«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

3 ноября 2022 года

Черноголовка

Перечитывая «Черноголовскую газету». Часть 37

« предыдущая следующая »

Черноголовская газета № 31 (530) 28 июля - 3 августа 2001 года

На пике славных дел

В замечательном ряду нынешних юбилеев - семидесятилетие видного ученого, доктора физико-математических наук, профессора Вадима Васильевича Барзыкина, чья жизнь многие годы прочно связана с Черноголовкой. За плечами Владимира Васильевич - годы плодотворного труда в черноголовской части Института Химической физики, с 1987 года он возглавляет лабораторию горения дисперсных систем Института структурной макрокинетки. Барзыкин - автор 150 научных статей и изобретений. Научные заслуги и высокий авторитет позволили ему стать членом Российской секции Института горения, а в 1988 году занять пост заместителя председателя Научного совета по горению и взрыву РАН. По совместительству Вадим Васильевич является профессором Московского физико-технического института и региональным редактором международного журнала "Самораспространяющийся высокотемпературный синтез".

В Черноголовке он живет и трудится около сорока лет. На имя Барзыкина был выписан один из первых ордеров на квартиру в доме, со строительства которого начиналась Первая улица нашего поселка. Здесь, в научном городке, многие из сегодняшних и ныне уже бывших жителей стали для него коллегами, сослуживцами, хорошими знакомыми, товарищами по любимым видам спорта. И сегодня он известен как один из лучших среди черноголовских пловцов, нередко восхищая молодых техничностью и выносливостью.

Вадим Васильевич продолжает беречь свои давние добрые связи с друзьями - черноголовцами, куда бы не заносила их судьба, неравнодушно и даже трепетно относится к Черноголовке и ее людям, и сердечность его отношения к ним не остается без ответа. Редакция "ЧГ" рада присоединиться к многочисленным сердечным пожеланиям в адрес Вадима Васильевича. Поздравительное слово на наших страницах предоставляется соратнику и другу юбиляра, академику РАН, директору ИСМАН Александру Григорьевичу Мержанову.

24 июня исполнилось 70 лет Вадиму Васильевичу Барзыкину, выдающемуся ученому и замечательному человеку. Я знаю Вадима Васильевича (ВВ, как его иногда называют, имея в виду неукротимую энергию, спрятанную внутри, как у взрывчатых веществ) более 50 лет. Мы познакомились и подружились в 1949 году во время сдачи экзаменов на физико-математическом факультете Ростовского Университета. Вместе учились, вместе занимались спортом. В этом деле ВВ меня частенько обходил. В волейбол я играл в факультетской команде, он - в университетской, в баскетболе я был запасным, он - в основном составе. Он был двухкратным чемпионом СССР по альпинизму, я же в горах не бывал. На равных сражались, пожалуй, только в настольный теннис.

После окончания университета в 1954 году мы расстались, но, как оказалось, ненадолго. ВВ поехал в Таганрогский радиотехнический институт преподавать физику. Мне же удалось устроиться в Институт химической физики АН СССР в группу Федора Ивановича Дубовицкого, и когда в 1956 году встал вопрос о расширении группы и преобразования ее в лабораторию, я порекомендовал Ф.И. пригласить на работу В.В. Барзыкина. Федор Иванович согласился, и ВВ переехал в Москву. Здесь его ждал неожиданно быстрый успех. На время работы в библиотеке (т.е. оформления допуска) я предложил ВВ решить краевую задачу в теории теплового взрыва - с тем, чтобы ему было нескучно заниматься. Задача была непростой, и у классиков (Д.А. Франк-Каменецкого, Я.Б. Зельдовича) ее решения не было. Каково же было наше всеобщее удивление, когда ВВ справился с ней за два месяца без допуска в лабораторию. Такого в истории Химфизики до тех пор не бывало! Я радовался и гордился другом, а Федор Иванович проникся к ВВ уважением, сохранившимся на всю оставшуюся жизнь. Вскоре стало очевидным методологическое значение той его первой работы, т.к. конкурировавшие теории теплового взрыва Семенова и Франк-Каменецкого стали отныне предельными случаями краевой задачи.

Переехав в Черноголовку, ВВ стал одним из ее первых поселенцев, получив квартиру в самом первом доме по будущей Первой улице, но еще несколько лет работал в Москве. В 1960 году в черноголовской части Института химической физики были созданы первые лаборатории, и ВВ возглавил в нашей лаборатории группу воспламенения. Ею выполнено немало интересных и важных работ по теории и практике теплового взрыва и зажигания. Наиболее известны авторские труды В.В. Барзыкина по очаговому взрыву, нестационарной теории теплового взрыва, тепловой теории зажигания, динамическим режимам воспламенения, полигонным испытаниям теплового взрыва больших зарядов взрывчатых веществ. Он остался верен этой тематике и в дальнейшем и, став крупнейшим специалистом в этой области, завоевал мировое признание коллег.

В Черноголовке раскрылся дар ВВ к организационной работе. Он был ученым секретарем оргкомитета 1-го Всесоюзного симпозиума по горению и взрыву (а председателем его был сам Н.Н. Семенов), сыграл важную роль в организации всех последующих, а также в создании Международного журнала по тематике самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС). Неоценима его деятельность в научном Совете по горению и взрыву при Президиуме РАН, как и его участие в другой разнообразной работе, в т.ч. информационно-аналитической и наукометрической.

Не только яркий научный авторитет, но и личные качества Вадима Васильевича снискали ему всеобщее уважение. Он исключительно доброжелателен и общителен. В нашем институте говорят, что плохое отношение ВВ надо заслужить особо. Что же касается его надежности в делах, то она давно стала образцом. Николай Николаевич Бахман, известный специалист по горению, однажды заметил: "Как тебе повезло, что работаешь с Вадимом. Это же столп, глыба, стопроцентная надежность."

Помню, как много лет назад важная работа срывалась из-за отсутствия одного "сверхсекретного вещества". В Ленинграде ВВ сумел его достать, мы привезли вещество, нарушив все правила перевозки и оформления, были строго наказаны и надолго стали "невыездными". За прошедшие с тех пор годы он ни разу не упрекнул меня за то, что был втянут в эту историю.

Помимо вышесказанного, Вадима Васильевича отличает живой интерес ко всему, что происходит и рядом с ним, и в большом мире. Как ему удается сохранить в себе живую, я бы сказал, детскую любознательность - одному Богу известно.

Поздравляя Вадима Васильевича с юбилеем, хочу пожелать только одного - здоровья, а любви окружающих ему не занимать.

А.Г. Мержанов

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.