Рассказ о «Щелковском штурмовике»
Г.Ровенский
По материалам Музея Щелкова, районного «Коммуниста» - коллекция фото Варгузова С.И. и работ краеведов
В 1-м номере 1943 г. районная газета «Коммунист» поместила письма щелковцев и предприятий, внесших средства в Фонд Победы.
Конец года был вдохновляющим рядом побед Красной Армии
250 тысяч рублей собрано на постройку эскадрильи «Щелковец» работниками химзавода.
Коллектив химзавода (дир. Ковалев) за 2 дня собрал 250 тысяч рублей на постройку авиаэскадрильи самолетов «ЩЕЛКОВЕЦ». Сбор средств продолжается.
275 тысяч рублей внесли трудящиеся Радиолампового завода (дир. Каминский) на постройку боевых самолетов.
Коллектив детских яслей №2 комбината (дир. Семин) внес 16 500 рублей личных сбережений на постройку авиаэскадрильи имени Героя Советского Союза т. Иванова.
Коллектив фабрики (дир. Феофанов) внес на постройку танков и самолетов 210 тысяч рублей.
Щелковский промкомбинат собрал 195 тысяч рублей на строительство самолета имени нашего земляка Героя Советского Союза – летчика Иванова Ивана Ивановича, погибшего в борьбе с немецкими захватчиками.
Вот такие денежные патриотические вклады стояли в начале «Щелковского штурмовика».
Командир 15-го Гв. штурмового авиаполка (Гв. ШАП) подполковник Н.И. Свитенко объясняет своему стрелку боевое задание на фоне Ил-2 "Щёлковский штурмовик".
(так мы писали в книге «Военное Щелково», но при подготовке настоящей книги выяснилось, что справа - это и есть будущий дважды Герой Советского Союза Мыльников, о котором писала и районная газета).
Замечательная машина - «Ил-2». Их за войну выпущено было 36 тысяч. Штурмовики наводили страх на немцев. Их отважная и точная работа на низких высотах наносила огромные потери вражеской технике.
Двигатель в 1720 л.с. позволял развивать скорость в 400 км/час, уходить на высоту в 6 км. А вооружение - две 23-мм пушки, да два пулемета 7,62 мм (ШВАКС), да крупноколиберный пулемет в 12,7 мм, да почти 1000 кг бомб (или 8х82 мм НУРС (неуправляемые реактивные снаряды). В общем - настоящий летающий танк.
Дальность – 765 км.
Полеты на ИЛ-2 были, конечно, рисковые и для самолета и для летчика, но эти штурмовики очень любили летчики.
Впервые о «Щелковском штурмовике» рассказала нашим землякам районная газета «Коммунист» (21 мая 1943 г. №57)
Мы приводим текст журналиста и этого письма.
«На имя городского комитета партии получено письмо от одной из гвардейских авиационных частей, в котором рассказывается, как воюют гвардейцы на самолетах «Щелковский штурмовик», построенных на средства трудящихся нашего района. Вот что говорится в этом письме:
«Зимой гвардейцы получили новенькие самолеты. На длинных белых фюзеляжах «ИЛ-лов» четко выделялись надписи: «Щелковский штурмовик».
- Ого, пришли «Москвичи!» - говорили летчики. - Нарубим фрицев на этих машинках.
Самолеты быстро пошли в дело. Они участвовали в разгроме вражеских аэродромов, налетали на фашистские дальнобойные батареи, жгли воинские эшелоны врага, истребляли проклятую немчуру.
На «Щелковских штурмовиках» воюют гвардейцы, которые непрерывно громят врага: летчики-штурмовики Герой Советского Союза Николай Свитенко, кавалер ордена Александра Невского Григорий Мыльников и другие.
Штурмовики гвардейцы любовно ухаживают и берегут «ИЛ-ы», построенные на средства трудящихся Щелковского района.
А. Иванов».
Летчики-герои Свитенко Н.И. и Мыльников Г.М.
А через 20 дней газета опубликовала и ответное письмо летчикам-штурмовикам:
«Дорогие наши сталинские соколы!
