4.2. 10-я смешанная авиационная дивизия
Е.Маслов
Время дислокации управления дивизии и ее подразделений на Полигоне с 22.10.1941 по 26.12.1941.
22 октября 1941 года по распоряжению заместителя начальника Штаба ВВС Красной Армии Управлению 10-й смешанной авиадивизии указано новое место дислокации – Полигон на окраине Ногинска. В 9 часов вечера управление прибыло в Ногинск и расположилось в рабочем поселке им. Ильича.
Командир дивизии в это время – полковник Семен Иванович Федульев. За годы войны награжден: орденом Красной Звезды (1936 год), двумя орденами Красного Знамени (1942 и 1944 года), орденом Отечественной войны I степени (1942 год), орденом Богдана Хмельницкого II степени (1944 год), орденом Ленина (1945 год).
22 июня в 2 часа 30 минут ночи в дивизии, которая базировалась тогда в Брестской области, была объявлена военная тревога и для нее началась война. В 3 часа 45 минут уже подверглись бомбардировке Брест, Кобрин, аэродромы Пружаны, Именин, Куплин, Засимовичи и другие… Многие самолеты дивизии первыми же налетами фашистов были уничтожены… В первый день войны дивизия потеряла в воздушных боях 23 самолета, 157 самолетов были уничтожены на аэродромах. За три дня войны в дивизии погибли 9 летчиков, 72 пропали без вести. Но летчики воевали, сбивали вражеские самолеты… Известен подвиг лейтенанта С. Гудимова:
«...На перехват группы Хе-111 поднялось звено старшего лейтенанта И. Нюнина. Встретив 18 бомбардировщиков, смело их атаковали. Лейтенант С. Гудимов сбил один самолет и тут же выбрал себе следующую цель. Он подошел к вражеской машине на короткую дистанцию, но ее экипаж встретил его ожесточенным огнем. Истребитель загорелся. Тогда отважный советский пилот пошел на таран, сбил Хе-111, сам он тоже погиб».
По распоряжению командующего ВВС КА от 1 ноября 1941 года в состав 10-й смешанной авиационной дивизии (сад) вошли:
511-й бомбардировочный авиаполк (исправных самолетов Пе-3 – 19, неисправных – 2) с дислокацией в Ногинске;
503-й штурмовой авиаполк (исправных самолетов Ил-2 – 19, неисправных – 2) с дислокацией в Ногинске;
165-й штурмовой авиаполк (исправных самолетов Лап-3 – 19, неисправных – 1) с дислокацией в Монино.
Штаб дивизии – в Ногинске. Дивизия в полном составе – в распоряжении Главного командования ВВС КА.
511-й ближний бомбардировочный авиаполк (511 бб ап)
Период дислокации на Полигоне в Ногинске – с 10 октября 1941 года по 5 января 1942 года.
Полк был сформирован в Новочеркасске в составе двух эскадрилий с дислокацией в станице Кривянка СКВО 14 сентября 1941 года, имел на вооружении 18 самолетов-бомбардировщиков Пе-2, в конце сентября в дополнение к ним получил несколько тяжелых машин Пе-3. С 26 сентября название полка было уточнено: полк пикирующих бомбардировщиков. Большинство летчиков окончили училище только весной 1941 года, имели по три-четыре полета на таких самолетах, не владели противозенитным маневром и становились легкой добычей зенитной артиллерии противника.
Историки полка напишут:
«… По своему возрастному составу и опыту боевой работы полк был молодым. Абсолютное большинство летного состава – комсомольцы, в возрасте от 18 до 22 лет… Вот с этим молодым, неопытным летным составом, но горячо стремящемся к самоотверженной борьбе с озверелым врагом за честь и свободу советской Родины, командованию предстояло решать большую и ответственную задачу обучения личного состава полка… Большая заслуга в этом деле принадлежит командиру полка майору Бобанову (Бабанову) Анатолию Александровичу, командирам эскадрилий: майору Терещенко и капитану Шикторову, штурману полка – майору Зарукину Михаилу Константиновичу. Они смогли… воспитать из них бесстрашных, волевых воздушных бойцов… Репетицией началу настоящей боевой работы явилось патрулирование над автомагистралью Горький–Москва. В задачу входило не допустить проникновения авиации противника в район Ногинск–Орехово-Зуево–Павловский Посад. Из произведенных в это время 510 боевых самолето-вылетов 362 падают на бомбардировку и штурмовые действия, 149 – на ведение дальней разведки. На патрулирование полк произвел 20 самолето-вылетов…».
