ТРИ РОДОСЛОВИЯ МОРОЗОВЫХ
Н.А Филаткина,
научн. сотр., ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Полтора года назад в мае 1994 года на вечере-встрече Морозовых в Музее истории меценатства всеми потомками рода была поддержана идея создания фонда Морозовых и, в том числе, создания подробной родословной морозовского рода. Главными организаторами создания родословной стали Т.П. Морозова, М.В. Золотарев и я, т.к. с марта этого года я начала конкретную работу по ее составлению.
Семья Морозовых всегда привлекала к себе внимание размахом промышленной, благотворительной и меценатской деятельности. Почти каждый историк, прежде чем приступить к исследованию их деятельности в той или иной области, стремился составить хотя бы краткую родословную, чтобы разобраться в представителях этого многочисленного рода. Одними из первых в своих книгах по истории российской промышленности приводят родословные Морозовых Шишмарев и Иоксимович. В каждой из них насчитывается до 30–40 имен.
Для своей работы я выбрала основными источниками три родословия, все три ранее не опубликованные.
Первое составлено Н.П. Чулковым, посвятившим свои исследования целому ряду купеческих родословий, в том числе Морозовых. Фонд Чулкова хранится в Государственном литературном музее (230–1–79). Наиболее поздней датой, упомянутой в этой работе, является 1921 г. – в связи со смертью Сергея Викуловича Морозова. Поэтому можно заключить, что Чулков работал над родословием Морозовых до начала 1920-х годов. Начинает Чулков родословие Морозовых с Василия Морозова. Цитирую: «крестьянин села Зуева Богородского уезда, помещика Рюмина, рыбак, раскольник поморского согласия». Всего Чулков приводит 55 имен, заканчивая на сыновьях Арсения Ивановича Морозова, 5-м по счету от Василия поколением.
Второй источник – родословие, составленное Александром Павловичем Линьковым. Он был крупнейшим знатоком в области истории купечества. Из недр его огромного архива черпали богатый материал профессиональные историки и дилетанты, кинематографисты, литераторы и журналисты.
Экземпляр Линьковского родословия Морозовых мне предоставил М.В. Золотарев. Эта родословная насчитывает около 70-ти имен с 1-го по 5-е поколение. Многое приходилось проверять, уточнять, некоторые данные дополнять, некоторые отсеивать, и в этой части работа еще не закончена, она требует более скрупулезного отбора и проверки.
Третья родословная Морозовых, и самая значительная по объему, хранится в Музее МХАТа. С 1-го по 5-е поколение она включает 144 человека, с 1-го по 8-е – чуть более 200 имен. Забегая вперед, скажу, что в моей работе, которую я не считаю завершенной, насчитывается с 1-го по 5-е около 250, с 1-го по 8-е поколение – 400 представителей морозовского рода.
Родословие Морозовых из Музея МХАТа по отзывам старших представителей рода составлено сотрудниками музея на основании бесед с С.Т. Морозовым–младшим – многолетним и близким другом музея Художественного театра. Как представитель старшего поколения морозовского рода, Савва Тимофеевич обладал обширным запасом сведений, которыми он щедро делился с музейщиками. Однако надо отметить, что в этом родословии были не разработаны некоторые ветви, например, старшая ветвь Викуловичей требовала существенных дополнений. В ветви Захаровичей отсутствовали имена и годы жизни жен и мужей представителей этой линии. Поэтому пришлось подключить другие источники.
Одним из них послужил фонд Апполинарии Константиновны Соловьевой, внучки Арсения Ивановича Морозова, хранящийся в отделе рукописей РГБ (709). В ее «Воспоминаниях о семье Морозовых» и дневнике приводится много недостающих данных о линии Захаровичей. Там же хранятся книги регистрации Рогожской Общины и алфавиты к ним, где упоминаются многие члены морозовского рода.