Трудящиеся Щелковского района, собравшие средства на строительство самолетов «Щелковский штурмовик» шлют Вам свою горячую любовь и пожелания успешно громить врага.
Особый привет шлют трудящиеся района Герою Советского Союза Николаю Свитенко и кавалеру ордена Александра Невского Мыльникову, летающим на «Щелковском штурмовике».
Письмо опубликовано большое и посвящено героическим трудовым подвигам жителей, ударников и стахановцев в помощь фронту.
И страстное обращение в последних абзацах письма
Сообщим немногие подробности об упомянутых летчиках- штурмовиках, а потом расскажем почему у нас была и осталась уверенность, что эти штурмовики улетели именно с нашего аэродрома на Набережной.
Герой Советского Союза СВИТЕНКО Николай Иванович (1913, Харьков - 2007)
С 1934 в Красной Армии. В 1937 году окончил Роганскую военную авиашколу пилотов. Участник Финской войны.
С июня 1941 ст. лейтенант Н.И. Свитенко на фронте в 7 ИАП (7.3.1942 преобразован в 14-й Гв. ИАП), сражался на истребителе И-153 (биплан «Чайка» - крыло с изгибом).
К 25.12.1941 ком-р эскадрильи (23-я армия, Ленинградский фронт) капитан Н.И. Свитенко совершил 135 боевых вылетов (сбил лично и в составе группы 7 самолётов). В декабре 1941 был представлен к званию Героя Советского Союза, но только 10.2.1943 был его удостоен. Свитенко уходит из истребительной авиации в штурмовики.
С 23 июля 1942 и до августа 1943 г. майор Н.И. Свитенко командовал 15-м Гв. штурм. авиаполком на Ил-2. тогда к ним поступили «Щелковские штурмовики», и фото их с Мыльниковым относится к этому периоду.
С 27 окт. 1943 г. возвратился в свой 14-м гв. истребительный полк (Як-9) его командиром до конца войны.
К маю 1945 года он имел 273 боевых вылета, провёл 34 воздушных боя (сбил лично 5 и в группе 9).
Награждён орд:
* Ленина (20.12.1941, 10.02.1943),
* Красного Знамени (12.06.1944, …),
* Кутузова 3-й степени (08.12.1944),
* Красной Звезды (дважды).
Николай Свитенко с женой Ольгой и сыном Валерием. Ленинградский фронт. 8.12.1944.
После окончания войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1952 ок. Высшую военную академию. С 1958 года генерал-майор авиации Н.И. Свитенко - в запасе.
Жил в Харькове, работал конструктором и зам. конструкторского бюро по довоенной специализации. Умер в 2007 г.
Дважды Герой Советского Союза МЫЛЬНИКОВ Григорий Михайлович (1919 - 1979)
Это он справа на общем фото с командиром на фоне Ил-2 «Щелковский штурмовик»
Мыльников Григорий Михайлович - командир эскадрильи 15-го гв. ШАП (Ленинградский фронт).
Окончил школу ФЗУ. В армии с 1939 г. В 1940 ок. Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.
«На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941. Воевал в составе 174-го (с марта 1942 года - 15-го гвардейского) ШАП на Западном, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Проявил высокое мастерство при выполнении особо сложных заданий на ИЛ-2:
- разыскал в непроглядной метели и уничтожил фашистскую дальнобойную батарею, которая била по Ленинграду,
- обнаружил и разбомбил незамеченный разведкой хорошо замаскированный железнодорожный эшелон с военной техникой,
- одним из первых штурмовиков затопил в открытом море фашистский транспорт.
К сентябрю 1944 года совершил 193 боевых вылета, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.
За мужество и героизм, проявленные в боях, 23.2.45 ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В январе 1945 года на подступах к Кёнигсбергу под его руководством шестёрка Ил-2 с предельной точностью нанесла сокрушительные штурмовые удары по танкам и огневым точкам противника, находившимся в опасной близости от нашей пехоты.
