4.1. 410-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков
Е.Маслов
Полк был сформирован из части летного и технического состава Полигона. 28 июня 1941 года поступил приказ о формировании, а 30 июня полк уже вылетел к западной границе страны.
В коллективе НИИ ВВС, головной для Полигона организации, с первого же дня нападения фашистов на СССР встал вопрос о формировании боевых подразделений. Всего в институте было сформировано и отправлено на фронт 9 частей и подразделений, в числе которых авиаполк пикирующих бомбардировщиков, получивший номер 410, костяк которого составили летчики-испытатели Полигона [1].
Лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский, в июле 1941 года – командир 402-го ИАП ОСНАЗ. Послевоенное фото
Вот как описывает эти дни формирования Петр Михайлович Стефановский (1903–1976, Герой Советского Союза), командир одного из образованных тогда авиационных соединений – 402-го истребительного авиаполка [2]:
«… Ежедневно в кабинетах начальника института и его заместителей, в партийном комитете собирается много народу. Мы уже не просим, а требуем немедленной отправки на фронт. Ответ получаем один и тот же:
– Занимайтесь своим делом. Об отправке вас на фронт никаких распоряжений сверху не поступало.
Заниматься-то занимаемся, летаем, испытываем, но все делается как-то механически, без прежнего огонька. Думы каждого там, на фронте, где пылают наши города и села, гибнут советские люди, где враг неумолимо продвигается вглубь нашей страны. Но солдат есть солдат... Внешне институт живет по давно заведенному распорядку. Все ведут себя деловито, спокойно. Но в сердцах наших кипят страсти. Нас, испытателей, считают лучшими летчиками, а вот туда, где мы сейчас больше всего нужны, не пускают. Гордиев узел какой-то...
Узел этот разрубил Степан Супрун – депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза. Когда началась война, он отдыхал в Сочи. Услыхав по радио о нападении на нашу страну гитлеровской Германии, он немедленно направился в Москву, прямо к И.В. Сталину, с просьбой разрешить ему сформировать из летчиков-испытателей авиационно-истребительный полк и немедленно вылететь на фронт.
– Это очень хорошо, – произнес И.В. Сталин, – что испытатели готовы помочь нам и на фронте. Но одного полка мало.
– Можно поручить моему другу подполковнику Стефановскому, – ответил Супрун, – организовать еще один полк истребителей.
– Все равно мало, – сказал И.В. Сталин. – Войне нужны десятки, сотни полков. Постарайтесь организовать в НИИ возможно больше добровольцев. Срок формирования частей – трое суток. По приезде в институт немедленно доложите, сколько полков можно организовать у вас на новых самолетах и кто будет ими командовать. Все необходимые распоряжения будут отданы. Вам на период формирования предоставляются большие полномочия. До свидания. Желаю вам удачи, товарищ Супрун…
С какой радостью встретили в институте это известие Степана Павловича! В узком руководящем кругу мы немедленно обсудили поставленную перед нами задачу. В Кремль полетело донесение: на базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности можно создать шесть авиационных полков – два истребительных на МиГ-3, один штурмовой на Ил-2, два бомбардировочных на пикирующих Пе-2 и один дальнебомбардировочный на ТБ-7 (Пе-8). На должности командиров этих частей соответственно подобраны С.П. Супрун, Н.И. Малышев, А.И. Кабанов, В.И. Жданов, В.И. Лебедев и я...»
Степан Павлович Супрун (02.08.1907–04.07.1941) – легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР. Посмертно, 22 июля 1941 года, он будет награжден еще одной Золотой Звездой Героя и станет первым летчиком – дважды Героем Советского Союза.
410-й бомбардировочный авиаполк под командованием Александра Ивановича Кабанова был сформирован, как уже было указано выше, из летного состава ногинского Полигона – в трехэскадрильном составе, его полное название – 410-й бомбардировочный авиационный полк особого назначения (410-й БАП ОН). Иногда добавляли: «полк пикирующих бомбардировщиков». Кроме летчиков-испытателей Полигона в полк пришли молодые выпускники летных школ, которых в предвоенные годы было достаточно много, особенно в системе ОСОАВИАХИМ. Авиация среди молодежи была чрезвычайно популярна.
