«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

17 декабря 2004 года

Аннотации

Морозовские чтения. 1996 г. Часть 20

« предыдущая следующая »

Женщины семьи Морозовых:
благотворительность как семейная традиция

Г.Н.   Ульянова,

канд. истор. наук, ИРИ РАН

 

Генеалогическая устойчивость купеческих династий была залогом благополучия торгового и промышленного дела, начатого представителями старшего поколения. Поэтому роль семейных традиций в жизненном укладе предпринимателей была очень велика. Одной из этих традиций была благотворительность. Морозовы не случайно считались крупнейшими россий­ c кими благотворителями. Они, начиная со второго поколения
(а всего насчитывалось пять), щедро жертвовали на сословные, земские и городские учреждения, разным обществам и учебным заведениям в нескольких губерниях России (главным образом, Тверской, Владимирской и Московской). П.А.   Бурышкин писал в мемуарах: «С именем Морозовых связуется представление о влиянии и расцвете московской купеческой мощи. Эта семья, разделившаяся на несколько самостоятельных... ветвей, всегда сохраняла значительное влияние и в ходе московской промышленности, и в ряде благотворительных и культурных начинаний [1].

Показательно, что среди представителей династии Морозовых мы находим целую когорту женщин, проявивших себя довольно крупными личностями в сфере предпринимательства. Право ве дения купеческой деятельности женщинами обосновывалось в Российской Империи законодательно по законам о лицах купеческого звания, которые гласили: «По смерти начальника семейства может заступить место его вдова, взяв на свое имя купеческое свидетельство, со внесением в оное сыновей, незамужних дочерей и... внуков» [2]. И очень часто, даже при активной деятельности взрослых, умудренных коммерческим опытом сыновей, вдовы формально и фактически вели дела. Таким образом, существенными стимулами филантропической активности являлись: обла дание значительным имущественным состоянием (а по российским за конам браком не составлялось общего владения в имуществе супругов, каждый из них мог иметь и вновь приобретать отдельную свою собственность; приданое жены, равно как имение, приобретенное ею или на ее имя во время замужества через куплю, дар или наследство, признавалось ее отдельной собственностью)   [3], и определенный социальный опыт, обеспеченный воспитанием и преодолением затворнического образа жизни.

Династия славилась женщинами-благотворительницами , сочетавшими крупные пожертвования с активным личным участием в благотворительной деятельности. В списке крупнейших московских благотворительниц – имена десяти Морозовых, как урожденных, так и морозов c ких жен. Это жена Тимофея Саввича Мария Федоровна, ее дочь Юлия, в замужестве Крестовникова, невестка Зинаида, супруга Саввы Тимофеевича; жена Давыда Абрамовича Елизавета Петровна (урожденная Сорокоумовская) и ее дочери Маргарита и Антонида; жена Абрама Абрамовича Варвара Алексеевна (урожденная Хлудова) и его невестка Маргарита Кирилловна (урожденная Мамонтова); жена Сергея Васильевича (внука Захара Саввича) Глафира Афиногеновна; дочь Викулы Елисеевича Екатерина Викуловна Горбунова .

Мария Федоровна (1830–1911), возглавившая в качестве председателя правления после смерти мужа Тимофея Саввича крупнейшее в России текстильное предприятие «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и K 0 », пожертвовала городу Москве более 150 тыс. рублей. Она единственная среди российских купчих была награждена Мариинским знаком отличия за 25 лет (1878–1903) беспорочной службы в благотворительных заведениях [4]. На средства, переданные Московской городской думе, было устроено и содержалось несколько заведений. Особенно щедрыми пожертвованиями отмечен период трагической гибели сына Саввы. В 1908 г. Мария Федоровна вместе со вторым сыном, Сергеем Тимофеевичем, дала средства для постройки двух корпусов Старо-Екатерининской больницы. Корпус для нервнобольных на 101 кровать открылся в 1909 г. Он носил имя Саввы Тимофеевича Морозова. Родильный приют имени Сергея Тимофеевича был открыт в 1908 г. [5]. Тогда же (1908) М.Ф.   Морозова пожертвовала средства на устройство ночлежного дома на 800 чел. и обязалась давать на его содержание по 3 тыс. рублей ежегодно в течение 10 лет. Постройка ночлежного дома возле Брестского вокзала обошлась в 100 тыс. рублей. Этот дом был известен в Москве как «морозовский». Любопытно, что, по желанию Морозовых (а Юлия Тимофеевна контролировала строительство), в ночлежном доме были использованы многие новшества, к примеру, водопровод, канализация и проч. Уже по духовному завещанию Мария Федоровна оставила 50 тыс. рублей на строительство биржи труда имени Т.С.   Морозова (откры­той в январе 1914 г.).

