Черноголовская газета № 28 (268) 13 - 19 июля 1996 года
Памяти Георгия Вячеславовича Курдюмова
В субботу, 6 июля <1996 года>, на 95 году жизни скончался крупнейший российский металлофизик, ученый с мировым именем, академик Георгий Вячеславович Курдюмов. Результаты его классических работ по природе бездиффузионных мартенситных превращений вошли практически во все монографии и курсы материаловедения и физики металлов.
Г.В. Курдюмов с 1944 г. в течение многих лет был директором Института металлофизики ЦНИИЧМ, основателем лаборатории металлофизики, преобразованной позднее в Институт металлофизики АН УССР. В 1962-1973 гг. Г.В. Курдюмов был директором-организатором Института физики твердого тела АН СССР в Черноголовке. Заложенные им демократические традиции в коллективе ИФТТ сыграли большую роль в успешном развитии и научной активности нашего института.
Научные достижения Г.В. Курдюмова были многократно отмечены союзными и международными наградами и избранием в члены нескольких иностранных академий и международных научных ассоциаций.
Тех из нас, которым посчастливилось работать под его руководством и иметь личные контакты с Георгием Вячеславовичем, всегда поражали его принципиальность, корректность, исключительная скромность.
Память об этом замечательном ученом и человеке останется в наших сердцах.
Коллектив ИФТТ
Он всегда оставался самим собой, что бывает только с истинными интеллигентами
С. Милейко
С уходом Георгия Вячеславовича старая добрая Академия сделала еще один шаг в небытие. Но люди, ее построившие, остаются с нами . Потому что это были Люди.
Я не принадлежу к школе Курдюмова (хоть и обязан ему своим появлением в Черноголовке, за что ему буду благодарен всегда) и не имею морального права писать воспоминания о Георгии Вячеславовиче. Но мне кажется, что один эпизод многое скажет об этом человеке.
Лет десять назад, отправляясь в поездку по Германии, я включил в свою программу посещение института в Клаусталь-Соллерфельде, откуда время от времени некто Вассерман публиковал статьи о получении волокнистых структур путем экструзии смеси порошков. Я никогда не пересекался ранее ни с кем из этой команды и не очень представлял себе, откуда и как они пришли в эту область.
Приезжаю на станцию Глостар километрах в тридцати от Клаусталь-Саллерфельда, на перроне встречает меня паренек из института и говорит примерно следующее: "Вас приехал встречать и профессор Вассерман, но он плохо ходит после инсульта и потому, заранее извинившись, остался в машине". Мы встретились через несколько минут со старым человеком, и я понял, что происходит: он связывал ИФТТ с Курдюмовым, для него я был связующим звеном между ним и его старинным другом, с которым они работали в Берлине в конце 20-х годов. Все три дня, что я был в институте, он провел со мной и я понимал, что, разговаривая со мной, он получал удовольствие, как бы теперь сказали, от виртуального общения с Курдюмовым.
В связи с этим эпизодом сегодня мне захотелось напомнить о том, что Георгий Вячеславович обладал притягивающей силой для людей его круга. Будучи человеком действительно очень знаменитым своим вкладом в физику, он оставался самим собой, что бывает только с истинными интеллигентами.
Поделитесь с друзьями