Александр Иванович Кабанов (1902–1954) – советский военачальник, лётчик-испытатель, генерал-майор Советской армии. В августе 1933 года Кабанов перешёл на лётно-испытательскую работу в Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил. С 1943 года был заместителем по лётной части начальника этого института. Участвовал в Великой Отечественной войне. В июне – августе 1941 года – командир 410-го бомбардировочного авиационного полка. В сентябре 1941 – марте 1942 года находился в правительственной командировке в США по вопросам закупки самолётов. С 1949 года Кабанов служил заместителем по лётной подготовке начальника Высших офицерских лётно-тактических курсов Военно-воздушных сил в Таганроге. В сентябре 1953 года он возглавил лётно-испытательную службу ОКБ А.Н. Туполева. Трагически погиб 24 октября 1954 года в районе посёлка Бирюли в Татарской АССР при катастрофе самолёта Ту-75. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и рядом медалей.
Читаем дальше воспоминания Петра Михайловича Стефановского:
«… Через три дня [28 июня] Супруна, Кабанова и меня вызвали в Кремль к И.В. Сталину.
– Как, формирование полков закончено? – сразу спросил И.В. Сталин.
Первым доложил подполковник С.П. Супрун: к вылету на фронт готова половина его полка, готовность остальных – через сутки. Мы с полковником А.И. Кабановым доложили то же самое.
– Хорошо, – в раздумье сказал И.В. Сталин. – Куда вылетать и в какое время, получите приказ сегодня. Оставьте своих заместителей для завершения формирования. Сами с готовыми экипажами по получении приказа вылетайте в пункты назначения. Есть у вас вопросы?
– Есть, – заявил Степан Павлович. – Нельзя ли нам получить по самолету Ли-2 для переброски техсостава и боеприпасов? Истребительным полкам нужны также лидеры. Ведь мы, истребители, редко летаем по маршруту.
– Хорошо, – последовал ответ И.В. Сталина, – Ли-2 будут выделены каждому из полков, в ваше полное распоряжение. Лидеров для истребителей назначит товарищ Кабанов. Желаю успеха.
В НИИ ВВС (п. Чкаловский Щелковского района – ред.) возвращаемся молча. Каждый из нас прекрасно сознает, какая огромная ответственность легла на его плечи. И в который раз задает себе вопрос: что ждет мой полк завтра, там, на фронте...
Ночью поступил приказ: полкам вылететь в пункты назначения 30 июня 1941 года в 17 часов…».
Основной фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В.М. Петлякова (1940 год) в экспозиции монинского музея ВВС
Вот что пишет о первых боевых действиях 410-го полка Михаил Тимин [3] :
«… 5 июля в состав ВВС Западного фронта прибыли ещё два полка особого назначения. Утром на аэродроме Смоленск приземлились 18 Пе-2 410-го бомбардировочного авиаполка с задачей перелететь дальше в Витебск и войти в состав 12-й смешанной авиадивизии (САД) ВВС 22-й армии, а на аэродром Зубово перебазировались 22 Ил-2 430-го штурмового авиаполка. Немецкое наступление на правом фланге Западного фронта было в целом предугадано советской стороной, и для противодействия в авральном порядке выдвигались 7-й и 5-й механизированные корпуса, а также собиралась группировка ВВС. Первую скрипку должны были сыграть несколько авиационных подразделений из Московского военного округа, однако и прибывшие 410-й бомбардировочный авиаполк (БАП) и 430-й штурмовой авиаполк (ШАП) с опытным лётным составом были как нельзя кстати…
Немцы отметили усиление противодействия в воздухе и в тот же день вновь начали атаки советских аэродромов. В 10:45 две девятки бомбардировщиков атаковали смоленский аэродром, где сгорел один и получили повреждения четыре Пе-2 410-го БАП. Однако это был только пролог, и основные события развернулись после полудня.