Когда было вскрыто духовное завещание Марии Федоровны, то документально подтвердилось, что она по праву считалась одной из богатейших женщин в России – ее имущество оценивалось почти в 30 млн. рублей, из которых почти 6 млн. руб. ей перешло по наследству от мужа, скончавшегося в 1889 г. [6]. Это была не только культурная женщина, знавшая языки и литературу , но, как представляется, блестящий руководитель, зорко просчитывавший стратегию ведения фамильного дела. Когда смотришь на фотографию, где она предстает этакой властной барыней в окружении четырех приживалок, то на память приходит образ из романа Боборыкина «Китай-город»: тетка главной героини Анны Станицыной Марфа Николаевна, среди приживалок которой перечислены генеральша, майорша и некая родственница – «жена злостного банкрота».

Основа богатства Марьи Федоровны была заложена еще ее прадедом Андреем Симоновым, который состоял в 3-й гильдии московского купечества уже в 1795 г. [7]. В 1802   г. Андрею с семейством было дозволено именоваться «Симоновы». Дед, Иван Симонов, купец 2-й гильдии, имел крупную шелко- и бумаготкацкую фабрику в Москве. С 1830-х   гг. на ней выпускался только хлопчатобумажный товар. Предприятие унаследовал отец Марии Федоровны – Федор Иванович, который также завел две крупные ф-ки в Московской губ.: в с.   Колюбакине Рузского уезда (куплена у сенатора Челищева) и в с.   Константинове Подольского уезда. В 1840-х гг. Ф.И.   Симонов считался одним из крупнейших московских фабрикантов – он владел тремя предприятиями с общим числом рабочих более 1300 чел.   [8]. После смерти в 1872 г. единственного брата Алексея (купца второй гильдии) Мария Федоровна получила наследство в виде трех лавок [9]. Ее единственная сестра Надежда умерла раньше в 1863 г. Мы видим, что по отцу Мария Федоровна являлась москвичкой не менее, чем в четвертом поколении, и фактически ей досталось все, нажитое Симоновыми прежде. Кроме того, она состояла в родстве с известным благотворителем и меценатом К.Т.   Солдатенковым – ее мать, Мария Константиновна, была его двоюродной сестрой.

Еще маленькой девочкой Мария Федоровна была свидетельницей благотворительной деятельности своих родителей. Когда в Москве в конце 1830-х годов стали возникать под эгидой Ведомства учреждений Императрицы Марии школы рукоделия, где в течение 4-х лет обучения девочки из бедных семей, главным образом сироты, могли научиться портновскому делу, то в числе первых школ была так называемая «Симоновская». Она просуществовала вплоть до 1917 г., то есть, действовала почти 80 лет. В пореформенный период попечительницами этой школы были Мария Федоровна и ее дочь Ю.Т.   Крестовникова, и, например, в 1890 г. в школе (размещалась на Арбате в Денежном переулке) было 34 живущих в интернате и 44 приходящих ученицы [10].

В период русско-турецкой войны, когда сбор пожертвований шел на большом подъеме и стал объединяющим началом для многих москвичей не только купеческого происхождения, кроме подписки для сбора 1 млн. руб., открытой одновременно в Купеческом и Биржевом обществах, работал с ноября 1877 года по 1 июля 1885 созданный московскими Купеческим и Биржевым обществами Комитет для оказания помощи семействам убитых и раненых офицеров, организованный М.Ф.   Морозовой и А.Ф.   Акса­ковой на срок 8 лет («по истечении которого наименьшие двухлетние дети достигнут десятилетнего возраста, возможного для помещения их в учебные заведения») [11].

