В. М. ПЕТРОВ,
чл.-корр. Академии педагогических и социальных наук, кандидат педагогических наук, доцент ОЗПИ.
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЯХ
И ОБЩИНАХ СТАРООБРЯДЦЕВ
БОГОРОДСКОГО КРАЯ
Без успеха в воспитании человека — нет успеха в экономической жизни. Тому ярчайшее подтверждение успешность предпринимательской деятельности промышленников династии Морозовых. Старообрядческое население этого края, хранящее исконно русские традиции воспитания, подготовило чистейший человеческий "материал работодателей и рабочих, являющихся в равной мере тружениками с "древлеправославной" духовно-нравственной основой. Морозовы — потомки зуевских крестьян и мастеровых. Из одного родового корня выросло четыре дела и четыре крупные династии. Они соперничали, но в чем? В том, кто больше сделает для народа.
Село Зуево было одним из культурных старообрядческих центров, оно вместе с селами Орехово, Будьково, Ионово и Кабаново входило в состав так называемой Патриаршины, соседствовавшей со старообрядческим краем Гуслицы и Раменье. В этих трех ареалах Богородского уезда в XIX— начале XX веков обитали грамотные, книжные люди, хранители старой веры, староверы. В Зуево основным населением были старообрядцы, переселившиеся сюда из Выговской пустыни и поддерживавшие с нею духовную связь. Это были потомки поморских раскольников — христиане-поморцы брачного согласия.
Основатель Выговского старообрядческого общежительства (1695 г.) Андрей Денисов Вторушин (1674—1730) положил начало традиции обучения детей грамоте, а юношества обоего пола — словесным наукам. Он сам обучал подрастающее поколение в созданном им училище, имея прекрасное по тем временам грамматическое и риторическое образование. Им же был создан для старообрядческих школ оригинальный учебник — "Выговская риторика" с системой тщательно разработанных упражнений. Приход-община на Выге руководила всей жизнью староверов, в том числе и их образованием, воспитывая, с их точки зрения, охранителей "подлинного христианства", уходящего своими корнями в Московскую и древнюю Русь. Андрей Денисов — выдающийся представитель старообрядческой мысли. Всеми своими широко распространенными в старообрядческой среде произведениями — "Поморские ответы", "Виноград Российский", "Риторика" и др. — он доказывал, что у русского народа особый христианский исторический путь развития, что лишь Русь до XVII века смогла сохранить чистое христианство и смысл жизни старовера — хранить его чистоту, что невозможно вне правильного воспитания и образования.
Внутренняя красота старообрядца, рожденная его непрерывным общением с Богом в практике домашнего богослужения, книжного учения и свободного труда ("Без Бога не до порога"), влекла его по пути добра, делая принципиально не способным к злым действиям. Всеобщая образованность старообрядцев рождена была не школьным просвещением, а своеобразным "воцерквлением" каждой семьи. В старообрядческом стихе об Иоанне Предтече говорится:
"Сослал Господь три дара. Уж как первый дар —
крест и молитву.
Второй дар — любовь и милостыню.
Третий дар — ночное моление.
Четвертую заповедь — читательную книгу".
Что же читали в Зуеве в домах староверов? Прежде всего Библию, евангелие, псалтырь, молитвенники, святцы, творения отцов церкви (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и др.), сочинения и наставления на религиозно-нравственные темы, например, "О грехе и вреде пьянства", "Благочестивые размышления". Любили книги по истории отечества, особенно те, где ярко прослеживалась нравственная тематика: "Как жили-были наши предки славяне", "Дмитрий Иванович Донской", " Иоанн Калита", "Москва — сердце России" и др. Эти книги на рубеже XIX—XX вв. часто издавались в старообрядческих типографиях Москвы.
