Братья Морозовы: Андрей, Иван, Роман
Андрей
В дворовых футбольных баталиях 20-х годов первенство отводили Андрею /1903–1982/, второму сыну Василия Степановича. Футболисты завода имени В. А. Барышникова в Орехово-Зуево /команда «Рот Фронт»/, в которой некоторое время играл Андрей, нарекли его званием «Чарнок» в честь английского защитника, отличающегося жесткой и бескомпромиссной игрой. Не отставал от него и младший брат Иван. В детстве, облаченные в большие бутсы, они лихо передвигались по футбольному полю, ловя многочисленные одобрительные выкрики дворовых мальчишек. Огромные бутсы белого и бело-зеленого цвета, казалось, весят больше самих футболистов. Позже был случай, когда неудержимое желание померится силами с соперником, привело к плачевному результату. Андрей с друзьями выдал местную казарменную футбольную команду за дублера фабричной. Это случилось, когда они встречались с командой деревни Давыдово. Игра оказалась тяжелой, и казарменным игрокам не удалось показать хороший футбол. Против них играла очень хорошая и организованная команда, отлично настроенная на матч. Соперник оказался сильнее, и нашим футболистам после проигрыша пришлось быстро ретироваться, т. к. выяснилось, что орехово-зуевские гости не являются дублерами сильной фабричной команды.
Неэлитный футбол
Главным атрибутом в дворовом футболе, конечно же, был мяч. Сначала пацаны у казармы играли и тряпичным мячом. Хороший футбольный снаряд, даже потертый и потрепанный, был редкостью. Владение новым мячом вызывало зависть у ребят. Однажды совершенно новенький мяч подарили самому младшему — Сергею Морозову — со словами: «продолжателю династии футбольных защитников». Это случилось, когда брат Андрей привел Сергея на собрание в отбельно-красильную фабрику текстильного объединения по случаю чествования игроков и очередных футбольных побед. Подарочный мяч вызвал бурю эмоций в семье и у знакомых. Сергей всю жизнь был с футболом, то как игрок, но большей частью, как болельщик. После войны отец некоторое время играл за городскую команду «Красное знамя». На пенсии он стал страстным телевизионным болельщиком. Отец и его брат Андрей много рассказывали об известных орехово-зуевских футболистах. Так, они хорошо помнили спортивные успехи Н. Тарасова, будущего министра, Героя Социалистического труда, футболистов Г. Архангельского, И. Рыжова, А. Шапошникова и др.
Футбол был важным, но не единственным увлечением Андрея. У него рано проявились литературные способности. Книги заменяли ему возмож-ность путешествовать во времени и в пространстве. Юный сочинитель буквально «глотал» страницы, придумывал героям необычные названия, сочинял оригинальные законченные рассказы и сказки. Андрей с удовольст-вием читал главы из романа А. Толстого «Война и мир». Больше всего его восхищал героизм солдат и офицеров русской армии. Своими впечатлениями он всегда делился с братьями и часто рассказывал им, как ведут себя настоящие герои. В красках, эмоционально Андрей объяснял, почему его тезка — князь Андрей отказался служить в штабе, а взял полк, и во время сражения получил смертельную рану. Как Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет на поле сражения. Как сражались артиллеристы на батарее Раевского. Страсть к чтению заложила в юном рассказчике особое видение мира и формировала патриотические качества личности. Его привлекали русские исторические романы, главными героями которых были Дмитрий Донской, Борис Годунов, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский и др.
Братья Андрей /слева/ и Иван Морозовы
Андрей был истинным ценителем классики, прекрасным рассказчиком и умел притягивать к себе внимание окружающих. Он находил интересные факты и информацию в обыденных и привычных новостях. Способности быстро анализировать информацию, спокойно реагировать и фильтровать критику, чётко и интересно формулировать мысли, быстро проявились в умениях и навыках журналиста. Ни одна казарменная газета не выходила без участия Андрея. Его приметили в региональных газетах.
