По Стромынке - окончание
Георгий Ровенский
К Берлюковой пустыни
Итак, направляемся с юга после мостика через Ворю и через 500 метров поворачиваем направо к древнему Николо-Берлюковскому монастырю, что на территории старой пустоши Берлино.
И уже с самого начала поворота быстро проглянет вдали и знаменитая колокольня (1898-1902) в 91 метр высотой, несущая еще и семиметровый позолоченный крест. До неё примерно 1,5 км
И сразу почувствуете, что вы въезжаете или паломничаете пешочком в старину.
Легенда относит основание здесь первого скита пустынником Варлаамом из разоренного монастыря около 1606 г., в Смутное время. Более 400 лет старины.
Потом он построил и церковь во имя принесенной сюда старицами иконы св. Николая Чудотворца.
Так началось устроение обители.
Старинная фотография. Зима
При Генеральном межевании 1768 года.274. Николаевская Бирлюковская пустынь, Московского уезда, Таракманова стана, владение той пустыни настоятеля с братиею, межевал в июле 1768 г. Нагель. Пашня 15 д(есятин – 1,06 га) 1576 с(ажень квадратных), лес 7 513 с, сенной покос 6 д 600 с, речка (Воря) 2000 с, пустынь 1846 с, дороги 900 с, всего 38 д 235 с. Шифр карты в РГАДА - Б-11с(иняя), на карте Кусова – квадрат Д-7.
На рис. из карты Межевания 1768 г.
Слева – быстрая река Воря повернула к югу, чтобы добраться до тихой Клязьмы.
Из описания 1764 г.:
- Церковь (в центре) каменная, двупрестольная, одноглавая, крытая тесом, во имя Живоначальной Троицы и с приделом во имя святителя Николая чудотворца.
- Колокольня деревянная, крытая тесом, на двух столбах, пристроенная к Троицкой церкви с западной стороны. Колоколов на ней четыре.
- Строительских келий - 2, при одной через сени хлебня при другой клети.
- Братских келий - 2 с сенями.
- Сараи, амбары и погреба для хозяйственных нужд. Все строения деревянные, крытые дранью.
- Ограда вокруг обители бревенчатая, с восточной стороны святые врата, деревянные под шатром с главою, на ней крест деревянный.
Братии (...) 8 человек. Под всей пустынью земли 49 саженей в длину и 29 в ширину.
Отметим и кусочек повернувшей на юг Вори – западной границы владений монастыря.
Нижний храм во имя св. Михаила, Собора Христа Спасителя
Первый «теплый» каменный Троицкий храм (1786) был построен с тремя приделами (в т.ч. св. Николая Чудотворца и вмч. Мины), расширен и освящен в 1884 г.
Первый из храмов, возвращенный Церкви 2005 г. Освящен в 1847 г.
В 2015 г. были возвращены остальные храмы.
В 2020 году «19 августа, в праздник Преображения Господня, в Николо-Берлюковском монастыре прошло великое освящение Храма Христа Спасителя и Собора Святой Троицы».
Обретение чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Иудой»
Многое в жизни монастыря связаны с этим событием, и потому приведем подробности.
«В 15 верстах от обители в казенном селе Кудинове женщина страдала глазною болезнию более двадцати лет; и уже совершенно лишена была зрения.
Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит перед собой в сонном видении некоего благолепного мужа, который спрашивал ее: «хочешь ли быть здоровою и прозреть?», и на ответ ея, что «она всегда усердно молит Бога, и что, знать, за грехи Господь лишил ея видения дневнаго света», неизвестный тот, показав Икону Христа Спасителя, ту самую, как она по прозрении уверяла, которая исцелила ея, сказал: «отслужи молебен перед сею иконою, и Бог исцелит тебя». Женщина обещалась, и видение кончилось… После напрасных поисков такой иконы, на третий сон было сказано «Иди в Берлюковскую пустынь там найдешь эту икону, отслужи перед нею молебен, и прозришь».
