Разгадана тайна аэродрома Набережная (Щелково-7)
1-я учебно-тренировочная эскадрилья 9-й запасной авиабригады ВВС МВО
Георгий Ровенский
Георгий Ровенский. Разгадана тайна аэродрома НАБЕРЕЖНАЯ. Штурмовики Ил-2 спешат на фронт. (1-я учебно-тренировочная авиа-эскадрилья 9-й запасной авиабригады ВВС МВО). К истории м/р Щелково-7. Щелковский краеведческий клуб, Щелково, 2019.
Содержание
Щелковский аэроклуб ОСОАВИАХИМа
Начало летного дела на полях деревень Потапово-2 и Набережная
«Я помню аэродром „Набережный”»
Рассказ о «Щелковском штурмовике»
Публикуется с продолжением
История довоенного аэродрома «Набережная», филиала московского аэродрома ОСОВИАХИМа, ставшего в войну площадкой для обкатки Ил-2, прибывших с заводов. 1-я утаэ 9-й забр обучала и тренировала летчиков. Отсюда они отправлялись на фронт в свои части. Самое грозное оружие ВВС – ИЛ-2 поступало в войска. Несколько сотен щелковских летчиков-штурмовиков прославили свои имена и части на всех фронтах. Отсюда вылетела и эскадрилья «Щелковского штурмовика», созданная на средства жителей Щелковского района. Рассказ об аэродроме и командирах этой учебной части дополнены сведениями о Героях Советского Союза и краткой историей этой территории потом: НИП-14 (связь с космосом) и завода 31 гражданской авиации.
Ровенский Георгий Васильевич, 1937, к.т.н. («Исток»), автор 8 книг о военной предыстории нашего края – 3-х в/ч воздушно-десантных войск 1941-1942 (8 вдк - 35 гв. сд - Сталинград); 1942-1943 (3 гв. вдд – Старая Русса); 1943 год 3-й гв. вдб - Днепровский десант; 99 гв. Свирская сд. (13-я гв. вдбр - 300 гв. стр. п.), Книга памяти 3-й гв. вдбр (Днепровский десант), Военное Щелково, 600 щелковских ополченцев, 1941 г., Аэродром «Щелково» (Чкаловский) и др. В 1991-2019 гг. - автором и в соавторстве написаны 104 краеведческих книг.
Адрес: 141195 г. Фрязино, Полевая, 16, кв. 32; т. 8(496)56-4-32-41. 8(916)631-68-79. Е: groven@yandex.ru.
Автор благодарен всем помощникам по этой необъятной теме и надеется, что кто-то возьмется поисками в фондах ЦАМО (Подольск) документов по этой теме.
В книге привлечены материалы историко-краеведческого музея, фотосканы страниц газеты «Коммунист» военных лет (Варгузов С.И.), фотоснимки немецкой авиаразведки (трофеи из США) и воспоминания летчиков-штурмовиков из СЕТИ.
Участники развития темы
Федоров-Чеберако Миллиан Моисеевич, 1935 г.р.
Краевед и активный поисковик материалов в Москве, автор многих статей в местной печати; коллекция его из десятков общих тетрадей хранит множество архивных сведений для краеведения, в т.ч. о Комитете первостроителей Троицкого храма и их приеме императором 31.5.1912 г.; соавтор первой экспозиции музея Щелкова 1999 г., автор 4-х книг по 1941 году в нашем крае . В ЦАМО в фонде МВО нашел список в/ч в Щелковском районе от 15 декабря 1941, в т.ч. БАО 643 в Потапово-2 (Аэродром).
Багрова Зинаида Юрьевна.
Директор Музея Щелкова в 1999-2010 гг. (с его основания в «Доме Синицына»), соавтор первых экспозиций по истории Щелкова, активный собиратель материалов для фондов, первой обратившая внимание автора на фотографию самолета с надписью «Щелковский штурмовик».
Варгузов Сергей Иванович, 1952 г.р.