Иван
Другим серьезным увлечением детей в семье Морозовых была музыка. Семейную реликвию семьи представлял патефон с пластинками, на которых были записи любимых песен. Он немного напоминал музыкальную шкатулку, только большую по размерам. Небольшой чемоданчик за специальную ручку нередко выносили на улицу и устраивали импровизированный концерт. Особенно преуспел в этом Иван (1907–1985). У знакомых родных сохранилась физгармония, в семье любили слушать ее своеобразные звуки, красивые мелодии. Благодаря родителям Иван быстро понял, что музыка — это искусство, которое говорит на своем языке — языке звуков. Музыка прочно вошла в его жизнь.
Иван — за пианино, Роман — мандолина, Сергей — в роли слушателя
Его интересовало все — домбра, мандолина, другие инструменты. Иван с удовольствием стал заниматься в местном оркестре при Доме профсоюзов /сегодня — детский центр «Родник»/ и вскоре привел туда своего брата — Андрея, который хотя и не отличался в игре на струнных инструментах, зато виртуозно отстукивал ритм на деревянных ложках и обладал приятным тембром голоса. В семье часто рассказывали детям об их земляках- меценатах и благотворителях Морозовых, заложивших основы Рабочего театра, покровительствующих искусству. Говорили о С. И. Зимине, который очень увлекался музыкой и основал в 1904 году в Москве оперный театр. Иван много слышал о творчестве выдающихся русских артистов Л. В. Собинове и Ф. И. Шаляпине, который приезжал в город с концертом в 1918 году. Уже тогда мои родственники, как и другие орехово-зуев- цы, знали имена прекрасного педагога-музыканта Андриана Николаевича Гайгерова и его дочери — музыканта и композитора Вари, основателя музыкальной школы Сергея Никаноровича Корсакова. Увлечение музыкой Ивана бережно поддерживала Елизавета Андреевна. Она покупала ему специальные тетради, где записывались ноты и показывала, как лучше их запомнить.
Иван делал успехи и уже мог не только играть на музыкальных инструментах и выступать в качестве солиста, но и в качестве дирижера. Ему нравилось расставлять акценты в музыкальных композициях через собствен-ное восприятие произведений: менять тональность, акцентировать внимание на определенных инструментальных партиях. Иван виртуозно исполнял «Чардыш», «Музыкальный момент № 3» Шуберта, другие музыкальные произведения. У юного исполнителя было еще одно увлечение — театр. В большей степени оно поддерживалось отцом. Василий Степанович был горячим поклонником театральных постановок по произведениям известных авторов. В Орехово-Зуеве они проходили в деревянном Летнем театре, который находился в бывшем парке Народного гуляния господ Морозовых /позднее — парке 1 мая/, а затем и в прекрасном Зимнем театре /сменившем ряд названий/, построенном на пожертвования фабрикантов Морозовых. Театр был открыт в 1912 году популярной оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя». Постановка осуществлялась силами артистов Большого театра с участием Ф. И. Шаляпина. В спектакле участвовал хор рабочих под управлением А. Н. Гайгерова. На театральной сцене гастролировали лучшие драматические и оперные артисты г. Москвы: В. Качалов, И. Москвин, А. Яблочкина, Л. Собинов, А. Нежданова и др. Здесь выступал и симфо-нический оркестр из рабочих, созданный С. Н. Корсаковым. Заядлых теат-ралов было немало. Случалось, что на представления люди приходили целыми семьями, иногда это удавалось и моим Морозовым. У Василия Степановича было особое отношение к известному оперному певцу Ф. И. Шаляпину, не раз бывавшему в гостях в московском доме у его родственников. Дед искренне восхищался выходцем из крестьянской семьи, неординарной музыкальной личностью, великим артистом, покорившим самые престижные театры мира.
