По Стромынке - продолжение 2
Георгий Ровенский
Сельцо Топорково («Богородское Топорково тож»)
Возвращаемся на шоссе и через 3 км временно уходим влево по ответвлению на Топорково и Мизиново – почтить память старой трассы Стромынского шоссе. Теперь дорога идет в бывший военный совхоз Орловский и Кармолино.
Давно уже я не проходил по этому пути, а 30 лет назад на майские праздники много раз шел я из Фрязино через Гребнево и Камшиловку, Топоркову и Мизинову, а дальше через Кармолино и луг - в Аксиньино к своему другу Виктору Петровичу Максимову, чтобы вскопать у его родового дома рядочек для посадки картошки. Вот такая миссия была у меня. Так что места эти знаю хорошо.
….В 1623 году как «пустошь, что было прежде сельцо Топорково», записана за Клешневыми. Через 9 лет стало опять жилым сельцом – 7 дворов с 18 крестьянами.
В 1705 году по челобитью их потомка Федора Клешнева в Топорково привезена из села Воскресенского Черноголовской волости старая разобранная церковь, которую освятили во имя Казанской Пресвятой Богородицы и первым ее священником был Авраам Евсеев, а дьяконом - Григорий Евсеев, вероятно, брат священника.
В 1736 году село, названное по церкви «Богородское, Топорково тож» продано вдове князя Дмитрия Константиновича Кантемира княгиней Настасьей Ивановной урожденной Трубецкой и вошло в состав обширного имения Трубецких «Гребнево» от Трубино до Щелкова.
В 1756 г. церковь сгорела, но старая икона была спасена и обновлена в 1758 г. управляющим имением Гребнево Богданом Умским, как гласила запись на обороте иконы в Гребневе. Церковь тоже возобновлена была. Вскоре по смерти владельцев церковь была приписана к церкви в с. Улиткино, потом закрыта за малоприходством, но в 1804 г. ее ждала иная судьба. Митрополит Платон повелел ее разобрать и сделать кладбищенской в Берлюковой пустыни. Так она попала в Альбом фотографий пустыни и к нам в книжку.
Потом церковь пережила еще раз обновление.
Она знаменита тем, что здесь был крещен Матвеем в 1761 г. сын местного пономаря, известный златоуст-пропо-ведник Михаил [1] Десницкий, митрополит Петербургский (1762, Топорково - 1824, СПб.) - известнейший ревнитель духовного просвещения своего времени, автор многих книг проповедей и размышлений.
Несколько лет назад я подготовил особый плакат о нем для общины возрождаемого храма и отвез его молодому настоятелю Александру Гаргалыку.
Известность его как златоуста-проповедника быстро растет, и в 1797 г. император Павел I, случайно услышав его проповедь, приглашает о. Михаила в придворные священники в СПб. Здесь он получает возможность издать первые проповеди и за 20 лет издал более тысячи страниц своих “слов” – обращений к душе человеческой.
О митрополите много старинных материалов, и когда-нибудь община выпустит отдельную книгу о нашем земляке - жизнеописания и проповедей и оборудует небольшую экспозицию.
Пока я приведу только один эпизод.
В 1820 г. царь Александр I в письме к княгине Мещерской много строк посвятил ему:
“Тысячу раз поблагодарите митрополита за его память, а в особенности за его благословение, которое я никогда не принимаю его иначе, как с живейшим душевным ощущением, что получаемое от него благословение есть благословение Всевышнего, так как действующую силу его он получил с верою у Спасителя, которого никогда не призывают без пользы.
Скажите ему, что я более чем когда-либо нуждаюсь в этом благотворном благословении и в его молитвах, ибо мы заняты здесь одним из самых важных, но и трудных дел. Дело это заключается в том, чтобы изыскать целебное средство против господства зла…
Сила молитв такого существа как митрополит, беспредельна, когда сердца, преисполненные верой, прибегают к ним со всем чувством убеждения в их действительности, а я нахожусь перед ним в таком именно положении”.
В 1824 г. смерть прервала его труды. Биограф о. Михаила писал:
“Скончался ты, и смерть сурово
Сомкнула вещие уста.