К февралю 1945 года довёл счёт до 223 боевых вылетов. 19 апреля 1945 награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Награды · орден Красной Звезды (19.12.1941);· три ордена Красного Знамени (16.08.1942; 21.06.1944; 22.02.1945); · орден Александра Невского (24.03.1943); · орден Отечественной войны 1-й степени (12.09.1944);
За несколько дней до конца войны получил тяжёлое ранение. С 1945 года - в запасе. В 1954 году ок. Плехановский ин-т, работал экономистом.
Жил в Москве. Умер 26 сентября 1979, пох. на Ваганьковском кл. Надо поискать его потомков.
Бронзовый бюст Героя установлен в его родном селе Егорьевке Курской обл.
26 летчиков 15 гшап стали Героями Советского Союза
Мы с вами познакомились с двумя Героями этого полка. Представляем и третьего.
Дважды Герой Советского Союза Алексей Николаевич Прохоров
А.Н.Прохоров у «Щелковского штурмовика»
В конце декабря 1942 года молодой летчик, сержант Алексей Николай Прохоров прибыл на Ленинградский фронт.
Но на всех вновь прибывших в 15-й гвардейский щтурмовой Невский авиаполк самолетов не хватило. Как вспоминал Прохоров, за новыми штурмовиками пришлось лететь на подмосковный аэродром. Вернулись лишь 10 марта 1943 года. Есть и его фотография рядом со «Щелковским штурмовиком». Так что нет сомнений, что его прибывшая группа молодых летчиков должна была получать самолеты на аэродроме Набережный и пройти двухмесячный курс дообучения на Ил-2 в 1-й учебно-тренировочной авиаэскадрилье Рыбакова.
19 марта на одном из подаренных "илов" с надписью на борту "Щелковский штурмовик" Алексей Прохоров отправился на первое боевое задание. Предстояло уничтожить немецкую артиллерийскую батарею в районе Гатчины-Тосно.
Вот как он сам потом вспоминал об этом дне:
«Это произошло 19 марта 1943 года. Был я тогда старшим сержантом и имел от роду девятнадцать лет. Мы вылетели двумя группами на штурмовку эшелонов противника на перегоне Гатчина–Тосно.
И знаете, все, чему меня научили в училище, словно ветром выдуло из головы!
Я держался ведущего, старательно повторял его маневры.
В районе цели мы попали в зону зенитного огня. Сквозь чёрные хлопья разрывов прорвались к эшелону. Я толком не понимал, что происходило. Гремели выстрелы и взрывы, вслед за ведущим я делал резкие развороты, деревья, самолёты, снова земля.
Одним словом сплошная сумятица, обрывки кинокадров… вот тогда-то и осознал я по-настоящему, что война - дело очень и очень суровое, что боевой вылет - это крайне напряжённая и опасная работа».
Все они – летчики Ленинградского фронта, воевали в тяжелейших условиях, аэродром (на севере Ленинграда) обстреливался дальнобойными орудиями.
За время войны совершил 238 боевых вылетов, награждён многими орденами и медалями. Звание Героя гв. капитану Прохорову А.Н. присвоено Указом от 19 апреля 1945 г. Второй «Золотой Звездой» он награждён 29 июня 1945 года.
Став в двадцать два года дважды Героем Советского Союза, он имел немало учеников, чьи подвиги тоже были отмечены «Золотыми Звёздами».
После войны А.Н. Прохоров закончил Военно-воздушную академию им. Жуковского и стал командиром авиаполка, где освоил реактивную технику (1950-1959г.г.).
В 1976 г. Прохоров - генерал- майор авиации и назначен зам. нач. Иркутского высшего военного авиационного инженерного учили-ща. Потом генерал-майор Прохоров жил в Москве и преподавал на одной из кафедр Военной Академии им. Фрунзе.
Умер Алексей Николаевич 27 мая 2002 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Он - Кавалер трех орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского и двух орденов Отечественной войны 1-й степени, ордена Ленина и двух медалей Золотая Звезда.
Поделитесь с друзьями