных, в которых чаще погибали пчелы, становилось все меньше и меньше. Собирали в нашем уезде с одного улья в год около 11 кг меда и около 1,3 кг воска. Цены 1914 года: мед — 80 коп. за килограмм и воск — 1 р. 70 к. за килограмм. Для сравнения: масло в этом же году стоило 91 коп. за килограмм, свинина 44 коп. за килограмм.
Е.М.
Поделитесь с друзьями