Елизавета Андреевна воспринимала театр как часть своего детства с массой положительных эмоций. Поэтому увлечение своих детей театраль-ными постановками считала продолжением своих желаний. Несмотря на искреннее увлечение родителей театральным искусством, для них стало неожиданностью решение сына Ивана стать актером. Они прочили ему другую более «практичную» карьеру, но Ивану с детства нравилось выступать на публике и примерять на себя разные роли. Страсть к музыке, литературе и театральным постановкам привели его в Москву — родные места его любимой бабушки. Город завораживал своими достопримеча-тельностями. В те годы группа совсем молодых московских студентов организовала Студенческую молодежную драматическую студию, которая занималась по системе Станиславского. Первым руководителем московской студии был Е. Б. Вахтангов. Позже она была принята в семью Художест-венного театра. На ее сцене с успехом шли постановки «Зойкина квартира», «Бег», «Дни Турбиных», «Егор Булычев» и др. Они были очень популярными среди москвичей, в среде молодежи. Иван с успехом прошел отборочные испытания для поступления в труппу студии, однако не прошел по конкурсу. Потом в семье говорили, что приоритет отдавался в первую очередь выходцам из рабочих и крестьянских семей, а Иван был из семьи служащих. Иван в 30–40 годы и позднее работал помощником руководителей оздорови-тельных и культурных организаций. Он умел увлечь людей музыкой, песнями, рассказами, играми. Да и проживая в казарме, Иван вместе с П. П. Мониным, Н. В. Гараниным, Н. И. Михайловым, И. Я. Соколовым и братьями Романом и Андреем нередко выступал в концертах самоде-ятельности. В оздоровительных организациях, где работал Иван, часто с ним находился и его брат Сергей, которого отпускала мать, чтобы поправить здоровье. Общаясь с Иваном, Сергей перенимал все лучшее, что было накоплено в семье. Позже традиции Ивана Васильевича продолжила его дочь Галина. Она окончила музыкальную школу, играла в студии О. Табакова, защитила кандидатскую диссертацию.
Роман
Шашки, шахматы, домино, плаванье, волейбол, лыжи — все эти занятия были привычными в семье Морозовых. Комплект для игры в шашки —пластмассовая коробочка с черно-белыми шашками и картонное поле до сих пор сохранились в нашей семье как напоминание о прошлом. В шашки играли с удовольствием, особенно, мальчишки. На уровне города непревзойденным авторитетом в игре в шашки был Роман Морозов /1914–1971/. Однажды Василий Степанович рассказал ему о том, что эта игра сравнима с военным искусством. А позже Роман сам прочитал об этом в «Войне и мире» А. Н. Толстого. С этого момента шашки стали незаменимы в его жизни. Они помогали развивать самообладание, логику, прогнозировать результаты. Ему импонировало, что шашками увлекались А. Пушкин, А. Суворов, А. Чехов, Г. Державин, Наполеон, и многие другие известные личности, и он старался подражать им. Сначала это была просто детская забава, когда расставленные случайным образом фишки, щелчками пальцев летели и сбивали шашки соперника, а потом стало серьезным увлечением. Простота шашечных правил помогала раскрыть глубину и красоту замыслов, реализуемых на шашечной доске. Увлеченные дети успевали сыграть партию и на перемене в школе, и во время обеденного перерыва. Позднее в семье Морозовых появилась литература по шашкам. Тогда издательства выпускали пособия по шашкам и специализированные журналы: «64. Шахматы и шашки в рабочем клубе», «Шашки в массы», шахматно-шашечная газета «64». Позже Роман начал участвовать во взрослых турнирах, которые проходили на крутовской летней площадке профсоюзов /«Англичанке»/. Признанными авторитетами шашистов были тогда орехово-зуевцы: опытный игрок Н. Дрыгин и В. Морев, который организовал и руководил клубом шашистов в ДК текстильщиков. Роман был непременным членом шашечного клуба В. Морева в ДК текстильщиков.