Но не умрет с тобою слово,
Которым ты будил сердца!
На почву бросил ты зерно,
И нива расцветет богато,
Сторицею взойдет оно”.
С приходом демократических перемен поставлены в Топоркове сначала столб-часовенка, а затем и часовня.
С возобновлением богослужений в церкви с. Улиткино, ее настоятелем о. Андреем Пугановым восстановлена традиция совершения крестного хода из Улиткино в Топорково на Праздник иконы Казанской Богоматери, бывшим престольным праздником этого селения.
Потом в Топоркове он начал восстанавливать древнюю традицию - строить деревянную Казанскую церковь. Потом сюда назначили о. Александра Гаргалыка и уже он продолжил эту работу, заложил и фундамент каменной церкви по проекту.
«14 июня благочинный Лосино-Петровского округа священник Павел Галушко отслужил молебен на месте постройки будущего храма в честь Казанской иконы Божией Матери деревни Топорково. Ему сослужили настоятель Магдалининского храма села Улиткино протоиерей Андрей Пуганов и клирик Никольского храма города Лосино-Петровский священник Александр Гаргалык.
Так началась история нашего Храма»
Настоятель Александр Гаргалык
2017 г. Фото автора.
Через 4 года стены уже поднялись.
И уже состоялся молебен у стен храма 4 ноября 2020 г.
Сельцу Мизинову - 620 лет
Следующее сельцо по старой трассе Стромынки – Мизиново. Стоит оно недалеко у впадения речки Любосеевки в Ворю. Ему более шести веков.
Историки относят именно к этому селению древнее село «Мосейково на Усть-Любосивле», упомянутое героем Куликовской битвы, князем Владимиром Храбрым, двоюродным братом Дмитрия Донского в своем завещании 1401-1402 годов. Так что можно смело праздновать 620-летие одного из древнейших селений края. Подтверждение историков мы находим и в переписных книгах 1576-1578 годов – Мосейково упомянуто в Кошелевом стане как пустошь Мосеевская, а в 1623 г. как снова населённое сельцо Мизиново трех владельцев (Г.Н.Измайлова и князей А.М.Львова и Г.В.Тюфякина).
Стояло оно, как и Анискино на Стромынской дороге. Здесь дорога сворачивала на юг и через Ворю в д. Громникову и шла на север к Стромынскому монастырю и Киржачу, а потом и мост построили.
Карта 1858 г.
В 1710-1712 гг. была построена и освящена каменная церковь во имя Иоанна Богослова, отчего и Мизиново стало зваться селом, и получило новое название - Богословское Мизиново тож. В 1733 г. оно было продано племяннику Якова Брюса, знаменитого ученого, генерала Петра I, расширявшего свои владения в Глинках. В 1753 г. Александр Романович Брюс, подал в Московскую Духовную консисторию такое прошение: «В Московском уезде в Кошелеве стану в вотчине его в селе Мизинове имеется церковь Иоанна Богослова ветхая и вся расселась и кирпичом валится и службы исправлять опасно, а вновь за слабым местом и за исхождением из земли воды настоящего фундамента достать и церковь строить нельзя, а от села Мизинова в четырех верстах имеет он вотчину, сельцо Глинково, в котором состоит его дом и живут дворовые люди и ныне он желает в Мизинове за ветхостию церковь разобрать и построить в сельце Глинках вновь каменную церковь во имя того же храма Иоанна Богослова с приделом благоверного князя Александра Невского».
Это ему разрешили, и с тех пор Мизиново стало сельцом, и только построенная потом часовенка напоминала о прежде бывшей церкви.
Работали крестьяне сельца большинство в близком Авдотьине на шелковых фабриках купцов Соловьевых (бархат и дорогой узорчатый шелк) и на своих домашних станах.
Небольшие фабрички-светелки были и в самом сельце от раздаточной конторы предприимчивого А.С. Белкина (из Корпусов) в недалеком Дядькино за рекой Ворей.