Марья Федоровна жертвовала многим обществам и учреждениям, среди которых Московский университет (50 тыс. руб. в 1889 г. на 5 коек имени Т.С.   Морозова в гинекологической клинике) [12], Строгановское училище, Общество поощрения трудолюбия, Иверская община сестер милосердия (12 тыс. руб. на терапевтическую клинику в 1903 г.) и др. В дешевой столовой при Владимирском доме трудолюбия дважды в неделю выдавались бесплатные обеды в память покойного Тимофея Саввича, на что Мария Федоровна ежегодно давала по 1300 руб. [13]. Вообще, регулярные, приносимые из года в год пожертвования она делала ряду заведений, в том числе с 1895 г. ежегодно давала по 1000 руб. участковому попечительству о бедных Мясницкой части [14]. По завещанию отошло 800 тыс. руб. богадельне имени Т.С.   Морозова при фабриках в с.   Никольском, устроенной ранее, в 1890   г.

Надо сказать, что Мария Федоровна неукоснительно следовала христианским обрядам и обычаям. Как известно, одной из форм религиозного поведения в сфере благотворительности является раздача денег бедным. В русском сознании существовала вера в то, что после смерти бедняки «отмолят» душу благотворителя, своими обращениями к Богу очистят ее от грехов мирской жизни. С другой стороны, существовал старый русский обычай наделять нищих на церковной паперти после панихиды «поминальной» милостыней и устраивать в зажиточных семействах особые поминки для нищих и бедных – всех, кто зайдет во двор дома умершего [15]. Все эти детали Мария Федоровна предусмотрела в своем завещании. Душеприказчики ее заказали некрологи в шести центральных газетах, таких, как «Русские ведомости», «Новое время», «Русское слово», «Голос Москвы», «Московские ведомости», «Московский листок». Она заказала читать по себе сорокоусты в 10 церквах и монастырях. Особенно щедрыми были мелкие денежные раздачи, которые были сделаны в день похорон, а потом повторились на 9-й, 20-й, 40-й дни. Можно сказать, что уникальный характер эти раздачи носили из-за своих масштабов: деньги, харчи на поминовение и др. получили более 26 тыс. чел. – работники на морозовских фабриках и члены их семей. Конечно, деньги были небольшие, по 15, 30 или по 60 коп. – приблизительно размер дневного заработка, – но широта этих раздач, конечно, впечатляет. Что касается поминальных обедов, то, по воле покойницы, были оплачены обеды в двух бесплатных столовых, где питались бедняки, – в народной столовой Торлецкой и в Стрекаловской столовой на Хитровом рынке – всего на 1000 чел. (300 в одной и 700 в другой). Причем, интересно, что в квитанциях вписана фраза «от г-жи Неизвестной». Эти обеды повторились через полгода и через год.

Дочь Марии Федоровны Ю.Т.   Крестовникова делала в городской думе все заявления о предстоящих пожертвованиях от имени матери, брата и других членов семьи, всецело распоряжалась переданными ей средствами и заключала договоры с поставщиками и строительными фирмами при устройстве благотворительных заведений [16]. Лично она внесла на муниципальные нужды более 60 тыс. руб., в том числе на ее деньги был выстроен в 1908   г. корпус для хроников в Старо-Екатерининской больнице, носившей имя ее умершей дочери А.Г.   Воскресенской. Активный выход на общественную арену этой деятельницы демонстрирует, как могущество ведущих предпринимательских династий сметало барьеры, существовавшие для купчих в предыдущие исторические эпохи. В немалой степени для Юлии Тимофеевны общение с муниципальными деятелями и самостоятельные деловые акции по устройству городских благотворительных заведений были, по нашему мнению, также связаны с высоким социальным статусом ее мужа Г.А.   Крестовникова – председателя Московского биржевого комитета с конца 1905 г., члена Государственного совета от промышленности и торговли с 1906 г., председателя ряда съездов представителей промышленности и торговли.

На средства З.Г.   Морозовой был выстроен открытый в 1913   г. дом дешевых квартир имени Саввы Морозова (затрачено 70 тыс. руб.), а ранее, в 1898 г., открыты детские ясли . Имя Саввы Морозова носил и корпус на 32 кровати, построенный на средства (20 тыс. руб.) сестер Антониды и Маргариты Морозовых для родильного дома Старо-Екатерининской больницы. Их мать, Елизавета Павловна, в свою очередь вложила немало сил и средств (более 150 тыс. руб. в 1896–1897   гг.) на поддержание и расширение богадельни имени своего супруга Д.А.   Морозова.