Оставшиеся 13 исправных самолётов, выполнив вылет на бомбардировку немецкого плацдарма у города Дисна, приземлились в Витебске в середине дня. Это решение было спорным: из-за постоянной угрозы налётов командир 12-й САД ещё накануне перебросил все исправные бомбардировщики дивизии на полевой аэродром Каменка. В итоге, по советским данным, с 12:25 до 17:20 аэродром Витебск четырежды подвергся атакам неприятельских групп численностью до 12–14 истребителей…
При попытке взлететь попал под бомбы и сгорел Пе-2 командира 3-й эскадрильи 410-го БАП капитана М.В. Чернышенко, а экипаж старшего лейтенанта А.И. Латенко смог взлететь и атаковал строй немецких бомбардировщиков… сбросив на них бомбы! Согласно отчёту полка, два Юнкерса-88 взорвались в воздухе. Сообщалось еще о ликвидированных двух фашистских самолетах. Но потери советской стороны подсчитать практически невозможно... 410-й БАП безвозвратно лишился пяти Пе-2, а ещё шесть требовали серьёзного ремонта. После этого мощного налёта в 410-м БАП осталось всего семь боеготовых бомбардировщиков».
Бомбардировщики Пе-2 из 410-го БАП, уничтоженные авиацией противника на аэродроме Витебск 5 июля 1941 года
Бомбардировщик Пе-2 из 410-го БАП в своем узнаваемом камуфляже, разбитый на посадке
Судьба 410-го авиаполка схожа, скорее всего, с трагическими судьбами других авиасоединений Красной Армии первоначального периода войны. Слишком много для этого было причин, и одна из главных – отсутствие у подавляющей части летного состава боевого опыта. Многочисленные, начиная с первых дней войны, подвиги наших летчиков, показавших чудеса пилотажа, не могли переломить ситуацию, когда им пришлось противостоять пилотам, имевшим за плечами уже годы воздушных боев.
27 июля 1941 года 410-й полк выполнял боевое задание, его сопровождали эскадрильи истребительной авиации. Но наши истребители не смогли противостоять атакам превосходящего числа фашистских самолетов, и 410-й полк с его Пе-2 был практически уничтожен.
Вот что пишет тот же Михаил Тимин о последних днях полка:
«…410-й БАП сдал 2 августа два последних Пе-2 в 140-й скоростной бомбардировочный авиаполк (СБАП) и убыл в тыл, где был расформирован. За месяц своего существования полк выполнил 235 боевых вылетов (из них 47 на разведку), на противника было сброшено 130 тонн бомб, стрелками заявлено 15 сбитых истребителей. Собственные потери составили 52 члена экипажей и 33 Пе-2, из них 12 не возвратились из боевых вылетов, 10 сбиты в воздушных боях, семь уничтожены на аэродромах, а четыре разбиты в авариях и катастрофах… Нескольких таких полков было совершенно недостаточно даже для локального успеха в противостоянии с военной машиной люфтваффе – необходимо было менять всю структуру ВВС Красной Армии, совершенствовать систему подготовки и налаживать производство современных самолётов и моторов. Только после проведения подобных мероприятий стало возможно бороться с противником с шансами на успех».
Напомним имена летчиков, штурманов, техников – испытателей Полигона, воевавших в составе 410-го авиаполка и не вернувшихся с фронта:
Белогузов Павел Александрович, 1916 года рождения, лейтенант, в Красной Армии с 1937 года. Воевал в 410-м авиаполку, затем в 254-м истребительном авиаполку, где в августе 1944 года был награжден орденом Красного Знамени «за 30 успешных вылетов на разведку войск противника, за 19 эффективных штурмовок». 8 сентября 1944 года не вернулся с боевого задания.
