Альманах"Богородский край" N 3 (96)
БОГОРОДСКИЕ СТАРОВЕРЫ
БОГОРОДСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА
Документы. Материалы.
Общее собрание старообрядческой Богородско-Глуховской общины. Фото 1909 г.
В первом номере альманаха было опубликовано «Учредительное письмо» Богородской старообрядческой общины. Публикация следующих по времени документов позволяет проследить процесс становления общины.
Документы Богородской старообрядческой общины хранятся в ЦИА г. Москвы, публикуются с некоторыми сокращениями.
«Постановление собрания Богородской старообрядческой общины в г. Богородске, состоявшегося 8 апреля 1907 г. и созванного учредителями общины.1
В собрание явилось 34 члена - учредители общины. Уполномоченный учредителей общины Николай Александрович Сивов2 прочел Высочайший указ, журнал Губернского правления от 20 февраля 1907 г., публикацию, напечатанную в «Московских Губернских ведомостях» № 22 от 17 марта 1907 г., об утверждении общины под названием «Богородская старообрядческая община», о внесении ее в реестр и предложил собранию избрать председателя для настоящего собрания. Собрание единогласно постановило избрать председателем Н.А.Сивова, который на основании ст. 19 Указа собрание считает открытым и законно состоявшимся, т.к. членов явилось более одной трети..., и предложил на разрешение следующие вопросы:
Заседание открыто... в 10ч. 40м. пополудни.
1. На основании ст. 17 Указа, каких лет допускать членов общины на собрание с правом голоса: 25 лет или 30-ти лет?3
Постановило: допускать с правом голоса лиц, достигших 25 лет.
2. Председатель доложил собранию о желании вступить в члены общины:
А.Л. Зимина4, А.С. Ильина5, Г.Я. Туманова6, И.Д. Абрамова7, К.В. Кислова8, П.Н. Никифорова9, П.П.Пронина10, П.А.Маркова11.
Постановило: означенных лиц принять в члены общины с правом голоса и допустить их на настоящее собрание.
3. Председатель предложил решить: допускать или нет с правом голоса в собрание общины ее членов, кроме священников и диаконов, лиц из церковных служителей сего храма общины, лиц служащих в нем по найму, за жалование, и лиц, служащих при сем доме, где находится храм общины св. Николы...
Постановило: большинством голосов против 7-и наименованных лиц не допускать в собрание... с правом голоса.
4. Председатель предложил избрать духовного лица (священника) постоянного, т.е. штатного, в сей храм общины для исправления духовных треб, совершения церковных таинств и богослужений с предоставлением права отправлять богослужения в сем храме временно и другим священникам.
Собрание баллотировкой постановило: иметь при общине священником постоянным, т.е. штатным, крестьянина Моск. губ. Богородского у. Беззубовской в. дер. Андреевой Феодота Кириллова Туманова, 44-х лет, рукоположенного в этот сан архиепископом Иоанном Московским 1904 г. января 10 дня...
5. Председателем предложено избрать диакона для исполнения духовных треб в помощь священнику.
Собрание постановило: иметь при общине диакона постоянного (штатного)... Петра Павловича Пронина, 33-х лет, рукоположенного в этот сан архиепископом Иоанном Московским 1906 г. октября 5 дня.
6. Председатель предложил собранию на основании ст. 186 и ст. 2, ст. 21 Указа определить число лиц для избрания сроком на 3 года в члены Совета общины и особо доверенных лиц для проверки отчетности Совета.
Собрание постановило: ...иметь членами Совета общины из ее членов одного священника, шесть действительных членов и одного к ним кандидата, а именно: священник И.Д.Абрамов, членами: Н.А.Сивова, А.С.Ильина, Г.Я.Туманова, П.Е.Щепетильникова12, Д.И.Стулова13, Н.И.Плохова14, и кандидата И.Н.Хрузова15; в доверенные лица для проверки отчетности Совета 3-х лиц, а именно: Е.Н.Никифорова16, Г.И.Прокофьева17, П.Н.Никифорова и кандидата к ним А.А.Капустина18 сроком на 3 года.
7. Председатель предложил избрать основателя сего храма — члена общины потомственного почетного гражданина Арсения Ивановича Морозова в звание почетного председателя Совета общины.
Собрание единогласно избрало потомственного почетного гражданина Арсения Ивановича Морозова в звание почетного председателя Совета общины.
8. Председатель предложил собранию определить, куда должно поступить общинное имущество в случае прекращения деятельности общины согласно ст. 5 Указа.
Собрание постановило: за уплатой всех долгов, если таковые окажутся, поступает все оставшееся общинное имущество после прекращения деятельности общины в полную собственность Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища...
10. Председатель предложил собранию разрешить вопрос на основании ст. 17 Указа принимать или не принимать в общину лиц женского пола с правом голоса и каких лет допускать: 25-и или 30-и лет?
Собрание постановило: допускать женщин с правом голоса от 25 лет.
Собрание закрыто в 12 ч. 15 мин. пополудни.»