Секретарь Щелковского краеведческого клуба при Центральной библиотеке, депутат Щелковского райсовета, исследователь истории предприятий, общественных организаций и их руководителей в архивах Москвы, ревнитель сохранения исторической памяти о старинных предприятиях края и достижениях советского времени, соавтор книг «Щелк. коммерческое училище», «Щелк. театральная жизнь. 1779-2018 гг.», «Родословия жителей деревни Щелково», «Александр Синицын – почетная историческая личность». Автор фото--сканов газеты «Коммунист» 1941-1945 гг., страниц о сборе средств на самолет «Щелковец» и др.
Подзорова Надежда Федоровна.
Научный сотрудник Щелковского историко-краеведческого музея, член Щелковского краеведческого клуба, соавтор нескольких экспозиций, собиратель материалов для фондов музея, в т.ч. по истории Первой мировой войны и лазарета в Доме Синицына, ставшего Музеем города. Помнит рассказы отца, как он ходил прыгать с парашютной вышки у Потапово-2. Нашла фамилию Героя, приведенного на фото «Щелковский штурмовик».
Дегтярев Игорь Георгиевич, 22.6.1946, член Щелковского краеведческого клуба, уроженец д. Набережная, рядом с которым был аэродром, знаток его территории и исследователь-распознаватель немецкой аэрофотосъемки 1942 г. аэродрома «Набережный» и его окрестностей.
Чернов Михаил Антонович. (1913, Серково - 2002, Щелково), в 1935 начальник Аэроклуба ОСОАВИАХИМа на малом аэродроме в Потапове-2, соседнем с аэродромом Набережный. В войну – ст. техник-лейтенант 661-го Батальона аэродромного обслуживания, награжден мед. «За отвагу» и орд. Отеч. войны II cт., жил в Щелкове (Пушкина, 16) и рассказал автору о Щелковском аэроклубе. В его семье сохранилась коллекция фотографий времен аэроклуба 1935-1937.
ПЛАХИН Рудольф Николаевич, 1925 г.р., фронтовик, уроженец д. Набережная, свидетель первых прилетов У-1 и полетов летчиков и планеристов с соседнего с деревней поля аэродрома. Гв. сержант 7 мех. бригады, наводчик зенитного пулемета ДШК, нагр. мед. «За отвагу» (сбил «Мессершмит»), орд. Красная Звезда (сбил «Юнкерс») и Отеч. войны II ст., многими медалями. Известный фотокорреспондент Щелкова.
Вступление
Для истории Щелкова долго оставалась загадкой, что же было во время войны на полевом грунтовом аэродроме севернее деревни Набережная, там, где теперь м/р Щелково-7.
При подготовке в 2018 г. книги «Военное Щелково» удалось немного расширить наши знания о нем, расшифровать летчиков, изображенных на музейной фотографии на фоне самолета с надписью «Щелковский штурмовик» и привести сообщения газеты «Коммунист» о сборе средств для фронта, в т.ч. и на самолет «Щелковец», и опубликовать замечательный фрагмент немецких авиасъёмок этой территории (из коллекции монинских исследователей).
Но оставалось тайной, какая воинская часть была на аэродроме, чем они на самом деле занимались, кто был командиром, другие офицеры части, и какова их судьба.
Помогла случайность. В июне 2019 г. мы с Инной Ивановной Чельцовой сканировали и оцифровали (распознали) книгу Вячеслава Бабушкина о Герое Советского Союза летчике-штурмовике Еряшеве Б.Н., жившем во Фрязино. По стандарту решил я дополнить эти материалы справкой о его командире авиадивизии. И неожиданно тогда всё прояснилось.
В биографиях Героя в СЕТИ нашлось наименование полка - Еряшев Б.Н. воевал в составе 503-го штурмового авиационного полка (206-я штурмовая авиационная дивизия). Кроме Звезды Героя имел 3 ордена Красной Звезды и ряд др. наград.
По традиции готовлю справку на командиров 206-й шад. Список их в Википедии вызвал неожиданный интерес. Еряшев на фронте с июня 1943. Командирами его были Чумаченко Л.К. (по февраль 1944), Чубченков Кирилл Моисеевич (два месяца - по 15 апреля 1944, сбит, пленен, казнен), … Рыбаков Василий Николаевич (июнь 1944 – 16.3.1945, сбит над территорией противника, застрелился).
Пришлось отвлечься от Набережного и часа два изучать в СЕТИ их судьбы.