Книги не только сами переписывали, но и покупали у торговцев-офеней, включая и русскую классику XIX века. Известно, что из офеней вышел такой крупный издатель-старообрядец, как А. В. Морозов. По подсчетам, во Владимирской губернии на рубеже XIX—XX вв. 58,8 % книг было духовно-нравственного содержания, четверть из них — жития святых: 23 % — беллетристика (Л. Толстой, Пушкин, Карамзин и др.); остальные — научно-популярное чтение по истории, зоологии, медицине, календари, учебники, отдельные номера журналов и пр. Выбирали те книги, что учили жизни "по-Божьи", учили мудрости, достоинству, уверенности, которую черпали в вере отцов и предков. Духовно-нравственной литературе было отдано неоспоримое предпочтение. Художественную читали менее, выбирая те произведения, где рисовалась нравственно идеальная личность христианина, личность святого.
В старообрядческой среде Гуслиц, где проживали староверы-поповцы, грамотными были и мужчины и женщины. Духовно они считались равными. Более того, монастырская традиция книжного учения, идущая от древней Руси, от митрополита Алексия и Сергия Радонежского (XIV в.), претерпев изменения, в старообрядческих селах не просто сохранилась, но и расцвела, став обычным делом. Учительствовали не только странники-толковники, но и инокини-старообрядки. Они, как правило, жили в избушках-задворенках по краям села и профессионально занимались обучением детей грамоте. Старообрядцы Патриаршины, являясь беспоповцами, с гусляками-поповцами поддерживали добрые отношения. В этой местности обучали детей не только чтению и письму, но и церковному пению по "крюковым" нотам, рисованию и орнаментальной живописи. "Самоходные" школы-училища старообрядцев и в Патриаршине и в Гуслицах несли знания и духовно-нравственную силу православия в каждый уголок этого края.
Гуслицкие азбуки продолжали традицию азбук и букварей второй половины XVI—XVII вв. Псалтыри, являющиеся второй учебной книгой, начинались методическими указаниями, озаглавленными "Наказание ко учителям, како им учити грамоте". То же мы наблюдаем и в учебных Часовниках, предисловия которых начинались словами: "учителехъ иже учать младых отрочать грамоте". Самодеятельное обучение детей грамоте в среде гуслицких старообрядцев было остановлено лишь в 30-с гг. нашего века с открытием государственных начальных школ, достаточных для всеобщего охвата детей. В начале века еще частым было: "хожалые учителя" лето скитались по святым местам, а с Кузьмы и Демьяна (14 ноября) обосновывали в какой-либо деревне училище, прямо на дому у более зажиточного ученика. Обучение начинали с совместной молитвы, затем приступали к изучению церковнославянской азбуки, которую осваивали к дню пророка Наума (14 декабря) "Батюшка Наум — наведи на ум", затем шло чтение по Часослову, Святцам и Псалтыре. И за две зимы ученики бегло читали по-церковнославянски и "по-граждански". Главная задача такой школы — духовно-нравственное воспитание детей.
Официальными школами России того времени было охвачено 20 % детей, а в Богородском крае грамотным было практически все старообрядческое население. И это была не просто грамотность, это было развитие в детях сил добра и свободы. Учитель-старообрядец развивал в подрастающем человеке такое важнейшее качество, как восхождение к свободе. Он опирался на внутренние духовные силы ребенка, на данный от Бога человеку "дар свободы" и помогал обрести ему личную свободу, раскрыть свой творческий потенциал, полюбить труд, обрести умение трудиться по-божески, за эмпирической реальностью видеть божественную, то есть за материальной оболочкой — ее духовный свет. В педагогическом сознании старообрядцев сохранилось понимание, что все равны перед Богом, что жить следует по единым правилам и каждому предоставлять свободу для развития его таланта. Таким образом воспитанный человек становился идеальным предпринимателем и прекрасным рабочим.
Старообрядцы Богородского края знали изречение Андрея Денисова: "Церковь Божия не стены и покров, а вера и жизнь". Единая вера, круг чтения, воспитание благочестия, практичности и возвышенности ума и чувств и др. — все это привело к успеху в экономической жизни того времени.
Поделитесь с друзьями