Поутру отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезде в пустынь, просили монахов отыскать икону по описанию слепой; но, сколько не искали, не нашли.
Чрез несколько времени болящая снова удостоилась видения, в котором открыто ей, что виденная ею икона находится в монастырской хлебопекарне, там она может отыскать оную, и исполнить свое обещание. Немедленно слепую опять привезли в монастырь; по словам ея монахи тотчас отыскали в хлебне икону Спасителя, запыленную, закопченную, стоявщую в углу без всякаго призрения; отерли, обмыли, и разсмотрев писание, спросили слепую…
Да, эта самая, отвечала слепая, я твердо помню, что позади Батюшки Спасителя стояли два солдата, один держал Его ручки, а другой поднял кверху веревки; а спереди Иуда окаянный лез Его целовать.
Ну, так, сказал иеромонах объятый благоговейным ужасом; только лики-то очень темны, и трудно разсмотреть их: молись же с усердием, я сей час начну молебен, и освячу воду. По окончании молебна слепой дали святой воды, она немного выпила, потом помазала себе глаза, и что же!
В одно мгновение струпы покрывавшие ея сомкнутыя ресницы, отпали, веки разошлись и слепая двадцать лет прозрела. Неописана была радость исцелевшей; в святом интузиазме она схватила стоявшую икону, тысячекратно лобызала лик Спасителя, орошала Его теплейшими слезами, и не будучи в состоянии говорить, указывала предстоящим, то на свои глаза, то на икону, и снова начинала лобызать, и плакать.
Это видимое явление премилосерднаго Бога в иконе Его, для оказания помощи страждущему человечеству, подобно деланию бурного ветра разнеслось по окрестностям; на другой же день многочисленная толпа народа наводнила монастырь: все просили молебнов чудотворной Иконе Спасителя, что в хлебне, или как говорили простодушныя старушки Спасу Милостивому. С раннего утра начинали петь молебны, оканчивали не ближе ночи; некоторые, потеряв терпение взойти в хлебню дверми, лезли в окна».
Возросшая Вера в исцеления потом была подтверждена многими тщательно проверенными случаями.
30 ноября 1829 года, как свидетельствует документальная запись, «…Московской первой гильдии купец Михайло Кирилов Кондрашев принес в оную Берлюкову пустынь сделанную им собственным коштом на Образ Христа Спасителя серебреную ризу чеканной работы, с позолотою на Спасителе одежды, с накладным венцем, убранным мелкими стразами, которая риза на икону возложена».
Это был создатель шелковой фабрики в д. Щелково уже отмеченный за высокое качество наградами. Подобная риза есть на недавно подаренной монастырю иконе от Волковой-Павловой Н.Н.
На днях удалось поймать в Сети на Аукционе литографию этой иконы с четкими надписями:
«Приступаетъ ко Иисусу Иуда, лобжет его, отвещает ему кротко Иисусъ «Твори еже хощеши»
И внизу: «Празднество сей иконе бываетъ въ Берлюковской пустыне в 10-е воскресенье по пасхе».
Я долго искал это полноцветное изображение подобной иконы. В апреле этого года эта малая икона (13х17 см) была продана на аукционе в Германии за 630 евро.
Икона в сотнях списках и литографий пошла по России.
Икона была по анализу историков древняя – при возрождении в 1775 г. монастыря митрополит Платон приказал перенести оставшиеся в окрестностях «без пения» церкви в монастырь. В 1780 - Сергиевская церковь из соседнего по Воре Савинского, в 1804 Казанскую из Топорково (она стала кладбищенской), в 1807 Спасскую из Кармолино (возможно отсюда и поступила икона «Лобзание») и несколько других с утварью и иконами. Но история происхождения чудотворной иконы «Лобзание Иудой» все-таки остается неясной.
С крестными ходами она прошла по многим селениям Подмосковья, особенно при засухах и пожарах, при холерных бедствиях.
Сотни людей встречали её и подключались к потоку.