После кончины М.А.   Морозова его вдова Маргарита Кирилловна пожертвовала в 1905 г. 60 тыс. руб. на здание детского приюта на 100 детей (был открыт в тот же год), с условием, чтобы заведение носило имя покойного мужа. Кроме того, она в 1910 г. передала 60 картин из коллекции Михаила Абрамовича в дар Третьяковской галерее.

Глафира Афиногеновна пожертвовала 10 тыс. руб. на палату в богадельне имени мужа, Сергея Васильевича Морозова.

Варвара Алексеевна (урожденная Хлудова) исполняла попечительские обязанности в десяти обществах и заведениях, была создательницей в 1883–1884 гг. знаменитой общедоступной Тургеневской библиотеки (вложила в это более 50 тыс. руб.). В 1887   г. В.А.   Морозова внесла полмиллиона руб. на устройство психиатрической клиники медицинского факультета Московского университета, в 1897 г. – 10 тыс. руб. на постройку 2-го Рогож­ского начального женского училища, в 1907–1914 гг. – более 70   тыс. руб. на создание университета Шанявского. В 1902 г. она передала в ведение города Москвы устроенное ею ранее начальное училище с ремесленными классами (недвижимость была оценена в 150 тыс. руб.).

Екатерина Викуловна (в замужестве Горбунова) передала в 1905 г. городу Москве устроенный ею бесплатный родильный приют на 15 кроватей с амбулаторией и приняла на себя все
по­­сле­дующие расходы.

Кроме благотворительных взносов в светские учреждения одновременно делались крупные пожертвования Рогожской старообрядческой общине (в рамках данной статьи мы, однако, их не коснемся). На общем собрании Рогожской общины 1910 г. женщины-Морозовы были названы «главнейшими благотворительницами Рогожского кладбища».

Рассмотренные генеалогические экскурсы, дополненные статистической и историко-экономической информацией, показывают, что, когда для 3-го, 4-го и 5-го поколений влиятельных купеческих династий благотворительность стала осознанной семейной традицией, то роль женщин в ней была весьма значительной. Ведь участие в филантропии демонстрировало как в рамках сословия, так и на более широкой городской арене, бесспорные положительные качества выдающихся предпринимательских семей: заботу о неимущих, высокую общественную активность, единство и неизменность в проявлениях гражданских качеств. В конечном счете, все это было призвано порождать в общественном мнении образ крепко спаянной и незыблемой династии .

Начав проявляться еще в рамках сословной корпорации в дореформенный период, семейные традиции постоянно воспроизводили определенные поведенческие стереотипы, одним из которых стало участие в благотворительности. Повторим, что размер пожертвования в известной степени отражал в общественном мнении финансово-экономическую стабильность фирмы.

 

1 Бурышкин   П.А. Москва купеческая. М., 1991, с. 124.

2 Свод законов. Т.  I Х, ст.   514.

3 Там же. Статьи 1148, 1153, 1130.

4 ЦИАМ. Ф.   357, оп. 1, д. 11, л. 175–176.

5 Современное хозяйство города Москвы. М., 1913, с.   123 и 142.

6 Петров   Ю.А. Документы о личных состояниях крупных московских капиталистов конца Х I Х–начала ХХ вв.// Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. М.,1992, с.193–194.

7 Материалы для истории московского купечества. Ревизские сказки. М., 1887, т. V , с.256–257.

8 Самойлов Л. Атлас промышленности Московской губернии. М.,1845, с.11, 28, 114.

9 ЦИАМ. Ф.357, оп.1, д.11, л. 3.

10 Сборник справочных сведений о благотворительности в Москве. М., 1901, с. 38.

11 ЦИАМ. Ф.   143, оп.1, д.   75, л. 17 об.

12 Там же. Д. 11, л.164.

13 Там же. Ф.357, оп.1, д.11, лл. 177 и 181.

14 Там же. Л.103.

15 См., например, воспоминания купчихи – Авдеева   Е.А. Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842, с.123–124. Этот же обычай описан в романе из московской купеческой жизни – Басанин М. Торговый дом «Бахвалова сыновья» // Исторический вестник. 1916, тт.143–145.

16 См.: Стенографические отчеты о собраниях Московской городской думы. М., 1907, с. 338; то же, М., 1908, с.214. Отчет о деятельности Московской городской управы в 1907 году. М., 1908, с.198.

 

 

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.