Судьба Чубченкова в плену была неизвестна и только после войны прояснилась – в лагере он организовал восстание летчиков, отправлен в лагерь смерти Маутхаузен, снова был организатором восстания, вырвался из лагеря, попал в плен и был казнен.
Рыбаков до войны - кадровый чекист, увлекался летным делом в аэроклубах, в войну был в контрразведке СМЕРШ, но при полете в тыл врага был очень тяжело ранен и контужен. Более 6 месяцев пробыл в госпиталях, и был направлен где полегче – к нам на аэродром Набережная, где командовал учебной эскадрильей запасной бригады. Рвался на фронт и однажды, услышав в штабе ВВС, что командир 206-й шад Чубченков пропал без вести, настаивал на свое назначение на эту должность. Обстоятельства вынудили руководство ВВС согласиться.
Не раз он участвовал в боях, но за два месяца до победы в боях над Пруссией был сбит, и при попытке немцев захватить его - застрелился, понимая, что судьба его как бывшего контрразведчика была ясна. Рыбаков тоже числился пропавшим без вести «не вернулся с боевого задания», и только возвращение из плена его стрелка прояснило его судьбу. В наградных Рыбакова и нашлось всё (см. далее) о нашем аэродроме и заслугах об обучении сотен летчиков штурмовому делу на ИЛ-2.
Было понятно, что надо писать книгу об аэродроме.
Пришлось еще раз «прошерстить» в СЕТИ форумы об аэродромах и воспоминаниях летчиков-штурмовиков. Нашлось много дополнительных сведений.
И вспомнить рассказ лет 25 назад начальника Щелковского аэроклуба 1935-х гг. (на поле Потапово-2) Чернова Михаила Антоновича и привести фотографии из его архива,
И снова засесть с уроженцем деревни Набережная Дегтяревым И.Г. над немецким фото аэродрома 1942 г., в увеличенном масштабе рассматривая фрагменты (но это все далее).
Фото аэрофотосъемки Люфтваффе взяты исследователями с сайтов www.kolamap.ru и www.wwii-photos-maps.com.
Итак, мы начинаем рассказ со Щелковского аэроклуба.
Щелковский аэроклуб ОСОАВИАХИМа
Для погружения в эпоху объясню и название.
ОСОАВИАХИМ - родился в 1935 г. из различных обществ содействия обороне страны – армии, авиации и химической обороне». Руководители были трижды расстреляны. Но это не помешало организации стать огромной.
Вот дом ОСОАВИАХИМа и Аэроклуба на бывшей части Советской улицы, занятой теперь площадью Ленина.
На верхней вывеске читается: АЭРОКЛУБ, выше этих букв проглядывается и слово ОСОАВИАХИМ.
Дом явно в стиле московского модерна 1910-х годов.
В фонде Музея Щелкова нашлась и более раннее фото. В 1920-х годах – его 1-й этаж занимало Щелковское потребительское общество под магазин «Мануфактура Галантерея Готовое платье Обувь». А на фронтоне дома еще были видны следы имени дореволюционного купца Мещанской слободы «Н. Гонохол?». Только в 1960-х этот дом был снесен при расширении площади Ленина для митингов, демонстраций и гуляний.
Многочисленные кружки и курсы организации звали к себе юношей и девушек для укрепления обороны страны.
Гордостью для молодежи было заслужить значок «Ворошиловский стрелок», «Активист ОСОАВИАХИМА» или «Парашютист».
Руководил Щелковским Аэроклубом Чернов Михаил Антонович (1913-2002), с которым лет 25 назад мне удалось встретиться и переснять ряд фотографий.
Был он родом из Серково.
C довоенной фотографии в Петергофе
Курсанты (учлёты) проходили обучение в аэроклубах ОСОАВИАХИМА на двухместных учебных самолётах У-2 и УТ-2.
Легендарный У-2 для первоначального обучения.
Учлет и инструктор в кабине У-2 перед вылетом
Прыжки с парашюта отрабатывались вначале на парашютной вышке (падение и особенно - положение ног при приземлении).
Федор Булгаков, слесарь химзавода, имел значок «Ворошиловский стрелок» за меткую стрельбу и рассказывал, как он прыгал с вышки в Потапове-2.