К отмеченным вначале 3-4 исцелениям присоединились и другие чудеса, прославляющие икону.
Десятки тысяч паломников потекли в Монастырь, для них был построен целый квартал гостиниц.
Семейная икона из Заречья Влад. губ. от Волковой Н.Н. в руках у директора музей Берлюков Панина Александра Николаевича, автора многих исследований и книг. Икона помещена в Нижнем храме.
Что можно сказать о происхождении иконы и времени ее написания? В повествовании о Николаевской Берлюковой пустыни послушник Василий Розанов высказывает суждение о появлении святой иконы в монастыре, которое приводит нас в старинное село Кармолино: «…Рассказывают некоторые из братии, что эта икона Спасителя привезена в монастырь вместе с прочими иконами и вещами и утварью из упраздненной церкви села Кармолино, отстоящим от пустыни пяти верст».
В 1696 году «по челобитью стольника Василья Иванова сына Воейкова, велено: из Переславскаго уезда Залесскаго с погоста Андреевскаго старую Николаевскую церковь, разобрав, перевесть в Московский уезд, в Радонежскую десятину, в вотчину его, в сельцо Кармолино и построить на удобном месте во имя Всемилостиваго Спаса» 40.
К началу XIX века село Кармолино с окрестными землями принадлежало уже Берлюковской пустыни. Кстати, общая площадь угодий монастыря составляла до 1917 года около 100 га. Обитель держала в с. Кармолино хозяйственное подворье, большую пасеку, а позже, при настоятеле игумене Ниле, приобрела в этом селе старый господский дом и парк и привела все это в хорошее состояние. Там проживала часть братии, занятая на работах на подворье.
Храм Спаса Нерукотворного в селе Кармолино к концу 18-го века сильно обветшал. Сохранилась только его трапезная часть. С согласия местных жителей, ее и перевезли 31 октября 1806 года, при настоятеле иеромонахе Пахомии (Волкове), в Берлюковскую обитель вместе со всеми иконами и церковной утварью. А в селе Кармолино на этом месте был водружен большой поклонный крест с иконой Спаса.
К этому кресту со времени настоятеля игумена Нила в Спасов день 16 (29) августа совершались из Берлюковской пустыни большие крестные ходы. Трапезная часть была поставлена в Берлюковской обители на месте, где сегодня стоит храм Всех Святых. Стали выпекать там хлеб. Вот в этой-то хлебопекарне и произошло обретение чудотворной иконы, что само по себе символично.
Таким образом, следы иконы - в Переславль-Залесском.
Патриарх Пимен о чудотворной иконе монастыря
Патриарх Московский и всея Руси (1970-1990) Пимен (1910-1990), подростком (Сергей Извеков) жившем в Богородске (Ногинске) и много раз бывавший в обители написал через много лет стихотворение - воспоминания об иконе.
Вчитываясь в строки, написанные Святейшим уже много лет спустя в память о посещении Берлюковской обители, понимаешь, какой глубокий след оставила в его душе молитва перед чудотворным образом «Лобзание Иисуса Христа Иудой».
И в воскресенье десятое здесь торжество,
Богомольцы идут отовсюду.
***
Толпятся люди грудою,
Вот образ тот святой -
"Лобзание Христа Иудою",
Целебный, небольшой.
В красивой ризе с камнями
Икона хороша,
В молитве светлой пламенной
Стремится к ней душа.
Прими, Господь, стремленье
И душу облегчи,
Мне даруй исцеленье
И вере научи.
Ок. 1949 г.
Колокольня и колокола
Историческое событие. Водружение вертолетом купола
колокольни с семиметровым крестом.
Это было непростое действие - на высотах выше 80 м дуют сильные ветра, подвеска раскачивается, нужно особое мастерство, и потребовался почти час на завершение.
По рассказам гребневских старожилов в Берлюках был 1000-пудовый колокол. И в большие праздники именно он подавал первый звон для всей округи, потом ударял наш гребневский 600-пудовый колокол и вся округа затем наполнялась радостными перезвонами десятков церквей.
