Альманах"Богородский край" N 3 (96)
ГУСЛИЦА
Запонорская, Дороховская волости Богородского уезда... Сейчас это на стыке Егорьевского, Орехово-Зуевского и Павлова-Посадского районов. Часть обширного края, который издревле назывался Гуслицей... Затейливая резьба оконных наличников, кладбища с древними и совсем новыми крестами с «крышей», камнями-окатышами на могилах — «окнами». Даже кафе придорожное назвали «Гуслица», а его молодой хозяин удивительно хорошо знает о старой вере.
Анцифорово, Степановка, Ильинский погост, Гора, Костино, Богородское, Запонорье... И старые, и молодые чтут память о своих далеких и близких предках, писавших иконы и книги, ливших медные кресты, «дорожные» складни и иконки. В некоторых деревнях, селах — общественные музеи, где представлены и старообрядческая культура и быт, и советская наша жизнь со всеми ее радостями и горестями.
Раз увидев, не забудешь парк в Степановке из 176-ти голубых елей по числу погибших на последней войне мужиков.
Обширный край, удивительные люди, самобытная культура — Гуслица.
В качестве первого документа этой темы публикуем записку-заказ на изготовление икон, любезно предоставленную нам жителем д. Анцифорово Николаем Степановичем Самошиным.
«Доброжелатель и достопочтеннейший благодетель дядинька Полиэкт Федулович. Прошу Вас, пожалуйста, напиши мне икону... кипарисову во имя святого великомученика Георгия Победоносца, чтобы конь был похрабрее и половчее, как можно, пожалуйста, царя и царицу, бояр, змея и ангела летящего, и Спасителя как можно позатеистей и получше, и посылаю Вам нашего золота, золотить и пробелить, 2 листа. Кланяюсь, доброжелатель Ваш...
1880-го мая 22 дня»
Была и другая сторона жизни Гуслицы. Водились и конокрады, и фальшивомонетчики, и изготовители так называемых «викторок».
Старики еще помнят о ямах в старообрядческих дворах. Такая яма могла вместить в себя телегу вместе с оглоблями. Помнят и про вторые ворота в усадьбах, которые вели прямо в глухой лес. Говорили:
«К старообрядцу въедешь на телеге, а уйдешь и без телеги, и без лошадей».
Вот что писала 85 лет тому назад газета «Богородская речь» о жизни этого края...
«ЗАХОД. ОТХОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ.
С окончанием сельских работ ничто уже не держит заходского мужика в деревне, и он спокойно может уйти до Рождества «в дорогу», «снодить», т.е. сбирать. Производится трата одного, двух рублей на приобретение «викторки», т.е. подложного документа на право производить какой-либо сбор, например, на погорельцев, на построение храма и т.п.
Деревня Гора является центром фабрикации такого рода документов. Вот, восседая за бутылкой, один сочиняет и «выдает право» на сбор пожертвований для постройки новой земской школы, взамен сгоревшей. Другой разрисовывает картинку «вновь строящегося храма, вместо сгоревшего». Там на яйцах и сыром картофеле вырезывают различные печати. Каких только тут нет!.. Вот широкий штемпель какого-то несуществующего волостного правления Костромской губернии Покровского уезда. Там печать земского начальника 3-го участка Рязанской губ. Суздальского уезда. А здесь, глядишь, церковная и даже архиерейская! Наконец «викторка» готова и гласит, что в таком-то селении сгорело 75 крестьянских дворов и церковь, и «предъявителю сего удостоверения Гавриле Незеваеву общество производить сбор доверяет, волостное правление подтверждает и печать прилагает». Земский начальник приложением печати и своей подписью разрешает...
Иногда даже попадаются штемпели известных в России фабрик, тоже, конечно, поддельные.
Заручившись такими документами, заходцы, т.е. крестьяне дер. Костино, Елизарово, Яковлевская, Гора отправляются в южные губении и в землю Войска Донского.
Проводы в дорогу, конечно, сопровождаются различными церемониями и слезами. Больше слез проливается при проводах костинских, яколевских и елизаровских, так они мастера мимоходом у зазевавшегося «стисать ловока с катыками», т.е. украсть лошадь с колесами. За подобные же проделки во многих местах, как например, в Оренбургской, Вятской и других губерниях не бьют, а угощают «сурой ухой» или, проще говоря, опускают в прорубь под лед.
День за днем, все дальше и дальше подвигается такой сборщик, сбирая на пути «шпиохи да морей» (копейки да гривенники) и идет до тех пор, пока не наткнется на старушку побогаче. Попадаются иногда такие благотворители, что сразу дают по 50-100 и больше рублей. В такие удачные места ходят по два и по три раза. Для того, чтобы не быть узнанными при повторном посещении, измазывают физиономию ваксой и представляют другую, запасную «викторку». Случается, некоторые возвращаются домой через 3-4 недели, принося по 100-200 и более рублей. При неудаче приходится ходить до Пасхи и собрать не более 100 рублей.
В центральных губерниях с «викторками» ходят мало, так как рискованно: можно попасть. Правда, все печати подделаны так искусно, что никто не вздумает подозревать, но ...стоит внимательнее прочесть самое удостоверение и подписи, где земской начальник обнаруживает полнейшее незнакомство с грамматикой, а благочинный пишет — «христорождественская Рождества Иисуса Христа церковь», или «Крестовоздвиженская — Креста Господня», чтобы сразу догадаться, что это стряпня горских богомазов.
Сборщик, заметив недоверчивое к нему отношение, обычно старается выбросить или уничтожить бумагу. При аресте документы съедаются, благодаря чему сборщики возвращаются на родину этапным путем, как не имеющие видов на жительство.
Другие от этого побочного заработка построили хорошие дома, имеют по нескольку тысяч деньжонок и живут себе припеваючи.
Георгиевич*.
*«Богородская речь», 18-го декабря 1911 г.,№ 1
Иконописцы старообрядцы Богородского уезда
Поделитесь с друзьями