ОСОАВИАХИМ - была общественной организацией, существующей на собственные взносы. Сначала надо было собрать деньги по предприятиям Щелкова хотя бы на один двухместный «кукурузник» и на форму. Занимались по вечерам и в выходные. Осенью и весной теоретические занятия. Потом - радость полета с инструктором и двойная без него.
Курсанты и инструктора авиаклуба на поле Аэродрома. Вдалеке - школа и колокольня Покровского храма Хомутова. Второй слева – Чернов М.А., почему-то грустный.
Штамп
АЭРОКЛУБ
Щелковского района Московской области,
август 1937 г. №70. Щелково, Сев. ж. д. Телефон 1-06.
СПРАВКА
Настоящая выдана (ст-технику ?) тов Чернову Михаилу Антоновичу в том, что он действительно занимался в составе (неразб. – смысл - в составе ) Щелковского а/к в течении года по дисциплинам - теория и практика мотора М-11 и теория и практика сам(олета) У-2.
Начальник штаба – подпись.
Секретарь – подпись.
Фото известного фотокора газеты «Коммунист» (Щелково) Константина Побединского. Чернов – 4-й слева. (Семейный архив Черновых)
В 1937 году, когда составлялась та справка по Чернову, он вынужден перевести свой Аэроклуб, первый щелковский опыт всеобуча летному делу, в Мытищи. Причина, по его рассказу, была в том, что это место уже облюбовал аэроклуб ОСОАВИАХИМа (Таганки или Тушино). А там многие сыновья элиты уже начали летать и жаловались на опасности неумелых летунов-щелковцев.
Мало ли что может случиться…
Приблизились уже годы непрерывных войн и созданный в 1937 году Мытищинский аэроклуб сумел ежегодно удваивать и утраивать число курсантов-летчиков и других специалистов авиации.
Почти сразу они поступали в военные авиаучилища.
История: Мытищинский аэроклуб был основан в 1937 году в помещении бывшего клуба «Пролетарий» вблизи железнодорожной станции Тайнинская. Перед войной здесь обучалось в год до 200 летчиков, 200 планеристов, 174 парашютистов, 100 автомехаников.
Мытищинцы гордятся многими Героями Советского Союза, воспитанниками клуба. И, помня слова Сталина, что самолету У-2 нужно поставить памятник из золота, на высокой стеле водрузили золотистого цвета такой самолет на взлетной дорожке в 10 м.
Это и был как бы памятник и организаторам, и инструкторам клуба. В том числе и Михаилу Антоновичу Чернову.
Завершим этот небольшой очерк о Чернове рассказом о военной судьбе нашего героя. Наградной лист упоминает, что в 19 лет он был в армии и до 1934 г., где вероятно и изучил моторы самолетов и азы летного дела. В Справке он назван ст. техником. Призван в июне 1941 г., служил в 661 БАО.
Из наградного листа 1944 г.
Пом. командира автороты по техчасти 661-го Батальона аэродромного обслуживания ст. техник-лейтенант ЧЕРНОВ Михаил Антонович, 1913 г.р., член ВКП/б/ с 1942. В армии в 1932-34 гг. (РККА) и с июня 1941. В Отечественной войне с июля 1941, ранений и контузий не имеет».
Текст:
«За время своей работы в должности помощника командира автороты по техчасти показал себя отлично знающим свое дело и умеющим в любых условиях обеспечить работу автомашин и тракторов. Под его руководством техническая готовность автомашин доведена до 98%, отлично поставлены содержание, уход и эксплуатация автоспецтранспорта и образцово организована …при безукоризненном оформлении всей положенной документации и хорошо отлаженном учете и отчетности.
Свои знания и опыт умело передает подчиненным.
В 1942 году тов. Чернов лично обучил 46 человек шоферов и 12 человек трактористов, из них 46 чел. девушек, каковые самостоятельно в течение полутора лет работают на тракторах, спецмашинах и автомашинах, 13 человек награждены нагрудными знаками «Отличный шофер», из них 3 девушек.
Ремонт и профилактика проводится строго по утвержденному плану с соблюдением всех требований наставления по автопарковой службе и приказам вышестоящего командования.
По инициативе и при активном участии тов. Чернова восстановлены своими силами 3 автомашины ГАЗ –АА и два ЗИС-5, требовавших капитального ремонта на заводе.