При Советах звон больших колоколов запретили сразу, а потом большие колокола изъяли, а потом и многие церкви закрыли – и содружество территории мелодиями звонниц прекратилось.
Возрождение монастыря привело и к появлению колоколов на старой (1900 г.) колокольне.
На 4-м ярусе поместили легкие колокола курантов, отбивающих четверти часов и сами часы.
На 3-м ярусе – средние и малые колокола.
На 2-м ярусе – разместили главные – 500 пудовый и 300 пудовый колокола. Впишутся ли они в симфонию многих церквей – для этого нужна особая договоренность.
Фрагмент гравюры 19-го века с изображением колокольни Троицкого собора и справа звонницы 1000-пудового праздничного колокола (1851)
Игумен монастыря Евмений (Лагутин) бьет в 500-пудовый колокол на 2-м ярусе колокольни в честь завершении операции подъема колокола.
6 июня 2015 года новый колокол Николо-Берлюков-ского монастыря зазвучал во время Всенощного бдения.
Пещерный скит
Но даже если вы не горите желанием что-то изучать, туда все равно стоит просто съездить и увидеть всё описанное своими глазами. Николо-Берлюковская пустынь – это, возможно, один из самых недооцененных туристами и паломниками монастырей Подмосковья. Настоящий, не парадный монастырь, с замечательным игуменом, с интересной историей, обширным архитектурным ансамблем и остатками загадочных скитских пещер.
Действительно это стоит посещения.
Старое фото: Автомобилист у купола полуподземной церкви Иоанно-Предте-ченского скита на склоне к Воре.
История подземных пещер и келий началась здесь давно.
Можно думать, что и в 1600 г. основатели пустыни пришли сюда и жили в местной карстовой пещере над Ворей.
В 19-м веке в этих пещерах подвизался Берлюковский старец схимонах Макарий проживший с 1841 по 1847 годы в них безвыходно.
Старец ископал своими руками в пещерах две келии и по его же молитвам забил источник чистой родниковой воды. Старец преставился 1 апреля 1847 года, завещав настоятелю монастыря отцу Венедикту выстроить на пещерах храм.
В 1857 году началось строительство деревянного келейного корпуса у пещер, а территория старинного монастырского леса, расположенного вокруг пещер, была обнесена высоким дубовым забором.
С 1861 по 1864 гг. благотворителем купцом Щенниковым построена была церковь - «во Имя Святого Иоанна Крестителя Господня… В 1864 г. на Сибирском Каслинском заводе был изготовлен чугунный вызолоченный иконостас весом 180 пудов с иконами медной чеканки». В 1865 храм был освящен». Вход его выходил фасадом на Ворю, а сам алтарь располагался в пещерном пространстве. Ход к нему шел в железистом известняке. Достаточно крепким, чтобы держать и слой плотной глины над ним. И кельи стали использоваться монахами, стремящихся к уединению.
В Советское время верх храма был разобран местными жителями на кирпичи и материалы. Из-за этого откос подсел и засыпал вход и трапезу.
В 2000-х гг. место это исследовали волонтеры. С осторожностью и привлекая опытных специалистов, они продвигались внутрь.
Дмитрий Юрков привел план пещер и ход раскопок.
С дыры на откосе и началось
Были раскопаны и ступени хода из пещеры наверх и к кельям
Главная находка – знаменитый чугунный иконостас
Из статей Дмитрия Юркова и Александра Панина на сайте Бирлюки.Ру.
Благодарим Александра Панина и возвращаемся на шоссе.
Громково-Черноголовка-Стромынь
Итак, оставляя слева Громково с Мизиновым, через 4 км пересекаем Бетонку (ЦКАД - А 117) и всё по тому же Щелковскому шоссе по указателям попадаем через 6 км в Наукоград Черноголовка – город ученых физиков и химиков, строго засекреченный в старину.