В архивах Бахрушинского музея мною неожиданно были обнаружены примечательные сведения о еще более широких, чем это предполагалось ранее, связях Морозовых с театром. В фонде К.Н. Незлобина есть воспоминания второго режиссера незлобинского театра А. Тункова, который пишет: «Актер драмы, антрепренер, директор, режиссер, культурный образованный человек, купец-самодур, и наивен и добродушен как 8-летний ребенок, Костя – сын купца-мясоторговца Ник. Як. Алябьева и Анны Степановны Овсянниковой, дочери богатых фабрикантов. Сестры Кости, Надя и Лиза. 1-я вышла за сына фарфорового короля М.С. Кузнецова – Николая Матвеевича. 2-я, Лиза, странный субъект, собиралась в монастырь, но не знаю, чем окончила, только свою долю из отцовского наследства отдала Костеньке на драматический театр. Костя окончил высшее коммерческое училище, но, не любя отцовские дела, все свободное время проводил в театрах Санкт-Петербурга. С отцом из-за этого часто вспыхивали ссоры. Женитьба Кости на Апполинарии Ивановне Морозовой не изменила его образа жизни. Отец выделил ему долю и отпустил на все четыре стороны чуть не с проклятьями. Константин открыл театр в Москве. Апполинария Ивановна руководила костюмерной мастерской театра... К.Н. для театра забывал все, и себя, и жену, и тратил ее средства и средства близких родственников, не считая денег, лишь бы пошло на помощь театру».
В бахрушинском музее хранятся письма Любови Михайловны Садовской – жены одного из Викуловичей – Александра Федоровича Морозова, – из которых явствует, что Любовь Михайловна, одна из дочерей прославленных актеров М.П. и О.О. Садовских, была связующим звеном между Малым театром и семьей Морозовых. Есть материалы об еще одной представительнице рода Морозовых, которая была связана с одним из театров Москвы 1900-х гг., и о З.Г. Морозовой, тесно сотрудничавшей с А.А. Бахрушиным в области благотворительности.
Интересными источниками к родословию Морозовых являются списки пайщиков морозовских мануфактур – Никольской, Богородско-Глуховской и других, завещания Морозовых, хранящиеся в ЦГИАМ и частично опубликованные Ю.А. Петровым.
Одним из важных источников являются семейные архивы представителей морозовской семьи, и я благодарна за представленные сведения потомкам Морозовых: Т.П. и И.С. Морозовым, М.П. Ушковой, М.Г. Смольяниновой, О.А. Кавелиной, Н.К. Дубковой, В.М. Зиминой, М.М. Каверзневой, Е.Н. Соловьевой. К сожалению, из-за регламента не могу перечислить всех.
Особую благодарность хочется выразить представителям старшего поколения К.Б. Новиковой и М.Н. Ненароковой. Совершенно уникальный источник любезно предоставила мне К.Б. Новикова – записную книжку ее мамы, где содержатся сведения о рождениях, бракосочетаниях и кончинах многих представителей морозовской семьи и близких им семей, цитирую: «1903 – 12.10 скончался Михаил Абрамович Морозов; 12.11 свадьба Ивана Гавриловича Алексеева и Антонины Давыдовны Морозовой; 22.12 скончалась Надежда Викуловна Кузнецова; 1905 – 09.05 свадьба Воскресенского и Александры Григорьевны Крестовниковой; 13.05 скончался Савва Тимофеевич Морозов». Значение этого источника трудно переоценить.
М.Н. Ненарокова, внучка А.Т. Карповой, переслала мне из Парижа сведения о Карповых на 20 листах.
Хочется также выразить особую благодарность Т.П. Морозовой за возможность ознакомиться с неопубликованными воспоминаниями М.А. Крестовниковой, близко знавшей семью Т.С. Морозова, и другие редкие материалы. А также В.Ю. Кончаловскому, из рук которого я получила редчайшую пока в России книгу «Алфавитный список русских захоронений на Сен-Женевьев де Буа», Париж, 1995 г.
Таким образом, моя работа над 1-м вариантом родословной продолжалась с марта по октябрь включительно. В конце сентября, когда было решено подготовить этот вариант к печати, к работе подключился М.С. Дроздов. В ходе совместного редактирования этого варианта он внес ряд дополнений и уточнений, назвав 10 новых имен, и в этой степени я ему благодарна. Ему в свое время посчастливилось общаться с А.П. Линьковым, О.И. Свидерской, и в его архиве есть много интересных сведений о Морозовых. К сожалению, значительная их часть в этот вариант родословной не была предоставлена. Сюда не попала и часть сведений от иногородних и зарубежных корреспондентов, полученных мной уже после сдачи материалов в печать. Надеюсь, что эта работа с Божьей помощью будет продолжена, и что все заинтересованные лица внесут свои предложения, замечания и дополнения к родословной, чтобы можно было учесть их в последующей работе.
Хочется также поблагодарить Н.И. Золотареву, которая осуществила весь компьютерный набор издания, и выразить особую признательность Е.Н. Маслову, благодаря помощи которого это издание увидело свет.
Поделитесь с друзьями