«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

23 июля 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» № 2 (2002). Часть 9

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 2 (2002)

 

ВОСПОМИНАНИЯ. ДНЕВНИКИ

О ВИКТОРЕ ПАВЛОВИЧЕ НОГИНЕ1

(К 125-летию со дня рождения)

С. А. Морозов

 

Текстильному синдикату, о котором так много сказано в воспоминаниях, Виктор Павлович Ногин отдал два последних года своей жизни. Синдикаты в России не были чем-то новым - по данным Л. Б. Кафенгауза (Кафенгауз Л. Б. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в. - 30-е годы XX в.). М. 1994) «первые синдикаты современного типа стали появляться у нас вместе с развитием промышленной жизни, после освобождения крестьян» (с. 626). В первые годы советской власти синдикаты, скорее всего, способствовали восстановлению промышленности. Приведем здесь некоторые данные из указанного выше труда Л. Б. Кафенгауза: годовая выработка одного рабочего в 1913 г. составляла 2020руб., в 1920 г. она снизилась до 453 руб., в 1926 г. выработка составила 2095 довоенных рублей. В условиях, когда советская промышленность развивалась «исключительно за счет внутренних ресурсов», ежегодные капиталовложения в промышленность за 1924-1927 годы выросли почти в четыре раза. Текстильная промышленность, в частности, к 1927 году была полностью восстановлена.

Имя автора воспоминаний — Сергея Арсеньевича Морозова известно нашим читателям, но добавим несколько добрых слов о жизни этого незаурядного человека. В 1908 году потомственному почетному гражданину С. А. Морозову «с соизволения Государя императора» было присвоено звание почетного гражданина города Богородска. Если не ошибаемся, это едва ли не единственный случай в дореволюционной жизни нашего города. Горожане, явившиеся инициаторами этого присвоения, считали своим долгом «выразить свои чувства благодарности и признательности этому достойному общественному деятелю» за осуществление «заветной мечты населения» о развитии образования в г. Богородске и окрестностях. С участием С.А. Морозова построены здания женской гимназии (ныне школа № 2), реального училища (ныне Педучилище), фабричного училища (ныне школа № 10), которые являются украшением города и еще много лет будут служить делу воспитания подрастающих поколений. КМ.

Жизнь текстильного синдиката так тесно связана с личностью Виктора Павловича Ногина, что нет ни одной области в работе синдиката, где бы не проявлялись в полной мере его инициатива и руководство. Особенно это относится к финансам синдиката.

Финансовое положение текстильного синдиката в первые годы его деятельности было очень напряженным, потому что задачи, которые ставились перед ним, опережали накопление средств у синдиката, и поэтому все время приходилось средства изыскивать. Вот тут и проявилась вся энергия Виктора Павловича, и не будь этой энергии, едва ли синдикат достиг бы того мощного развития, которое он имеет в настоящее время. Не раз мы, его сотрудники по работе, теряли бодрость духа при виде тех затруднений, с которыми сталкивалась работа синдиката, и всегда получали от него спокойные и ободряющие указания.

Если проследить работу синдиката с самого его основания, то мы видим, что задачи были намечены обширные, и в соответствии с этим и капитал намечался весьма большой, но значительная часть членов синдиката относилась к его деятельности сдержанно, не вполне сознавая его значения для них, и поэтому оплата паев происходила медленно. В то же время государственный банк тоже относился к синдикату недоверчиво.

Первым делом Виктора Павловича было завязать сношения с государственным банком, при чем первой формой этих сношения была продажа Госбанку товара разных трестов. Это положило начало работе синдиката с государственным банком и затем эта работа начала мало-помалу развиваться.

Затем еще в апреле 1922 г. Виктор Павлович поднял вопрос о необходимости ссуды для текстильной промышленности на летние месяцы, чтобы последняя, с одной стороны, могла пережить летнее затишье в торговле и, с другой стороны, получила необходимые средства на оплату отпусков, на заготовку топлива, ремонт и т. п. Текстильный синдикат подал докладную записку в ВСНХ, вопрос этот подвергся дальнейшей разработке, и было постановлено дать промышленности ссуду. Виктор Павлович принимал деятельное участие во всем этом вопросе, добиваясь того, чтобы большая часть ссуды была выделена для текстильной промышленности. Кроме того, он старался провести распределение ссуды через синдикат и затем он много потратил энергии на то, чтобы ссуды текстильной промышленности была направлена целесообразно, а именно: в виду того, что было затишье на рынке, он считал необходимым употребить ссуду на то, чтобы приобрести у нуждающихся в средствах трестов товар и направить его в провинцию. Этим удерживались цены на московском рынке и в то же время направлялся товар на места к моменту реализации урожая. Президиум ВСНХ стал на точку зрения Виктора Павловича и разрешил ему употребить значительную часть ссуды на закупку товара у нуждающихся трестов, и этим было в значительной степени положено начало провинциальной торговле синдиката.

В то же время Виктор Павлович старался подготовить средства для второй задачи, поставленной синдикату, а именно — заготовки для трестов красок и разных материалов на внешнем рынке. Здесь он главное внимание обращал на вывоз синдикатом льна, льняных очесов и тканей и других товаров, связанных с текстильной промышленностью. Затем он продал партию товара Северолесу на валюту, и это дало синдикату первые средства для его заграничной деятельности.