С 27 ноября с улучшением погоды командование дивизии ставит перед полком более сложные боевые задачи. В этот день предстояло уничтожить танки и мотомеханизированные войска противника в районе Солнечногорска, Каменки, Рогачево... Задача выполнялась с 13:00 до 16:00. Штурмовыми действиями и бомбометанием с высоты 200–300 метров уничтожено до 12 танков и до 35 автомашин с пехотой. Сброшено 68 ФАБ-100. Произведено 25 самолето-вылетов. Потери: зенитным огнем противника сбит один Пе-3, два самолета совершили вынужденную посадку, к счастью – на своей территории.
Схема боевых вылетов 511-го бб ап
28 ноября 511-й авиаполк с 9:30 утра и до 16:30 атаковал пулеметным огнем и бомбардировками с высоты 200–300 метров колонны танков, мотомеханизированных войск, конницы и пехоты в районе Давыдково, Солнечногорска, Толстиково. По наблюдению экипажей, в результате боевых действий уничтожено до 20 танков, до 52 автомашин с пехотой, до взвода конницы и две роты противника. Сбито два Хе-113. По целям сброшено 168 ФАБ-100, израсходовано 1700 патронов ШКАС, 4000 патронов БС.
Но и потери авиаполка были значительными: в бою с Хе-113 и Ме-109 было сбито два Пе-3 – самолеты сгорели и упали на территории, занятой противником. Три самолета Пе-3 с задания не вернулись.
В ходе отражения наступления фашистов на Москву полк уничтожил более 30 танков, 8 самолетов на аэродромах, 4 железнодорожных эшелона, 2 паровоза, до 4 эскадронов кавалерии, 28 зенитных и полевых орудий.
Имеются данные о боевых потерях 511-го авиаполка в личном составе за время с 10 октября 1941 по 6 февраля 1942 года погибло в воздушных боях 6 человек; не вернулось с боевых заданий двое. Скончалось в госпиталях от тяжелых ранений двое.
Историки полка писали тогда:
«… Наши летчики должны гордиться тем, что они принимали активное участие в защите Москвы, что пролитая кровь и проявленные ими героизм и самоотверженность являются той неотъемлемой частицей, которая обеспечила Красной Армии разгром немцев под Москвой…». В отчете о боевой деятельности полка указано: «… 2 декабря 1941 года Командующий особой группой генерал-лейтенант авиации тов. И.Ф. Петров отметил отличную работу 511-го авиаполка, за что объявил благодарность всему летному и техническому составу…».
Полк во время патрулирования и боевых вылетов занимался также фотосъемкой объектов противника, разведкой и получил за это благодарность от командующего ВВС Западного фронта генерал-майора С.А. Худякова.
Экипаж у самолета Пе-2
Особо отмечали в этот период мужество капитана П.В. Костюченко. Вот что писали тогда в отчете о боевой деятельности полка:
«Это он 28 ноября 1941 года, когда на [командира эскадрильи] майора Терещенко наседала целая стая Хе-113, бросился на выручку командиру. Врезался в гущу боя, сбивая из своих пулеметов Хе-113, а затем помогает майору Терещенко отражать атаки рассвирепевших фашистских стервятников. Это он, Костюченко, когда командующий ВВС Западного фронта генерал-майор Худяков приказал срочно проверить агентурные данные о выгрузке на ст. Смоленск большого количества танков, сам вызвался выполнить это весьма сложное и ответственное задание… Он со своим штурманом Селькиным совершил свой разведывательный полет до Смоленска».
Костюченко Павел Васильевич, 1911 года рождения, награжден орденами: Красного Знамени (январь 1942, апрель 1942), Красной Звезды (1946).
Михаил Константинович Зарукин прошел боевой путь до главного штурмана 1-го бомбардировочного авиационного корпуса, 11 февраля 1945 года он, будучи к тому времени главным штурманом 6-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса, во время боевого вылета был сбит. Он учил летчиков освоению новых самолетов Ил-2, средствам радионавигации, фотографированию результатов бомбометания «путем переоборудования фотоаппаратуры на Пе-2. Сам в совершенстве овладел бомбардированием с пикирования…».