В 1899 году в её 85-ти избах - 330 жителей. Сельцо занимало первое место по грамотности в крае – 127 грамотных или учащихся среди лиц мужского пола (80%) и 30 женщин. Сказались тридцатилетняя работа земской школы (основана в 1869) и близость церковно-приходских школ Берлюкова монастыря. Земля у крестьян была общая с громковскими крестьянами (совместное сельское общество).
Рассказывают, что в селе долго стояла довольно обширная входная часовня со многими святыми иконами.
В 1901 году в Мизинове был найден горшок с мелкими серебряными монетами времен царя Ивана III. Авторы книги «Московские клады» отмечают, что «значительная доля монет разошлась по рукам”. Однако немалое число таких монет поступило и в Исторический музей. Находка подтверждала особую «бойкость» и древности Стромынского тракта.
В 1926 году у крестьян Мизинова во владении числилось 225 га пашни, 72 га покосов и 186 га леса. Всю эту землю ждала общая судьба – сначала артельная, затем колхозная, потом военно-совхозная.
Вместо старого моста рядом стали строить новый.
Краеведы помогли получить фотографии 1924 г.
На льду Вори вбивают сваи для моста.
Там, за мостом, дома деревни Громково.
Вот, наконец-то, мы увидели, как строились тогда мосты.
Раньше в половодье их сносило ледоходом. В Щелково – три раза, прежде чем поставили ледорезы…
Теперь у потомков тех крестьян – немного земли, несколько соток под усадьбой и огородами да картофельный клин. Часовня была разобрана в 1920-х гг. В эти годы закрылись и церкви недалекого Берлюкова монастыря, переведенные в разряд приходских и снова закрытых.
Здесь мы опять встретились с Казанской церковью – при Советах сюда её перевезли из закрытого монастыря, превратив в избу-читальню и клуб. В 1970-х церковь продали из-за ветхости на своз, а культработу переместилась в клуб соседнего военного совхоза Орловского.
А в 1956 г. было решено поставить новый мост через Ворю ниже по течению у д. Громково, где Воря поворачивает к монастырю.
И дорога на Черноголовку в новый академгородок для научных работников (специалистов по быстропротекающим процессам физической химии) прошла от Райков мимо Мизинова.
Так закончилась многовековая служба древнего села по обслуживанию Стромынского тракта.
Но пришла пора и Мизинову прекратить двухстолетнее житие без своего храма. XXI век призвал к этому.
Был построен и временный деревянный храм.
«31 августа состоялась первая Литургия во временном храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на ул. Гагарина деревни Мизиново. Торжественное богослужение совершил благочинный Лосино-Петров-ского церковного округа священник Павел Галушко в сослужении настоятеля храма священника Анатолия Кучерявенкова. Со многими прихожанами разделил торжество и глава сельского поселения Анискинское О.Ю. Вершинин. По окончании праздничного богослужения отец Павел вручил благодарственные грамоты прихожанам, наиболее активно участвовавшим в возведении временного храма.
А в 2016 г. был заложен каменный храм благочинным Лосино-Петровского церковного округа Павлом Галушко и священником Анатолием Кучерявенковым.
На дальнем плане временный храм.
Проект храма
Строится храм, 1 декабря 2020 г. Прислано новым настоятелем о. Валерием Очеретним.
Бывшее с/х предприятие «Орловский» (бывший военный совхоз №14)
Совсем недалеко отсюда до военного совхоза «Орловский» у д. Мизиново, поставлявшего экологически чистую продукцию космонавтам и другим военным частям.
Деревенская тишина, чистая река Воря, свежий воздух манит сюда горожан летом.
Отцом-прародителем совхоза был начальник тыла Вооруженных сил СССР Маршал Баграмян И.Х.
Им и было принято решение о строительстве поблизости военного совхоза, чтобы напрямую снабжать космонавтов свежей продукцией. Полковник Стрижков и начальник ближайшего Мытищинского подсобного хозяйства полка связи полковник Бадюков Д.В. объехали всю округу Щелковского района, переговорили с колхозами, совхозами, птицефабрикой и добились решения: передать 541 га земли, прилегающие к деревням Мизиново, Громково, Чернышево, Кармолино для организации военного совхоза.