Во время первой поездки Виктора Павловича за границу осенью 1922 года поднялся вопрос о заготовке хлопка за границей. При этом вначале предполагалось, что хлопок будет заготовлять совместно синдикат и хлопковый комитет, а необходимые средства будут получены путем продажи товара валютодержателям, при чем государственный банк должен был кредитовать валютодержателей и давать синдикату валюту. Этот проект передавал значительные массы товара в руки валютодержателей и препятствовал развитию провинциальной торговли синдиката. По приезде из-за границы Виктор Павлович немедленно поднял вопрос о сосредоточении заготовки заграничного хлопка в синдикате и о передаче ему ссуды на заготовку этого хлопка, при этом он дал обещание открыть провинциальные отделения там, где это было особо желательно для Наркомфина. Ему удалось получить значительную часть ссуды в руки синдиката, и весь товар, который тресты передавали в обмен на хлопок, тоже поступил в распоряжение синдиката.

Одновременно с этим Виктор Павлович поднял вопрос, чтобы все расчеты с хлопковым комитетом шли через синдикат и чтобы расплата с хлопкомом производилась исключительно в денежной форме. До сих пор хлопковый комитет получал значительное количество товара в обмен на хлопок, а его торговая политика не совпадала с теми задачами, которые ставил себе по торговле синдикат. Виктор Павлович приложил много труда, чтобы провести в жизнь намеченную им задачу, пришлось взять на себя урегулирование задолженности трестов хлопковому комитету, затем скупить весь товар, который остался у последнего на складах в Москве, не считаясь с его ассортиментом, но все же все затруднения удалось преодолеть и в настоящее время все договоры заключаются хлопковым комитетом с синдикатом и затем хлопком совершенно отказался от торговли мануфактурой. Объединение в руках синдиката хлопковых операций сильно укрепило связь между последним и хлопчато-бумажными трестами.

Летом 1925 г. Виктор Павлович вновь поднял вопрос об увеличении кредитования промышленности на летний период, при чем он отстаивал план оказать текстильному синдикату кредит под товары, которые последний должен был закупить у трестов и направить в провинцию. Государственный банк вначале тоже поддерживал эту идею, но когда были выяснены размеры необходимого кредита, то сумма оказалась слишком высока, и государственный банк не пошел на это и ограничился только усилением учета векселей как синдиката, так и трестов. Но если бы проведен был в жизнь план отправки товара в провинцию, то, может быть, не было бы летнего ажиотажа с товарами, и осенний кризис 1923 года принял бы меньшие размеры. Интересно отметить, что идея о кредите под отправку товара в провинцию получила разрешение лишь в 1924 году, когда Наркомфин дал синдикату кредит в 20 000 000 руб. на закупку хлопка за границей с тем, чтобы синдикат получил на соответствующую сумму товара у трестов и отправил его провинцию.

 

В.П. Ногин. (Из последних фотографий).

В.П. Ногин. (Из последних фотографий).

 

После возвращения Виктора Павловича осенью 1923 года из лечебного отпуска, мы попала в полосу самого тяжелого положения синдиката. С одной стороны, остановка торговли, неплатежи, с другой стороны — недоверие к синдикату со стороны высших учреждений, разговоры о разделении синдиката по волокнам (т. е. по видам сырья — бумажное, шерстяное, льняное и т.д. — Примеч. ред.), сокращение кредитов со стороны Госбанка. В это время Виктор Павлович не побоялся провести снижение цен, несмотря на то, что это еще осложняло финансовое положение синдиката. Далее, он сумел добиться новых кредитов на закупку хлопка за границей. А в противовес борьбе против синдиката он выставил лозунг большей сплоченности вокруг последнего и между собой членов синдиката и самопомощи. И ему действительно удалось перед самым отъездом своим в Америку объединить вокруг синдиката льнянщиков, которые до этого времени держались от последнего несколько в стороне. А что касается до самопомощи, то Виктор Павлович выдвинул идею текстильного банка. К сожалению, эта идея оказалась еще преждевременной, но все же призыв о самопомощи не оказался без результатов, тресты рассрочили синдикату ряд платежей, удлинили сроки расплаты за сдаваемую продукцию и этим в значительной степени помогли синдикату пережить кризис.

Всем известна работа Виктора Павловича в Америке и его переговоры с американскими финансистами. Эти переговоры должны были закончиться в Москве путем приезда представителя американских банков, но смерть Виктора Павловича помешала завершить удачно начатое им в Америке дело. Одним из последних дел Виктора Павловича было участие в проведении мартовского снижения цен. Здесь это снижение прошло уже благоприятнее для синдиката, чем первые снижения, потому что Виктору Павловичу удалось добиться рассрочки ссуды за заграничный хлопок, в то же время более доступные цены усилили товарооборот.

Наряду с разрешением всех важных финансовых вопросов, стоящих перед синдикатом, Виктор Павлович обращал самое серьезное внимание на постановку отчетности синдиката, и бухгалтерия была всегда предметом его заботы.

Вообще о деятельности Виктора Павловича в синдикате можно сказать, что он все время предвидел те задачи, которые придется разрешать синдикату. Многое, к чему он стремился, разрешалось только впоследствии, потому что все убеждались, что необходимо идти тем путем, какой он раньше указывал.

То значение, которое имеет сейчас синдикат, было им подготовлено путем, между прочим, разрешения целого ряда финансовых задач, и сейчас большая утрата для синдиката, что Виктор Павлович не может им руководить дальше на пути новых, стоящих впереди, задач.

 

 

1 Морозов С. А. О Викторе Павловиче Ногине//Текстилыцики памяти Ногина. М. 1925. С. 231-235.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.