В старину здесь была небольшая деревенька рядом на речке Черноголовль, которая стремилась, огибая высокие места, на юг к Клязьме и ее обширное пространство называлась стан Черноголовль (Черноголовская волость) и даже с Москвы в конце IX19 веке шел сюда отдельный Черноголовский тракт.
После Бетонки правая дорога на Черноголовку м Стромынь теряет свой номер и звание Щелковской и уже как 46К-7230 по Полевой улице въезжает в Наукоград, если вам хочется узнать секреты. Но чтобы не мешать ученым, вам предлагают Объездное шоссе, которое и выведет вас к Стромыни и его Успенскому храму.
В старину Стромынка была прямее.
Карта 1768 г. при Генеральном Межевании (РГАДА).
Публикуем впервые. Следы монастыря еще видны.
В церковь Стромыни передал я и скан редкой фотографии со священником о. Андрея из Стромыни из семейного архива Соколовых (Гребнево).
Успенский храм села Стромыни
На престольные праздники собирались священники даже их далеких селений – 10-20 км тогда не считалось далекими.
После расправ 1930-х гг. храм был закрыт, но в войну Успенский храм его удалось открыть, но в 1961 закрыли, но чудотворную икону и многие вещи церкви местные жители сохранили до 1988 г. когда был проведен первый молебен.
Из книги Соколовой Н.Н. (Гребнево) «В годы гонений»
Расскажем о монастыре на Стромыни, который образовал в 1379 г. Сергий Радонежской от Троицкого монастыря по просьбе Великого Князя Дмитрия - «обогати же и удоволи его князь Великий Димитрий всеми потребами…».
Возможно, что нынешняя речка Дубенка имела тогда название Стромынь. Название монастыря «Успенский» связано с битвой с татарами в 1378 году на реке Воже в день празднования Успения Божией Матери. Монастырь имел особый статус, согласно межевых книг – «особняк, Государево богомолье».
В Смутное время, после пожара монастыря, он утратил свое государево значение и через столетие был уже разобран.
Память о нем хранит его чудотворная икона Кипрской Богоматери, перешедшая в Успенский храм.
Древнее предание говорит, что ею великий подвижник земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил ученика своего Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь.
Другим памятником стали мощи его сотоварища прп. Саввы Стромынского, хранящиеся теперь в Успенском храме.
Источники
- Видов К. Стромынская дорога. «Наука и Жизнь», 1992 №1.
- Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVII–XVIII вв. Вохонская десятина; вып. 5. Радонежская десятина. М., 1881.
- Писцовые книги Московского государства. Ч.1. Писцовые книги XVI в. Отд-е 1. СПб. 1872.
- Ровенский Г.В., Чехерева Г.А., Филимон А.Н. История Щелковского края. Библиотека журнала «Щелково». 2003.
- Ровенский Г.В. Топонимический справочник Щелковского района. 2004; 2-е изд. - 2006.
- Казаков С. Храм у дороги. Московский журнал 1995, №4 с.66.
- Сайт храмов Рождества Богородицы в с. Анискино и сайт храма св. Марии Магдалины
- Четвериков С.И. Невозвратное прошлое. Составители М. Золотарев и Н. Добрынина. М., 2001.
- Сайт богородских краеведов (ред. Маслов Е.Н.).
- Крюков С.В., Скичко Н.Д. 80 лет на благо человечества. Журнал “Ветеринарная медицина” №4 2004. О юбилее Щелковского биокомбината.
- Ерофеева А.Ф. Город Лосино-Петровский и его окрестности. Щелково, 2001.
- Архивные исследования автора в ЦИАМ и РГАДА.
- Буклеты и материалы по истории предприятий и здравниц.
- Материалы блогеров-краеведов Вадима Разумова и Александра Послыхалина
- Панин А., Морозов В. История Николаевской Берлюковской пустыни //Московский журнал N 2 - 2006 г.
- Переписка с завед. Музеем монастыря Александром Николаевичем Паниным
Поделитесь с друзьями