Игра в шашки и увлечение музыкой научила Романа уравновешенности и общительности. Музыка дала ему возможность художественной реализа-ции, развития эстетического восприятия мира.
Р. В. Морозов в гостях у брата С. В. Морозова исполняет романс
Он всегда старался найти компромисс между своими желаниями и амбициями. Однажды он услышал от отца рассказ об известных заводчиках Демидовых и запомнил невольно брошенную фразу: «Делай то, что не серд-це велит, а голова приказывает». Поэтому он никогда не стоял перед выбором — делать, что хочется или что надо? В любой ситуации старался не поддавался эмоциям и научился быстро разряжать обстановку. Однажды произошел курьезный случай, когда Роман, сокращая время в пути, направлялся домой через Клязьму по тонкому льду, провалился и начал тонуть. К счастью, рядом оказались совершенно посторонние люди, и они вытащили его на берег. Возвращаясь домой, он очень боялся, что родители будут укорять его за беспечное поведение и готовился к громкому разбирательству. Но к своему удивлению не услышал громких обвинений. Василий Степанович лишь сказал, что все они очень беспокоились и надеются, что подобное больше не повторится. Семья следовала принципу — «думай о других, а поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Как и другие его братья, Роман увлекался музыкой. Родители купили сыну мандолину, родина которой была Италия, но в 30-е годы была распространена и у нас в стране. Этот инструмент с бархатным, трепетным тембром не мог остаться незамеченным среди музыкантов и рядовой публики. Роман с упорством начал его осваивать, а вскоре вместе со своим братом Иваном стал участником струнного оркестра В. И. Осокина, отзывчивого и замечательного руководителя, талантливого музыканта и мудрого советчика. В. И. Осокин полностью посвятил себя музыке, был очень требователен к себе и юным музыкантам, но никогда не обучал музыке как ремеслу. Духовная составляющая была главной, и только потом — изучение нотной грамоты, разучивание новых произведений. У братьев Морозовых быстро установился душевный контакт с наставником, без которого занятия музыкой не дали бы нужного результата. Опытный дирижер сразу распознавал фальшивые звуки, хмурился и просил оркестр повторить несколько тактов, чтобы дать шанс исправиться. И так несколько раз, до тех пор, пока не добивался идеального звучания. Он точно знал, как нужно работать, чтобы добиться успеха и признания зрителей. Поэтому в своих учениках ценил трудолюбие и самокритичность. Старожилы вспоминали, что Осокин всегда носил свою скрипку в черном футляре и часто просто подмышкой. Его сутулую фигуру можно было заметить издали, когда он семенил на занятия мелкими шашками, невысоко поднимая ноги. Оркестр, руководимый бессменным дирижером, неоднократно участвовал в различных городских и областных конкурсах. В оркестровой деятельности свой вклад внес и преподаватель по классу скрипки М. И. Побединский. Игра в оркестре давала братьям Морозовым бесценный опыт общения с музыкальными произведениями самых разных направлений и стилей, открывала дорогу в самое сердце музыки. За этим стоял огромный труд. Выступая с оркестром, необходимо было тренировать выдержку, справляться с волнением, иметь невероятный заряд энергии. Музыкальные навыки пригодились Ивану и Роману в армейской службе. После войны Морозовы нередко собирались вместе. Роман брал мандолину, играл и пел. Часто он с проникновенным чувством исполнял песню «Бескозырка». После слов «…как носили матросы, чуть-чуть набекрень», следовал жест к голове, показывая, как это делают на флоте. Он, как и раньше, любил исполнять «Чардаш» В. Монти, «На сопках Маньчжурии», русские народные песни. После войны Роман сначала работал на заводе «Респиратор», затем — на заводе им. В. А. Барышникова /сегодня — АО «Стекломаш»/. Раньше в этом здании были механические мастерские и фабричное училище Т. С. Морозова.
Роман Васильевич Морозов. Военные годы
Поделитесь с друзьями