«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

2 августа 2005 года

Аннотации

Морозовские чтения. 1997 г. Часть 11

« предыдущая следующая »

А. В. ХВАЛЬКОВСКИЙ, ответственный секретарь Всероссийского совета Древлеправославной поморской церкви. Е. М. ЮХИМЕНКО, старший научный сотрудник Государственного исторического музея.

МОРОЗОВЫ — СТРОИТЕЛИ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПОМОРСКИХ ХРАМОВ В МОСКВЕ И ОРЕХОВО-ЗУЕВЕ

Почти вся многочисленная семья Морозовых была старообрядческой, большая ее часть принадлежала к поповскому согласию. Но сам основатель династии, зуевский крестьянин Василий Морозов, был беспоповцем, и только его старший внук, Елисей Саввич, сохранил веру деда, тогда как Савва Васильевич и остальные его дети перешли в поповство. По существовавшему во второй половине XIX в. в России законодательству, беспоповство было отнесено к числу "вредных сект" и принадлежность к нему была связана для купеческого сословия с определенными трудностями и ограничениями гражданских и имущественных прав, тем не менее потомки Елисея Саввича остались членами поморской церкви и, более того, стали главной ее опорой и жертвователями в Москве и Орехово-Зуеве.

В 1884 г. в Зуеве, где находились фабрики Морозовых-Викуловичей, был построен поморский молитвенный дом, в 1912г. расширенный и перестроенный московским архитектором И. Е. Бондаренко.

В Москве, с закрытием в 1837 г. Покровской моленной, не существовало единого поморского центра, число домашних моленных доходило до 50. Одна из них находилась в доме Викулы Елисеевича Морозова, а затем его старшего сына Алексея Викуловича (Введенский пер., 21). Приход Морозовской моленной явился основой зарегистрированной в начале 1907 г. 2-ой Московской общины поморского брачного согласия. Именно этой общиной был построен в Москве первый — после манифеста о веротерпимости 1905 г. — не только поморский, но и вообще старообрядческий храм.

Пожертвования членов общины (главным образом Морозовых-Викуловичей) составили необходимые денежные средства. Было приобретено владение на Старой Басманной, в Токмаковском переулке. Пригласили архитектора И. Е. Бондаренко, в мемуарах которого сохранились интересные подробности событий тех лет. Со стороны общины за строительством наблюдал И. И. Ануфриев.

Храм был возведен очень быстро. 15 февраля 1907 г. проект был одобрен общиной, 20 мая того же года совершена закладка храма настоятелем Н. С. Шпунтовым, к 1 ноября храм закончен снаружи, а весной 1908 г. были закончены работы по отделке и обустройству храма. Общая стоимость постройки оценивалась в 150.000 рублей.

В притворе храма была помещена памятная доска; помимо дат закладки и освящения были перечислены имена членов общины, тщанием которых создавался храм. Названы Василий Александрович Горбунов и его жена Екатерина Викуловна (урожд. Морозова), сыновья В. Е. Морозова Алексей (1857—1934) Сергей, Иван (ум. 1933) и Елисей Викуловичи, дочери Вера Викуловна Шмит и Евдокия Викуловна Кокорева, жена В. А. Кокорева, внуки Борис и Александр Федоровичи Морозовы; Поляковы Иван Кондратьевич и Неонила Карповна, Зимины Григорий Иванович (1854—1918) и Людмила Викуловна (урожд. Морозова), Иван Иванович Ануфриев, Евгения Викуловна Любушкина (урожд. Морозова) и ее сын Всеволод Георгиевич Любушкин, С. А. Можарина, Яков Куприянович Зимин, Степан Никифорович Свешников, Иван Макарович Зимин, М. И. Зонов, Т. М. Зонов, С. Н. Свешников. В этом списке перечислены все представители линии Морозовых-Викуловичей, их родственники и пайщики двух мануфактур: "Товарищества мануфактур Викулы Морозова с сыновьями в местечке Никольском" и "Товарищества Саввинской мануфактуры В. Морозова сыновей, Ивана Полякова и К°" (в 1909 г. оба товарищества были объединены).

Морозовыми и В. А. Горбуновым был пожертвован в храм ряд древних икон, в частности строгановских писем образы Спасителя и Божией Матери, образ Покрова, иконы св. Николы и Богоматери Тихвинской, святителя Николы, митрополита Ионы, Григория Богослова и Леонтия Ростовского.

Построенному Морозовыми храму в Токмаковском переулке принадлежит особая роль в истории всего поморского согласия: именно он стал местом проведения двух Всероссийских Соборов поморцев, приемлющих брак (1909 и 1912 гг.).

В настоящее время оба возведенных Морозовыми-Викуловичами поморских храма в Москве и Орехово-Зуеве переданы старообрядческим общинам, ведется их реставрация, возрождается церковная жизнь.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.