При этом 60% продукции – это яичное производство (130 000 несушек) с поставкой 30 млн. яиц в год. 200 коров высокопродуктивной айширской породы дают ежегодно 300 тонн молока и молокопродуктов для солдатского стола и прилавков Монинского и Чкаловского гарнизонов и Звездного городка. Третья отрасль – растениеводство обеспечивает почти полный объем корма для скота, поставку картофеля и свежих овощей. Сегодня в поселке 1500 жителей, школа-девятилетка, медпункт, Дом культуры, магазин и парикмахерская – это настоящий городок - культурный центр этой части поселка, слившегося с Мизиново.
Как и многие сельхозпредприятия, они не выдержали известного события, уступили место для Акционерного общества, но и это не спасло, через 10 лет оно остановились.
Сельцо Кармолино (село Кармолино-Спасское)
Если от Орловского перейти мост через Ворю, то после километра лесной и полевой дороги начинается Кармолино, тоже бывшее селом и сельцом. В 1584-86 гг. оно записано в Отъезжем стану: В 1623 г. - «в поместьи за Федором, Васильем и Иваном Волынскими и Богданом Воейковым», в деревне было уже 4 крестьянских двора.
Так Кармолино и получило надолго двух владельцев, поделившись на две части.
И название много раз писалось по-разному - Кромолино, Кремлино, Кромлино, Коромлино.
В 1696 г. в деревне произошло важное событие – по челобитью владельца селения «Василия Иванова сына Воейкова» велено: «из Переславского уезда Залесского с погоста Андреевского старую Николаевскую церковь, разобрав, перевесть в Московский уезд, в Радонежскую десятину, в вотчину его, в сельцо Кармолино и построить в удобном месте во имя Всемилостивого Спаса, а у той церкви дворы поповы, дьячков, просвирницы, да в приходе 3 двора вотчинниковых, 15 дворов крестьянских средних».
По церкви деревня получает звание села и название Спасское. В 1704 г. здесь было 2 двора вотчинниковых с 13 человеками деловых людей, и 2 двора крестьянских.
В 1712 вдовой первого храмоздателя Анной Максимовной построено новое здание Спасской церкви.
Когда закончила существование Спасская церковь, краеведам пока неизвестно. В 1852 г. сельцо приписано было к приходу Никольской церкви в Пружках близ Макарова (на сегодняшней бетонке).
В селе - две фабрички – сукновальная и картонно-бумажная. Кармолино после отмены крепостного права административно вошло в Ивановскую волость с центром в селе Ивановском, что в 10 верстах на север.
В 1899 г. в сельце было 42 дома с 192 жителями, да в другой части – в слободке стояло 10 изб с 42 крестьянами. Земли у общества было 137 десятин пашни до 80 десятин покосов (да 33 десятин лесных угодий у слободчан). Грамотных и учащихся было 48 мужчин и всего 5 женщин.
Сельцо оставалось разделенным на 2 части и в 1904 г. Справочник губернии показал 2 селения: Крамолино (Спасское) и Крамолино (Кармолино). Вероятно, в первой части и стояла церковь…
Потом построили Никольскую церковь. Но при Советах ее быстро закрыли и свезли деревянный сруб в Мишнево, где собрали из него клуб, существующий и сегодня.
Но церковная миссия селения не угасла.
«Свято место пусто не бывает».
Сегодня в Кармолино - церковь св. мученика Анатолия.
Она была построена 1999-2004 г. при инвесторах - семьи бывшего дипломата в юго-восточных странах, а потом с 1990 г. предпринимателя Анатолия Шмараева (1931-2001 гг.), упокоенного здесь на деревенском кладбище.
Освящена в 2005 г. при настоятеле Анатолии Ивановиче Кучерявенкове, о котором мы уже писали, но теперь расскажем подробности. Он родился в 1947 г., окончил в 1971 г. Ленинградский электротехнический институт, работал научным сотрудником во Фрязино в Институте радиотехники и электроники по специальности.
Ученые ФИРЭ многое сделали с 1985 г. для пропаганды во Фрязино идей православия. Все главные философы страны побывали у нас, и в конференц-зале Института и клубе города почти еженедельно шли большие встречи с ними.