Энергичный и инициативный офицер, выработавший в себе необходимые выдержанность и волю. Дисциплинирован. Способен личным примером и показом обеспечить выполнение задания старшего командования.
Занимаемой должности соответствует, по заключении комиссий СМА ПВО (19.12.1942) и ВВС Северного фронта ПВО (3.6.1944), за отличное содержание автотранспорта, достоин представления к правительственной награде - ордену «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».
Командир 661-й БАО подполковник Д. Зотов. 20.7.1944».
Однако командир 317-й истребительной авиадивизии понизил награду до медали «За боевые заслуги», но кадровики командующего 1-й возд. истребительной армии ПВО убедили наградить ветерана медалью «За отвагу». БАО относились к Тылу ВВС, и отношение к обслуге аэродромов у высших чинов было часто пренебрежительным.
К Дню 40-летия победы в 1985 г. Верховный Совет СССР наградил ЧЕРНОВА М.А.за мужество и героизм орденом Отечественной войны II степени.
Начало летного дела на полях деревень Потапово-2 и Набережная
По рассказам фронтовика Плахина Рудольфа Николаевича, 1925 г.р.
Во время беседы автора (слева) с фронтовиком 16.7.2019. В руках фрагмент немецкой аэросъемки 1942 г. аэродрома.
«О предыстории Аэродрома «Набережный» только я и могу рассказать, больше некому, – говорит ветеран. - Жили мы в д. Набережная и, конечно, видели и раньше самолеты высоко в небе. Гудят и летают.
Мне было лет 9-10, когда однажды на пути в Хомутовскую школу случилась необычное – на заснеженной улице сели три самолета У-2. Летчики вышли и направились в сельсовет, наверное, созвониться, с начальством. А мы столпились у самолетов, трогали теплые бока моторов, щупали крылья. Впервые мы так близко видели эти летающие птицы.
Потом они улетели. Но начали часто прилетать самолеты на поля, видимо, опробовать площадки.
Появились потом вскоре в своих синих комбинезонах и курсанты авиаклуба. Появились и планеры. А знаете, как запускают планеры (самолеты без моторов) резиновыми канатами, прикрепленными кольцом к особому штырю планера?
Две команды курсантов натягивают эти канаты, и вот он срывается с места и поднимается в небо, кольцо соскальзывает, и планер свободно парит. Учлет должен суметь сделать круг над полем и приземлиться. Затем следующий, и опять канаты натягивают. Но иногда планеры брались на прицеп самолетами и они вместе взлетали, а там отцеплялись для свободного парения планериста.
А мы, мальчишки, в основном, стоим и глазеем на это чудо. А иногда видели - в небе кружат странные, с красными крыльями самолеты, потом я понял, что это Чкаловские самолеты готовились к полету с дальнего от нас аэродрома в Америку.
На фотографии юный Рудольф, около 1936 г.
Потом лето настало, земля подсохла, и самолеты стали часто прилетать, один за другим. Так вот все и началось. Военные самолеты появились в войну, и всякие службы на аэродроме. В наших домах расселились в выделенных комнатах командиры – основной состав аэродрома и части. Сразу особая польза появилась – такие дома стали снабжать дровами. Да и редким керосином для ламп удавалось разжиться.
Тогда я сильно увлекся фотографией, вместе со старшим братом Валентином (1923). И мне было не до аэродрома. В школе нам даже выделили темный закуточек под лестницей для проявления пластин и печати. Да и многое другое мы делали для школы.
Брат Валентин был уже активист ОСОАВИАХИМа и значки разные носил уже, потом и стал авиатором.
А я больше по части фотографирования и к местному фотокорреспонденту газеты щелковской часто приставал с расспросами. Так и учился фотоделу, не до аэродрома было.
В 1943 г. был призван в армию и надолго оторвался от местных событий и истории аэродрома. На побывке в 1950 г. видел, что многое изменилось, редкие самолеты, но все вроде бы осталось. Кончилось его время.
На фронте попал из запасного полка, где обучился пулеметному делу, и служил в 7-й гвардейской механизированной бригаде в зенитно-пулеметной роте. Там наш пулеметный расчет сбил Юнкерс, а потом и Мессершмит и был награжден мед. За отвагу и орд. Красной Звезды.