«Постановление второго общего собрания членов Богородской старообр. общины от 7 октября 1907 г.19
На собрание прибыло 26 членов общины... Собрание большинством голосов избрало председателем собрания А. И. Морозова, который и объявил его открытым.
Заседание открыто в 3 час. 5 мин. пополудни.
2. Председатель доложил собранию о желании вступить в члены общины священника И.П. Волощук20 с семейством, И.И. Емельянова21, И.К. Шишлова22, Г.Ф.Иванова23.
Постановлено: вышеозначенных лиц принять в члены общины с правом голоса достигших 25-и лет и допустить в настоящее собрание.
3. ...предложить священнику Иоанну Волощуку дать согласие быть избранным... в помощь штатному священнику сего храма Феодоту Туманову. Согласие на сие последовало.
Собрание также приняло в помощь священнику Феодоту Туманову священника Иоанна Дорофеевича Абрамова.
На такое же предложение отец Петр Николаевич Никифоров отказался ввиду того, что без благословления владыки Иоанна он на сие предложение самовольно согласиться не может.
Постановлено: иметь при общине в храме св. Николы священником Иоанна Павловича Волощука и священника Иоанна Дорофеевича Абрамова с тем, чтобы они не вступали в причтовые доходы Богородской старообрядческой общины.»
«Донесение Богородского уездного исправника в Московское губернское правление от 17 ноября 1907 г.24
...Старообрядческие священники: 1. Иоанн Волощук живет в г. Богородске около трех месяцев, служа на фабрике компании Богородско-Глуховской мануфактуры в с. Глухово, и за это время под судом и следствием не состоял, ранее же жил в г. Кременец Волынской губ. в Богоявленском монастыре и в г. Житомире; состоял протодиаконом при архиепископе Амвросии до 1 мая 1907 г.; окончил курс в Федосеевском учительском институте, имеет от роду 34 года.
2. Иоанн Абрамов живет в с. Глухове, происходит из крестьян Московск. губернии, Богородского у. Дороховской волости, дер. Мисцево, имеет от роду 46 лет, священником состоит 17 лет, образование получил домашнее, под судом и следствием не состоял.»
В ответ на прошение председателя общины Н.А. Сизова от 28 января 1908 г. появился следующий документ Московского губернского правления.
«Предписание Богородскому исправнику от 5 февраля 1908 г. Копия.25 Губернское правление предписывает Вам объявить председателю старообрядческой общины храма св. Николы Н.А. Сивову..., что совершение церковных треб и внесение религиозных актов в метрические книги должно совершаться только тем духовным лицом, каковое избрано для сей надобности Советом утвержденной губернским начальством старообрядческой общины и внесено в соответствующий реестр.
Причем это духовное лицо никаких треб ни у кого, кроме членов своей общины не должно совершать и никакие записи актов, совершенных непричастным к общине духовным лицом в метрические книги данной общины не могут быть внесены...»
Вслед за этим документом на страницах газеты «Голос Москвы» № 65 от 18 марта 1908 г. появляется заметка «Старообрядцы» с откликом на предписание губернского правления.
«...Старообрядцы находят запрещение своим священникам совершать требы у кого бы то ни было, кроме членов своей общины, несправедливым, противным церковным законам и вмешательством во внутреннюю жизнь общины...
Представим себе такой приход, как община Рогожского кладбища, обнимающая всю Москву. Между тем официальных членов этой общины числится только 298. И вот ни над кем, кроме этих 298-ми лиц, духовенство кладбища, по разъяснению, не имеет права совершить ни одной требы хотя бы была крайняя необходимость: смерть и т.п., и хотя бы лицо, обращающееся за требой, состояло членом общины, но не данной, а какой-либо другой.
«Разъяснение», таким образом, связывает общины по рукам и ногам».
Эта тема получила дальнейшее развитие в № 77 этой же газеты
«Голос Москвы» от 2 апреля 1908 г. в статье «Старообрядческие
общины и права их духовных лиц». « ...Теперь этот вопрос получил новое и более авторитетное решение —уже в утвердительном смысле. В № 12 старообрядческого журнала «Церковь» опубликовано... разъяснение Министерства внутренних дел, совершенно правильно заключающее из отсутствия в Высочайшем Указе 17 октября 1906 года ясно выраженной мысли о дозволительности старообрядческим духовным лицам совершать названные священнодействия только для своих сообшинников, что «каждый настоятель или наставник старообрядческой общины... может крестить, бракосочетать и хоронить каждого нуждающегося в таинстве или требе старообрядца, а равно и записывать его в соответствующие метрические книги».
18 мая 1908 г. состоялось третье собрание Богородской старообрядческой общины. На собраниях общины, так же как и на собраниях других разнообразных общественных организаций, присутствовал или сам исправник или его представитель. Тут же шло донесение в губернию.