Нельзя не упомянуть здесь случай с самым молодым пилотом полка – 19-летним сержантом Н. Радиным – и его штурманом, стрелком-бомбардиром лейтенантом А. Горобцом: во время поражения бомбами скопления автомашин и войск противника их самолет был атакован звеном Хе-113. Носовая пушка ведущего вражеского самолета буквально прострочила Пе-2, летчик и штурман получили ранения. Горобец сумел пулеметным огнем отогнать звено «Хенкелей», «… Летчик обратился к штурману – дай курс на аэродром. Ответа не поступило. „Неужели убит?” – подумал Радин, но почему тогда отстали „Хенкели”. Радин повернулся к штурману и увидел окровавленную его голову, шлема на голове не было… жив. Тогда Радин дотронулся до плеча штурмана и показал рукой на компас… Район боевых действий полка Горобец знал отлично… место самолета было определено, оставалось передать летчику курс, но СПУ не работало – размышлять было некогда. Он обмочил палец в свежую, струящуюся из раны кровь и написал курс на стекле…». Николай Радин, сам тяжело раненный, сумел довести самолет до родного аэродрома.
Радин Николай Афанасьевич, 1921 года рождения, в феврале 1942 года, будучи в звании лейтенанта, умер от ран.
Горобец Александр Алексеевич, 1918 года рождения, прошел всю войну, был награжден орденами: Красной Звезды (1942), Красного Знамени (1944), Отечественной войны II степени (1943).
Н. Радин и А. Горобец в полете (рисунок из Журнала боевых действий 511 бб ап)
Известно, что летчики полка часто эффективно вели боевые действия в сложных метеорологических условиях, без прикрытия истребителей, при сильном противодействии зенитной артиллерии противника. Полеты в основном выполнялись на малых высотах, чаще всего применялись кассеты с мелкоосколочными и зажигательными бомбами АО-15 и ЗАБ-10, очень результативные для поражения живой силы противника.
В представлении к ордену Красного Знамени на командира авиаполка майора Анатолия Александровича Бабанова указано: «Товарищу Бабанову принадлежит большая заслуга в деле создания полка и сколачивания его для грядущих боев с заклятым врагом – германским фашизмом. За период боевых действий… полк участвовал в боевых действиях по разгрому немецко-фашистских войск на подступах к Москве, в районе Солнечногорска, Клина, Рогачева, Истры. Обеспечивал своими действиями 1-й кавалерийский корпус… Полк за весь период боевой работы не имел ни одной катастрофы, аварий и поломок по вине летно-технического состава».
После перебазирования на аэродром под Тулу полк наносил бомбовые удары по укрепленным районам: Юхнов, Сухиничи, по железнодорожным узлам и крупным населенным пунктам, тем самым обеспечивая успешные боевые действия 1-го Гвардейского кавалерийского корпуса генерала Белова.
503-й штурмовой авиаполк (503 шап). Время дислокации на Полигоне в Ногинске – с 16 октября 1941 года, дата передислокации из Ногинска не установлена.
Полк базировался в Воронеже. 26 октября 1941 года экипажи совершили перелет в Рязань с намерением на следующий день вылететь в Ногинск, но помешала плохая погода – многие самолеты даже вылетели по назначению, но одни вернулись, другие сели в Загорске. 29 октября была повторена попытка передислокации: 4 самолета сразу сели в Ногинске, 6 были вынуждены из-за непогоды сперва сесть в Щёлкове и только следующим «броском» перелететь в Ногинск. 6 ноября в Ногинск прилетели еще 8 экипажей. Итак, полк в этот день полностью на Полигоне – 18 исправных самолетов Ил-2.
На родном аэродроме. Пе-2 готовят к вылету
Командир полка – подполковник Борис Абрамович Пивенштейн. В 1934 году за участие в спасении челюскинцев он был награжден орденом Красной Звезды. 27 апреля 1943 года он пропал без вести.
Первые дни из-за нелетной погоды полк занимался учебой, учебными стрельбами, полетами звеньями по маршруту Ногинск–Киржач–Павловский Посад–Ногинск, стрельбой неуправляемыми ракетами (РС, РОФС), из пулемета Ярцева и ШКАС.
Между датой полной передислокации (6 ноября) и первого боевого вылета полка (24 ноября) прошло почти двадцать дней. Конечно, сказывалась нелетная погода. Но была и другая причина, о которой нельзя не упомянуть: командование полка стремилось максимально использовать время для учебы летного состава. Уже в июле-августе командование ВВС из-за катастрофической нехватки летного состава значительно сократило сроки подготовки и переучивания летного состава. Летчики часто уходили в бой, имея «за плечами» 3–4 часа среднего налета. Многие летчики имели не более 7 классов образования, что снижало их возможность быстро овладеть сложными приборами и летным снаряжением. Один из командиров штурмового полка в письме на имя генерал-лейтенанта П.Ф. Жигарева в декабре 1941 года указывал: «Необходимо решительным образом перестроить подготовку полков для выполнения боевых заданий… Спешки в этом вопросе не должно быть, ибо есть горькие примеры отдельных полков, которые существовали на фронте один-два дня…».