Так Бог позвал его к служению, и в 2004 г. он был рукоположен Митрополитом Ювеналием в священники и назначен настоятелем строящегося нового храма.
На сайте рассказано: «Небольшая кирпичная церковь. Одноглавый четверик с алтарем и притвором, в декоре заметно влияние псковско-новгородского зодчества.
Сооружена на сельском кладбище в 1999-2004 попечением семьи Шмараевых».
Медное Власово
Мы должны обязательно заехать в Медное Власово (раньше была прямая дорога из Мизинова), поскольку на карте памятников старины отмечена и усадьба.
На предыдущей карте Мизинова 1858 г. вы могли не обратить внимание на слово Мед. в нижней части, где буква «е» написана по старорусски. Оно обозначило медно-латунный завод.
У впадения Любосеевки в реку Воря, на ее правом берегу, расположен археологический комплекс Медное-Власово, включающий в себя группу памятников XIV века.
На этой же территории поодаль от ближних селений и возник на «мызе Власово» медно-латунный завод, из-за чего и само поселение получило такое необычное название – Медное Власово. Основатель завода - купец Андрей Яковлевич Савельев. Год основания – 1822 г. (или ранее). Продукция – листовая медь и латунь, тазы, котлы, кубы и другие предметы промышленного и домашнего обихода.
В 1863 году хорошо работающий завод приобрели братья Соловьевы, удачливые местные шелковые промышленники, владевшие шелкоткацкими фабриками в недалеком Авдотьине за Ворей у монастыря. В 1871 г. производство медно-латунных изделий достигло прежнего уровня – 165 тыс. руб.
Соловьевы расположили здесь же (поодаль от завода) и свою усадьбу – построили большой каменный дом с колоннами, несколько флигелей и хозяйственных построек.
В 1890 г. в качестве хозяина усадьбы «Справочная книжка МГ» отметила Ивана Ивановича Соловьева.
Колонны дома смотрят на близкую Ворю в овраге.
При Советах в усадьбе располагалась Московская областная детская больница, потом для нее выстроены были в полукилометре в лесу новые современные здания. Последние десятилетия в них - Московская городская детская больница-интернат для детей с ограниченными способностями.
В самом Медном Власове построено два многоэтажных дома для сотрудников больницы.
О Соловьевых, дававших работу на этом заводе и на своих шелковых фабриках многим жителям соседних деревень Мизинова и Топорково, следует рассказать особо.
История купцов Соловьёвых
Еще в 1795 году предки Соловьевых выделились среди местных крестьян деревни Авдотьиной. В 1853-1856 годах на их двух фабриках уже установлено 587 станов, занято 675 рабочих. Продукция фабрики отмечена присуждением золотой и серебряной медалей всероссийских мануфактурных выставок.
Бархаты Соловьевых признаны лучшими в России; они и сложнорисунчатые шелковые ткани поставляют императорскому двору. На промышленной выставке 1853 года бархаты Соловьевых удостоены особой почести; они были выставлены в почетной императорской ложе.
В 1871-1872 годах обе фабрики находятся в числе действующих. 500 раб. выпустили 212 тысяч аршин бархата и разных шелковых материй и полмиллиона платков на сумму 505 тыс. рублей. Одной из фабрик владел отец создателя усадьбы Власово Ивана Ивановича - Иван Семенович.
Авдотьинская фабрика Соловьевых просуществовала до революции. В 1918 году она была национализирована.
В 1920-х годах было восстановлено производство. Фабрика существует до настоящего времени (2006).
Усадьба в Медном Власове, оставшись в последние десятилетия без хозяев и больничного присмотра, активно разрушается. Ее ампирные колонны, смотрящие на Ворю, еще стоят. Но зданию без хозяйского глаза, но «поохраной государства как памятник» грозит гибель.
Для его спасения требуется политическая воля районной и областной администрации. Это я писал в 2008 г., но ничего не изменилось.
[1] Он был пострижен в монахи с этим именем.
Поделитесь с друзьями