«Донесение Богородского уездного исправника Московскому губернатору
от 28 мая 1908 г.26
« ...18 мая сего года в 3 часа дня во храме св. Николы старообрядческой общины под председательством потомственного почетного гражданина А.И.Морозова происходило собрание, на котором присутствовало 34 члена и обсуждались те вопросы, которые изложены в представленном заявлении председателя Совета Н.А.Сивова. Причем: 1. Избрано новых членов общины 14 человек.27 2. Утвержден прилагаемый отчет общины. 3. Поручено Совету общины приобрести земли для постройки храма-школы. Предполагают ходатайствовать перед Министерством народного просвещения об уступке участка пустопорожней земли на Средней улице, принадлежащей Министерству народного просвещения, о которой и городское управление ходатайствует для школы. 4. Выдать доверенность Совету общины на совершение купчей. 5. Установить ежегодный членский взнос не менее одного рубля. 6. Принять в общину священника старообрядческой моленной при фабрике Шибаева Самарского мещанина Павла Антоновича Маркова в помощь штатным священникам. Марков более 15 лет живет на фабрике Шибаева, поведения, образа жизни и нравственных качеств хороших, под судом и следствием не состоял и не состоит и ни в чем предосудительном замечен не был».
1 ЦИА г. Москва, ф. 54, оп. 104, д. 22, л. 14-16.
2 Сивов Николай Александрович, мещанин Павловского Посада, служащий мануфактуры, имел в г. Борогодске собственный дом.
3 Такой же возрастной ценз устанавливался и в Проекте Устава православного прихода, принятого Высочайше учрежденным в 1906 г. Предсоборным присутствием. Необходимо напомнить, что и в последующие годы на Предсоборном совещании 1912г., Предсоборном совете 1917г. и Поместном соборе 1917-18 гг. Русская православная церковь пыталась реформировать структуру церковного управления, демократизировать жизнь приходов, однако всем начинаниям был положен конец с приходом к власти большевиков. Не обошла новая власть своим «вниманием» и старообрядческие общины.
Более подробно материалы Предсоборного присутствия 1906 г. можно прочитать в газете «Русская мысль», Париж, начиная с № 4090 от 6 сентября 1995 г.
4 Зимин Архип Леонтьевич, крестьянин Богородского у. Запонорской в. дер. Дубровой, жил в г. Богородске.
5 Ильин Алексеи Семенович, крестьянин Богородского у. Буньковской в. дер. Кузнецы, жил на фабрике Морозова в с. Глухове, служащий мануфактуры, фотограф-любитель.
6 Туманов Герасим Яковлевич, личный почетный гражданин, жил на фабрике Морозова в с. Глухове.
7 Абрамов Иоанн Дорофеевич, протоиерей, из крестьян Богородского у. Дороховской в. дер. Мисцево, жил в с. Глухове.
8 Кислов Козьма Васильевич, крестьянин Богородского у. Теренинской в. дер. Коровино, жил в г. Богородске.
9 Никофоров Петр Николаевич, священник, мещанин г. Горбатова Нижегородской губ., жил в с. Глухове.
10 Пронин Петр Павлович, диакон, крестьянин Богородского у. Запонорской в. дер. Заволенье.
11 Марков Павел Антонович, священник, мещанин г. Самары, жил на фабрике Шибаева.
12 Щепетильников Петр Егорович, мещанин Павловского Посада.
13 Стулов Дмитрий Игнатьевич, крестьянин Богородского у. Беззубовской в. с. Абрамовка, имел в г. Богородске собственный дом.
14 Плохов Николай Иванович, крестьянин Богородского у. Буньковской в. дер. Андроново, имел в г. Богородске собственный дом.
15 Хрузов Иван Никитович, крестьянин Владимирской губ. Покровского у. Аргуновской в. дер. Ветчей, жил в г. Богородске.
16 Никифоров Елизвой Николаевич, мещанин г. Горбатова Нижегородской губ., жил в г. Богородске.
17 Прокофьев Григорий Иванович, крестьянин Богородского у. Дороховской в. дер. Мисцево, жил в г. Богородске.
18 Капустин Андрей Андреевич, мещанин г. Богородска.
19 ЦИА г. Москва, ф. 54, оп. 104, д. 22, л. 60-62.
20 Волощук Иоанн Павлович, из мещан г. Винницы Каменец-Подольской губ., жил в г. Богородске в доме Голубева напротив вокзала. Рукоположен в священники старообрядческим епископом Нижегородским и Костромским Иннокентием 15 августа 1907 г.
24 ЦИА г. Москва, ф. 54, оп. 104, д. 22. л. 65.
25 ЦИА г. Москвы, ф. 54, оп. 104, д. 22, л. 92.
27 Постановлением третьего общего собрания общины в ее члены приняты: Михаил Александрович Никифоров, Парамон Ёвстафьевич Сальников с женой и 3-мя детьми, Егор Максимович Максимов с женой и 4-мя детьми, Леонтий Федорович Фролов с женой и дочерью, Лазарь Иванович Абрамов с женой и двумя детьми, Тимофей Васильевич Цветков, Иван Федорович Комаров с женой, Степан Гуреевич Никулин с женой и 2-мя детьми, Владимир Евсеевич Макаров с женой и сыном, Семен Сергеевич Новотоцкий с женой и сыном, Митрофан Осипович Соловьев с женой и 4-мя детьми, Филипп Федорович Образцов с женой и одной дочерью, Маркиан Галактионович Ганенков с женой.
Поделитесь с друзьями