Белявский Константин Константинович, 1912 года рождения, штурман, лейтенант, в Красной Армии с ноября 1934 года. На Полигоне служил в опытной авиаэскадрилье пикирующих бомбардировщиков. 20 октября 1941 года пропал без вести.
Владимиров Леонид Георгиевич, 1907 года рождения, летчик, капитан, в Красной Армии с 1931 года. 20 октября 1941 года пропал без вести.
Герасимов Александр Георгиевич, 1909 года рождения, в Красной Армии с 1927 года. 20 октября 1941 года пропал без вести.
Гонтарев Дмитрий Максимович, 1909 года рождения, штурман-испытатель с 1939 года. 26 июля 1941 года пропал без вести.
Ершов Николай Павлович, 1915 года рождения, лейтенант, в Красной Армии с 1934 года. 15 августа 1941 года пропал без вести.
Зайцев Николай Михайлович, 1907 года рождения, капитан, штурман. В Красной Армии с 1929 года. 19 июля 1941 года пропал без вести.
Зверев Иван Михайлович, 1908 года рождения, старший лейтенант, летчик. 20 октября 1941 года пропал без вести.
Маковеев Петр Андреевич, 1916 года рождения, лейтенант, летчик. 20 октября 1941 года не вернулся с боевого задания.
Мельчак Афанасий Петрович, 1916 года рождения, старший лейтенант, штурман-испытатель. В Красной Армии с 1935 года. 14 июля 1941 года погиб. По другим данным – с 4 по 15 августа или 20 октября 1941 года пропал без вести.
Мокрицын (Макрицын) Николай Иванович, 1904 года рождения, капитан, штурман эскадрильи. В Красной Армии с 1926 года. 20 октября 1941 года (по другим данным – 15 августа) пропал без вести.
Нельга Иван Антонович, старшина, командир звена. 16 июля 1941 года пропал без вести.
Полуян Константин Лукьянович, 1910 года рождения, старший лейтенант, летчик. В Красной Армии с 1933 года. 20 октября 1941 года пропал без вести.
Поляков Виктор Сергеевич, 1914 года рождения, старший лейтенант, штурман. В Красной Армии с 1935 года. 20 октября 1941 года пропал без вести.
Преображенский Борис Федорович, 1906 года рождения, старший лейтенант, летчик. 26 июля 1941 года погиб.
Соколов Николай Иванович, летчик-испытатель, капитан. 19 июля 1941 года пропал без вести.
Титар Константин Денисович, 1912 года рождения, старший лейтенант, летчик. В Красной Армии с 1934 года. В 410-м полку – командир звена. 20 ноября 1941 года погиб.
Хвощинский Григорий Борисович, 1914 года рождения, штурман звена. В Красной Армии с 1936 года. 20 октября 1941 года пропал без вести.
Черныш Василий Сидорович, 1911 года рождения, лейтенант, штурман экипажа. В Красной Армии с 1933 года. Был награжден медалью «За отвагу» за участие в Советско-финской войне в составе 15-й армии. На Полигоне – в составе эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. 15 августа 1941 года пропал без вести.
Щукарев Василий Прокофьевич, 1906 года рождения, капитан, командир звена. В Красной Армии с 1928 года. 20 октября 1941 года пропал без вести (по другим данным, умер от тяжелых ран – ожоги, отрыв правой ноги – 1 июля 1941 года по пути в госпиталь).
Юруткин Георгий Тихонович, 1909 года рождения, капитан, штурман. 20 октября 1941 года пропал без вести.
Напомним, что старшина, стрелок-радист С.М. Григорьев, старший техник-лейтенант Д.С. Данченко, старший лейтенант, летчик В.А. Евсеев, майор, командир эскадрильи М.В. Чернышенко, воевавшие в составе 410-го авиаполка и отозванные для испытательной работы, погибли на Полигоне при испытаниях вооружений и похоронены на Глуховском кладбище в г. Ногинске.
Поделитесь с друзьями