Вернулся на Родину и снова занялся фотографированием, вел фотостудию во Дворце и все городские мероприятия снимал, и всех гостей космонавтов переснял.
Конечно, аэродром постепенно обрастал службами ОСОАВИАХИМА. Вероятно, он служил запасным аэродромом Центрального авиаклуба, который проводил все праздники в Тушине, где располагался и ЦАК им. Чкалова и большой аэродром. Так отмечали День воздушного флота (третье воскресенье августа), в 2019 - 18 августа.
Помню, что и наш аэродром тоже был организатором таких праздников вместе со щелковским начальством. На поле недалеко от аэродрома к Байбакам ставили ларьки со сладостями и ситром, оркестр играл (и речи, наверное, были) и некоторых Ударников труда поднимали в воздух и прокатывали с ними круг над полями на своих двухместных самолетах. То-то было радости всем.
… В Набережной в каждом доме стояли офицеры-летуны.
И началась война
Московский военный округ стал использовать аэродромы ОСОАВИАХИМа в интересах ПВО.
В одном из авиафорумов некий CJ сообщает:
«В начале войны здесь базировались самолеты
16-го истребительного полка ПВО[1].
Дислокация части на 15 июля 1941 года:
Набережная - 14 МиГ-3, 27 Як-1
Люберцы - 41 МиГ-3, 6 И-16
Быково - 1 И-16»
Справка из https://wiki2.org/ru/16
В феврале 1941 г. полк (создан в 1938) начал перевооружаться на истребители МиГ-3. 12 августа 1940 года полк включён в состав 24-й истр. авиадивизии ПВО Московского военного округа[1].
20 июня 1941 года полк вошёл в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО. Укомплектован (4 эскадрильи и 63 самолёта), вооружён самолётами МиГ-3 (в основном) и И-16.
22 июня 1941 года в составе 6-го иак ПВО Московской зоны ПВО вступил в боевые действия на МиГ-3 и И-16. Осуществлял прикрытие город а и военных объектов Москвы с воздуха, помимо выполнения задач ПВО вылетал на прикрытие своих войск, штурмовку войск противника, действуя в интересах командования наземных фронтов.
24 июля 1941 года одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: старший лейтенант Бурьян Н. П., пилотируя И-16, в ночном воздушном бою в районе южной окраины Москвы сбил немецкий бомбардировщик Ju-88[2].
1 августа 1941 г. полк переформирован на аэродроме Люберцы путём выделения из состава полка нового 17-го ИАП истребительного авиационного полка.
CJ: На 31 июля 1941 года 16 иап ПВО дислоцировался:
Люберцы - 42 МиГ-3, 8 И-16
Быково - 13 И-16
На аэродроме Набережная на этот момент значится уже 309 иап ПВО, но без самолетов и экипажей.
Смотрим Справку – 309 иап:
309-й истребительный авиационный полк начал формирование на аэродроме Чертаново Волоколамского района с 24 апреля 1941 года (4 эскадрильи - И-16), а 13 июля полк перебазировался на аэродром Набережная в Щелковском районе, где продолжил формирование.
С 27 июля 1941 года полк в составе 6-го иак ПВО Московской зоны ПВО вступил в боевые действия против фашистской Германии и ее союзников на самолетах И-16.
Осуществлял прикрытие города и военных объектов Москвы с воздуха, помимо выполнения задач ПВО, вылетал на прикрытие своих войск, штурмовку войск противника, действуя в интересах командования наземных фронтов.
Летом и осенью 1941 года полк получал пополнение самолетами И-153 (полутороплан, «Чайка», с вооружением для штурмовки и поддержки наземных частей).
В сентябре полк приказом командира 6-го иак ПВО перебазировался на полевой аэродром Гридино в Егорьевском районе
Это пока все, что мы знаем об Аэродроме Набережная в системе ПВО МВО.
[1] Командир майор Пруцков Федор Максимович, 1939 - 4.1942.
[2] Бурьян Николай Павлович (1915 г.р.), 16 иап, в 1942 нагр. орд Красного Знамени за Московскую битву, в 1945 - орд. Отеч. в. 1 ст.
Поделитесь с друзьями