Ил-2 с подвешенными РОФС-132
Сообщим подробности первого боевого вылета: 24 ноября полк штурмовал танки и машины на дороге Высоковск–Клин: уничтожено и выведено из строя 2 танка, 2 автомашины, около 100 человек живой силы противника. В сопровождении двух МиГ-3 штурмовыми действиями уничтожены 4 дальнобойных орудия северо-западнее д. Колосово, три танка и четыре автомашины, около 150 солдат и офицеров противника на северной окраине Кузнечиково и на дороге Спас-Заулок–Клин. Уничтожено 4 танка, 10 автомашин, 2 орудия и 250 человек пехоты по дороге Высоковск–Клин, западнее деревни Минино.
Декабрь 1941 года выдался особо ненастным – обильные снегопады, сильные, даже для Подмосковья, морозы – по метеоусловиям полеты все чаще и чаще становились невозможными. Иногда летчики были вынуждены возвращаться из-за сильного обледенения.
И вот выдался день, когда полк на всех исправных самолетах вылетает на боевое задание. На карте видим примерный район воздушной атаки – южнее Калинина (Твери) и севернее Волоколамска.
В этот день было сделано 11 успешных самолето-вылетов, некоторые летчики вылетали дважды: Морковцев – 2, Афонченко – 2, Коровин – 2, Пяткин – 2 и Усанов – 1, Побатаев – 1, Скориков – 1 вылет. Уничтожено: 97 автомашин, 12 танков, 17 конных повозок, здание штаба со стоящими возле автомобилями, около 4 сотен солдат и офицеров вермахта. Израсходовано: 34 бомбы, 64 ракеты РС, патронов ВЯ и ШКАС – около 4 тысяч. В Микулином Городище и Котлякове самолеты подверглись зенитному обстрелу противника.
Полк будет воевать в действующей армии до апреля 1945 года, награжден орденом Кутузова.
Для участия в знаменитом параде Красной Армии в честь 24-й годовщины Великого Октября в числе других были определены 511-й и 503-й авиаполки 10-й авиадивизии, и 5 ноября они перелетели: первый – в Раменское, второй – в Чкаловский. 6 ноября в 16:00 полки уже были готовы к Параду. 7 ноября в 2 часа 45 минут ночи были получены схемы построения частей в воздушном параде. В 3 часа 30 минут ночи полки сообщили о полном освоении этих схем и готовности. Летчики «горели большим желанием показать силу и мощь нашей непобедимой Сталинской авиации». Но из-за плохих погодных условий – шел густой снег – воздушный парад был отменен, и полки вернулись на свои аэродромы.
Об обстановке в эти дни свидетельствуют воспоминания бывшего заведующего отделом печати Наркоминдела, а затем генерального директора ТАСС Николая Пальгунова:
«…Из Куйбышева вылетели 9 ноября около одиннадцати утра. Машина была с полной нагрузкой, была оборудована вертящейся турелью, у пулемета которой через два часа занял место стрелок-радист. Среди пассажиров – только что назначенный на пост посла в США Максим Максимович Литвинов, два генерала, мы с референтом отдела печати В.В. Кожемяко, несколько работников Совета народных комиссаров… Скоро Ногинск. Командиру самолета передают по радио:
– Над Ногинском германские самолеты. Сильная бомбежка! Возвращайтесь обратно!
Идем почти на бреющем полете, едва не касаясь верхушек деревьев.
Новое сообщение по радио:
– Задержитесь на несколько минут. Немцы, кажется, уходят!
Кружим в сумерках над лесом. Опять радио: вражеские самолеты бомбят шоссе Ногинск–Москва. Приказ: приземлиться в Ногинске.
Приземлились на изрытом воронками поле. Через четверть часа достаем автобус. Едем в Москву. Шоссе целехонько. Фашистские самолеты над ним…».
Странно, но ни один житель Ногинска и окрестностей не оставил воспоминаний о бомбардировках фашистов. Помнят только, что одна бомба была сброшена недалеко от города и угодила в болото.
Поделитесь с друзьями