Стромынская дорога
Алексей Симонов
Одной из старейших дорог Подмосковья считается Стромынская дорога, позднее Стромынский тракт. Эта дорога вела из Москвы через село Стромынь в Киржач, далее в Юрьев-Польский, Ростов Великий и далее в Суздаль и Владимир. О древности этой дороги писали известные историки: С.Ф. Платонов (1), М.Н. Тихомиров (2). А знаток московской старины П.В. Сытин отмечал: « В лесу проходила Стромынская дорога из Москвы через Черкизово в село Стромынь, лежавшее в 60 км к востоку, и в город Суздаль. По преданию, по этой дороге в 1382 г., когда к Москве подступил Тохтамыш, ушел на север собирать войска Дмитрий Донской» (3).
Московский краевед К.А. Видов предполагал, что Стромынская дорога существует с XI века и именно по ней прошёл Владимир Мономах в 1101-10102 годах из Киева в Залесскую Русь «сквозь вятичи» (4).
Краевед П.П. Копышев высказывал мнение, что Стромынка возникла лишь в XIV веке, позднее Большой (Великой) Владимирской дороги, уменьшавшей расстояние последней с 200 до 160 км.
Известно, что в 1395 году при угрозе нападения войск Тамерлана, из Владимира в Москву была принесена икона Божией Матери Владимирская. Из Владимира икону несли крестным ходом через Переславль-Залесский, вероятно, по Большой (Великой) Владимирской дороге. В житии преподобного Сергия Радонежского говорится, что Большая Владимирская дорога была проложена в 70-е годы XIV века, а именно участок от города Радонежа через Троице-Сергиев монастырь до Переславля-Залесского. До построения дороги через Троице-Сергиев монастырь в Переславль ездили по более старой дороге –«великая дорога старая Переяславская лесная». Археолог С.З. Чернов указывает, что «по землям Радонежа , Вори и Кинелы пролегали две дороги на Переславль ( через Радонеж и Стогово и через Хомутово и Иевлево), связывавшие Москву с её заволжскими владениями» (5). Общим у трёх дорог: Стромынской, Хомутовской и Старой Переславской лесной (через Стогово и Иевлево) является направление – северо-восток, т.е. Залесская или Ростово-Суздальская земля, позднее Владимирское княжество.
Неизвестный автор в 1896 г. писал: «из Москвы в Переславль-Залесский в XII веке ездили, очевидно, по Стромынке до Шернского леса, а от Шернского леса дорога на Переславль существовала уже в 1177 г.» (6).
Несомненную древность Стромынской дороги подтверждают археологические данные, отмеченные на карте-схеме. Монастырь Спаса-Преображения у Медвежьего озера конца XIV века, городище Громково XI- XII вв., городище п. Свердловский VI-VIII вв., курганные группы XI-XIII вв. Анискино, Громково и Авдотьино, а также один из древнейших погостов – Берлюковский.
Таким образом Стромынка проложена не позднее XI в. как путь из древнейшего города Залесской Руси Ростова в стратегически важную юго-западную окраину Ростово-Суздальской земли – будущую Московию, где воедино связывались важные сухопутные и речные пути.
Вероятнее всего, по Стромынке двигались потоки мигрантов из южной и юго-западной Руси в XI- XII вв. Известно, что переселенцы и свой уклад и свои названия. «Надобно вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич, - всё это южно-русские названия, которые мелькают чуть ли на каждой старнице старой киевской летописи в рассказе о событиях в южной Руси» (7). Место, где дорога Стромынка пересекает реку Ворю издревле называется «Берлюки». Рядом на реке Воре расположено несколько курганных групп XI-XIII вв., позднее в XVII веке здесь возник известный Берлюковский монастырь. Интересно, что само слово «берлюк» или «бирюк», означающее одинокого волка или нелюдимого человека, является характерным для южно-русского наречия. Вот, что пишется об этом в церковно-славянском словаре: «Бирюк – волк, это название существует у юго-восточных и юго-западных народов, на севере оно не существует» (8). Очевидно, что название местности - «Берлюки», как и другие названия, является следом миграционного потока XI-XII вв.
По поводу названия Стромынской дороги существует несколько версий. Но, вероятнее всего, дорога получила название по основанному на ней в 1379 г. преподобным Сергием Радонежским Успенскому монастырю на Стромыни, т.е. на крутом берегу реки Дубёнки. Чему собственно и будет посвящён следующий очерк.
Источники:
- С.Ф. Платонов Очерки по истории Смуты. Спб., 1901. С. 30.
- М.Н. Тихомиров Россия в XVI ст. М., 1962. С. 94.
- П.В. Сытин Из истории московских улиц. М., 2000. С. 425.
- К.А. Видов Стромынская дорога // Наука и жизнь. 1992. № 11. С. 134.
- С.З. Чернов Происхождение вотчин XIV- XV вв. в районе Троице-Сергиева монастыря. М., 1983. С. 5.
- Монастырь-пустынька Спаса-Преображения у Медвежьего озера // Московские церковные ведомости. М., 1896. № 21. С. 274.
- В.О. Ключевский Русская история. Кн. 1. М., 1993. С. 256.
- Г. Дьяченко Полный церковно-славянский словарь. М, 1900. С. 891.
Поделитесь с друзьями